МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика рекламного и PR-текста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_Реклама и СО-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко Анна Вячеславовна

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП "Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения) , Василеко Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика рекламного и PR-текста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор.соц.наук, профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой доктор.соц.наук, профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины – усвоение студентами основных положений современной теории рекламного и PR-текста в системе управления интегрированными коммуникациями, а также формирование базовых навыков создания текстов и документов, используемых в области связей с общественностью и рекламы, навыками копирайтинга.
Для достижения цели ставятся задачи:
Знание особенностей функционирования рекламного и PR-текста в системе публичных коммуникаций, их родовой специфики
Овладение типологией рекламного и PR-текста, знание их жанровых особенностей
Знание особенностей копирайтинга в рекламе и связях с общественностью
Обучение навыкам анализа рекламных и PR-текстов с точки зрения их содержания и особенностей структуры и композиции
Формирование умений создания рекламных и PR-текстов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен создавать рекламные, PR или иные комму-никационные продукты для государственных и бизнес-структур с учетом специфики разных каналов коммуникации
ПК-1.1 Знает: маркетинговые технологии и технологии бренд менеджмента; содержание методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта
ПК-1.2 Умеет: осуществлять выбор эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта и применять их с учетом специфики деятельности государственных и бизнес-структур
ПК-1.3 Владеет: навыками применения эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта (в том числе современных информационно-компьютерных и интернет-технологий, специализированных программных продуктов)
ПК-4Способен разрабатывать и продвигать коммуникационный проект в сфере рекламы и связей с общественностью на всех этапах его жизненного цикла
ПК-4.1 Знает технологии разработки, реализации и продвижения коммуникационных проектов; особенности создания коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес структур
ПК-4.2 Умеет: разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью; использовать современные ИКТ, в том числе интернет-технологии и специализиро ванные программные продукты для разработки и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью
ПК-4.3 Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес структур; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ руководству организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1 Знает: маркетинговые тех- нологии и технологии бренд-менеджмента; содержание методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта;
ПК-4.1. Знает технологии разработки, реализации и продвижения коммуникационных проектов; особенности создания коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес- структур;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет: осуществлять выбор эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта и применять их с учетом специфики деятельности государственных и бизнес-структур;
ПК-4.2. Умеет: разрабатывать кон- цептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью; использовать современные ИКТ, в том числе ин- тернет-технологии и специализированные программные продукты для разработки и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4.3. Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнес-структур; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ руководству организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исходные положения общей теории текста
1.1. Понятие текста. Основные категории и свойства текста Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Связность и целостность как текстообразующие категории Лабораторные 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Реклама и рекламный текст в системе массовых коммуникаций
2.1. Рекламный текст в системе массовой коммуникации. Классические макеты рекламы Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Печатная реклама. Реклама в печатных СМИ. Макеты рекламы Лабораторные 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Разработка рекламных макетов. Сам. работа 6 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Разработка содержания рекламного текста
3.1. Текст как один из компонентов рекламы. «Творческая платформа рекламы» Лекции 6 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Структура рекламного текста. Модели простроение РТ Лекции 6 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Литературная обработка и тестирование рекламного текста Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Анализ рекламного сообщения: информация о товаре, потребителе, рынке, параметры рекламного сообщения Лабораторные 6 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Заголовок рекламного текста Лабораторные 6 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Анализ содержания и структуры рекламного текста Лабораторные 6 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Работа над созданием рекламного текста. «Схематическая диаграмма логического пути, по которому разворачивается текст» Лабораторные 6 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Тестирование рекламного текста Лабораторные 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Блоковая самостоятельная работа с последующим анализом и работой над ошибками Лабораторные 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.10. Разработка и тестирование рекламного текста. Сам. работа 6 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. PR-текст в системе публичных коммуникаций
4.1. Общее понятие PR-текста, его базовые характеристики Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Отличие PR-текста от текстов смежных коммуникационных сфер – рекламного и журналистского Лабораторные 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Отличие PR-текста от текстов смежных коммуникационных сфер – рекламного и журналистского Сам. работа 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Классификации PR-текста и его жанровые характеристики
5.1. Классификации PR-текстов Лабораторные 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1
5.2. Жанровая типология PR-текстов. Оперативно-новостные и исследовательско-новостные жанры Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1
5.3. Пресс-релиз как базовый PR-текст Лабораторные 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1
5.4. Жанровая типология PR-текстов. Фактологические жанры. Исследовательские жанры Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1
5.5. Жанровая типология PR-текстов. Образно-новостные жанры. Комбинированные PR-тексты Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1
5.6. Жанровая типология PR-текстов. Медиатексты Лекции 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1
5.7. PR-тексты разных жанров Лабораторные 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1
5.8. Медиатексты Лабораторные 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1
5.9. Разработка PR-текстов Сам. работа 6 29 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1
5.10. Блоковая самостоятельная работа с последующим анализом и работой над ошибками Лабораторные 6 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1
5.11. Экзамен 6 27 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3729

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-1. Способен создавать рекламные, PR или иные коммуникационные продукты для государственных и бизнес-структур с учетом специфики разных каналов коммуникации.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. К основным признакам текста относятся:
а) связность
б) целостность
в) членимость
г) открытость
д) доступность
ОТВЕТ: а,б,в.

Вопрос 2. В чем проявляется связность текста?
а) проявляется через внешние структурные показатели, через формальную зависимость компонентов текста.
б) проявляется в абзацном делении текста.
в) проявляется как тематическое, концептуальное и модальное единство.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 3. Реклама – это?
а) информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
б) информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная определенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
в) информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием определенных средств, адресованная определенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
г) информация, адресованная определенному кругу лиц, направленная на приращение паблицитного капитала
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. К признакам, составляющим своеобразие современного рекламного текста, можно отнести:
а) прагматичность
б) креализованность
в) лапидарность
г) эксплицитность
ОТВЕТ: а,б,в.
Вопрос 5. Логический, хорошо организованный и легко воспринимаемый. Все пространство рекламного объявления разделено прямыми вертикальными и горизонтальными линиями, каждая из секций четко предназначена либо для иллюстрации, либо для текста, либо для заголовка. Задача художника и копирайтера – найти верное их соотношение и местоположение на рекламе – это…
а) Макет рекламы «мондриан»
б) Макет рекламы «сетка»
в) Макет рекламы «окно»
ОТВЕТ: а.

Вопрос 6. К аналитическому жанру рекламного текста относится
а) Рекламный репортаж
б) Рекламный обзор
в) Рекламная статья
ОТВЕТ: б,в.

Вопрос 7. Перечислите жанры рекламного текста
а) информационный
б) аналитический
в) публицистический
г) социальный
ОТВЕТ: а,б,в.

Вопрос 8. Жанр, объединяющий описание нескольких рекламных событий или нескольких тем в рамках одного события: например, обзор выставки, с одной стороны, включает описание и анализ нескольких дней ее проведения, а с другой — основных экспонентов. Другим примером может служить обзор товарного ассортимента какой-либо фирмы с комментариями автора. Завершаться рекламный обзор должен подведением итогов, резюме – это?
а) Рекламный обзор
б) Рекламная статья
в) Рекламный отчет
г) Рекламная рецензия
д) Рекламная зарисовка
ОТВЕТ: а.

Вопрос 9. Из каких компонентов состоит рекламный текст?
а) заголовок; подзаголовок; основной рекламный текст (ОРТ); эхо-фраза/кода.
б) заголовок; основной рекламный текст (ОРТ);кода
в) основной рекламный текст (ОРТ); эхо-фраза/кода
ОТВЕТ: а.

Вопрос 10. Верно ли утверждение: «Успех рекламы на 90% зависит от заголовка.?
а) Да
б) Нет
ОТВЕТ: а.

Вопрос 11. Расшифруйте аббревиатуру модели рекламного текста ODS
а) предложение, дата, действие
б) внимание, желание, действие
в) проблема, внимание, решение
ОТВЕТ: а.

Вопрос 12. Фраза, заключающая рекламное сообщение. – это
а) эхо-фраза
б) ОРТ
в) Подзаголовок
г) ЛИД
ОТВЕТ: а.

Вопрос 13. Верно ли утверждение: «Согласно модели Дж.Р. Росситера и Л. Перси, под эффективной рекламной коммуникацией понимается последовательное формирование у потребителя осведомленности о марке, отношения к марке и поведения относительно марки (покупка, повторная покупка)»?
а) Верно
б) Неверно
ОТВЕТ: а.

Вопрос 14. Что тестирует Fog Index?
а) Понятность
б) Читабельность
в) Туманность
ОТВЕТ: а.

Вопрос 15. Что относится к компонентам коммуникативной эффективности?
а) когнитивный компонент
б) эмоциональный компонент
в) конативный компонент
г) лингвистический компонент
ОТВЕТ: а,б,в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. К основным признакам текста относятся:
ОТВЕТ: связность, целостность, членимость

Вопрос 2. В чем проявляется связность текста?
ОТВЕТ: проявляется через внешние структурные показатели, через формальную зависимость компонентов текста.

Вопрос 3. Что такое реклама?
ОТВЕТ: информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вопрос 4. К признакам, составляющим своеобразие современного рекламного текста, можно отнести…
ОТВЕТ: прагматичность, креализованность, лапидарность

Вопрос 5. Макет рекламы «мондриан» – это?
ОТВЕТ: логический, хорошо организованный и легко воспринимаемый. Все пространство рекламного объявления разделено прямыми вертикальными и горизонтальными линиями, каждая из секций четко предназначена либо для иллюстрации, либо для текста, либо для заголовка. Задача художника и копирайтера – найти верное их соотношение и местоположение на рекламе.

Вопрос 6. Перечислите жанры рекламного текста
ОТВЕТ: публицистический, аналитический, информационный.

Вопрос 7. Что такое рекламный обзор?
ОТВЕТ: аналитический жанр, объединяющий описание нескольких рекламных событий или нескольких тем в рамках одного события: например, обзор выставки, с одной стороны, включает описание и анализ нескольких дней ее проведения, а с другой — основных экспонентов. Другим примером может служить обзор товарного ассортимента какой-либо фирмы с комментариями автора. Завершаться рекламный обзор должен подведением итогов, резюме.

Вопрос 8. Из каких компонентов состоит рекламный текст?
ОТВЕТ: заголовок; подзаголовок; основной рекламный текст (ОРТ); эхо-фраза/кода.

Вопрос 9. Расшифруйте аббревиатуру модели рекламного текста ODS
ОТВЕТ: предложение, дата, действие

Вопрос 10. Что такое эхо-фраза?
ОТВЕТ: это фраза, заключающая рекламное сообщение. Эхо-фраза играет значительную роль в рекламе, прежде всего, по¬тому, что средний потребитель читает начало (заголовок) и конец (эхо-фразу) рекламы. Поэтому именно эхо-фраза, воспроизводящая основную мысль ОРТ, способна увеличить эффективность реклам-ного сообщения в целом.

Вопрос 11. Что Дж.Р. Росситера и Л. Перси понимают под эффективной рекламной коммуникации?
ОТВЕТ: Согласно модели Дж.Р. Росситера и Л. Перси, под эффективной рекламной коммуникацией понимается последовательное формирование у потребителя осведомленности о марке, отношения к марке и поведения относительно марки (покупка, повторная покупка).

Вопрос 12. Что тестирует Fog Index?
ОТВЕТ понятность рекламного текста

Вопрос 13. Кем был разработан Fog Index, тестирующий понятность рекламного текста?
ОТВЕТ: Робертом Ганнингом

Вопрос 14. Что относится к компонентам коммуникативной эффективности?
ОТВЕТ: когнитивный компонент, эмоциональный компонент, конативный компонент

Вопрос 15. Перечислите группы заголовков, выделенные К. Бове и У. Аренс
ОТВЕТ: о полезных свойствах, провоцирующие, информативные, вопросительные, содержащие команду.

Вопрос 16. Перечислите основные типы ОРТ
ОТВЕТ: Информационный, логический, эмоционально-образный, смешанный.

Вопрос 17. Расшифруйте аббревиатуру модели рекламного текста РАS.
ОТВЕТ: проблема, внимание, решение.

Вопрос 18. Расшифруйте аббревиатуру модели рекламного текста 4U.
ОТВЕТ: полезность, срочность, уникальность, специфичность.

Вопрос 19. Расшифруйте аббревиатуру модели рекламного текста AIDA.
ОТВЕТ: внимание, интерес, желание, действие

Вопрос 20. Расшифруйте аббревиатуру модели рекламного текста РMHS.
ОТВЕТ: боль, усиление боли, надежда, решение.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ПК-4: способен разрабатывать и продвигать коммуникационный проект в сфере рекламы и связей с общественностью на всех эта пах его жизненного цикла.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Перечислите основные характеристики PR-информации
а) оптимизированность
б) инициированность
в) селективность
г) доступность
ОТВЕТ: а,б,в.

Вопрос 2. Основные дифференциальные признаки PR-текста:
а) паблицитность
б) скрытое авторство
в) инициированность
г) прямое авторство
ОТВЕТ: а,б,в.

Вопрос 3. Простой или комбинированный текст, содержащий РR-информацию, инициированный базисным субъектом РR, функционирующий в пространстве публичных коммуникаций, служащий целям формирования или приращения паблицитного капитала данного базисного РR-субъекта, адресованный определенному субъекту общественности, обладающий скрытым (или значительно реже прямым) авторством, распространяемый путем прямой рассылки, посредством личной доставки или опосредованной через СМИ – это?
а) PR-текст
б) PR-информация
в) Рекламный текст
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. Особый вид капитала, которым обладает рыночный субъект, функционирующий в пространстве публичных коммуникаций – это?
а) паблицитный
б) медийный
в) репутационный
г) культурный
ОТВЕТ: а.
Вопрос 5. К основным компонентам пресс-релиза относятся:
а) заголовок, лид-абзац, боди
б) шапка, лид-абзац, боди, контактная информация
в) шапка, заголовок, лид-абзац, боди, контактная информация
ОТВЕТ: в.

Вопрос 6. Бэкграундер - это...
а) это PR-текст, объявляющий или объясняющий позицию базисного субъекта PR по какому-либо вопросу или реакцию на событие с целью поддержания паблицитного капитала данного базисного субъекта PR.
б) жанр PR-текста, представляющий расширенную, фоновую информацию о субъекте PR и служащий цели поддержания паблицитного капитала данного субъекта.
в) жанр, позволяющий в форме ответов на возможные или часто задаваемые вопросы поддерживать паблицитный капитал организации.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 7. Перечислите основные виды пресс-релиза
а) анонс
б) информационный лист
в) новость\пост-релиз
г) рекламный
ОТВЕТ: а,б,в.

Вопрос 8. Жанр PR-текста, призванный обеспечить присутствие представителей групп общественности на каком-либо мероприятии, касающемся деятельности субъекта PR. – это?
а) поздравление
б) пресс-релиз
в) биография
г) факт-лист
д) приглашение
ОТВЕТ: д.

Вопрос 9. Фактологическими жанрами, по А. Д. Кривоносову, называются жанры, в основе которых лежит
а) анализ события или ситуации и выражают отношение к ним со стороны субъекта PR.
б) актуальная информация о базисном PR-субъекте, которую можно рассматривать как дополнительную информационную поддержку новостному событию.
в) оперативная передача ранее не известной общественности информации.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 10. Короткий документ, в котором представлены факты-подробности новостного события, дополнительные данные о фирме, ее первых лицах, участниках. На практике обычно не обозначают данный жанр как факт-лист, его обычно называют справка, общая информация – это?
а) поздравление
б) пресс-релиз
в) биография
г) факт-лист
д) приглашение
ОТВЕТ: г.

Вопрос 11. Какие типы заявления для СМИ вы знаете?
а) типичные
б) нетипичные
в) анонсы
ОТВЕТ: а,б.

Вопрос 12. Какие тексты относятся к образно-новостному жанру?
а) байлайнер
б) письмо
в) пресс-релиз
г) биография
д) поздравление
ОТВЕТ: а,б,д.

Вопрос 13. Верно ли утверждение: «Комбинированные PR-тексты представляют собой совокупность простых первичных рекламных текстов, объединенных общей тематикой»?
а) Верно
б) Неверно
ОТВЕТ: б.

Вопрос 14. Разновидность информационного жанра, сообщение о благоприятном использовании потребителем продукта или услуги, составная часть пресс-кита – это?
а) Пресс-релиз
б) Кейс-стори
в) Бэкграундер
ОТВЕТ: б.

Вопрос 15. К основным жанрам PR-медиатекстов относятся:
а) Имиджевая статья
б) Имиджевое интервью
в) Кейс-стори
г) Байлайнер
ОТВЕТ: а,б,в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Перечислите основные характеристики PR-информации
ОТВЕТ: оптимизированность, инициированность, селективность.

Вопрос 2. Перечислите основные дифференциальные признаки PR-текста
ОТВЕТ: скрытое авторство, инициированность, паблицитность

Вопрос 3. Дайте определение PR-текста
ОТВЕТ: простой или комбинированный текст, содержащий РR-информацию, инициированный базисным субъектом РR, функционирующий в пространстве публичных коммуникаций, служащий целям формирования или приращения паблицитного капитала данного базисного РR-субъекта, адресованный определенному субъекту общественности, обладающий скрытым (или значительно реже прямым) авторством, распространяемый путем прямой рассылки, посредством личной доставки или опосредованной через СМИ.

Вопрос 4. Паблицитный капитал – это?
ОТВЕТ: это особый вид капитала, которым обладает рыночный субъект, функционирующий в пространстве публичных коммуникаций». Данный капитал, как и любой другой, связан с увеличением собственности за счет использования потребительной стоимости, в роли которой выступают: репутация, позитивное общественное мнение, престиж и привлекательный имидж, выгодный публичный дискурс и, в целом, позитивное паблисити.

Вопрос 5. Перечислите основные компоненты пресс-релиза
ОТВЕТ: шапка, заголовок, лид-абзац, боди, контактная информация

Вопрос 6. Дайте определение бэкграундеру
ОТВЕТ: поисковые запросы, по которым можно привлечь трафик на сайт. Их собирают с помощью специальных сервисов или инструментов поисковых систем — например, «Яндекс Вордстата».

Вопрос 7. Пресс-релиз-анонс – это?
ОТВЕТ: речь в нем идет о событии, которому еще предстоит случиться и внимание масс-медиа к которому обеспечит присутствие журналистов на анонсируемом мероприятии. Анонс может, например, приглашать журналистов на пресс-конференцию или извещать о грандиозном торжестве в честь юбилея организации. Естественно, обо всем в таком пресс-релизе говорится в будущем времени. Впрочем, иногда не мешает дать и краткую предысторию события (или, к примеру, перечислить регалии представителя вашей организации либо гостя-звезды).

Вопрос 8. Что такое пресс-релиз-новость?
ОТВЕТ: доносит до адресата фактическую информацию, т.е. рассказывает о прошедшем событии. Он может содержать и краткие комментарии действующих лиц.

Вопрос 9. Информационный лист – это?
ОТВЕТ: Пресс-релиз, который рассказывает о «продолжающемся» событии, например, спортивном соревновании или судебном процессе. При этом предполагается, что адресату известны подробности и суть дела в целом, поэтому ему достаточно лишь краткого, делового отчета о новых аспектах происходящего.

Вопрос 10. Дайте определение приглашению как жанру PR-текста.
ОТВЕТ: жанр PR-текста, призванный обеспечить присутствие представителей групп общественности на каком-либо мероприятии, касающемся деятельности субъекта PR.

Вопрос 11. Дайте определение факт-листу.
ОТВЕТ: короткий документ, в котором представлены факты-подробности новостного события, дополнительные данные о фирме, ее первых лицах, участниках. На практике обычно не обозначают данный жанр как факт-лист, его обычно называют справка, общая информация.

Вопрос 12. Перечислите основные жанры PR-текста.
ОТВЕТ: Фактологический, исследовательский, исследовательско-новостной, образно-новостной, оперативно-новостной.

Вопрос 13. Дайте определение биографии как жанру PR-текста.
ОТВЕТ: жанр PR-текста, представляющий собой опорные биографические сведения о первом лице или должностном лице.

Вопрос 14. Какие PR-тексты относятся к фактологическому жанру?
ОТВЕТ: факт-лист, биография

Вопрос 15. Дайте определение заявлению для СМИ как жанру PR-текста.
ОТВЕТ: это PR-текст, объявляющий или объясняющий позицию базисного субъекта PR по какому-либо вопросу или реакцию на событие с целью поддержания паблицитного капитала данного базисного субъекта PR. Заявление является реакцией базисного субъекта на ведущие к деструкции паблицитного капитала ситуации, события, процессы.

Вопрос 16. Перечислите типы заявления для СМИ.
ОТВЕТ: Типичные, нетипичные.

Вопрос 17. Какие тексты относятся к образно-новостному жанру
ОТВЕТ: байлайнер; поздравление; письмо.

Вопрос 18. Дайте определение имиджевой статье.
ОТВЕТ: жанр PR-текста, представляющий актуальную, социально значимую информацию о субъекте PR, способствующий формированию или приращению паблицитного капитала. Публикация имиджевой статьи в СМИ инициируется самим субъектом PR. Он же выбирает информационный повод для нее. Имиджевая статья может быть посвящена деятельности компании или персоне (первому должностному лицу организации).

Вопрос 19. Дайте определение имиджевому интервью.
ОТВЕТ: текст беседы с первым (должностным) лицом организации или лидером мнений по актуальной, социально значимой проблеме с целью сформировать или увеличить паблицитный капитал субъекта PR. Имиджевое интервью обычно готовится сотрудниками PR-структуры и распространяется через СМИ.

Вопрос 20. Перечислите разновидности имиджевого интервью.
ОТВЕТ: событийное, портретное и проблемное .

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера и 1 практическое задание.

1. Текст, его основные свойства и категории.
2. Понятие рекламного текста. Основные виды РК.
3. Виды печатной рекламы. Особенности рекламы в прессе.
4. Классические макеты рекламных объявлений.
5. Визуальная информация в рекламном объявлении, ее роль.
6. Творческая платформа рекламы. Характеристики товара (услуги) и выгоды потребителя в рекламном тексте.
7. Структура рекламного текста. Форма основного рекламного текста.
8. Характеристика основных подходов.
9. Аргументативная природа ОРТ. Сильные аргументы.
10. Слабые аргументы в ОРТ. Рабочие слабые доводы. Ложные доводы.
11. Выбор рекламной стратегии для рекламного текста.
12. Логическая последовательность размещения смысловых блоков рекламного текста по методике Дж. Шугермана.
13. Заголовок рекламного текста и требования к нему. Типология заголовков рекламного текста.
14. Кода в рекламном тексте. Ее особенности.
15. Технологии построения РТ: AIDA и ее варианты, ACCA, DiBABA, DagMar.
16. Технологии построения РТ: ODS, PMHS, SCH.
17. Технологии построения РТ: АПОРТ, VIPS, PINC, 5 вопросов.
18. Особенности рекламного текста для радиоэфира.
19. Особенности рекламного текста в Интернете.
20. Практические методики оценки эффективности рекламных текстов. Тестирование всего текста и отдельных его элементов.
21. Тестирование на понятность с помощью метода Р. Ганнинга.
22. Чек-листы для оценки эффективности рекламного текста в СМИ.
23. Тестирование по методике Дж. Кейплза.
24. Особенности PR-информации. Субъект и объект PR-текста.
25. Основные дифференциальные признаки PR-текста. Отличие PR-текста от рекламного и журналистского текста.
26. Классификация PR-текстов А.Д. Кривоносова.
27. Классификация PR-текстов К. Ивановой.
28. Жанровая типология простых PR-текстов по А.Д. Кривоносову. Оперативно-новостные жанры. Исследовательско-новостные жанры. Фактологические жанры.
29. Жанровая типология простых первичных PR-текстов по А.Д. Кривоносову.
30. Исследовательские жанры. Образно-новостные жанры.
31. Пресс-релиз. Особенности содержания и использования в связях с общественностью. Виды пресс-релизов.
32. Структура пресс-релиза и его обязательные компоненты. Композиция пресс-релиза. Способы организации информации.
33. Правила оформления пресс-релиза. Факторы, определяющие эффективность пресс-релиза.
34. Бэкграундер и его место в системе PR-текстов. Виды бэкграундеров.
35. Биография как жанр PR-текста. Жанровые разновидности биографии. Структура, обязательные и факультативные компоненты.
36. Факт-лист. Особенности структуры факт-листа и его использование.
37. Заявление для прессы. Цель и основные особенности структуры. Поводы для распространения.
38. Пресс-кит как комбинированный PR-текст. Состав пресс-кита. Оформление и использование пресс-кита.
39. Статья в связях с общественностью. Виды статей. Цели их использования.
40. Имиджевое интервью. Его разновидности и отличие от журналистского интервью.
41. Письмо как жанр PR-текста. Требования к текстовой структуре письма. Виды деловых писем в СО. Их характеристика.
42. Поздравительные и благодарственные письма как жанр PR-текста.
43. Буклет, его цели и структура. Разновидности буклетов.
44. Особенности, структура и компоненты SMR.
45. Особенности, виды, требования к SMM-текстам.
46. Особенности оформления и написания Интернет-текстов. Инфографика как вид креолизации, технологии и сервисы.

Типовое практическое задание:
Проанализировать предложенный рекламный и/или PR-текст на соответствие ключевым параметрам и характеристикам представленного жанра. Сделайте выводы об его эффективности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Селезнева, Л. В. Подготовка рекламного и pr-текста : учебное пособие для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/86510952-F1FB-43E9-AC0B-27A3F64299D4
Л1.2 Кузнецов П.А. Копирайтинг & спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии: Другое Издательство "Дашков и К", 2018 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дзялошинский, И. М. Современный медиатекст. Особенности создания и функционирования: , 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс Теория и практика рекламного и PR-текста portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
MicrosoftWindows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.