МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование образовательных программ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильШкола директоров: управленческие команды в образовании
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_Профессиональное обучение_ШД-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав. каф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование образовательных программ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование способности будущего педагога проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
ОПК-2.1 Знает основные методические и методологические подходы к проектированию основных и дополнительных образовательных программ
ОПК-2.2 Умеет проектировать содержание основных образовательных программ на основании требований ФГОС, ПООП, профессиональных стандартов
ОПК-2.3 Умеет проектировать содержание дополнительных образовательных программ
ОПК-2.4 Владеет навыками разработки научно-методического обеспечения реализации основных и дополнительных образовательных программ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.виды, структуру, особенности и порядок реализации основных образовательных программ; методологические, нормативно-правовые, психолого-педагогические, проектно-методические и организационно-управленческие аспекты проектирования основных образовательных программ, разработки научно-методического обеспечения их реализации; современные требования к научно-методическому обеспечению учебных курсов, дисциплин (модулей) программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать содержание, структуру, результаты освоения, условия реализации основных образовательных программ на основании требований ФГОС, профессиональных стандартов и иных требований; разрабатывать научно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ, в том числе адаптированных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.средствами информационно-коммуникационных технологий при разработке, оформлении, обсуждении и сопровождении основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проектирование образовательных программ
1.1. Определение содержания понятия "рабочая программа учебной дисциплины" Лекции 1 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Определение содержания понятия "рабочая программа учебной дисциплины" Практические 1 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Определение содержания понятия "рабочая программа учебной дисциплины" Сам. работа 1 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Функции рабочих программ учебных дисциплин Лекции 1 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Функции рабочих программ учебных дисциплин Практические 1 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Функции рабочих программ учебных дисциплин Сам. работа 1 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Виды рабочих программ учебных дисциплин Лекции 1 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Виды рабочих программ учебных дисциплин Практические 1 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Виды рабочих программ учебных дисциплин Сам. работа 1 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Принципы проектирования рабочих программ учебных дисциплин Лекции 1 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Принципы проектирования рабочих программ учебных дисциплин Практические 1 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Принципы проектирования рабочих программ учебных дисциплин Сам. работа 1 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Способы проектирования рабочих программ учебных дисциплин Практические 1 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Способы проектирования рабочих программ учебных дисциплин Сам. работа 1 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Структура рабочих программ учебных дисциплин Практические 1 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Структура рабочих программ учебных дисциплин Сам. работа 1 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.17. Дидактические нормативы проектирования рабочей программы учебной дисциплины Сам. работа 1 25 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.18. Фонд оценочных средств Сам. работа 1 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.19. Технология тестового контроля результатов обучения Сам. работа 1 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-2. Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации

Контрольные вопросы и задания для проведения текцщего контроля см. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3860

Закрытые тесты (выбор одного ответа):

1. Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти называется ...
A. федеральный государственный образоватеный стандарт
B. учебный план
C. рабочая программа учебной дисциплины
D. учебное пособие

2. Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных и методических материалов, а также рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации называется ...
A. федеральный государственный образоватеный стандарт
B. образовательная программа
C. рабочая программа учебной дисциплины
D. учебное пособие

3. Документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся - это ...
A. федеральный государственный образоватеный стандарт
B. учебный план
C. рабочая программа учебной дисциплины
D. учебное пособие

4. Нормативный документ, раскрывающий содержание основных знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение в учебном заведении, называется ...
A. федеральный государственный образоватеный стандарт
B. учебный план
C. рабочая программа учебной дисциплины
D. учебное пособие

5. Учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, называется ...
A. индивидуальный
B. особый
C. рабочий
D. личный

6. Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, называется ...
A. адаптированная
B. особая
C. рабочая
D. личная

7. Физическое лицо, осваивающее образовательную программу, называется ...
A. обучающийся
B. ученик
C. преподаватель
D. объект

8. Концентрический, линейный, спиралеобразный - это ...
A. способы разработки программы
B. виды программы
C. принципы разработки программы
D. компоненты программы

9. Рабочая программа учебной дисциплины выполняет функции ...
A. концентрическую и линейную
B. организационно-методическую и содержательную
C. образовательную, воспитательную, развивающую

10. Совокупность разработанных и утвержденных образовательной организацией оценочных средств представляющих собой комплекс заданий различного типа с ключами правильных ответов, включая критерии оценки, и используемых при проведении оценочных процедур (текущего контроля, промежуточной аттестации, государственной итоговой (итоговой) аттестации) с целью оценивания достижения обучающимися результатов освоения образовательной программы и (или) результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам - это ...
A. фонд оценочных средств
B. контрольные работы
C. тесты
D. контрольные задания

11. Приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности - это ...
A. методы обучения
B. формы организации обучения
C. средства обучения
D. технологии обучения

12. Требования полноты отражения программами содержания образования, конкретности фиксации в программе его элементов, процессуальности программы, целостности отражения программами содержания образования, единства теоретических основ построения программ, взаимосвязи программ - это ...
A. закономерности обучения
B. принципы проектирования рабочих программ
C. средства обучения
D. технологии обучения

13. Виды рабочих программ учебных дисциплин
A. линейные, концентрические, спиралеобразные
B. типовые и авторские, рабочие и примерные, комплексные и парциальные
C. репродуктивные и продуктивные
D. основные и дополнительные

14. Личностная (приобретенная) способность обучающегося успешно решать определенный круг задач - это ...
A. компетенция
B. знания
C. творчество
D. умения

15. Комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы
A. уровень образования
B. качество образования
C. аккредитация
D. лицензирование

Ключ:

1. A
2. B
3. B
4. C
5. A
6. A
7. A
8. A
9. B
10. A
11. C
12. B
13. B
14. A
15. A

Критерии оценивания:
Правильный ответ - 1 балл
Неправильный ответ - 0 баллов
Оценивание теста:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Открытые тесты:

1. Завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований, называется _______ образования

2. Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти называется _____________

3. Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных и методических материалов, а также рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации называется _____________

4. Документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся - это _____________

5. Федеральная общеобразовательная программа - учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы называется ________

6. Учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, называется __________

7. Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, называется _____________

8. Физическое лицо, осваивающее образовательную программу, называется ________________

9. Ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы - это _______________ образования

10. Совокупность разработанных и утвержденных образовательной организацией оценочных средств представляющих собой комплекс заданий различного типа с ключами правильных ответов, включая критерии оценки, и используемых при проведении оценочных процедур (текущего контроля, промежуточной аттестации, государственной итоговой (итоговой) аттестации) с целью оценивания достижения обучающимися результатов освоения образовательной программы и (или) результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам - это __________________

11. Комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы - это ____________ образования

12. Личностная (приобретенная) способность обучающегося успешно решать определенный круг задач - это ... (компетенция)

13. Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности - это ______________

14. Нормативный документ, раскрывающий содержание основных знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение в учебном заведении, называется ________________

15. Типовые и авторские, рабочие и примерные, комплексные и парциальные - это ______________ рабочих программ

16. Требования полноты отражения программами содержания образования, конкретности фиксации в программе элементов содержания образования, процессуальности программы, целостности отражения программами содержания образования, единства теоретических основ построения программ, взаимосвязи программ - это ______________ разработки рабочих программ)

17. Линейный, концентрический, спиралеобразный и смешанный - это ____________ рабочих программ

18. Вербально-репродуктивный, деятельностно-репродуктивный и продуктивный - это __________________

19. Приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности - это ________________

20. Учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты финансового обеспечения реализации образовательной программы - это ____________ образовательная программа

Ключ:

1. уровень
2. федеральный государственный образовательный стандарт
3. образовательная программа
4. учебный план
5. основная
6. индивидуальный
7. адаптированная
8. обучающийся
9. направленность, профиль
10. фонд оценочных средств
11. качество образования
12. компетенция
13. квалификация
14. рабочей программой учебной дисциплины
15. типы,виды
16. принципы
17. способы построения
18. уровни усвоения
19. средства обучения
20. примерная

Критерии оценивания:
Правильный ответ - 1 балл
Неправильный ответ - 0 баллов
Оценивание теста:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену:
1. Рабочая программа учебной дисциплины как компонент образовательной программы
2. Определение содержания понятия "рабочая программа учебной дисциплины"
3. Виды рабочих программ учебных дисциплин
4. Функции рабочих программ учебных дисциплин
5. Принципы проектирования рабочих программ учебных дисциплин
6. Способы проектирования рабочих программ учебных дисциплин
7. Структура рабочих программ учебных дисциплин
8. Дидактические нормативы проектирования рабочей программы учебной дисциплины
9. Фонд оценочных средств как компонент рабочей программы учебной дисциплины
10. Технология тестового контроля результатов обучения
11. Компетентностно ориентированный подход к проектированию рабочей программы учебной дисциплины

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2007
Л2.2 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Проектирование образовательных программ Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Проектирование образовательных программ ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Проектирование образовательных программ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л центр (класс) деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.