МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки54.02.01. специальность Дизайн (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план54_02_01_Дизайн-2021_9кл
Часов по учебному плану 51
в том числе:
аудиторные занятия 42
контроль 9
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 0 0 16 16
Практические 18 18 8 8 26 26
Часы на контроль 0 0 9 9 9 9
Итого 34 34 17 17 51 51

Программу составил(и):
Препод., Кровякова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
Препод., Антипова Виктория Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Русский язык

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 658)

составлена на основании учебного плана:
54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа
Осознание национального своеобразия русского языка
Развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации
Знание о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения
Различение функциональных разновидностей языка и моделирование речевого поведения в соответствии с задачами общения
Повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности
Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Связь языка и истории, культуры русского и других народов
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь
Основные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в различных сферах общения
3.2.Уметь:
3.2.1.Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач
Извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения
Применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка
Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
1.1. Основные функции языка в современном обществе. Происхождение русского языка Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные функции языка в современном обществе. Происхождение русского языка. Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Язык как система знаков. Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография.
2.1. Фонетика и орфоэпия. Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Фонетика и орфоэпия. Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Морфемика и словообразование. Лекции 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Морфемика и словообразование Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Части речи Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Имя существительное как часть речи. Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Части речи Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Имя прилагательное как часть речи. Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Части речи Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Имя числительное как часть речи. Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Основные единицы синтаксиса. Сложное предложение. Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Местоимение как часть речи. Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Глагол как часть речи. Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.14. Наречие как часть речи. Служебные части речи. Практические 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация.
3.1. Основные единицы синтаксиса.Второстепенные члены предложения. Практические 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Сложное предложение. Практические 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.
4.1. Язык как средство профессиональной, социальной и межкультурной коммуникации.Научный стиль. Официально-деловой стиль. Практические 2 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7074

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Что изучает фонетика?
1) звуки;
2) словообразование;
3) средства выразительности;
4) значения слов;
2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) звОнит;
2) балОванный;
3) знамЕние;
4) полить ирИс.
3. В каком слове есть окончание -у-?
1) вправду;
2) большому;
3) в снегу;
4) по-старому.
4. В каком слове нет окончания?
1) тебя;
2) гремя;
3) сказала;
4) синему.
5. Какое из слов не является однокоренным?
1) жидкость;
2) переживать;
3) животворный;
4) заживлять.
6. В каком ряду во всех словах пишется И?
1) топл…во, круж…во, па…нька, нов…зна;
2) шалаш…к, плать…це, Тол…чка, толщ…на;
3) бел…зна, пугов…чка, бус…нка, за…нька;
4) кресл…це, красав…ца, изюм…нка, баш…нка.
7. Как изменяются имена прилагательные?
1) по родам, падежам, числам;
2) по лицам и числам;
3) по лицам, числам и родам;
4) по родам, падежам, числам и лицам.
8. Укажите разряды числительных: два, двое, одна вторая, второй, двести двадцать пять, двадцать второй:
1) количественное, собирательное, порядковое, количественное, порядковое, дробное;
2) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, количественное;
3) количественное, собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое;
4) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, порядковое.
9. Определите разряды местоимений: тобой, у себя, чей-то, ни с кем, нашего, того, каждый, скольких.
1) личное, возвратное, неопределенное, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное, вопросительно-относительное;
2) личное, возвратное, неопределенное, притяжательное, указательное, определительное, вопросительно-относительное, отрицательное;
3) неопределенное, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное, вопросительно-относительное, личное, возвратное;
4) возвратное, неопределенное, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное, вопросительно-относительное, личное.
10. Какие морфологические признаки имеет глагол?
1) падеж, наклонение, род;
2) род, число, падеж;
3) склонение, лицо, время, род, число, падеж;
4) вид, наклонение, время, лицо, число.
11. В каком варианте ответа указаны только подчинительные союзы?
1) или, если, однако, чтобы, так как;
2) как только, а, зато, хотя, так что;
3) чтобы, когда, если, потому что, после того как;
4) потому что, тоже, как будто, но.
12. В каком варианте между словами существует подчинительная связь?
1) сохранить файл;
2) мал, да удал;
3) во время пути;
4) плод сладок.
13. Отметьте двусоставное предложение.
1) Учиться – вот единственная цель существования героя в чужом городе.
2) Пленного солдата тотчас освободили и посадили к костру.
3) Раззудись, плечо, размахнись, рука.
4) Мне было по-человечески жаль их, растерянных, обескураженных.
14. Укажите сложное предложение.
1) Он приносил книги, а я читала их каждый вечер.
2) У него медленно выплыли из-под ресниц и встали неподвижно две тёплые слезы.
3) К вечеру, однако, ветер утих.
4) Люди, появившиеся в этих местах, приехали недавно.
15. К какому стилю относятся термины?
1) публицистический стиль;
2) официально-деловой стиль;
3) научный стиль;
4) разговорный стиль.

Правильные ответы:
1. 1
2. 2
3. 3
4. 2
5. 1
6. 3
7. 1
8. 3
9. 1
10. 4
11. 3
12. 1
13. 1
14. 1
15. 3

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: основным оценочным средством является экзамен, предполагающий два блока:
1) блок на проверку общих знаний (выполнение теста с заданиями закрытой формы на электронном курсе в СДО moodle, проводится в учебной аудитории),
2) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание по двум темам, проводится очно в учебной аудитории).
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» (https://portal.edu.asu.ru/mod/page/view.php?id=535450)
1. Что изучает фонетика?
1) звуки;
2) словообразование;
3) средства выразительности;
4) значения слов;
2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) звОнит;
2) балОванный;
3) знамЕние;
4) полить ирИс.
3. В каком слове есть окончание -у-?
1) вправду;
2) большому;
3) в снегу;
4) по-старому.
4. В каком слове нет окончания?
1) тебя;
2) гремя;
3) сказала;
4) синему.
5. Какое из слов не является однокоренным?
1) жидкость;
2) переживать;
3) животворный;
4) заживлять.
6. В каком ряду во всех словах пишется И?
1) топл…во, круж…во, па…нька, нов…зна;
2) шалаш…к, плать…це, Тол…чка, толщ…на;
3) бел…зна, пугов…чка, бус…нка, за…нька;
4) кресл…це, красав…ца, изюм…нка, баш…нка.
7. Как изменяются имена прилагательные?
1) по родам, падежам, числам;
2) по лицам и числам;
3) по лицам, числам и родам;
4) по родам, падежам, числам и лицам.
8. Укажите разряды числительных: два, двое, одна вторая, второй, двести двадцать пять, двадцать второй:
1) количественное, собирательное, порядковое, количественное, порядковое, дробное;
2) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, количественное;
3) количественное, собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое;
4) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, порядковое.
9. Определите разряды местоимений: тобой, у себя, чей-то, ни с кем, нашего, того, каждый, скольких.
1) личное, возвратное, неопределенное, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное, вопросительно-относительное;
2) личное, возвратное, неопределенное, притяжательное, указательное, определительное, вопросительно-относительное, отрицательное;
3) неопределенное, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное, вопросительно-относительное, личное, возвратное;
4) возвратное, неопределенное, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное, вопросительно-относительное, личное.
10. Какие морфологические признаки имеет глагол?
1) падеж, наклонение, род;
2) род, число, падеж;
3) склонение, лицо, время, род, число, падеж;
4) вид, наклонение, время, лицо, число.
11. В каком варианте ответа указаны только подчинительные союзы?
1) или, если, однако, чтобы, так как;
2) как только, а, зато, хотя, так что;
3) чтобы, когда, если, потому что, после того как;
4) потому что, тоже, как будто, но.
12. В каком варианте между словами существует подчинительная связь?
1) сохранить файл;
2) мал, да удал;
3) во время пути;
4) плод сладок.
13. Отметьте двусоставное предложение.
1) Учиться – вот единственная цель существования героя в чужом городе.
2) Пленного солдата тотчас освободили и посадили к костру.
3) Раззудись, плечо, размахнись, рука.
4) Мне было по-человечески жаль их, растерянных, обескураженных.
14. Укажите сложное предложение.
1) Он приносил книги, а я читала их каждый вечер.
2) У него медленно выплыли из-под ресниц и встали неподвижно две тёплые слезы.
3) К вечеру, однако, ветер утих.
4) Люди, появившиеся в этих местах, приехали недавно.
15. К какому стилю относятся термины?
1) публицистический стиль;
2) официально-деловой стиль;
3) научный стиль;
4) разговорный стиль.
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Тест состоит из вопросов закрытого типа с выбором одного ответа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 322 тестовых задания. На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться к заданиям в оставшееся время.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой устный ответ на две темы, студент может получить максимум 10 баллов при выполнении следующих условий:
студентом представлено развернутое монологическое высказывание,
даны полные ответы на вопросы,
приведены примеры,
даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.
На подготовку к устной части отводится 10 минут.
Далее, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1), пересчитываются в 10-балльную шкалу:
100 баллов = 10 баллов;
90 баллов = 9 баллов;
80 баллов = 8 баллов;
70 баллов = 7 баллов;
60 баллов = 6 баллов;
50 баллов = 5 баллов.
Ниже 50 баллов – выполнение теста не засчитано.
После сложения баллов 1 и 2 блоков преподаватель переводит их в оценку:
1-5 баллов – оценка «2»,
6-10 баллов – оценка «3»,
11-15 баллов – оценка «4»,
16-20 баллов – оценка «5».
Таким образом, за промежуточную аттестацию в форме экзамена, состоящего из двух блоков, студент может получить 20 баллов.
Приложения
Приложение 1.   Контроль Русский язык.docx
Приложение 2.   фос Дизайн 21-22.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гусарова, И. В. Русский язык. 10 класс (базовый и углублённый уровни): учебник Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089794
Л1.2 Гусарова, И. В. Русский язык. 11 класс (базовый и углублённый уровни) : учебник Просвещение, 2023. znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. А. Лекант Русский язык. Сборник упражнений : учебное пособие для среднего профессионального образования : Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Лобачева Н. РУССКИЙ ЯЗЫК. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Универсальное ядро. Русский язык (на базе 9 кл., разработчик Антипова В.С., Алексеева Н.Н., Вебер Е.В., Кровякова О.С., Ляпина О.Н) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Промежуточная аттестация студентов проводится по результатам работы в двух семестрах. Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена и по результатам текущих форм контроля (опроса, тестирования, сочинений, самостоятельных работ), оценивание фактических результатов обучения студентов осуществляется преподавателем.
Оценивание осуществляется по балльно-рейтинговой системе. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 85 - 100 баллов – «отлично», 70 – 84 балла – «хорошо», 50 – 69 баллов – «удовлетворительно», менее 50 баллов – «неудовлетворительно».
1) При подготовке к лекционным занятиям вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.
При работе с конспектом лекций учитывать, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателем. Следует обращать внимание на акценты, выводы, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов.
При проведении лекционных занятий используются такие интерактивные формы, как проблемная лекция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция с обратной связью. Это позволит максимально активизировать умственную деятельность в ходе усвоения лекции, сделать материал личностно-значимым и осмысленно-ценностным.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать тексты; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
2) Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к практическому занятию следует начать с ознакомления с планом, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, обязательного чтения художественного текста в полном объеме, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
При проведении практических занятий используются такие интерактивные формы, как написание сочинения-рассуждения на общественно-лингвистическую тематику, составление словаря студента, создание профессионально-ориентированного текста. Это позволит совершенствовать учебные умения студентов, формировать будущие профессиональные речевые умения и их реализацию в ходе практического занятия.
3) Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из повторения лекционного материала; подготовки к семинарам (практическим занятиям); изучения учебной и научной литературы; подготовки к контрольным работам, тестированию; подготовки к семинарам устных докладов (сообщений); подготовки презентаций или другого иллюстративного материала.
В ходе самостоятельной работы студентов использование интерактивных форм заключается в поиске и систематизации языкового (словарного) материала, подборе цитатного материала и составлении профессионально-ориентированных текстов, работе в группах.
К самостоятельной работе также относится подготовка к промежуточной и итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета или экзамена. К методическим указаниям прилагаются вопросы для аттестации и вопросы для самостоятельной подготовки.
4) Дифференцированный зачет/экзамен по дисциплине имеет комбинированный характер: устный вопрос, ориентированный на знание материала, и письменное задание по русскому языку. Для подготовки к дифференцированному зачету/экзамену следует воспользоваться рекомендованными преподавателем учебниками, конспектами лекций и материалами практических занятий, выполненными домашними работами.