МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аудит

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план38_02_01_ЭконБухУчет-2022_9кл
Часов по учебному плану 42
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 6
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 6 3,9999999552965 6 3,9999999552965
Итого 42 39,999999955297 42 39,999999955297

Программу составил(и):
канд.экон.наук, Препод., Глубокова Людмила Геннадьевна

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, Препод., Толмачева Елена Михайловна

Рабочая программа дисциплины
Аудит

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Направление 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины ОП.09 Аудит - освоение студентами концептуальных основ аудита: принципов, целей и задач аудита, знание основных правил (стандартов) аудита и особенности организации аудиторских проверок. Данная дисциплина призвана подготовить студента к практической деятельности в области аудита, сформировать способности правильно определять цели аудита и выбирать оптимальные грамотные пути достижения целей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации;
ПК 2.6. Осуществлять сбор информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов;
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы аудиторской деятельности;

нормативное правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации;
основные процедуры аудиторской проверки;
порядок оценки систем внутреннего и внешнего аудита.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в нормативном правовом регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации;

выполнять работы по проведению аудиторских проверок;

выполнять работы по составлению аудиторских заключений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы аудита
1.1. Тема 1. Понятие аудиторской деятельности (аудиторских услуг), понятие удита, понятие и виды сопутствующих аудиту услуг, прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».Аудиторы и аудиторские организации: понятия, право на участие (осуществление) в аудиторской деятельности согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности». Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности: суть, категории организаций, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, ограничения на проведение обязательного аудита для аудиторских организаций и аудиторов, установленные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Аудиторское заключение: понятие, содержание, порядок представления аудиторской организацией в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Стандарты аудиторской деятельности, обязательные к применению на территории Российской Федерации: Международные стандарты аудита и стандарты саморегулируемых организаций аудиторов. Аудиторская тайна: понятие, меры по обеспечению соблюдения аудиторской тайны (конфиденциальной информации); условия передачи сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну. Требования к независимости аудитора, установленные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Контроль качества аудита. Квалификационный аттестат аудитора: условия получения, основания и порядок аннулирования. Права и обязанности аудиторской организации и аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, при оказании аудиторских услуг в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации:субъекты регулирования, функции субъектов государственного и негосударственного регулирования, обеспечение общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Лекции 6 4 ПК 3.1., ПК 2.6., ПК 2.4., ПК 2.1., ПК 1.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.2. Контроль качества аудита. Квалификационный аттестат аудитора: условия получения, основания и порядок аннулирования. Права и обязанности аудиторской организации и аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, при оказании аудиторских услуг в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации:субъекты регулирования, функции субъектов государственного и негосударственного регулирования, обеспечение общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Контроль качества аудита. Квалификационный аттестат аудитора: условия получения, основания и порядок аннулирования. Права и обязанности аудиторской организации и аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, при оказании аудиторских услуг в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации:субъекты регулирования, функции субъектов государственного и негосударственного регулирования, обеспечение общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Сам. работа 6 0,5 ПК 3.1., ПК 2.6., ПК 2.4., ПК 2.1., ПК 1.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.3. Тематика семинарского занятия № 1 1.Появление аудиторской профессии. История развития аудита в Великобритании. История развития аудита в США. 2.Создание института присяжных бухгалтеров в России. История аудиторской профессии в России. 3. История возникновения профессиональных общественных организаций. «Большая четверка» и рынок аудиторских услуг в современном мире. 4.Крупные международные аудиторские сети. Аудиторские компании «большой четверки»: положение на рынке, тенденции и перспективы развития на национальных рынках. 5. Традиции финансового контроля в России. Современный этап развития аудита в России. Рынок аудиторских услуг в России и в Алтайском крае. Методологическое развитие аудита. 6. Современное состояние рынка аудиторских услуг в России. Экспертные оценки прогнозного развития рынка аудиторских услуг. Тематика семинарского занятия № 2 1. Понятие аудиторской деятельности (аудиторских услуг), понятие аудита, понятие и виды сопутствующих аудиту услуг, прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». 2. Аудиторы и аудиторские организации: понятия, право на участие (осуществление) в аудиторской деятельности 3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности: порядок проведения 4. Аудиторское заключение 5. Международные стандарты аудита и стандарты саморегулируемых организаций аудиторов 6. Аудиторская тайна 7. Независимость аудитора 8 Контроль качества аудита. 9. Квалификационный аттестат аудитора 10.Права и обязанности аудиторской организации и аудируемого лица 11.Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: субъекты регулирования, их функции, обеспечение общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Практические 6 4 ПК 3.1., ПК 2.6., ПК 2.4., ПК 2.1., ПК 1.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Характеристика международных стандартов, регулирующих аудиторскую деятельность
2.1. Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (IAASB), цель Комитета и его документы. Система Международных стандартов аудита; состав и взаимосвязь; требования, предъявляемые к стандартам; порядок вступления их в силу. Структура МСА, включая, в том числе, разделы практического применения и пояснительных материалов. Сфера действия международных стандартов. Применение МСА в Российской Федерации. Организация перевода МСА на русский язык. Сам. работа 6 2 ПК 3.1., ПК 2.6., ПК 2.4., ПК 2.1., ПК 1.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Принятие аудиторского задания
3.1. МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита». Цель аудита. Этические нормы, профессиональный скептицизм, профессиональное суждение, достаточные надлежащие аудиторские доказательства и аудиторский риск, проведение аудита в соответствии с МСА. МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий». Предпосылки для аудита, соглашение об условиях выполнения аудиторского задания, повторный аудит, согласие с изменениями условий аудиторского задания, другие факторы, влияющие на принятие аудиторского задания. МСА 230 «Аудиторская документация». Характер и цели аудиторской документации. Своевременная подготовка документации, документация по выполненным аудиторским процедурам и полученным аудиторским доказательствам, создание окончательной версии аудиторского файла. Лекции 6 1 ПК 3.1., ПК 2.6., ПК 2.4., ПК 2.1., ПК 1.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
3.2. МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита». Цель аудита. Этические нормы, профессиональный скептицизм, профессиональное суждение, достаточные надлежащие аудиторские доказательства и аудиторский риск, проведение аудита в соответствии с МСА. МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий». Предпосылки для аудита, соглашение об условиях выполнения аудиторского задания, повторный аудит, согласие с изменениями условий аудиторского задания, другие факторы, влияющие на принятие аудиторского задания. МСА 230 «Аудиторская документация». Характер и цели аудиторской документации. Своевременная подготовка документации, документация по выполненным аудиторским процедурам и полученным аудиторским доказательствам, создание окончательной версии аудиторского файла. Сам. работа 6 0,20000000298023 ПК 3.1., ПК 2.6., ПК 2.4., ПК 2.1., ПК 1.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Концепция риск-ориентированного аудита
4.1. МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и окружения организации». Характер деятельности организации, отраслевые, нормативные и другие факторы, цели и стратегии, соответствующие риски, оценка и анализ финансовых результатов деятельности организации. Средства контроля значимые для аудита, значительные риски, оценка и пересмотр оценки рисков. Служба внутреннего аудита организации. Документация. МСА 330 «Аудиторские мероприятия по противодействию выявленным рискам». Аудиторские процедуры по устранению выявленных рисков существенного искажения на уровне утверждений, достаточность представления и раскрытия информации, оценка достаточности и надлежащего характера аудиторских доказательств, документация МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности». Роль планирования. Подготовительные мероприятия по заданию, мероприятия по планированию, документация, рекомендации по первичному аудиторскому заданию. Лекции 6 1 ПК 3.1., ПК 2.6., ПК 2.4., ПК 2.1., ПК 1.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
4.2. Тематика семинарского занятия: 1. Характер деятельности организации, отраслевые, нормативные и другие факторы, цели и стратегии, соответствующие риски, оценка и анализ финансовых результатов деятельности организации (МСА 315). 2. Средства контроля значимые для аудита, значительные риски, оценка и пересмотр оценки рисков. Служба внутреннего аудита организации. 3. Аудиторские процедуры по устранению выявленных рисков существенного искажения на уровне утверждений, достаточность представления и раскрытия информации, оценка достаточности и надлежащего характера аудиторских доказательств, документация (МСА 330). 4. Мероприятия по планированию выполнения аудиторского задания (МСА 300). Практические 6 4 ПК 3.1., ПК 2.6., ПК 2.4., ПК 2.1., ПК 1.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Существенность в аудите
5.1. МСА 320 «Существенность в планировании и проведении аудита». Существенность для целей аудита. Определение уровня существенности и его пересмотр в ходе выполнения аудита, документация Лекции 6 2 ПК 3.1., ПК 2.6., ПК 2.4., ПК 2.1., ПК 1.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
5.2. Тематика семинарского занятия: 1. Понятие существенности. 2. Требования к порядку определения существенности в соответствии с МСА 320 «Существенность в планировании и проведении аудита»: уровень существенности для финансовой отчетности в целом, уровень существенности для проведения аудиторских процедур, порог существенности. Уровень существенности для отдельных показателей финансовой отчетности. 3. Методы определения существенности. Практические 6 2 ПК 3.1., ПК 2.6., ПК 2.4., ПК 2.1., ПК 1.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Аудиторские доказательства
6.1. МСА 500 «Аудиторские доказательства». Достаточные аудиторские доказательства. Информация, используемая в качестве аудиторских доказательств. Выбор позиций для тестирования в целях получения аудиторских доказательств, несоответствия аудиторских доказательств или сомнения в их достоверности. МСА 501 «Аудиторские доказательства: особенности оценки отдельных статей». Запасы, присутствие на инвентаризации. Судебные процессы и иски. Информация по сегментам, изучение методов, используемых руководством. ПМСА 505 «Подтверждения из внешних источников». Процедуры подтверждения из внешних источников и их результаты, отрицательные подтверждения, оценка полученных доказательств. МСА 520 «Аналитические процедуры». Аналитические процедуры проверки, по существу. Аналитические процедуры, помогающие сформировать общее заключение, исследование результатов процедур. МСА 620 «Использование привлеченных экспертов аудитора». Определение потребности в привлечении эксперта, его компетентность, договор с экспертом. Оценка достаточности результатов работы эксперта. Ссылка на эксперта в аудиторском заключении Лекции 6 1 ПК 3.1., ПК 2.6., ПК 2.4., ПК 2.1., ПК 1.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
6.2. Тематика семинарского занятия: 1. Понятие аудиторских доказательств, методы их получения 2. Запасы, присутствие на инвентаризации. 3. Судебные процессы и иски. 4. Процедуры подтверждения из внешних источников и их результаты, отрицательные подтверждения, оценка полученных доказательств. 5. Аналитические процедуры проверки по существу. 6. Определение потребности в привлечении эксперта, его компетентность, договор с экспертом. Ссылка на эксперта в аудиторском заключении. Практические 6 2 ПК 3.1., ПК 2.6., ПК 2.4., ПК 2.1., ПК 1.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Аудиторская выборка
7.1. МСА 530 «Аудиторская выборка». Построение и объем выборки, выполнение аудиторских процедур, характер и причины отклонений и искажений, распространение искажений, оценка результатов аудиторской выборки. Лекции 6 1 ПК 3.1., ПК 2.6., ПК 2.4., ПК 2.1., ПК 1.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
7.2. МСА 530 «Аудиторская выборка». Построение и объем выборки, выполнение аудиторских процедур, характер и причины отклонений и искажений, распространение искажений, оценка результатов аудиторской выборки. Сам. работа 6 1,2999999523163 ПК 3.1., ПК 2.6., ПК 2.4., ПК 2.1., ПК 1.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Методика аудита
8.1. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики. Аудит материально производственных запасов. Аудит внеоборотных активов. Аудит внутренних и внешних расчетов. Аудит учета затрат, выпуска и реализации готовой продукции. Аудит учета финансовых результатов Лекции 6 4 ПК 3.1., ПК 2.6., ПК 2.4., ПК 2.1., ПК 1.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
8.2. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики. Аудит материально производственных запасов. Аудит внеоборотных активов. Аудит внутренних и внешних расчетов. Аудит учета затрат, выпуска и реализации готовой продукции. Аудит учета финансовых результатов Практические 6 6 ПК 3.1., ПК 2.6., ПК 2.4., ПК 2.1., ПК 1.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Аудиторское заключение
9.1. МСА 700 (пересмотренный) «Формирование и представление заключения по финансовой отчетности». Формирование аудиторского заключения, форма аудиторского заключения, аудиторское заключение, дополнительная информация, представляемая с финансовой отчетностью. МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении» МСА 705 (пересмотренный) «Виды модифицированного аудиторского заключения». Обстоятельства, в которых следует вынести модифицированное заключение, определение вида заключения, форма и содержание модифицированного аудиторского заключения, информационное взаимодействие с представителями собственника. МСА 706 (пересмотренный) «Пояснительный раздел и раздел «Прочие вопросы» аудиторского заключения». Обстоятельства, при которых может быть необходим пояснительный раздел, включение пояснительного раздела в аудиторское заключение. Обстоятельства, при которых может быть необходим раздел «Прочие вопросы и включение его в аудиторское заключение. Информационное взаимодействие с представителями Лекции 6 2 ПК 3.1., ПК 2.6., ПК 2.4., ПК 2.1., ПК 1.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
9.2. Тематика семинарского занятия: 1. Оценка искажений, выявленных в ходе аудита. 2. Аналитические обзорные процедуры. 3. Формирование мнения аудитора. 4. Сообщения представителям собственника и руководству. 5. Информирование о недостатках в системе внутреннего контроля до представителей собственника и руководства организации Практические 6 2 ПК 3.1., ПК 2.6., ПК 2.4., ПК 2.1., ПК 1.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5169

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
Вопрос №1
Вопрос: Для чего необходимо аудиторам знакомиться со сферой деятельности аудируемого лица и его окружением?
Варианты ответов:
1) составления аудиторского заключения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2) подготовки письменной информации аудитора руководству экономического субъекта;
3) рационального планирования и эффективного проведения аудита;
4) Нет ответа.

Вопрос №2
Вопрос: Могут ли аудиторы документировать и систематизировать знания о деятельности аудируемого лица в виде постоянных файлов?
Варианты ответов:
1) да;
2) нет, так как в этом нет никакой необходимости;
3) обязаны это делать в соответствии с МСА;
4) Нет ответа.

Вопрос №3
Вопрос: На каком этапе происходит сбор информации о сфере деятельности аудируемого лица и его окружении?
Варианты ответов:
1) на этапе предварительного планирования проверки;
2) на этапе сбора аудиторских доказательств;
3) на этапе подготовки аудиторского заключения;
4) на всех этапах, так как это непрерывный процесс.

Вопрос №4
Вопрос: Может ли величина риска существенных искажений влиять на срок проведения аудиторской проверки?
Варианты ответов:
1) да, уменьшает, если риск низкий;
2) нет, не влияет;
3) такой зависимости не существует.

Вопрос №5
Вопрос: Что должна включать в себя общая стратегия аудита согласно МСА 300 «Планирование аудита»?
Варианты ответов:
1) предполагаемый объем и сроки выполнения аудиторской проверки;
2) набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку;
3) выводы, служащие основой для подготовки аудиторского заключения и их аргументация.

Вопрос №6
Вопрос: Что должен включать в себя план аудита согласно МСА 300 «Планирование аудита»?
Варианты ответов:
1) предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки;
2) набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку;
3) выводы, служащие основой для подготовки аудиторского заключения, и их аргументация

Вопрос №7
Вопрос: Могут ли меняться в ходе выполнения аудита общая стратегия и план аудита?
Варианты ответов:
1) да;
2) нет;
3) общая стратегия аудита – может, план аудита – нет;
4) общая стратегия аудита – не может, план аудита – может.

Вопрос №8
Вопрос: В нарушении чего проявляются следующие угрозы информации: разглашение, утечка, несанкционированный доступ?
Варианты ответов:
1) конфиденциальности;
2) достоверности;
3) целостности;
4) доступности.

Вопрос №9
Вопрос: Какая антивирусная программа лучше, чем остальные указанные?
Варианты ответов:
1) Norton Antivirus компании Symantec;
2) DoctorWeb компании "ДиалогНаука";
3) "Антивирус Касперского" компании "Лаборатория Касперского";
4) программа должна быть лицензионной и регулярно обновлять антивирусные базы (правильный)

Вопрос №10
Вопрос: Коммуникативная сторона общения – это?
Варианты ответов:
1) обмен информацией;
2) восприятие людьми друг друга;
3) ориентация в ситуации;
4) взаимодействие

Вопрос №11
Вопрос: Что включает в себя деловой стиль взаимодействия партнеров?
Варианты ответов:
1) Ослабление контроля за социально-статусными и этикетными нормами;
2) Признание ценности и значимости поведенческих действий друг друга;
3) Рациональное использование партнерами поддерживающих техник;
4) Умение партнеров адаптировать собственные профессиональные знания к каждой деловой ситуации

Вопрос №12.
Вопрос: От чего зависит величина неотъемлемого риска?
Варианты ответов:
1) От эффективности СБУ и СВК;
2) От масштаба и видов осуществляемой деятельности аудируемым лицом;
3) От компетенции и опыта работы аудитора;
4) От размера аудиторской выборки и процедур проверки по существу.

Вопрос №13.
Вопрос: От чего зависит величина риска средств контроля?
Варианты ответов:
1) От эффективности системы бухгалтерского учета (СБУ) и системы внутреннего контроля (СВК);
2) От масштаба и видов осуществляемой деятельности аудируемым лицом;
3) От компетенции и опыта работы аудитора;
4) От размера аудиторской выборки и процедур проверки по существу.

Вопрос №14. Выберите не менее 2 правильных ответов
Вопрос: От чего зависит величина риска необнаружения?
1) От эффективности СБУ и СВК;
2) От масштаба и видов осуществляемой деятельности аудируемым лицом;
3) От компетенции и опыта работы аудитора;
4) От размера аудиторской выборки и процедур проверки по существу.

Вопрос №15.
Вопрос: От чего зависит количество информации, необходимое аудитору для формулирования выводов в аудиторском заключении?
Варианты ответов:
1) зависит от текста договора на аудиторскую проверку;
2) жестко регламентируется МСА;
3) аудитор самостоятельно принимает решение о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности;
4) нет ответа.

Вопрос №16.
Вопрос: Надлежащий характер аудиторских доказательств - это:
Варианты ответов:
1) непротиворечивость аудиторских доказательств другой, имеющейся у аудитора информации;
2) их уместности и надежности для подтверждения выводов аудитора;
3) количественная мера аудиторских доказательств.

Вопрос №17.
Вопрос: С какой целью аудитор выполняет тестирование средств контроля аудируемого лица?
Варианты ответов:
1) Для определения величины риска средств контроля;
2) Для определения величины риска необнаружения;
3) Для оценки эффективности средств контроля аудируемого лица;
4) Для обнаружения искажений сальдо счетов и групп однотипных операций.

Вопрос №18.
Вопрос: Проверяя соблюдение законодательства о труде, аудитор должен иметь ввиду, что по письменному заявлению работника часть отпуска может быть заменена денежной компенсацией, превышающая:
Варианты ответов:
1) 28 календарных дней;
2) 20 календарных дней;
3) 10 календарных дней.

Вопрос №19.
Вопрос: Какой орган корпоративного финансового контроля выполняет функцию по определению общих требований и принципов внутреннего контроля?
Варианты ответов:
1) Совет директоров;
2) Комитет по аудиту Совета директоров;
3) СВА;
4) Ревизионная комиссия;
5) Генеральный директор;
6) Главный бухгалтер.

Вопрос №20.
Вопрос: Какой орган корпоративного финансового контроля проводит оценку эффективности системы внутреннего контроля (СВК) и системы бухгалтерского учета (СБУ)?
Варианты ответов:
1) Совет директоров;
2) Комитет по аудиту Совета директоров;
3) СВА;
4) Ревизионная комиссия;
5) Генеральный директор;
6) Главный бухгалтер.на предыдущую;
Правильные ответы:
1. 3
2. 1
3. 4
4. 1
5. 1
6. 2
7. 1
8. 1
9. 4
10. 1
11. 2
12. 2
13. 1
14. 3,4
15. 3
16. 2
17. 3
18. 1
19. 1
20. 3
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении "ФОС_Аудит_2023"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Итогом сдачи дифференцированного зачета является оценка проверяемых компетенций и выполненных заданий по экзаменационному билету по 100 бальной шкале, которая переводится в 4-х бальную систему.
Все билеты разбиты на условные группы по категории сложности:
- первая категория сложности содержит наиболее трудные задания и расчеты.
- вторая категория сложности подразумевает умеренную сложность заданий и расчетов, однако от студента требуются навыки и умения прикладного характера.
- третья категория сложности – содержит задания, которые уже были представлены в практических работах и на семинарах. В билетах этой категории представлены задачи с простым алгоритмом расчета.
Критерии оценки
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если он глубоко и прочно освоил программный материал, показал сформированные профессиональные и общие компетенции:
- правильно выполнил все задания по билету;
- обосновал расчеты и выводы;
- привел нормативно-правовую базу, регулирующую изучаемый вопрос;
- ответил на дополнительные вопросы.
Сюда относятся билеты первой категории.
70-84 балла
(оценка «хорошо») Выставляется студенту, если он твердо освоил профессиональные и общие компетенции:
- выполнил все задания по билету, однако затрудняется с обоснованием расчетов и выводов;
- расчеты и бухгалтерские проводки по операциям содержат несущественные ошибки и искажения, которые студент может самостоятельно исправить при ответе;
- нормативно-правовая база приведена не полностью;
- ответил на дополнительные и наводящие вопросы.
Сюда относятся билеты второй категории.
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») Выставляется студенту, если он в целом освоил профессиональные и общие компетенции:
- выполнил только часть заданий (более 50%);
- не может обосновать расчеты и выводы;
- отсутствуют ссылки на нормативно-правовую базу;
- расчеты и бухгалтерские проводки по хозяйственным операциям содержат существенные искажения, которые студент может самостоятельно исправить лишь частично после наводящих вопросов;
-на дополнительные и наводящие вопросы может ответить лишь частично.
Сюда относятся билеты третьей категории.
0-49 баллов
(оценка «неудовлетворительно») Выставляется студенту, если он слабо освоил профессиональные и общие компетенции:
- значительная часть заданий не выполнена или выполнена с грубыми ошибками;
- не может обосновать расчеты и выводы;
- отсутствуют ссылки на нормативно-правовую базу;
- расчеты и бухгалтерские проводки по хозяйственным операциям содержат существенные искажения, которые студент не может самостоятельно исправить;
-на дополнительные и наводящие вопросы может ответить лишь частично.
Если студент отказался от ответа по билету, то оценка ставится – «неудовлетворительно».
Вопросы к дифференцированному зачету по курсу «Аудит»
1. Понятие аудита, аудиторской деятельности и аудиторских услуг.
2. Сущность, задачи и цели аудита.
3. Основные принципы аудита (МСА 120 «Основные принципы Международных стандартов аудита»).
4. Виды аудита.
5. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008.
6. Нормативное регулирование аудиторской деятельности.
7. Понятие «профессионального скептицизма» аудитора.
8. Формы уверенности аудитора по МСА 120 «Основные принципы международных стандартов аудита»
9. Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита.
10. Сравнительная характеристика обязательного и инициативного аудита.
11. Критерии обязательного аудита (ст.5 ФЗ №307)
12. Права и обязанности аудируемого лица.
13. Права и обязанности аудитора.
14. МСА 240 «Ответственность аудитора по рассмотрению случаев мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности»
15. Этический Кодекс аудитора.
16. Установление условий договоренности с клиентом о проведении аудита (МСА 210 «Условия аудиторских заданий»)
17. Саморегулируемые организации аудиторов: понятие, назначения и условия создания.
18. Членство в СРО аудиторов.
19. Понятие существенности в аудите (МСА 320 «Существенность в аудите»).
20. Аудиторские риски (МСА 400 «Оценка рисков и внутренний контроль»)
21. Взаимосвязь уровня существенности и риска в аудите.
22. Ограничения аудита финансовой отчетности.
23. Аудиторская выборка.
24. Ответственность аудитора.
25. Общая характеристика системы международных стандартов аудита
26. Аудиторские стандарты: виды и назначение.
27. Аттестация, квалификационный аттестат аудитора.
28. Организация контроля за качеством аудита.
29. Государственное регулирование аудиторской деятельности.
30. Подготовка и планирование аудиторской проверки (МСА 300 «Планирование»).
31. Независимость аудитора.
32. Знание бизнеса клиента для целей аудита (МСА 310 «Знание бизнеса»).
33. Документирование аудита (МСА 230 «Документирование»).
34. Цель получения, основные виды аудиторских доказательств (МСА 500 «Аудиторские доказательства»).
35. Основные этапы аудиторской проверки.
36. Понятие и структура аудиторского заключения.
37. Виды аудиторского заключения (МСА 700 «Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности»).
38. Безусловно- положительное аудиторское заключение (Немодифицированное аудиторское заключение) .
39. Виды модифицированного аудиторского заключения.
40. Условно-положительное аудиторское заключение.
41. Отрицательное аудиторское заключение.
42. Отказ от выражения мнения аудитором.
43. Система внутреннего контроля аудируемого лица.
44. Процедуры получения аудиторских доказательств.
45. Аналитические процедуры аудита.
46. Методы аудита.
47. Выводы аудитора и подготовка отчета (заключения).
48. Аудит денежных средств.
49. Аудит учета кассовых операций.
50. Аудит расчетов с подотчетными лицами.
51. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда.
52. Аудит расчетного и других счетов в банке.
53. Аудит учета внеоборотных активов.
54. Аудит учетной политики организации.
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС_АУДИТ_2023.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казакова Н.А., Ефремова Е.И. АУДИТ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Замотаева О.А., Максимова Н.В., Штефан М.А. - под общ. ред. АУДИТ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Аудит (ЭБУ, Финансы) portal.edu.asu.ru
Э2 Консультант плюс www.consultant.ru
Э3 Минфин России minfin.gov.ru
Э4 Минфин России minfin.gov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/




Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)

Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
2. Научная электронная библиотека elibrari (http://elibrary.asu.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
315Н кабинет теории бухгалтерского учета; кабинет бухгалтерского учета; кабинет бухгалтерского учета, налогообложения и аудита; кабинет экономики и бухгалтерского учета – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины ОП.09 Аудит используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:
-устный фронтальный опрос по теме занятия;
-лекция-визуализация (презентация);
-лекция-беседа;
-лекция-интерьвью (ответы преподавателя на вопросы обучающихся по проблемным вопросам аудита).
При проведении практических занятий:
- ситуационные методы ( анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач);
- дискуссия;
- составление и обсуждение аудиторских заключений по финансовой отчетности исследуемых предприятий.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных и групповых творческих заданий.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 АУДИТ
Важным условием успешного освоения дисциплины ОП.09 Аудит является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса.
Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Работа с научной литературой
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
- ознакомление оглавлением, содержанием предисловия или введением;
- чтение текста;
- выяснение незнакомых терминов, выражений, имен, названий.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).