МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2022_9кл
Часов по учебному плану 120
в том числе:
аудиторные занятия 80
самостоятельная работа 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 0 0 14 14
Лабораторные 36 36 0 0 36 36
Практические 0 0 30 30 30 30
Сам. работа 25 25 15 15 40 40
Итого 75 75 45 45 120 120

Программу составил(и):
преподаватель, Дюкова Евгения Петровна

Рецензент(ы):
преподаватель, Макаров Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 22.02.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение навыков работы с современными операционными системами, текстовыми редакторами, табличными процессорами, системами управления базами данных, программами подготовки презентаций, информационно-поисковыми системами и использования возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
Умение профессионально осуществлять набор текстов на персональном компьютере

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ЕН

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 6 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9 Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 10 Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ПК 1.10 Использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые акты и документы по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методы и средства поиска, си-стематизации, обработки, передачи и за-щиты компьютерной правовой информа-ции;
состав, функции и конкретные возможно-сти аппаратно-программного обеспече-ния;
состав, функции и конкретные возможно-сти справочных информационно-правовых и информационно-поисковых систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать с использованием компьютерной техники различные служебные задачи;
работать в локальной и глобальной ком-пьютерных сетях;
предотвращать в служебной деятельности ситуации, связанные с возможностями несанкционированного доступа к инфор-мации, злоумышленной модификации информации и утраты служебной инфор-мации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Аппаратно-программное обеспечение профессиональной деятельности
1.1. Аппаратно-программное обеспечение профессиональной деятельности Лекции 3 2 ОК 7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Технические средства информационных технологий в профессиональной деятельности Лабораторные 3 2 ОК 10, ОК 7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Программное обеспечение профессиональной деятельности. Операционная система. Защита информации. Лабораторные 3 2 ОК 10, ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Работа с файловой структурой. Текущая аттестация по разделу 1. «Аппаратно-программное обеспечение профессиональной деятельности» Лабораторные 3 2 ОК 10, ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Самостоятельная работа «Изучение альтернативной операционной системы» Сам. работа 3 9 ОК 10, ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Работа с текстовым процессором
2.1. Функциональные возможности текстового процессора, принципы работы Лекции 3 6 ОК 10, ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Создание документов в текстовом процессоре Лабораторные 3 20 ОК 10, ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Создание документов в текстовом процессоре. Текущая аттестация по разделу 2. «Работа с текстовым процессором» Лабораторные 3 2 ОК 10, ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Самостоятельная работа «Изучение слепого метода печати» Сам. работа 3 10 ОК 10, ОК 9, ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Работа с электронными таблицами
3.1. Функциональные возможности электронных таблиц. Принципы работы с электронными таблицами. Лекции 3 4 ОК 7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Создание электронных таблиц. Лабораторные 3 6 ОК 7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Создание электронных таблиц. Текущая аттестация по разделу 3. «Работа с электронными таблицами» Лабораторные 3 2 ОК 7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Самостоятельная работа «Изучение дополнительных возможностей табличного процессора» Сам. работа 3 6 ОК 10, ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Системы управления базами данных
4.1. Создание базы данных в СУБД Практические 4 6 ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Создание базы данных в СУБД. Текущая аттестация по разделу 4. «Системы управления базами данных» Практические 4 2 ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Создание презентаций
5.1. Создание презентаций в профессиональной деятельности Практические 4 10 ОК 7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Создание презентаций в профессиональной деятельности. Текущая аттестация по разделу 5. «Создание презентаций» Практические 4 2 ОК 10, ОК 7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Самостоятельная работа «Изучение дополнительных возможностей программы подготовки презентаций. Поиск альтернативных программ и сравнительный анализ» Сам. работа 4 9 ОК 10, ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Работа с СПС Консультант Плюс
6.1. Возможности информационных справочных систем при работе с правовой информацией Лекции 3 2 ПК 1.10, ОК 10, ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Работа с правовой информацией в информационных справочных системах Практические 4 6 ОК 10, ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Работа с правовой информацией в информационных справочных системах. Текущая аттестация по разделу 6. «Работа с СПС Консультант Плюс» Практические 4 2 ОК 10, ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.4. Самостоятельная работа «Изучение СПС Консультант Плюс. Поиск альтернативных правовых систем» Сам. работа 4 6 ОК 10, ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.5. Зачёт Практические 4 2 ПК 1.10, ОК 10, ОК 9, ОК 7, ОК 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные и практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9586
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля:
1. Укажите, что входит в стандартный набор слайдов презентации для доклада?
A. титульный слайд
B. не менее одного информационного слайда на каждый логический блок доклада
C. слайд или несколько слайдов с итогами и выводами доклада
D. заключительный слайд
E. слайд с указанием авторского права
F. слайд с указанием программного обеспечения, в котором создана презентация (для его открытия в любой программе)
G. слайд с телефоном и электронной почтой разработчика презентации
2. Укажите, что является ошибкой при размещении информации на слайде?
A. На слайде более 5 элементов оформления
B. Число элементов оформления на слайде не превышает четырех
C. На слайде размещено 6 диаграмм
D. На слайде размещено две диаграммы и один блок текста
E. Используется более 5 элементов оформления
F. На одном слайде разделительная линия черного цвета, на другом – синяя
G. На каждом слайде используется особенный неповторяющийся эффект анимации
H. Переход каждого слайда одинаков
I. На слайде есть текст «Показатели!!!»
J. Заголовок на слайде выделен более крупным шрифтом, чем основной текст
K. Текста на слайде столько, чтобы можно было читать с него
3. Как правильно подобрать шрифт для презентации? Отметьте правильные утверждения.
A. Шрифт должен быть без «засечек»
B. Цвет шрифта должен быть ярким
C. Размер шрифта должен быть достаточным, желательно не менее 20 пт
D. Начертание шрифта на слайде должно быть курсивным или жирным
E. Желательно заголовки выделять более крупным или жирным текстом
F. Шрифт должен быть контрастным фону
G. Не рекомендуется использовать в основном тексте курсивный шрифт
4. Какие инструменты используются для выравнивания объектов на слайде относительно друг друга?
A. Выравнивание по верхнему краю
B. Выравнивание по середине
C. Выравнивание по левому краю
D. Выравнивание внизу
E. Расположение по центру
5. Что обозначает гарнитура Bold шрифта?
A. Полужирный
B. Курсивный
C. Средний
D. Обычный
6. Шаблоны в программе Power Point предназначены для…
A. вставки электронных таблиц
B. облегчения операций по оформлению слайдов
C. вставки графических изображений
D. создания нетипичных слайдов
7. Что такое гиперссылки в презентации?
A. Ссылки на эффекты анимации
B. Ссылки на первый и последний слайды презентации
C. Ссылки на другие слайды или объекты
D. Ссылки на смену слайдов презентации
8. Режимами называются способы отображения и работы над презентацией. Не существует такого режима:
A. Обычный
B. Сортировщик слайдов
C. Показ слайдов
D. Цветовая схема
9. Укажите расширение файла, содержащего обычную презентацию Microsoft PowerPoint.
A. .gif
B. .рpt
C. .pps
D. .jpg
10. Какая клавиша прерывает показ слайдов презентации программы Power Point?
A. Enter
B. Del
C. Tab
D. Esc
11. Справочная правовая система является
A. сборником готовых решений по юридическим вопросам
B. эффективным средством распространения правовой информации
C. массивом всех правовых активов, изданных в Алтайском крае
D. официальным источником публикаций нормативных правовых актов
12. Основным источником получения информации для включения ее в информационные банки системы Консультант плюс являются:
A. органы власти и управления на основании договоров об информационном обмене
B. официальные источники публикации
C. любые СМИ
D. сотрудники органов власти и управления на основе личных контактов
13. Максимальная частота обновления информации в информационных банках по федеральному законодательству в системе Консультант плюс, установленной у пользователя:
A. ежедневная
B. еженедельная
C. один раз в две недели
D. один раз в месяц
14. В системе Консультант плюс нет:
A. обзора изменений документа
B. обзора документов для бухгалтера
C. обзора изменений налогового законодательства
D. обзора политических событий
15. На стартовой странице можно воспользоваться:
A. Быстрым поиском
B. Оглавлением документа
C. Поиском редакций документа
D. Умными ссылками
16. Укажите верное высказывание. Выберите несколько из 3 вариантов ответа:
A. процессор - осуществляет все операции с числами
B. процессор служит для хранения информации во время ее непосредственной обработки
C. процессор - осуществляет арифметические, логические операции и руководит работой всей машины с помощью электрических импульсов
17. Укажите верное высказывание. Выберите один из 3 вариантов ответа:
A. компьютер - это техническое средство, предназначенное для преобразования информации
B. компьютер предназначен только для хранения информации и команд
C. компьютер - универсальное средство для обработки информации
18. Укажите устройства вывода. Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
A. принтер
B. сканер
C. клавиатура
D. наушники
19. Укажите верное высказывание. Выберите один из 3 вариантов ответа:
A. внешняя память - это память высокого быстродействия и ограниченной емкости
B. внешняя память предназначена для долговременного хранения информации независимо от того, работает ЭВМ или нет
C. внешняя память предназначена для долговременного хранения информации, только когда работает ЭВМ
20. ОЗУ - это память, в которой: (Выберите один из 4 вариантов ответа)
A. хранится исполняемая в данный момент времени программа и данные, с которыми она непосредственно работает
B. хранится информация, присутствие которой постоянно необходимо в компьютере
C. хранится информация, независимо от того работает ЭВМ или нет
D. хранятся программы, предназначенные для обеспечения диалога пользователя с ЭВМ




Правильные ответы:
1. A, B, C, D
2. A, C, E, F, G, I, K
3. A, C, E, F
4. A, B, C
5. A
6. В
7. С
8. D
9. В
10.D
11.B
12.A
13.A
14.D
15.A
16. A, C
17. С
18. A, D
19. B
20. A
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации:
1. Дайте определение понятию Базы данных, СУБД, понятиям ключ, атрибут, связь. Создайте учебную базу данных.
2. Опишите функциональные возможности текстового редактора. Выполните документ в текстовом редакторе
3. Опишите функциональные возможности табличного редактора. Выполните электронную таблицу в табличном редакторе.
4. Опишите функциональные возможности редактора презентаций. Выполните презентацию в текстовом редакторе
5. Опишите функциональные возможности СПС Консультант Плюс. Выполните поиск документа в СПС Консультант Плюс.
Уровень освоения Критерии
50-100 баллов
(оценка «зачет») Выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно выстраивает ответ на вопрос, выполнил задание полностью в соответствии с требованиями либо с небольшими замечаниями.
0-49 баллов
(оценка «незачет») Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями формулирует ответ на вопрос.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. В. Гаврилов, В. А. Климов. Информатика и информационные технологии, 5-издание: учебник для СПО Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. П. Новожилов Информатика в 2 ч. Часть 2: учебник для СПО Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 О. П. Новожилов. Информатика в 2 ч. Часть 1, 3-е издание: учебник для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности (ПД на базе 9 кл, 2 курс, преподаватель Дюкова Е.П.) portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202Л кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторные и практические работы по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» проводятся в аудитории (компьютерном классе), где каждое рабочее место оснащено ПК и необходимым программным обеспечением. Каждая лабораторная и практическая работа начинается с организационного момента, включающего проверку посещаемости, готовности студентов к занятию. Для выполнения практических и лабораторных заданий используются дидактические материалы, учебные пособия, компьютерные сети, поисковые системы. Дидактические материалы включают тему работы, цель, задания, краткие теоретические материалы, методические указания.
Рекомендации по работе с литературой.
На первом этапе изучения дисциплины необходимо подобрать и ознакомиться с литературой. Кроме литературы, рекомендованной кафедрой, студент может работать с дополнительными материалами по своему усмотрению. Необходимо при этом использование периодической печати – журналы, газеты и ресурсы Интернета, где помещаются новейшие данные и материалы. Если студент затрудняется самостоятельно подобрать литературу, ему следует обратиться за помощью на кафедру.
Рекомендации по самостоятельной работе студента.
Самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных форм текущего контроля.
При реализации учебной дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция.
При проведении лабораторных и практических работ: работа с программным обеспечением.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении сравнительного анализа, изучении дополнительных материалов.