МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Автоматизированные технологии сбора, анализа и визуализации научных данных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология публичной и деловой сферы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_СПиДС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 25
индивидуальные консультации 24
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 25 25 25 25
Консультации 24 24 24 24
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Суртаева О.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Омельченко Д.А.

Рабочая программа дисциплины
Автоматизированные технологии сбора, анализа и визуализации научных данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 20222024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить современные подходы к решению практических задач сбора, анализа и визуализации данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен проводить фундаментальные и прикладные социологические исследования и представлять их результаты
ОПК-2.1 Знает специфику проведения фундаментальных и прикладных социологических исследований
ОПК-2.2 Умеет разрабатывать программы проведения фундаментальных и прикладных социологических исследований
ОПК-2.3 Владеет навыками проведения конкретных фундаментальных и прикладных социологических исследований и представления их результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает специфику проведения фундаментальных и прикладных социологических исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет разрабатывать программы проведения фундаментальных и прикладных социологических исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками проведения конкретных фундаментальных и прикладных социологических исследований и представления их результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Автоматизированные технологии сбора научных данных Лекции 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
1.2. Автоматизированные технологии анализа научных данных Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
1.3. Автоматизированные технологии визуализации научных данных Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
1.4. Социологические опросы в Интернете: возможности и ограничения Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
1.5. Социологические опросы в Интернете: возможности и ограничения Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
1.6. Автоматизированный анализ количественных социологических данных Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
1.7. Автоматизированный анализ количественных социологических данных Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
1.8. Визуализация одномерных распределений Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
1.9. Визуализация одномерных распределений Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
1.10. Визуализация двумерных распределений Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
1.11. Визуализация двумерных распределений Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
1.12. Визуализация многомерных данных Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.13. Визуализация многомерных данных Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.14. Направления повышения эффективности методов визуализации Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
1.15. Направления повышения эффективности методов визуализации Сам. работа 3 5 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
1.16. Консультации 3 24 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3098.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2
Способен проводить фундаментальные и прикладные социологические исследования и представлять их результаты

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. К основным технологиям онлайн исследований НЕ относят:
а. Онлайн фокус-группы.
б. Опросы с помощью сетевых форумов или блогов.
в. Телефонные опросы.
г. Опросы по E-mail.
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. К преимуществам онлайн исследований НЕ относится:
а. Возможность увеличения объема выборки.
б. Снижение влияние интервьюера на респондента.
в. Повышение репрезентативности выборки.
г. Возможность провести исследование в максимально сжатые сроки.
ОТВЕТ: в

Вопрос 3. К недостаткам онлайн исследований относят:
а. Невозможность оценки надежности социально-демографических данных респондентов.
б. Смещения выборки, эффект самоотбора.
в. Ограничения по длительности интервью.
г. Увеличение количества ошибок в общем массиве данных.
ОТВЕТ: абв

Вопрос 4. Верно ли, что инструментарий любого количественного онлайн исследования можно реализовать в традиционной бумажной анкете?
а. Верно.
б. Неверно.
ОТВЕТ: б

Вопрос 5. Как влияет использование интерактивных элементов в онлайн анкете на время прохождения опроса?
а. Сокращает время, затрачиваемое на прохождение опроса.
б. Увеличивает время, затрачиваемое на прохождение опроса.
в. Никак не влияет на время, затрачиваемое на прохождение опроса.
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Определите, к какому типу по степени направленности на изучаемый предмет относится вопрос "Как Вы считаете, почему некоторые люди негативно относятся к представителям цыганского этноса?".
а. Прямой вопрос.
б. Косвенный вопрос.
в. Проективный вопрос-тест.
г. Апперцепционный тематический тест.
ОТВЕТ: б

Вопрос 7. Какой способ отбора наиболее эффективно использовать для привлечения информантов в онлайн фокус-группы из виртуальных сообществ?
а. Набирать респондентов из онлайн-панелей.
б. Рекрутировать респондентов с баннеров на интернет-порталах, используя методику поточной выборки.
в. Рекрутировать респондентов из социальных медиа (сетей и блогов).
г. Использовать «управляемую респондентом выборку» (RDS ‑ Respondent-Driven Sample).
ОТВЕТ: г

Вопрос 8. Какие пять сегментов участников онлайн опросов выделяются по данным Tiburon Research?
а. Небезразличные.
б. Разборчивые.
в. Азартные.
г. Хитрые.
д. Убивающие время.
е. Любопытные.
ж. Профессиональные.
ОТВЕТ: авдеж

Вопрос 9. В каких случаях круговую диаграмму лучше НЕ использовать для визуализации данных?
а. Нужно отобразить только один ряд данных.
б. Нужно отобразить более одного ряда данных.
в. Ряд данных не содержит нулевых и отрицательных значений.
г. Ряд данных содержит более семи категорий.
ОТВЕТ: бг

Вопрос 10. Какие данные позволяет визуализировать линейчатая диаграмма?
а. Только одномерные.
б. Только двумерные.
в. И одномерные, и двумерные.
г. Только многомерные.
ОТВЕТ: в

Вопрос 11. Из каких элементов состоит гистограмма?
а. Из секторов, образующих круг.
б. Из линий.
в. Из точек.
г. Из столбцов.
ОТВЕТ: г

Вопрос 12. В каких ситуациях целесообразно использовать линейные графики?
а. Динамический ряд имеет достаточно большое количество значений.
б. Ряд данных содержит не более семи категорий.
в. Нужно показать общую тенденцию развития явления.
г. Ряд данных не содержит нулевых и отрицательных значений.
д. Необходимо в пределах одной геометрической плоскости сравнить несколько динамических рядов.
е. В сопоставлении нуждаются не абсолютные значения, а темпы роста явления.
ж. Нужно отобразить только один ряд данных.
ОТВЕТ: авде

Вопрос 13. Для чего обычно используют точечные диаграммы при визуализации социологических данных?
а. Для отображения результатов факторного анализа.
б. Для отображения результатов корреляционного анализа.
в. Для представления тенденций изменения данных с равными интервалами.
г. Для сравнения групп.
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Какие из перечисленных программных продуктов разработаны для анализа качественных социологических данных?
а. SPSS.
б. PSPP.
в. ATLAS.ti.
г. MAXQDA.
ОТВЕТ: вг

Вопрос 15. Что из перечисленного относится к основным способам проверки достоверности данных онлайн опросов?
а. Проверка множественных регистраций.
б. Выбраковка анкет с монотонными, систематически повторяющимися ответами, «зигзагами» в табличных вопросах.
в. Выборочный обзвон респондентов после завершения полевого этапа исследования.
г. Сравнение времени, потраченного на заполнение анкеты со средним по выборке.
д. Выборочный поквартирный обход респондентов после завершения полевого этапа исследования.
е. Выбраковка анкет с большим числом ответов «не знаю/затрудняюсь ответить».
ОТВЕТ: абге

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется выборка, которая не имеет вероятностного обоснования, складывается на основе случаев, выбираемых независимо друг от друга; формируется удобным для исследователя способом из числа наиболее активных членов сетевых сообществ?
Ответ: Стихийная или доступная выборка.

2. Как называется выборка, которая формируется посредством E-mail рассылок, анонса опроса на сайтах и в баннерных сетях, с отбором (скринингом) по характеристикам, определенным задачами исследования, с тем расчетом, чтобы отобранные объекты обеспечили максимальное разнообразие (вариацию) изучаемых признаков?
Ответ: Отсеянная или поточная выборка.

3. Как называется выборка, которая формируется на основе баз (списков) потенциальных респондентов с использованием регистрационных социально-демографических данных для исследования однородных (гомогенных) аудиторий; в выборку попадают преимущественно те объекты, которые обладают типичными для всей генеральной совокупности значениями изучаемых признаков?
Ответ: Панельная или направленная выборка.

4. К какой группе стандартных ошибок относится ошибка охвата?
Ответ: Ошибки выборки.

5. К какой группе стандартных ошибок относится отказ от участия в опросе?
Ответ: Ошибки отклика.

6. К какой группе стандартных ошибок относится пропуск вопросов?
Ответ: Ошибки отклика.

7. К какой группе стандартных ошибок относится систематическая ошибка?
Ответ: Ошибки выборки.

8. Как называется ситуация, когда имеет место несоответствие информации, которую стремится получить исследователь, той информации, которую предоставляет используемая техника измерения и сам респондент?
Ответ: Ошибка измерения.

9. Как называются респонденты, потратившие необоснованно мало времени на заполнение анкеты, вследствие случайного, «игрового» ввода ответов?
Ответ: Спидстеры.

10. По требованию ESOMAR, какое максимальное количество раз в месяц участник онлайн панели может привлекаться к исследованиям?
Ответ: 4.

11. На первом этапе проводится отбор первичных участников (рекрутеров) с учетом их независимости и различия базовых характеристик, важных для исследования. Эти участники, как правило, не включаются в основную выборку; их инструктируют, объясняя, как следует рекрутировать, привлекать к исследованию других представителей целевой группы. Первая «волна» привлекает вторую, вторая – третью и т.д. Рекрутирование мотивируется с помощью системы поощрений привлеченных лиц за участие в исследовании. При этом число возможных респондентов, привлекаемых одним рекрутером, строго лимитировано. Как называется такая выборка?
Ответ: «Управляемая респондентом выборка» (RDS, Respondent-Driven Sample).

12. Как называется ситуация, когда не всем объектам генеральной совокупности была обеспечена ненулевая вероятность попадания в выборку?
Ответ: Ошибка охвата.
13. Как называется ситуация, когда произошло смещение выборки в результате эффекта «самоотбора»?
Ответ: Систематическая ошибка.

14. Какую ошибку выборки минимизирует возможность получить в онлайн исследовании выборку большого объема?
Ответ: Случайную ошибку.

15. Перечислите типы вопросов с выпадающим меню.
Ответ: Drop-Down (выбор единственного ответа из множества вариантов «выпадающего меню»), Multiple Drop-Down (выбор нескольких ответов в известном диапазоне вариантов «выпадающего меню»), Ranking (ранжирование объектов в порядке значимости), Group Grid Drop-Down (табличный вопрос для оценки разных объектов по одному «выпадающему списку» критериев).

16. Как называется вопрос, улучшающий дизайн традиционных ранговых шкал тем, что респондент может перемещать «бегунок» по шкале при помощи мыши, выбирая положение, отражающее его мнение?
Ответ: Слайдер.

17. Какая доля респондентов, по данным исследований Harris Interactive, совершает в онлайн опросе как минимум одну непреднамеренную ошибку?
Ответ: 75%.

18. Каковы достоинства и недостатки онлайн фокус-групп, в сравнении с традиционными фокус-группами?
Ответ: Достоинства – большая раскрепощенность участников, более осмысленные высказывания, недостатки – не формируется общее мнение группы, модератор ограничен в применении психологических техник для оживления онлайн дискуссии.

19. Как называется показатель, отражающий долю требуемых для исследования респондентов от числа принявших участие в опросе?
Ответ: Показатель достижимости целевой аудитории.

20. Перечислите примерный минимум личных данных, которые должны быть получены от каждого участника онлайн панели.
Ответ: Пол, возраст (дата рождения), уровень образования, занятость, регион и место проживания (почтовый индекс), размер семьи, наличие детей, объем использования интернета (часов в неделю), тип доступа к интернету.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 вопроса: 21 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Предпосылки появления онлайн исследований.
2. Интернет-технологии в социологических исследованиях.
3. Возможности и преимущества онлайн исследований.
4. Недостатки и ограничения онлайн исследований.
5. Особенности построения онлайн выборок.
6. Особенности реализации стихийной (доступной) выборки в онлайн исследовании.
7. Особенности реализации отсеянной (поточной) выборки в онлайн исследовании.
8. Особенности реализации панельной (направленной) выборки в онлайн исследовании.
9. Особенности реализации экспериментальных и квазиэкспериментальных планов в онлайн исследовании.
10. Особенности реализации рандомизированных многофакторных опросных планов в онлайн исследовании.
11. Классификация выборочных онлайн исследований по их способности представлять различные генеральные совокупности.
12. Качество данных в онлайн исследованиях: внутренняя валидность.
13. Качество данных в онлайн исследованиях: внешняя валидность.
14. Особенности ошибки отклика в онлайн исследованиях.
15. Особенности ошибки выборки в онлайн исследованиях.
16. Особенности ошибки измерения в онлайн исследованиях.
17. Методологические требования к инструментарию количественных онлайн исследований.
18. Методологические требования к инструментарию качественных онлайн исследований.
19. Принципы «дружественного интерфейса» при создании онлайн анкет.
20. Типы вопросов в онлайн анкетах.
21. Особенности использования вопросов с единственным вариантом ответа в онлайн исследованиях.
22. Особенности использования вопросов с множественными вариантами ответа в онлайн исследованиях.
23. Особенности использования открытых вопросов в онлайн исследованиях.
24. Особенности использования вопросов с выпадающим меню в онлайн исследованиях.
25. Особенности использования интерактивных инструментов в онлайн анкете.
26. Общие требования к интерактивным анкетам.
27. Особенности инструментария качественных онлайн исследований.
28. Классификация качественных онлайн методов.
29. Особенности проведения онлайн фокус-группы: требования к проведению и работе модератора.
30. Особенности проведения глубинного интервью онлайн: требования к проведению и работе интервьюера.
31. Классификация вопросов в онлайн дискуссии в зависимости от степени направленности на изучаемый предмет.
32. Источники привлечения респондентов и участников онлайн дискуссий.
33. Специфика социальных медиа как источника рекрутинга информантов.
34. Специфика онлайн панелей как источника рекрутинга информантов.
35. Стандарты качества в онлайн исследованиях.
36. Способы проверки достоверности данных онлайн опросов.
37. Общие правила оформления графического материала в научных работах.
38. Основные типы диаграмм.
39. Правила визуализации одномерных распределений.
40. Правила визуализации двумерных распределений.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Визуализируйте одномерные данные (таблицы выдаются преподавателем).
2. Визуализируйте двумерные данные (таблицы выдаются преподавателем).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ Статистический анализ данных: учеб.-метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Воскобойников Ю.Е. Регрессионный анализ данных в пакете MATHCAD: Учебные пособия Издательство "Лань", 2011 e.lanbook.com
Л2.2 Миркин Б.Г. ВВЕДЕНИЕ В АНАЛИЗ ДАННЫХ. Учебник и практикум: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Веб-приложение для разработки и публикации опросов www.limesurvey.org
Э2 Наборы открытых государственных данных hubofdata.ru
Э3 База данных Европейского социального исследования ESS www.europeansocialsurvey.org
Э4 Дизайнеры и ученые, которые визуализируют данные flowingdata.com
Э5 Tumblr-блог о графиках ilovecharts.tumblr.com
Э6 Ресурс с визуализациями сложных сетей www.visualcomplexity.com
Э7 Создание онлайн-диаграмм www.gliffy.com
Э8 Идеи, проблемы, знания, данные — визуализация всего www.informationisbeautiful.net
Э9 Новости и информация о визуализации данных datavisualization.ch
Э10 Визуализация и визуальные коммуникации eagereyes.org
Э11 Курс в Moodle "Автоматизированные технологии сбора,анализа и визуализации научных данных / Автоматизированные технологии сбора,анализа и визуализации социальных данных" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по использованию электронного курса в системе Moodle, ссылка: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3098
ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены лекционные материалы с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Лекции осваиваются студентами в рамках аудиторных занятий, однако если студент не посещал лекции, он может освоить их самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по стобалльной шкале.
Выполнение всех практических заданий обязательно, остальные материалы носят факультативный характер и могут помочь при подготовке к зачету. Это ссылки на электронные ресурсы (вебинары), тексты монографий и статей, загруженные на сайт. Глоссарий содержит ряд понятий и терминов, знание которых пригодится при подготовке к зачету.

Методические указания студентам по оформлению диаграмм.

1. Названия рисунков оформляются внизу рисунка, выравнивание по центру, без абзационного отступа, в конце названия ставится точка. Если данные в процентах, и со знаком процента отражены на рисунке, все равно в подписи указывается единица измерения. После номера рисунка ставится тире.
2. Перед рисунком, а также после ставится межстрочный интервал 12пт.
3. Не допускать в рисунках орфографических и иных ошибок!
4. Рисунки оформляются без видимых внешних границ.
5. Все цифры и подписи на рисунках должны хорошо читаться.
6. Если рисунок содержится в отчете, который будет напечатан (например, магистерская диссертация) цветовая гамма подбирается так, чтобы при условии печати в сером цвете можно было бы отличить, где что.
7. Названия рисунков в рисунке не делаются.
8. Легенда размещается желательно снизу и без рамки.
9. Значения осей на рисунках, если нет в них необходимости, убираем.
10. Большинство объемных диаграмм выглядят красиво только на мониторе, при печати они "сливаются" и выглядят некрасиво.
11. В анкетах, например, ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ всегда написано прописными буквами, в базе то же самое, потом такая подпись отправляется в рисунки. Оформлять как все остальные альтернативы (сочетание клавиш Shift+F3 позволяет сделать это просто и быстро).

Методические указания студентам по оформлению таблиц.

1. Названия таблиц оформляются перед таблицей, выравниваются по ширине, абзационный отступ не делается, в конце названия ставится точка. В названии таблицы указывается единица измерения. После номера таблицы ставится тире.
2. В шапках таблиц не делается сокращений, кроме общепринятых.
3. Таблицы выполняются 12 шрифтом, допустимо использовать интервал «точно». Выравнивание шапки по центру, крайнего левого столбца – по ширине, цифр в столбцах – по центру. Знак процента в столбцах не ставится, он есть в подписи таблицы. Если значения в ячейках пустые, то ставится либо «–», либо ячейка остается пустой.
4. Если в таблице помимо значений используется выделение полужирным, курсивом, заливкой или как-то еще, то необходимые пояснения даются не только в тексте, но и в названии таблицы.