МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы экологического права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2021_9кл
Часов по учебному плану 60
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 20
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 20 20 20 20
Итого 60 60 60 60

Программу составил(и):
Препод., Шумилов Александр Михайдлович;

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук, Доц., Калашник Наталья Ивановна;

Рабочая программа дисциплины
Основы экологического права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.03.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.03.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Профессиональная подготовка специалистов в сфере экологического права.
Обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений, новейших течений в науке экологического права и правоприменительной практике.
Задачами курса являются изучение основных положений действующего экологического законодательства и основных достижений науки экологического права, правоприменительной практики, воспитание правовой культуры студентов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10 Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ПК 1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие и источники экологического права;
экологические права и обязанности граждан;
право собственности на природные ресурсы, право природопользования;
правовой механизм охраны окружающей среды;
виды экологических правонарушений и ответственность за них
3.2.Уметь:
3.2.1.толковать и применять нормы экологического права;
анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по экологическим правоотношениям;
применять правовые нормы для решения практических ситуаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Часть общая
1.1. Общие положения об основах экологического права. Лекции 5 2 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Общие положения об основах экологического права. Практические 5 2 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.3. Общие положения об основах экологического права. Сам. работа 5 4 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Право собственности на природные ресурсы. Лекции 5 2 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.5. Право собственности на природные ресурсы. Практические 5 2 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л3.1
1.6. Право собственности на природные ресурсы. Сам. работа 5 4 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.7. Организационный механизм охраны окружающей природной среды. Лекции 5 4 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.8. Организационный механизм охраны окружающей природной среды. Практические 5 4 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.9. Организационный механизм охраны окружающей природной среды. Сам. работа 5 4 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.10. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды. Лекции 5 8 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.11. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды. Сам. работа 5 4 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.12. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды. Практические 5 6 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.13. Ответственность за экологические правонарушения. Лекции 5 2 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.14. Ответственность за экологические правонарушения. Практические 5 2 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.15. Ответственность за экологические правонарушения. Сам. работа 5 2 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Особенная часть
2.1. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов. Лекции 5 2 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов. Сам. работа 5 2 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов. Практические 5 2 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Промежуточная аттестация Практические 5 2 ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5316
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК 9: Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
1. Отраслью какого права является экологическое право?
a.Это подотрасль гражданского права;
b. Это самостоятельная отрасль российского права;
c.Это институт конституционного права.
2.Объектами экологического права являются:
a.окружающая природа, ее объекты, ресурсы и комплексы, а также экологические права граждан и юридических лиц;
b.взгляды и убеждения на практические проблемы правоприменения экологического законодательства.
c.совокупность норм права, которые регулируют отношения в области пользования и охраны природы и е ресурсов;
3.. Экологическое право относится к числу:
a.комплексных;
b.узкоспециализированных.
c.прикладных;
4.Что из указанного относится к международным источникам экологического права?
a.Красная книга РФ.
b.Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 1963 г.;
c.Конвенция ООН против пыток от 1984 г.;
5.К специальным принципам международного экологического права относится:
a.принцип мирного урегулирования споров;
b.добросовестность в выполнении международных обязательств государствами.
c.абсолютный суверенитет каждого государства над собственными природными ресурсами;
6.Субъектом международного экологического права не является:
a.межправительственная организация.
b.отдельный гражданин;
c.государство;
7.Проявлением какого метода правового регулирования в экологическом праве является государственный экологический контроль?
a.Императивного;
b.Экологизации.
c.Диспозитивного;
8.Заполните пропуск. При размещении и проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, __________________ , рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности
a.рекультивация нарушенных земель
b.восстановлению природной среды
c.обезвреживанию токсичных отходов производства и потребления
9.При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для
a.жизнедеятельности человека
b.устойчивого функционирования естественных экологических систем
c.оптимального функционирования инфраструктуры
10.Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников изымаются из хозяйственного использования
a.частично
b.до выполнения цели, стоящей перед заповедником
c.полностью
11.Окружающая среда в экологическом праве означает:
a.объекты, созданные человеком;
b. совокупность природных и антропогенных объектов;
c.объекты природного мира: ресурсы, система экологии, ландшафт и прочие.
12.Как наука экологическое право является:
a.комплексом тем по изучению норм экологического права студентами ВУЗов.
b.системой взглядов, теорий и знаний в сфере экологического права;
c.совокупностью научных работ в сфере природопользования;.
13.Соотношение экологического права с другими отраслями, которое проявляется во включении в последние норм по защите окружающей среды, называется:
a.мониторингом.
b. экологизацией;
c.нормированием;
14.Нормы экологического права, которые регламентируют охрану и пользование отдельными видами природных объектов, например, лесов, земли, недр и т.п. – это нормы:
a.комплексные.
b.экологизированные;
c. отраслевые;
15.. Экологическое право это отрасль права, предмет которой составляют отношения, которые:
a. касаются природопользования, охраны окружающей среды, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в указанных сферах;
b. связаны с охраной флоры и фауны, обеспечением окружающего мира в надлежащем и пригодном для жизни состоянии.
c. возникают при использовании природных ресурсов, их добыче, переработке и реализации, в том числе путем экспорта;


Правильные ответы:
1-b
2-a
3-a
4-b
5-c
6-b
7-a
8-b
9-a
10-c
11-b
12-b
13-b
14-c
15-a
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра дифференцированного зачета по всему курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5316.
Процедура проведения дифференцированного зачета :
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5316

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 19 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49




Приложения
Приложение 1.   Контроль и оценка.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хлуденева Н.И., Пономарев М.В., Кичигин Н.В. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://urait.ru/bcode/433744
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Боголюбов С.А. - Отв. ред. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 6-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс по дисциплине"Основы экологического права" portal.edu.asu.ru
Э2 Официальный сайт журнала "Государство и право" http:// gospravo-journal.ru
Э3 Официальный сайт журнала "Право и экономика" http://www/ hozpravo.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
412Н кабинет трудового права; кабинет права социального обеспечения; кабинет основ экологического права; лаборатория учебная канцелярия (служба документационного обеспечения управления) – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Студентам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативные правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается ряд практических заданий, на которые они должны дать максимально полные ответы, которые предполагают умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы студентам предлагается решить ряд практических заданий, ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод. В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Студенты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться представить её, например, в виде жалобы в вышестоящий орган (например, обжалование действий или решений органа или должностного лица по административному делу) или искового заявления в суд (например, заявление о восстановлении на работе). При такой работе студентам необходимо будет ознакомиться в частности с процессуальным законодательством (например, Гражданский процессуальный кодекс РФ).
Преподаватель, ведущий занятий и руководящий самостоятельной работой студентов, проверяет письменное решение практических заданий и рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала, они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.
При реализации учебной дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция, в ходе которой возникают дискуссии.
При проведении практических занятий: устный опрос, решение ситуационных задач.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении конспектов, творческих заданий, докладов.
Формой промежуточного контроля является дифференцированный зачет.
Дифференцированный зачет – это форма промежуточной аттестации, форма проверки знаний и навыков студентов, полученных на семинарских/практических занятиях, а также самостоятельных работ. Для подготовки к дифференцированному зачету дан примерный перечень вопросов. Дифференцированный зачет проводится путем устного опроса по билетам: студент должен выполнить два задания (на подготовку ответа на каждое из них отводится 15 минут).
Не разрешается пользоваться литературой, нормативными правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. В случае использования студентом на дифференцированном зачете подобной литературы преподаватель оставляет за собой право удалить студента с зачета, выставив ему неудовлетворительную оценку.