МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация и нормативно-правовые основы архивного дела

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки46.02.01. специальность Документационное обеспечение управления и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план46_02_01_ДокумОбеспУправления-2021_9кл
Часов по учебному плану 73
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 31
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 31 31 31 31
Итого 73 73 73 73

Программу составил(и):
преподаватель, Кочалина Елена Анатольевна

Рецензент(ы):
кандитат культорологии, доцент кафедры археологии, этнографии и музеологии института истории и международных отношений АлтГУ, Шорина Дарина Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Организация и нормативно-правовые основы архивного дела

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 г. № 975)

составлена на основании учебного плана:
46.02.01 ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЕ Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 21.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить студентов с основными принципами, методами, формами организации и управления архивным делом в современных социально-экономических условиях изменяющейся России.
Показать основные факторы, воздействующие на организацию и управление архивным делом.
Раскрыть механизмы общегосударственного и регионального регулирования, управления архивного дела, управления и организации деятельности конкретного архива.
Изучить основные формы и методы планирования, организации деятельности структурных подразделений федеральных, региональных государственных архивов, муниципальных и частных архивов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.5 Обеспечивать учет и сохранность документов в архиве.
ПК 2.7 Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Систему архивных учреждений в Российской Федерации и организацию Архивного фонда Российской Федерации.
Систему хранения и обработки документов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Организовывать деятельность архива с учетом статуса и профиля организации.
Работать в системах электронного документооборота.
Использовать в деятельности архива современные компьютерные технологии.
Применять современные методики консервации и реставрации архивных документов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Организации архивной и справочно-информационной работы по документам организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, задачи и общая характеристика нормативно-правовых основ архивного дела
1.1. Введение в МДК. Терминология в сфере архивного дела. Лекции 5 2 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Практическая работа № 1 по теме "Терминология в сфере архивного дела". Практические 5 2 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Самостоятельная работа по теме "Терминология в сфере архивного дела". Сам. работа 5 1 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.4. Тест 1. Текущая аттестация по разделу 1 «Предмет, задачи и общая характеристика нормативно-правовых основ архивного дела» Сам. работа 5 1 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 1 Л2.2, Л1.2
Раздел 2. История и развитие архивного дела в России и его нормативно-правовых основ
2.1. Основные этапы исторического развития архивного дела в России Лекции 5 4 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Практическая работа № 2 по теме «Основные этапы исторического развития архивного дела в России». Практические 5 2 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Творческая работа № 1 по теме «Основные этапы исторического развития архивного дела в России». Сам. работа 5 2 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Тест 2. Текущая аттестация по разделу 2 «История и развитие архивного дела в России и его нормативно-правовых основ» Сам. работа 5 1 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Управление архивным делом в Российской Федерации
3.1. Управление архивным делом в Российской Федерации. Лекции 5 2 ПК 2.7, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.2. Практическая работа № 3 по теме «Управление архивным делом в Российской Федерации». Практические 5 4 ПК 2.7, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.3. Самостоятельная работа по теме «Управление архивным делом в Российской Федерации». Сам. работа 5 3 ПК 2.7, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.4. Система архивов России. Лекции 5 4 ПК 2.7, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.5. Практическая работа № 4 по теме «Система архивов России». Практические 5 4 ПК 2.7, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.6. Творческая работа № 2 по теме «Система архивов России». Сам. работа 5 3 ПК 2.7, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.7. Коллегиальные совещательные органы и общественные организации в сфере архивного дела. Лекции 5 2 ПК 2.7, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.8. Практическая работа № 5 по теме «Коллегиальные совещательные органы и общественные организации в сфере архивного дела». Практические 5 2 ПК 2.7, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.9. Самостоятельная работа по теме «Коллегиальные совещательные органы и общественные организации в сфере архивного дела». Сам. работа 5 3 ПК 2.7, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.10. Взаимодействие органов управления архивным делом с органами государственной власти (государственными органами), с негосударственными организациями по вопросам архивного дела Лекции 5 2 ПК 2.7, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.11. Практическая работа № 6 по теме "Взаимодействие органов управления архивным делом с органами государственной власти (государственными органами), с негосударственными организациями по вопросам архивного дела». Практические 5 2 ПК 2.7, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.12. Самостоятельная работа по теме "Взаимодействие органов управления архивным делом с органами государственной власти (государственными органами), с негосударственными организациями по вопросам архивного дела». Сам. работа 5 2 ПК 2.7, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.13. Самостоятельная работа по темам раздела. Текущая аттестация по разделу 3 «Управление архивным делом в Российской Федерации» Сам. работа 5 1 ПК 2.7, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2
3.14. Тест 3. Текущая аттестация по разделу 3 «Управление архивным делом в Российской Федерации» Сам. работа 5 1 ПК 2.7, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Архивное право и архивное законодательство
4.1. Архивное право и архивное законодательство: понятия, источники, структура. Лекции 5 2 ПК 2.7, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.2. Практическая работа № 7 по теме «Структура и содержание современного архивного законодательства России». Практические 5 2 ПК 2.7, ПК 2.5, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.3. Самостоятельная работа по теме «Современное архивное законодательство Российской Федерации». Сам. работа 5 3 ПК 2.7, ПК 2.5, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.4. Контроль за исполнением архивного законодательства. Ответственность за нарушение архивного законодательства. Лекции 5 2 ПК 2.7, ПК 2.5, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.5. Практическая работа № 8 по теме «Контроль за исполнением архивного законодательства. Ответственность за нарушение архивного законодательства». Практические 5 4 ПК 2.7, ПК 2.5, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.6. Самостоятельная работа по теме «Контроль за исполнением архивного законодательства. Ответственность за нарушение архивного законодательства». Сам. работа 5 1 ПК 2.7, ПК 2.5, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.7. Тест 4. Текущая аттестация по разделу 4 «Архивное право и архивное законодатель-ство» Сам. работа 5 1 ПК 2.7, ПК 2.5, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Итоговая аттестация
5.1. Подготовка к экзамену Сам. работа 5 8 ПК 2.7, ПК 2.5, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, творческие задания, индивидуальное задание, тестовые задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6249.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения МДК.
Тестовые задания

1. Где хранились документы о деятельности киевских князей в Древнерусском государстве
a) в Архивах;
b) в Казне;
c) в Церквях;
d) в Монастырях.

2. Архивом называется:
a) организация или её структурное подразделение, осуществляющие приём и хранение архивных документов;
b) помещение, специально оборудованное для хранения архивных документов и пользования ими;
c) организация или её структурное подразделение, осуществляющие приём и хранение архивных документов с целью их использования.

3. Архивный документ – это …
a) документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению;
b) документ Архивного фонда Российской Федерации, который имеет непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства и в отношении, которого установлен особый режим учета, хранения и использования;
c) документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и (или) его внешним признакам, невосполнимый при утрате;
d) материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.

4. Документом Архивного фонда Российской Федерации считается:
a) документ временного (более 10 лет) и постоянного сроков хранения, посту-пивший в ведомственный или государственный архив;
b) архивный документ постоянного срока хранения, прошедший экспертизу ценности и поставленный на государственный учет;
c) любой документ, созданный на территории России как в государственном, так и негосударственном учреждении;
d) любой документ, созданный в государственном учреждении Российской Феде-рации, в том числе до поступления в архив.

5. Архивный фонд Российской Федерации - это:
a) исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению
b) исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность документов, возникших в результате исторических событий, представляющих собой ценность и являющихся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации;
c) совокупность архивных документов, исторически или логически связанная между собой, подлежащая дальнейшему хранению после окончания оборота документов в текущем делопроизводстве.

6. Владельцем архивных документов в Российской Федерации может быть:
a) государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое или физическое лицо;
b) исключительно государственный орган;
c) помимо государственного органа также орган местного самоуправления;
d) только юридическое лицо.

7. К частной собственности относятся архивные документы:
a) только физических лиц, созданные или законно приобретённые ими;
b) общественных объединений и граждан Российской Федерации;
c) религиозных объединений и граждан Российской Федерации;
d) физических лиц и негосударственных организаций, в том числе общественных и религиозных объединений.

8. Включение документов, находящихся в частной собственности, в состав Архивного фонда Российской Федерации:
a) невозможно в принципе из-за различия собственников;
b) возможно, причём без экспертизы ценности документов, путём оформления договора между архивом и собственником;
c) предполагает отказ от собственности и составление акта дарения документов архиву;
d) осуществляется на основании экспертизы ценности документов и оформляется договором между собственником и архивом.

9. С какой целью при Росархиве создан Совет по архивному делу?
a) для рассмотрения наиболее актуальных вопросов развития архивного дела в Российской Федерации;
b) для рассмотрения вопросов, связанных с определением состава документов Архивного фонда Российской Федерации;
c) для рассмотрения научных проблем архивного дела в России.

10. Передача архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в соб-ственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований:
a) осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению упол-номоченного федерального органа исполнительной власти;
b) производится на основе акта приёма-передачи по усмотрению соответствую-щих архивов;
c) не может быть произведена – возможна передача лишь на временное хранение без смены собственника;
d) не может быть произведена – возможна лишь передача на временное или по-стоянное хранение без смены собственника.

11. В случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу:
a) передаются новому собственнику, который вправе распорядиться ими по свое-му усмотрению;
b) являются предметом исключительно федеральной собственности;
c) являются предметом непосредственно муниципальной собственности;
d) остаются в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муни-ципальной собственности.

12. Если собственник особо ценных, охраняемых государством документов не выполняет свои обязанности по их хранению и использованию, такие документы:
a) тем не менее, не могут быть у него изъяты;
b) могут быть переданы в архив без отчуждения права собственности;
c) могут быть изъяты у собственника по решению суда;
d) могут быть изъяты у собственника и без решения суда.

13. Базовым законом в сфере архивного дела является
a) Основы законодательства Российской Федерации от 07.07.1993 № 5341-1 «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах»;
b) Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
c) Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

14. Полномочия в сфере архивного дела
a) распределяются только между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
b) распределяются между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями;
c) находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

15. Декрет Совета народных комиссаров «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР» был утвержден
a) 1 июня 1917 г.;
b) 1 июня 1918 г.;
c) 1 июня 1919 г.;
d) 1 июня 1920 г.

Правильные ответы:
1-b
2-c
3-d
4-b
5-a
6-a
7-d
8-d
9-a
10-c
11-d
12-c
13-c
14-b
15-b

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=523645&forceview=1
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой экзамен по билетам, состоящий из 2 вопросов (1 вопрос - 8 тестовых заданий, 2 вопрос - 1 практическая задача), студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ на тестовое задание и 7 баллов за правильно решенную задачу ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 70 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 19 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49


Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цеменкова С. И. Архивоведение. История архивов России с древнейших времен до начала ХХ века: учебник для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Раскин Д.И., Соколов А.Р. МЕТОДИКА И ПРАКТИКА АРХИВОВЕДЕНИЯ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Доронина Л.А. - отв. ред. ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Доронина Л.А., Иритикова В.С. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Организация и нормативно-правовые основы архивного дела portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА "ОРГАНИЗАЦИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АРХИВНОГО ДЕЛА"
При реализации междисциплинарного курса «Организация и нормативно-правовые основы архивного дела» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
Методические рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Рекомендуется не делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
При проведении лекционных занятий используются различные формы активной и интерактивной работы со студентами, например, лекция-беседа, проблемная лекция.

Методические рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям

Практические занятия по междисциплинарному курсу «Организация и нормативно-правовые основы архивного дела» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Эти знания являются базовыми для всех специальных дисциплин.
При проведении практических занятий используются следующие интерактивные формы: работа в «малых группах», метод проектов.

При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре, какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов, какими новыми понятиями следует пополнить свой глоссарий, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Студенты должны быть подготовлены по всем вопросам соответствующего занятия. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составит планы ответов на вопросы практического занятия.

Список литературы к каждому занятию носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по интересующей его теме и возможность выбирать для чтения наиболее интересную и доступную ему литературу. Предлагаемый список изданий включает в себя обязательную для изучения и дополнительную литературу.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные компетенции.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении студентами творческих заданий при подготовке к практическим занятиям, метод проектов.