МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Страховое дело

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Учебный план40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2022_11кл
Часов по учебному плану 116
в том числе:
аудиторные занятия 80
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 10
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 26 26 46 46
Практические 12 12 22 22 34 34
Сам. работа 16 16 20 20 36 36
Итого 48 48 68 68 116 116

Программу составил(и):
преподаватель, Хорохордина Дарья Алексеевна

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук, доцент, Прасолова Инна Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Страховое дело

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение студентами правовых основ осуществления страховой деятельности в РФ

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ПК 1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.4 Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 2.3 Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правовые основы осуществления страховой деятельности;
основные понятия и термины, применяемые в страховании, классификацию видов и форм страхования;
правовые основы и принципы финансирования фондов обязательного государственного социального страхования;
органы, осуществляющие государственное социальное страхование
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать страховыми понятиями и терминами;
заполнять страховые полисы и составлять типовые договоры страхования;
использовать законы и иные нормативные правовые акты в области страховой деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в страхование
1.1. История возникновения и основные этапы развития страхования Лекции 3 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Самостоятельная работа по теме «История возникновения и основные этапы развития страхования» Сам. работа 3 4 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Понятие страхования, его задачи и цели Лекции 3 4 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Понятие страхования, его задачи и цели Практические 3 4 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Экономическая и юридическая сущность страхования Лекции 3 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Экономическая и юридическая сущность страхования Практические 3 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Нормативно-правовое регулирование страховой деятельности Лекции 3 4 ПК 1.1, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Нормативно-правовое регулирование страховой деятельности Практические 3 2 ПК 1.1, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Основные элементы страхования
2.1. Категория интереса в страховании Лекции 3 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Категория интереса в страховании Практические 3 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Самостоятельная работа по теме «Категория интереса в страховании» Сам. работа 3 4 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Страховой риск Лекции 3 4 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Страховой риск Практические 3 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Самостоятельная работа по теме «Страховой риск» Сам. работа 3 4 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Самостоятельная работа по Разделу 2 Сам. работа 3 4 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Страховые правоотношения и их участники
3.1. Страховые правоотношения Лекции 3 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Страховые правоотношения Практические 4 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Страхователь. Застрахованное лицо. выгодоприобретатель Лекции 4 4 ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Страхователь. Застрахованное лицо. выгодоприобретатель Практические 4 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Самостоятельная работа по теме. Составить таблицу «Сравнительный анализ страхователя, застрахованного лица и выгодоприобретателя» Сам. работа 4 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Страховщик Лекции 4 4 ПК 1.4, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Страховщик Практические 4 2 ПК 1.4, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Самостоятельная работа по теме. Составить таблицу «Реестр страховщиков, осуществляющих деятельность на территории Алтайского края» Сам. работа 4 4 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Самостоятельная работа по Разделу 3 Сам. работа 4 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Организация страхового дела
4.1. Особенности создания страховой организации Лекции 4 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Особенности создания страховой организации Практические 4 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Лицензирование Лекции 4 2 ПК 1.1, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Лицензирование Практические 4 2 ПК 1.1, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Самостоятельная работа по теме "Лицензирование" Сам. работа 4 4 ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Виды страхования
5.1. Личное страхование Лекции 4 4 ПК 2.3, ПК 1.1, ОК 5, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Личное страхование Практические 4 2 ПК 2.3, ПК 1.1, ОК 5, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Имущественное страхование Лекции 4 2 ОК 5, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Имущественное страхование Практические 4 2 ОК 5, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Социальное страхование Лекции 4 4 ПК 2.3, ПК 1.1, ОК 9, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.6. Социальное страхование Практические 4 4 ПК 2.3, ПК 1.1, ОК 9, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.7. Самостоятельная работа по теме: «Социальное страхование» Сам. работа 4 4 ПК 2.3, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Договор страхования
6.1. Договор страхования Лекции 4 4 ПК 1.4, ОК 9, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Договор страхования Практические 4 4 ПК 1.4, ОК 9, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Самостоятельная работа по Разделу «Договор страхования» Сам. работа 4 4 ОК 9, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7786
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Чем установлены интересы, которые нельзя страховать?
А) законом
Б) дополнительными соглашениями между сторонами
В) договором

2. Каким признаком категории страхового интереса характеризуется заключение пари?
А) осознанность интереса
Б) материальная выгода интереса
В) неправомерность интереса

3. Что НЕ относится к признакам страхового интереса?
А) потребность в интересе
Б) материальная выгода интереса
В) имущественный фактор правоотношений

4. На основании чего производится оценка риска?
А) вероятности возникновения
Б) тяжесть ущерба
В) все перечисленное

5. Какие виды рисков выделяют по объему ответственности страховщика?
А) полные и частичные
Б) важные и исключительные
В) индивидуальные и универсальные

6. Какой классификации соответствуют профессиональные риски?
А) по роду опасностей
Б) по объекту страхования
В) по характеру деятельности
Правильные ответы: 1–А, 2-В, 3-В, 4-В, 5-В, 6-В
Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») выполнено 85-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
70-84 баллов (оценка «хорошо») выполнено 70-84% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выполнено 50-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выполнено 0-49% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: основным оценочным средством является задание «Итоговое тестирование по курсу" (зачет, экзамен)
Пример теста для прохождения зачета.
1. В какое время зародилась идея коллективного взаимодействия с целью объединения усилия для сохранности имущества?
А Древняя Русь
Б Индустриальная цивилизация
В Античность
2. В соответствии с законодательством под страхованием понимается:
А формирования страхового фонда
Б распределение риска страхователя
В отношения по защите интересов
3. Элемент, не относящийся к экономическому содержанию страхования
А страховой риск
Б страховой интерес
В страховой фонд
4. На основании чего производится оценка риска?
А вероятность возникновения
Б тяжесть ущерба
В все перечисленное
5. Что не относится к обязанностям страховщика?
А своевременная оплата страховых взносов, премий
Б перезаключение договора страхования в случае увеличения его действительной стоимости
В осуществление своевременных выплат страхователю (выгодоприобретателю, застрахованному лицу, его наследникам) причитающиеся ему (им) страховые возмещения и выплаты при наступлении страхового случая или окончании срока действия договора страхования (в личном накопительном страховании)
Г не разглашение полученных в ходе профессиональной деятельности сведений о страхователе (выгодоприобретателе, застрахованном лице, его наследниках), об его (их) состоянии здоровья, имущественном положении и прочем
6. Страховой случай – это:
А фактически произошедшее событие, оговоренное в договоре страхования и влекущее обязанность страховщика по выплатам
Б случайное событие, оговоренное в договоре страхования, при наступлении которого страховщик обязан произвести страховые выплаты
В то же, что и страховой риск
7. Предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование –
А страховой риск
Б страховой случай
В страховая возможность
Правильные ответы: 1-В, 2-В, 3-Б, 4-В, 5-А, 6-Б, 7-А
Критерии оценивания заданий к зачету:
Оценка «зачет» при 50-100% правильных ответов
Оценка «незачет» 0-49% правильных ответов

Пример теста для прохождения экзамена:
1. В каком нормативном акте закреплено понятие "договор страхования"
А Гражданский кодекс РФ
Б ФЗ "Об организации страхового дела в РФ"
В не закреплено в законодательстве
2. К задачам социального страхования относятся:
А защита нетрудоспособного населения от неблагоприятных последствий наступления при наступлении страхового случая
Б сокращение разрыва уровня жизни работающих и неработающих членов общества
В формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты на содержание нетрудоспособных лиц
Г выплата пособий и пенсий
3. Выберите методы управления риском
А страхование
Б упразднение
В поглощение
Г ликвидация
Д реорганизация
4. Кто НЕ является субъектом медицинского страхования
А страховщик
Б страхователь
В медицинская организация
Г выгодоприобретатель
Д застрахованное лицо
5. Что относится к принципам социального страхования
А субсидиарность
Б коллективная материальная ответственность
6. Выберите характеристики, относящиеся к договору страхования
А реальный
Б консенсуальный
В возмездный
Г безвозмездный
Д многосторонний
Е двухсторонний
Ж алеаторный
З публичный
7. К какому уровню уровню законодательства относятся Условия лицензирования деятельности страхования на территории РФ
А. общее законодательство
Б специальное страховое законодательство
В подзаконные акты и ведомственные нормативные документы
Правильные ответы: 1-В, 2-Б,В, 3-А,Б,В, 4-Г, 5-А, 6-А,Б,В,Е,Ж, 7- В
Критерии оценивания экзамена:
85-100 баллов (оценка «отлично») 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») 0-49% правильных ответов
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС_Страховое_дело_2023.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Отв. ред. Анисимов А. Ю. СТРАХОВОЕ ДЕЛО 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Скамай Л.Г. СТРАХОВОЕ ДЕЛО 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тарасова Ю.А. СТРАХОВОЕ ДЕЛО. 2-е издание. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Курс в системе moodle: "Страховое дело" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «Страховое дело».
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
посещать все лекционные и практические занятия все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал
При изучении дисциплины «Страховое дело» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины, Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины «Страховое дело».
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАУЩИХСЯ.
Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Страховое дело» предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины
ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине «Страховое дело» следует:
внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1. Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2. Чтение текста
3. Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.
ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ.
Контрольная работа - вид учебной и научно-исследовательской работы, отражающая знания, навыки и умения студента, полученные в ходе освоения дисциплины.
Цель контрольной работы- закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине «Страховое дело», овладение студентами методикой решения экономических задач.
Этапы подготовки:
1. Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
2. Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами.
4. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике.
5. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
6. Выучите определения основных понятий, законов.
НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА.
Реферат–вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях.
Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Этапы подготовки реферата:
1. Определить идею и задачу реферата.
2. Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна быть слишком общей.
3. Найти нужную литературу по выбранной теме.
4. Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана.
Только после предварительной подготовки следует приступать к написанию реферата. Прежде всего, составить план, выделить в нем части:
введение – значение проблемы, ее актуальность;
текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором
заключение
список использованной литературы
При реализации учебной дисциплины «Страховое дело» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: анализ конкретных ситуаций,тест, кейс-задание, деловая игра.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении рефератов.