МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Прикладная геодезия и экологическое картографирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Экологическая безопасность природных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_ЭколБезПрирКомплексов-2023_11кл
Часов по учебному плану 66
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 6
индивидуальные консультации 2
контроль 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16,670000076294 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8 16 16
Практические 12 12 24 24 36 36
Сам. работа 4 4 2 2 6 6
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 6 6 6 6
Итого 24 24 42 42 66 66

Программу составил(и):
Волвенкина Светлана Сергеевна;

Рецензент(ы):
преподаватель АГАУ, Патрушева Татьяна Васильевна

Рабочая программа дисциплины
Прикладная геодезия и экологическое картографирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ (приказ Минобрнауки России от 31.08.2022 г. № 790)

составлена на основании учебного плана:
20.02.01 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 21.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение студентами необходимых знаний и умений для проведения геодезических работ, обработки и оформлению полученных результатов съемок в виде планов, профилей и карт, а также читать топографические карты.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ПК 1.1. Выбирать методы и средства для проведения экологического мониторинга окружающей среды.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ПК 1.2. Эксплуатировать средства наблюдения, приборы и оборудование для проведения экологического мониторинга окружающей среды.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ПК 1.3. Проводить экологический мониторинг окружающей среды.
ПК 1.4. Обрабатывать экологическую информацию, в том числе с использованием компьютерных технологий.
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-системы координат, применяемые в геодезии, масштабы топографических карт, виды условных знаков их значения, требования к графическому оформлению съемок местности;
-устройство приборов и оборудования, применяемого при съемках местности;
-методы аналитической и графической обработки материалов полевых геодезических работ;
-способы изображения явлений и объектов на тематических картах
3.2.Уметь:
3.2.1.-подготавливать к работе приборы и оборудование, применяемые при геодезических съемках местности;
-выполнять геодезические съемки (горизонтальные: глазомерная, буссольная, теодолитная и вертикальные: нивелирование) и обрабатывать полученные результаты съемок;
-оформлять результаты съемок в виде планов, профилей, карт;
читать топографические карты;
изображать явления и объекты на тематической карте
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК 1.1. Выбирать методы и средства для проведения экологического мониторинга окружающей среды.
Навыки:
выбора необходимых источников информации для организации экологического мониторинга окружающей среды;
выбора методов и средств для организации наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, водных объектов и почвы;
ПК 1.2. Эксплуатировать средства наблюдения, приборы и оборудование для проведения экологического мониторинга окружающей среды.
Навыки:
выбора оборудования, приборов контроля, аналитических приборов и проведения химического анализа атмосферного воздуха, воды и почвы;
эксплуатации средств наблюдений, приборов и оборудования для наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, водных объектов и почвы;
ПК 1.3. Проводить экологический мониторинг окружающей среды.
Навыки:
проведения экологического мониторинга за загрязнением атмосферного воздуха, водных объектов и почвы с соблюдением требований охраны труда и техники безопасности;
ПК 1.4. Обрабатывать экологическую информацию, в том числе с использованием компьютерных технологий
Навыки:
выбора оборудования, приборов контроля, аналитических приборов и проведения химического анализа атмосферного воздуха, воды и почвы;
сбора, обработки, систематизации, анализа информации, формирования и ведения баз данных загрязнения окружающей среды, в том числе с использованием компьютерных технологий;
обработки результатов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, водных объектов и почвы;
выполнения экономических расчетов для оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;
составление отчетной документации о состоянии окружающей среды

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Основы геодезии.Тема 1.1. Планы и карты
1.1. Общие сведение о Земле. Уровненная поверхность Земли. Понятие о плане и карте. Виды масштабов: численные, линейные. Лекции 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ОК 02., ОК 06. Л2.1, Л1.1
1.2. Координаты применяемы в геодезии: географические, прямоугольные. Условные знаки на планах и картах. Использование пояснительных знаков. Лекции 1 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ОК 02., ОК 04., ОК 06. Л2.1, Л1.1
1.3. Лабораторное занятие 1.Решение задач с использованием масштаба Практические 1 2 ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ОК 04. Л2.1, Л1.1
1.4. Лабораторное занятие 2.Определение географических и прямоугольных координат точек Практические 1 4 ОК 03., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.3., ОК 02. Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Тема 1.2. Изображение рельефа местности
2.1. Способы изображения на картах форм рельефа, горизонтали. Свойства горизонталей. Способы интерполяции при проведении горизонталей между точками с известными высотами. Построение профиля местности по заданному направлению Лекции 1 2 ОК 01., ОК 05., ПК 1.1., ПК 1.2., ОК 02. Л2.1, Л1.1
2.2. Лабораторное занятие 3. Проведение горизонталей между точками с известными отметками Практические 1 4 ОК 01., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. Л2.1, Л1.1
2.3. Лабораторное занятие 4. Решение задач по карте с горизонталями. Построение профиля по заданному направлению Практические 1 2 ОК 01., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. Л2.1, Л1.1
2.4. Работа с топографическими картами Сам. работа 1 2 ОК 03., ОК 05., ОК 07., ОК 09. Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Тема 1.3. Горизонтальная съемка
3.1. Понятие о съемках. Виды съемок. Буссольно-глазомерная съемка. Понятие об ориентирование. Приборы для измерения азимутов и румбов. Способы буссольной съемки. Лекции 1 2 ОК 01., ПК 1.1., ПК 1.2., ОК 02., ОК 06. Л2.1
3.2. Теодолитная съемка. Понятие о теодолитной съемке. Типы современных теодолитов. Устройство и назначение теодолита. Установка теодолита в рабочее положение. Способы измерения горизонтальных углов теодолитом Лекции 2 2 ОК 01., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. Л2.1
3.3. Изучение приборов для съемки местности Сам. работа 1 2 ОК 01., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. Л2.1
3.4. Лабораторное занятие 5. Вычисление магнитного, истинного азимута, дирекционного угла, румбов Практические 2 2 ОК 01., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. Л2.1, Л1.1
3.5. Лабораторное занятие 6. Изучение устройства буссоли и компаса. Измерение магнитных азимутов и румбов Практические 2 1 ОК 01., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. Л2.1, Л1.1
3.6. Лабораторное занятие 7. Построение плана по результата буссольной съемки Практические 2 2 ОК 01., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. Л2.1
3.7. Лабораторное занятие 8. Установка теодолита в рабочее положение. Измерение горизонтального угла способом полного приема. Практические 2 6 ОК 01., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. Л2.1
Раздел 4. Тема 1.4. Нивелирование
4.1. 1.Понятие о нивелирной съемке. Виды нивелирования. Способы геометрического нивелирования. Классификация нивелиров. Назначение устройство нивелиров. Лекции 2 1 ОК 01., ОК 07., ПК 1.1., ПК 1.2., ОК 04. Л2.1, Л1.1
4.2. Лабораторное занятие 9. Изучение устройства нивелира, его поверки Практические 2 2 ОК 01., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. Л2.1
4.3. Лабораторное занятие 10. Производство геометрического нивелирования способом «Из середины» Практические 2 2 ОК 01., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. Л2.1
4.4. Лабораторное занятие 11. Обработка журнала нивелирования. Построение профиля по данным нивелирования Практические 2 2 ОК 01., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. Л2.1
Раздел 5. Раздел 2. Основы экологического картографирования. Тема 2.1 Простейшие измерения
5.1. Виды геодезических знаков. Приборы и устройства, применяемые для измерения длин линий на карте: масштабная линейка, циркуль-измеритель, курвиметр. Способы и правила измерения длин линий различных линий. Способы измерения площадей. Устройство планиметра и палетки. Порядок измерения площадей. Вычисления результатов измерений. Лекции 2 2 ОК 01., ПК 1.2., ОК 02., ОК 04. Л2.1
5.2. Лабораторное занятие 12. Изучение устройства планиметра. Определение цены деления планиметра Практические 2 1 ОК 01., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. Л2.1
5.3. Лабораторное занятие 13. Измерение площади планиметром Практические 2 1 ОК 01., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. Л2.1, Л1.1
5.4. Лабораторное занятие 14. Измерение длин линий на карте различных масштабов Практические 2 1 ОК 01., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Тема 2.2. Экологическое картографирование
6.1. Роль экологического картографирования в науке и практике. Классификация экологических карт. Способы картографических изображений и их использование в экологическом картографирования Лекции 2 2 ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 02.
6.2. Лабораторное занятие 15. Изучение признаков и свойств способов картографических изображений (СКИ), применяемых на экологических картах Практические 2 2 ОК 01., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3.
Раздел 7. Тема 2.3. Методы составления экологических карт
7.1. Картографирование атмосферных проблем. Общие закономерности загрязнения атмосферы. Картографирование источников загрязнения атмосферы. Картографирование загрязнения вод суши. Общие закономерности загрязнения поверхностных вод суши. Картографирование самоочищения поверхностных вод. Показатели экологического состояния водоемов. Лекции 2 1 ОК 01., ПК 1.1., ПК 1.4., ОК 02.
7.2. Лабораторное занятие 16. Освоить анализ пространственной и временной изменчивости потенциала загрязнения атмосферы. Практические 2 2 ОК 01., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3.
7.3. Работа с экологической картой. Составление пояснительной записки Сам. работа 2 2 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 02., ОК 04., ОК 06.
7.4. Консультация Консультации 2 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9031
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания:
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Наука, изучающая форму, размеры земного шара или отдельных участков ее поверхности путем измерений:
а) геодезия
б) картография
в) геология
2. Поверхность, образованная как условное продолжение мирового океана под материками:
а) поверхность эллипсоида
б) основная уровневая поверхность
в) физическая поверхность

3. Фигура Земли, образованная уровневой поверхностью, совпадающей с поверхностью Мирового океана в состоянии полного покоя и равновесия, согласно продолжена под материками:
а) земной эллипсоид
б) земной шар
в) геоид
4. Приближение формы поверхности земли до эллипсоида вращения, который используется для нужд геодезии на определенной части земной поверхности:
а) референц-эллипсоид
б) квазигеоид
в) земной эллипсоид
5. Размеры земного эллипсоида характеризуют:
а) средний радиус Земли;
б) длины параллелей и меридианов
в) длину большой полуоси и полярное сжатия
6. Линии сечения поверхности эллипсоида плоскостями, которые проходят через ось вращения Земли:
а) параллели
б) меридианы
в) отвесные линии
7. Линии сечения поверхности эллипсоида плоскостями, которые перпендикулярные оси вращения Земли:
а) меридианы
б) нормали
в) параллели
8. Три величины, две из которых характеризуют плановое положение, а третья является высотой точки над поверхностью земного эллипсоида:
а) геодезические координаты
б) Декартовы координаты
в) геоцентрические координаты
9. Угол, образованный нормалью к поверхности земного эллипсоида в данной точке и плоскостью его экватора (вверх или вниз от экватора):
а) геодезическая долгота
б) астрономическая долгота
в) геодезическая широта
10. Двугранный угол между плоскостями геодезического меридиана данной точки и начального геодезического меридиана (вправо или влево от нулевого меридиана):
а) астрономическая долгота
б) геодезическая долгота
в) астрономическая широта
11. Высота точки над поверхностью земного эллипсоида:
а) геодезическая высота
б) ортометрическая высота
в) динамическая высота
12. Высота точки, которая определяется относительно основной уровневой поверхности:
а) относительная высота
б) абсолютная высота
в) геодезическая высота
13. Разница высот двух точек:
а) превышение
б) приросты ординат
в) приросты абсцисс
14. Под нивелированием понимают полевые работы, в результате которых определяют:
а) прямоугольные координаты точек
б) полярные координаты точек
в) превышение между отдельными точками
15. Миниатюрное изображение части земной поверхности, созданное без учета кривизны Земли:
а) план местности
б) абрис местности
в) профиль местности
16. Уменьшение обобщенное изображение на плоскости всей или значительной части земной поверхности, составленное в принятой картографической проекции с учетом кривизны Земли:
а) план местности
б) карта местности
в) профиль местности
17. Изображения на плоскости вертикального сечения поверхности местности в заданном направлении:
а) план местности
б) карта местности
в) профиль местности
18. Совокупность указанных на плане контуров и объектов местности:
а) профиль
б) ситуация
в) рельеф
19. Неровности земной поверхности естественного происхождения:
а) ситуация местности
б) профиль местности
в) рельеф местности
20. В случае контурного (горизонтального) съемка на карте или на плане изображается:
а) профиль местности
б) ситуация местности
в) рельеф и ситуация местности

Правильные ответы:
1-а
2-б
3-в
4-а
5-в
6-б
7-в
8-а
9-в
10-б
11-а
12-б
13-а
14-в
15-а
16-б
17-в
18-б
19-в
20-б

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9031. Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9031
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 45 минут . При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49


Приложения
Приложение 1.   Контроль Геодезия.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вострокнутов А.Л. - отв. ред. ОСНОВЫ ТОПОГРАФИИ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Макаров К.Н. ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОДЕЗИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Прикладная геодезия и экологическое картографирование portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
408М кабинет природопользования и геоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 25 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты – 2 ед.
121Н кабинет инженерных систем гостиницы и охраны труда; кабинет прикладной геодезии и экологического картографирования; кабинет организации деятельности сотрудников службы обслуживания и эксплуатации номерного фонда; полигон геодезический – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; меловая передвижная доска – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart); оборудование: нивелир оптический VEGA; теодолит VEGA электронный; помещение для хранения оборудования и туристического снаряжения; тематические плакаты.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного изучения дисциплины необходимо выполнять следующие требования:
• посещать все лекционные и практические занятия
• все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
• обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
• в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал
При изучении дисциплины обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины, Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины.
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.

Подготовка к практическим занятиям
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине следует:
• внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
• определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
• изучить рекомендованную литературу. Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.

Работа с научной литературой
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1. Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2. Чтение текста
3. Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.
Методические рекомендации по составлению опорного конспекта
Опорный конспект- вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника.
Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу на вопросы.
Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание.
Этапы составления опорного конспекта:
1. изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
2. установить логическую связь между элементами темы;
3. представить характеристику элементов в краткой форме;
4. выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы.
Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения
Это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами.
Возможно письменное оформление задания, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Этапы подготовки сообщения:
• собрать и изучить литературу по теме;
• составить план или графическую структуру сообщения;
• выделить основные понятия;
• ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
• оформить текст письменно (если требуется);
Критерии оценки:
• актуальность темы;
• соответствие содержания теме;
• глубина проработки материала;
• грамотность и полнота использования источников.
Методические рекомендации по написанию реферата
Реферат – вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях.
Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Этапы подготовки реферата:
1. Определить идею и задачу реферата.
2. Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна быть слишком общей.
3. Найти нужную литературу по выбранной теме.
4. Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана.
Только после предварительной подготовки следует приступать к написанию реферата. Прежде всего, составить план, выделить в нем части:
• введение – значение проблемы, ее актуальность;
• текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором
• заключение
• список использованной литературы

Методические рекомендации по созданию презентаций
Презентация - вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint.
Презентация должна содержать не менее 15 многослойных слайдов с использованием возможностей анимации и различного оформления. Приветствуется наличие в презентации звукового сопровождения (комментариев) и реальных примеров (картинок).
После проведения демонстрации слайдов презентации студент должен дать личную оценку социальной значимости изученной проблемной ситуации и ответить на заданные вопросы.
Этапы подготовки презентации:
1. изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
2. установить логическую связь между элементами темы;
3. представить характеристику элементов в краткой форме;
4. выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
5. оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
• соответствие содержания теме;
• правильная структурированность информации;
• наличие логической связи изложенной информации;
• эстетичность и соответствие требованиям оформления;
• работа представлена в срок

Подготовка к контрольным работам
Контрольная работа - вид учебной и научно-исследовательской работы, отражающая знания, навыки и умения студента, полученные в ходе освоения дисциплины.
Цель контрольной работы- закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине, овладение студентами методикой решения задач, составляющих содержание практического менеджмента в организации.
Этапы подготовки:
1. Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
2. Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами.
4. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.
5. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
6. Выучите определения основных понятий, законов.
Критерии оценки:
• правильность ответов на вопросы;
• полнота и лаконичность ответа;
• способность правильно квалифицировать факты и обстоятельства,
• логика и аргументированность изложения.

Порядок организации самостоятельной работы студентов
Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании докладов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины
Этапы самостоятельной работы студентов:
1. поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
2. анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
3. запоминание терминов и понятий;
4. составление плана ответа на каждый вопрос.

При реализации учебной дисциплины «Прикладная геодезия и экологическое картографирование» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: презентации и электронные ресурсы сети Интернет.
При проведении практических занятий: геодезические приборы и геоинформационное программное обеспечение.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе с геоинформационным программным обеспечением.