МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Гражданское право и гражданский процесс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияЗаочная
Учебный планz40_02_02_ПравоохрДеятельность-2022_11кл
Часов по учебному плану 273
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 239
Виды контроля по курсам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 6 6 16 16
Практические 10 10 8 8 18 18
Сам. работа 178 178 61 61 239 239
Итого 198 198 75 75 273 273

Программу составил(и):
преп., Тушева Инна Евгеньевна

Рецензент(ы):
ст.пр., Суханова Лидия Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Гражданское право и гражданский процесс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2014 года № 509)

составлена на основании учебного плана:
40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование компетенций разработки и реализации гражданско-правовых норм
обеспечение законности и правопорядка в имущественном обороте
правовое обучение и воспитание на примере познания основных гражданско-правовых и гражданско-процессуального конструкций

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 10 Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормы гражданского права, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения
основы гражданского законодательства Российской Федерации, понятие, основания наступления гражданско-правовой ответственности
понятие, содержание и гражданско-правовых договоров
сущность и содержание гражданского процессуального права
стадии гражданского процесса
3.2.Уметь:
3.2.1.реализовывать в профессиональной деятельности нормы гражданского права и гражданского процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие положения гражданского права
1.1. Общие положения гражданского права Лекции 1 4 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Общие положения гражданского права Практические 1 4 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Гражданские правоотношения Лекции 1 2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Гражданские правоотношения Практические 1 2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.5. Общие положения гражданского права Сам. работа 1 89 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Вещное право. Обязательственное право
2.1. Вещное право Лекции 1 2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Вещное право Практические 1 2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Понятие обязательств Лекции 1 2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.4. Понятие обязательств Практические 1 2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.5. Вещное право. Обязательственное право Сам. работа 1 89 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Общие положения гражданского процессуального права
3.1. Понятие, предмет, система, метод, источники, принципы гражданского процессуального права Лекции 2 6 Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.2. Понятие, предмет, система, метод, источники, принципы гражданского процессуального права Практические 2 6 Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.3. Общие положения гражданского процессуального права Сам. работа 2 15 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Общие положения гражданского процесса
4.1. Общие положения гражданского процесса Сам. работа 2 15 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Судебное разбирательство
5.1. Судебное разбирательство Сам. работа 2 15 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Производство по пересмотру судебных актов. Исполнительное производство
6.1. Апелляционное производство. Кассационное производство. Надзорное производство. Исполнительное производство Практические 2 2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
6.2. Производство по пересмотру судебных актов. Исполнительное производство Сам. работа 2 16 Л1.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (устные опросы, контрольные работы, тесты, творческое задание) размещены в онлайн-курсе на Едином образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6262.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

Тестовые задания (выбор одного из вариантов):

1. Принцип равенства участников гражданских правоотношений означает:
а) их равноправие в юридическом понимании, то есть одинаковые возможности, которые закон предоставляет субъектам правоотношений для реализации своих прав и обязанностей;
б) их одинаковый имущественный статус в рамках гражданско-правового договора;
в) одни и те же субъективные права и обязанности.

2. Источником гражданского процессуального права является:
а) Федеральный закон от 17.12.1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»;
б) Решение Бабушкинского районного суда г. Москвы об удовлетворении исковых требований и расторжении договора ренты;
в) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 года № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания».

3. Источником гражданского права является:
а) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в области сельского хозяйства от 02.10.2017;
б) Приказ директора ООО «Альфа» об увольнении главного экономиста;
в) Конституция Федеративной Республики Бразилия от 05.10.1988 года.

4. Императивная подведомственность - это:
а) когда гражданское дело вправе рассматривать только суд;
б) когда стороны сами выбирают, в каком органе разрешить свой спор;
в) когда суд рассматривает строго определенную категорию дел.

5. Гражданское право регулирует:
а) имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, характеризующиеся равноправием, независимой волей и имущественной самостоятельностью их участников;
б) процесс принятия судами решений по искам об оспаривании гражданских прав, сроки исполнения этих решений и порядок их обжалования;
в) семейные супружеские отношения в рамках брачного соглашения.

6. Гражданское право представляет собой:
а) самостоятельную отрасль права, обладающую своей системой, предметом и методом, принципами и источниками;
б) возможность гражданина служить в вооруженных силах РФ;
в) правовые нормы, которые регулируют отношения в сфере защиты участниками своих субъективных прав в суде.

7. Договор займа характеризуется как:
а) реальный, односторонний;
б) консенсуальный, двухсторонний;
в) возмездный, консенсуальный.

8. Субъективные права и обязанности сторон гражданского правоотношения составляют:
а) содержание этого правоотношения;
б) правоспособность гражданина;
в) объект регулирования гражданско-правовых норм.

9. К личным неимущественным отношениям относятся:
а) отношения, возникающие в результате создания объектов материальной собственности;
б) отношения, сложившиеся в связи с правом получить вознаграждения за созданное произведение искусства;
в) отношения, вытекающие из наложенного дисциплинарного взыскания на сотрудника городской администрации.

10. Правоотношение собственности является:
а) по содержанию - имущественным, по определенности состава - абсолютным;
б) по сроку - бессрочным, по способу удовлетворения интересов - обязательственным;
в) по распределению прав и обязанностей - сложным, по содержанию - неимущественным.

11. Гражданское право как отрасль права представляет собой:
а) совокупность правовых норм, которые регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников;
б) совокупность правовых норм, которые регулируют имущественные отношения сторон гражданско-правовых соглашений;
в) совокупность правовых норм, определяющих порядок принятия, рассмотрения и обжалования исковых требований в судах общей юрисдикции.

12. Моментом создания юридического лица является:
а) момент внесения записи о создании этого лица в ЕГРЮЛ;
б) момент принятия решения о создании лица единственным учредителем или несколькими участниками;
в) момент формирования уставного капитала.

13. Предметом договора займа могут быть:
а) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги;
б) личные неимущественные права;
в) предметы, запрещенные в свободном гражданском обороте.

14. Как именуется сторона договора купли-продажи, передающая вещь другой стороне?
а) продавец;
б) покупатель;
в) получатель ренты.

15. Какой из договоров является публичным?
а) проката;
б) займа;
в) мены.

16. Если экономия подрядчика не сказалась на качестве выполненной работы, какую оплату он получит?
а) оплату согласно договору, если заказчик не докажет обратное;
б) оплату меньше на ту сумму, на которую произведена экономия;
в) оплату, указанную в договоре подряда, с премией за экономию средств заказчика.

17. Временем открытия наследства считается:
а) момент смерти гражданина;
б) дата обращения наследников к нотариусу;
в) дата регистрации завещания.

18. Какие сделки имеют право совершать малолетние в возрасте от 6 до 14 лет?
а) купить упаковку конфет;
б) продать свой мобильный телефон, полученный в качестве подарка;
в) подарить другу дорогой велосипед, подаренный родителями.

19. Предприятие как объект прав - это:
а) имущественный комплекс, используемый для предпринимательства;
б) добровольный союз граждан на основе членства для коллективного производства или ведения иного хозяйства;
в) общество с разделенным на акции уставным капиталом.

20. Действия граждан и юридических лиц, совершаемые с целью установления, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей - это:
а) сделки;
б) объекты регулирования гражданско-правовых норм;
в) содержание гражданских правовых отношений.

21. Каков срок исковой давности по требованию о признании сделки недействительной?
а) 3 года;
б) 1 год;
в) 5 лет.

22. Доверенность - это:
а) письменное уполномочие, которое одно лицо выдает другому для представительства перед третьими лицами;
б) ценная бумага, которая удостоверяет письменное финансовое обязательство о возврате долга;
в) документ, в котором человек указывает порядок распределения имущества после своей кончины.

23. По истечении какого срока появляется право собственности на безнадзорное животное?
а) 6 месяцев;
б) 12 месяцев;
в) 3 месяца.

24. Какую вещь не допускается подарить учителю?
а) технику стоимостью 4 000 руб. по случаю празднования 1 сентября от имени родителей;
б) магнитофон стоимостью 5 000 руб. - приз на конкурсе профмастерства;
в) коробку конфет и цветы стоимостью

25. Кто является наследниками первой очереди?
а) дети, супруг и родители наследодателя;
б) братья и сестры, дедушки и бабушки наследодателя
в) дяди и тети наследодателя.

26. Если гражданин объявлен умершим, то днем его смерти положено считать:
а) день вступления в силу решения суда об объявлении его умершим;
б) день, когда гражданин пропал;
в) день, когда родственники заявили о пропаже гражданина.

27. Что не является учредительным документом юридического лица?
а) протокол собрания акционеров;
б) устав;
в) учредительный договор.

28. К нематериальным благам относятся:
а) жизнь, достоинство, семейная тайна;
б) право публикации произведения; право требовать возмещения убытков; право отказаться от наследства;
в) право требовать возврата долга; право распоряжаться своим имуществом.

29. Какая сделка может совершаться устно?
а) купля-продажа животного;
б) купля-продажа недвижимости;
в) аренда транспортного средства у юридического лица.

30. Над кем не устанавливается опека?
а) над лицами, состоящими на учете в наркологическом диспансере;
б) над лицами, которых суд признал недееспособными из-за психического расстройства;
в) над малолетними.

31. Деликтоспособность - это:
а) способность гражданина самому отвечать за причиненный его противоправными деяниями вред;
б) способность гражданина осуществлять свои права, предусмотренные законом;
в) способность гражданина исполнять обязанности в рамках гражданского договора.

32. Совершение действий одним лицом от имени другого - это:
а) представительство;
б) субподряд;
в) исполнение культурного произведения.

33. Предмет гражданского права включает:
а) отношения имущественного, личного неимущественного и корпоративного характера, которые складываются на основе равноправия, добровольности и автономности имущества их субъектов;
б) общественные отношения в сфере записей актов гражданского состояния, отношения государственной собственности;
в) вещи, денежные средства на счетах, неимущественные права, результаты интеллектуального труда.

34. Принципами гражданского права являются:
а) базовые начала и идеи, которые в общем предопределяют содержание предмета гражданского права, особенности нормативной базы, регулирующей этот предмет, а также правоприменительную практику;
б) гражданско-правовые нормы, которые призваны упорядочить отдельный вид имущественных отношений;
в) методы и приемы, при помощи которых происходит регулирование отношений, входящих в предмет науки гражданского права.

35. Источники гражданского права - это:
а) нормативные акты различной юридической силы, в которых содержатся нормы гражданского права;
б) первобытные обычаи и своды правил, регулирующие отношения собственности, из которых появилось гражданское право;
в) учебники, монографии и пособия по гражданскому праву.

36. Методом гражданского права является метод:
а) диспозитивный;
б) презумпции невиновности;
в) запрета.

37. Ответственностью без вины в гражданском праве принято считать:
а) обязанность одного субъекта правоотношения возместить ущерб или уплатить неустойку второму, даже если нарушение права произошло не по вине первого;
б) недоказанная в суде вина должника, в соответствие с которой он освобождается судом от обязанности возмещать вред;
в) добровольное погашение суммы причиненного ущерба должником по договору без привлечения судебных инстанций для разрешения имущественного спора.

38. Является ли обычай источником гражданского права?
а) является;
б) не является;
в) является, если зафиксирован в норме права.

39. Что включает в себя принцип правового равенства участников гражданских правоотношений?
а) одинаковую защиту на законодательном уровне всех собственников;
б) равный набор обязанностей всех собственников на территории государства;
в) возможность собственников реализовывать свои права по личному усмотрению.

40. Лишение имущества только по судебному решению - это воплощение принципа:
а) неприкосновенности имущества;
б) невмешательства в частные интересы в произвольном порядке;
в) добросовестности.

41. Выбор по своему усмотрению партнера, с которым будет заключено соглашение, предусматривает принцип:
а) свободы договора;
б) дозволительной направленности;
в) равенства субъектов.

42. Может ли в завещании быть указано имущество, которое наследодатель на момент составления завещания еще не приобрел?
а) может;
б) не может, так как не определены индивидуальные признаки вещи;
в) может, если уже заключен договор на приобретение такого имущества, но по сроку этот договор еще не вступил в законную силу.

43. Если одаряемый покушался на жизнь и здоровье дарителя, последний:
а) имеет право отменить договор дарения;
б) обязан отменить договор дарения;
в) имеет право присвоить себе какую-либо вещь одаряемого взамен подаренного имущества.

44. Когда арендатор обязан известить арендодателя о расторжении договора проката?
а) минимум за 10 дней до отказа;
б) за 5 рабочих дней до отказа;
в) минимум за 7 календарных дней до отказа.

45. Если при обещании награды сразу несколько лиц выполняют условия, указанные в объявлении, то:
а) награда выплачивается первому выполнившему все действия;
б) награда делится равными частями между всеми исполнителями;
в) награда выплачивается на усмотрение лица, подавшего объявление.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. а)
2. а)
3. а)
4. а)
5. а)
6. а)
7. а)
8. а)
9. а)
10. а)
11. а)
12. а)
13. а)
14. а)
15. а)
16. а)
17. а)
18. а)
19. а)
20. а)
21. а)
22. а)
23. а)
24. а)
25. а)
26. а)
27. а)
28. а)
29. а)
30. а)
31. а)
32. а)
33. а)
34. а)
35. а)
36. а)
37. а)
38. а)
39. а)
40. а)
41. а)
42. а)
43. а)
44. а)
45. а)

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» - верно выполнено 85%-100% заданий.
«хорошо» - верно выполнено 70%-84% заданий.
«удовлетворительно» - верно выполнено 50%-69% заданий.
«неудовлетворительно» - верно менее 50% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Метод гражданского права - _____________.
2. По общему правилу срок исковой давности составляет _____________ года.
3. Сумма, которую выдает одна из сторон сделки другой стороне в счет причитающихся с нее платежей в качестве доказательства заключения договора, - это _____________.
4. Полная дееспособность физического лица по общему правилу наступает с _____________ лет.
5. Иск, который позволяет собственнику требовать восстановления его права собственности на отчужденное имущество, это _____________.
6. Совершение от имени и в интересах представляемого (доверителя) определенных действий или принятие определенных решений в пределах установленных законом и (или) заранее оговоренных сторонами полномочий - это _____________.
7. Документ, который дает право одному человеку действовать от имени другого или от имени организации, - это _____________.
8. Соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей - это _____________.
9. Предложение заключить договор - это _____________.
10. Полное и безоговорочное принятие условий оферты - это _____________.
11. Определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, - это _____________.
12. Способ обеспечения исполнения обязательств в виде имущества и других объектов гражданских прав, находящихся в ограниченной собственности залогодателя и гарантирующих погашение займа или иных гражданско-правовых обязательств, - это _____________.
13. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Это явление именуется в гражданском праве как _____________.
14. Соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим - это _____________.
15. Исторической родиной современного гражданского права является город _____________.
16. Физическое, юридическое лицо или вообще субъект, один из участников гражданского правоотношения, который в этом обязательстве имеет право потребовать от другого участника такого правоотношения - должника определённого поведения, - это _____________.
17. Гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения, - это _____________.
18. Иск собственника имущества об устранении нарушений его права, не связанных с лишением владения, - это иск _____________.
19. Приобретение или сбережение имущества за счет другого лица без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, - это _____________.
20. Метод гражданского процессуального права - _____________.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. диспозитивный.
2. 3.
3. задаток
4. 18.
5. виндикация.
6. представительство.
7. доверенность.
8. договор.
9. оферта.
10. акцепт.
11. неустойка.
12. залог.
13. эмансипация.
14. новация.
15. Рим.
16. кредитор.
17. должник.
18. негаторный.
19. неосновательное обогащение.
20. императивно-диспозитивный.

Критерии оценки открытых вопросов.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Форма проведения промежуточной аттестации: экзамен.

Процедура проведения: устный экзамен.

В аудитории, в которой проходит экзамен, одновременно могут находиться не более шести обучающихся.
Обучающийся при входе в аудиторию лично берет билет, называет его номер, получает листы бумаги для записей ответов и приступает к подготовке ответа на вопросы и решению задачи.
При сдаче устного экзамена обучающийся берет, как правило, только один билет. В случаях, когда обучающийся берет второй билет, оценка его ответа снижается на один балл.
Для подготовки к ответу обучающемуся отводится 40 минут.
После подготовки к ответу или по истечении отведенного для этого времени обучающийся докладывает преподавателю о готовности и с его разрешения или по вызову отвечает на поставленные в билете вопросы и докладывает решение задачи. Прерывать обучающегося при ответе не рекомендуется, за исключением ответа обучающегося не по существу вопроса билета.
По окончании ответа на вопросы билета преподаватель может задавать обучающемуся дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен, в т.ч. по темам, пропущенным обучающимся.
Если обучающийся отказался от ответа на билет, ему выставляется неудовлетворительная оценка.
Оценка по результатам устного экзамена объявляется обучающемуся и вносится преподавателем в экзаменационную ведомость.
После ответа на все вопросы обучающийся сдает преподавателю билет и конспект (тезисы) ответа.
Обучающимся, которые были замечены в использовании неразрешенных пособий, различного рода записей, «шпаргалок» или мобильных устройств и средств связи, а также которые нарушают установленные правила поведения на устном экзамене, по решению преподавателя могут даваться дополнительные задания по любому из вынесенных на устный экзамен разделов учебной дисциплины. При повторном нарушении установленных правил поведения на экзамене обучающийся может быть удален из аудитории.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену.

Для проверки знаний студентов билет содержит два теоретических вопроса из нижеперечисленных:
1. Предмет гражданско-правового регулирования. Метод гражданско-правового регулирования.
2. Принципы гражданского права. Функции гражданского права.
3. Отграничение гражданского права от других отраслей права. Роль гражданского права в современных условиях. Гражданское право как частное право.
4. Понятие и система источников гражданского права.
5. Понятие, особенности гражданского правоотношения. Основания возникновения гражданских правоотношений. Структура и содержание гражданского правоотношения. Классификация гражданских правоотношений.
6. Содержание и объем правоспособности граждан. Возникновение и прекращение правоспособности граждан (общая характеристика).
7. Понятие и содержание и виды дееспособности граждан. Дееспособность малолетних и несовершеннолетних. Эмансипация. Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным.
8. Опека и попечительство, патронаж (общее понятие).
9. Безвестное отсутствие гражданина и его правовые последствия.
10. Объявление гражданина умершим и его правовые последствия.
11. Понятие и признаки юридического лица.
12. Правосубъектность юридических лиц.
13. Образование юридических лиц.
14. Организационно-правовые формы юридических лиц.
15. Понятие и виды объектов гражданских прав.
16. Понятие имущества в гражданском праве.
17. Вещи и их классификация.
18. Работы и услуги.
19. Ценные бумаги: понятие, признаки, виды.
20. Нематериальные блага: понятие, виды.
21. Понятие, значение и признаки сделок, их место в системе юридических фактов. Виды сделок.
22. Условия действительности сделок.
23. Форма сделки: понятие, виды. Правовые последствия нарушения формы сделки.
24. Понятие и виды недействительных сделок.
25. Последствия недействительности сделок и их применение.
26. Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей.
27. Пределы осуществления гражданских прав. Злоупотребление правом.
28. Понятие, правовая природа и виды представительства. Доверенность: форма, содержание, виды. Представительство без полномочий.
29. Понятие, исчисление и виды сроков в гражданском праве. Сроки осуществления гражданских прав. Сроки исполнения гражданских обязанностей. Понятие и значение срока исковой давности.
30. Определение начала течения срока исковой давности. Приостановление, перерыв и восстановление срока исковой давности. Последствия истечения срока исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется.
31. Формы и виды права собственности по российскому гражданскому законодательству.
32. Способы и основания приобретения и прекращения права собственности.
33. Право собственности граждан: субъекты, объекты, содержание, осуществление.
34. Право собственности юридических лиц: субъекты, объекты, содержание, осуществление.
35. Понятие и система обязательств. Основание возникновения обязательств.
36. Понятие, признаки и значение гражданско-правового договора.
37. Свобода договора в гражданском праве.
38. Содержание и форма договора. Виды договоров.
39. Заключение договоров. Изменение и расторжение договора.
40. Понятие исполнения обязательств. Принцип реального исполнения обязательств. Принцип надлежащего исполнения обязательств.
41. Понятие и признаки гражданско-правовой ответственности.
42. Формы гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности.
43. Условия гражданско-правовой ответственности.
44. Понятие, предмет и метод гражданского процессуального права, система отрасли права.
45. Источники гражданского процессуального права.
46. Принципы гражданского процессуального права.
47. Понятие гражданского процессуального правоотношения, его структура и основания возникновения.
48. Субъекты (участники) гражданского правоотношения.
49. Подведомственность суду гражданских дел, понятие и виды подведомственности.
50. Стороны в гражданском процессе (понятие, их процессуальная правоспособность и дееспособность), процессуальное соучастие.
51. Понятие надлежащей и ненадлежащей стороны, порядок и условия замены.
52. Процессуальное правопреемство.
53. Состав лиц, участвующих в деле, их права и обязанности.
54. Третьи лица в гражданском процессе, их виды, порядок вступления в процесс, права и обязанности.
55. Участие прокурора в процессе, формы участия и правовое положение.
56. Участие в процессе органов государственных управления, предприятий, учреждений организаций, отдельных граждан, защищающих права других лиц.
57. Представительство в суде (виды и полномочия представителей).
58. Процессуальные сроки, понятия, значения, виды.
59. Подсудность гражданских дел. Понятия и отличия ее от подведомственности. Виды подсудности.
60. Судебные расходы.
61. Право на иск в материально-правовом и процессуальном смысле.
62. Изменение иска, отказ от иска, признание иска и заключение мирового соглашения.
63. Понятие и цель судебного доказывания. Виды судебных доказательств.
64. Классификация доказательств.
65. Относимость и допустимость доказательств.
66. Виды средств доказывания. Объяснения лиц участвующих в деле.
67. Свидетельские показания. Порядок допроса свидетелей. Права и обязанности свидетелей.
68. Вещественные доказательства, порядок представления и хранения.
69. Экспертиза, порядок назначения и производства. Заключение эксперта.
70. Порядок предъявления иска, последствия несоблюдения порядка.
71. Исковое заявление и его реквизиты.
72. Основания к отказу в принятии искового заявления.
73. Подготовка дела к судебному разбирательству.
74. Сроки рассмотрения гражданских дел, порядок исчисления, продление и восстановление пропущенного срока.
75. Судебные разбирательства гражданского спора.
76. Содержание судебного решения. Требования предъявляемые к судебному решению.
77. Приостановление производства по делу.
78. Окончания разбирательства дела без вынесения судебного решения.
79. Оставление искового заявления без рассмотрения.
80. Протокол судебного заседания.
81. Устранение недостатков судебного решения.
82. Исполнение судебных решений, порядок возбуждения исполнительного производства.
83. Законная сила судебного решения.
84. Заочное решение: понятия, условия и порядок вынесения и обжалования.
85. Определение суда первой инстанции. Отличие определения от судебного решения.
86. Установление судом фактов, имеющих юридическое значение.
87. Понятие и сущность особого производства.
88. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим.
89. Признание гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным (порядок их рассмотрения).
90. Жалобы на нотариальные действия или на отказ в их совершении.
91. Кассационное обжалование и опротестование судебных решений.
92. Порядок рассмотрения кассационной жалобы и пределы кассационного разбирательства.
93. Полномочия суда кассационной инстанции.
94. Обжалование определений суда первой инстанции.
95. Полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора.
96. Пересмотр судебных решений, определений и постановлений, вступивших в силу.
97. Пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
98. Исполнительные документы, давность исполнения судебных решений.
99. Меры принудительного исполнения судебных решений.
100. Обжалование действий судебного исполнителя и поворот исполнения решения.
101. Судебный приказ.
102. Дела, подсудные мировому судье.

Для проверки умений студента в билете содержится одна практическая задача из следующих.

Задача № 1. Автовладелец Городовольский заключил со страховой компанией «САГО» договор страхования риска гражданской ответственности за причинение вреда в результате управления автомобилем сроком на один год. Через месяц он подал страховщику заявление о расторжении договора. Страховщик вернул ему 11/12 уплаченной ему при заключении договора страховой премии, удержав из нее 23%. Сотрудники компании объяснили возмущенному удержанием этой суммы Городовольскому, что руководствуются рекомендациями Российского союза автостраховщиков, который предлагает своим членам производить соответствующие удержания с расторгающих договор страхователей, из них 20% оставлять себе на ведение дел, а 3% направлять в гарантийные и компенсационные фонды. Городовольский, считая, что страховщик нарушает ст. 958 ГК РФ, обратился в суд.
Могут ли рекомендации Российского союза автостраховщиков содержать нормы права? Что такое обычаи делового оборота? Какое место в иерархии источников права они занимают?

Задача № 2. По результатам таможенной проверки был составлен протокол о нарушении таможенных правил станцией железной дороги. Однако, поскольку на момент составления протокола данная станция утратила статус юридического лица, к административной ответственности было привлечено отделение железной дороги, к которому станция была присоединена в результате реорганизации, как правопреемник станции со ссылкой на ст. 58 ГК РФ.
Может ли гражданское законодательство применяться к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой?

Задача № 3. Государственная налоговая инспекция обратилась в областной арбитражный суд с иском к некоммерческой организации «Острогожский союз предпринимателей» о признании недействительной ее государственной регистрации по тому мотиву, что в соответствии ГК РФ объединяться в ассоциации или союзы могут только юридические лица, а физические лица, в т. ч. предприниматели без образования юридического лица, правом создания некоммерческой организации в виде ассоциации или союза не обладают.
Оцените ситуацию с точки зрения гражданского законодательства.

Задача № 4. Учредителями ООО «Комета Галлея» являются: юридическое лицо ООО «Сомнамбула» (доля в уставном капитале составляет 90%); 10 физических лиц - (доля в уставном капитале каждого - 1%). После того, как физические лица бойкотировали участие в общем собрании, генеральный директор ООО «Сомнамбула» провел общее собрание ООО «Комета Галлея» единолично. На нем, в частности, он принял решения об исключении из состава участников ООО «Комета Галлея» Суслина за деятельность, затрудняющую функционирование общества, об открытии филиала общества в другом субъекте РФ, отстранил от исполнения обязанностей генерального директора ООО «Комета Галлея» Сметанина и назначил на эту должность себя.
Оцените ситуацию с точки зрения гражданского законодательства.

Задача № 5. Решением общего собрания акционеров АО «Бигль корпорейшн» большинством голосов из числа акционеров был исключен держатель привилегированных акций Бексултанов, которому принадлежало 28% акций общества. Поводом для исключения послужило то, что Бексултанов, рассорившись с другими акционерами и членами совета директоров и правления общества, стал распространять о них ложные сведения, сильно повредившие репутации общества. Бексултанов обжаловал решение общего собрания в суде. Он считал, что, хотя принадлежащие ему акции в обычной ситуации и не предоставляют права голоса, при решении вопроса, касающегося его статуса, они должны были стать голосующими. Между тем Бексултанов не был заранее извещен о проведении общего собрания, вследствие чего не смог принять в нем участие и голосовать своими акциями.
Оцените ситуацию с точки зрения гражданского законодательства.

Задача № 6. ООО «Тринити моторз», акционер АО «Теларанья», предъявило иск о признании недействительной сделки купли-продажи акций этого общества, совершенной между ее акционером Пономаревым и Голенищевым, не являвшимся акционером АО. Свои требования ООО обосновывало тем, что в уставе АО содержался прямой запрет отчуждения его акций третьим лицам.
Оцените ситуацию с точки зрения гражданского законодательства.

Задача № 7. Общее собрание гаражного кооператива «Антилопа» приняло решение об исключении из членов кооператива Козеева, который, несмотря на неоднократные предупреждения правления, использовал свой гаражный бокс для ремонта чужих автомобилей. Из 58 членов кооператива на собрании присутствовали 40, из них 26 проголосовали за исключение, 12 воздержались, против проголосовали сам Козеев и еще один член кооператива. По уставу кооператива общее собрание правомочно, если на нем присутствуют 2/3 членов, вопросы исключения решаются квалифицированным большинством голосов в 2/3 присутствующих. Козеев пообещал обжаловать решение общего собрания в суд. Готовясь к выступлению в суде, председатель кооператива Хлебодаров обнаружил, что Козеев, унаследовавший гараж от своего отца, члена кооператива, сам в члены кооператива не принимался. Кроме того, председателя заинтересовал такой вопрос: вправе ли вообще Козеев, не будучи членом кооператива, пользоваться гаражом, расположенным на территории кооператива, а также коммуникациями и подъездными путями и мойкой, или же кооператив может принудительно выкупить у него гараж?
Оцените ситуацию с точки зрения гражданского законодательства.

Задача № 8. Водитель частной школы «Платон мне друг», учрежденной предпринимателем Платоном Сапуновым, Каракозов, доставляя детей домой после занятий, совершил наезд на пешехода Чубукова. Чубуков предъявил школе иск о возмещении причиненного ему вреда. Директор школы Салопанова в судебном заседании пояснила, что школа является учреждением, не имеет имущества в собственности и поэтому не может нести имущественной ответственности, следовательно, иск должен быть предъявлен Каракозову как причинителю вреда. Адвокат Чубукова на это возразил, что согласно Закону об образовании образовательные учреждения являются собственниками того имущества, которое они приобрели на доходы от своей уставной деятельности. Обучение в школе платное, следовательно, объектом взыскания по требованию истца может быть любое имущество, приобретенное школой в процессе ее деятельности, например, компьютеры.
Оцените ситуацию с точки зрения гражданского законодательства.

Задача № 9. Приказом начальника государственного унитарного предприятия «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова» было учреждено АО «Аэропорт Раменское» и утвержден его устав. В качестве вклада учредителя в уставный капитал АО были внесены денежные средства из прибыли предприятия. Прокурор усомнился в законности такого приказа, считая, что унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, предоставлена возможность создавать в качестве юридического лица только другое унитарное предприятие.
Оцените ситуацию с точки зрения гражданского законодательства.

Задача № 10. Мохов Сергей (18 лет) и Сандалов Дмитрий (15 лет) угнали стоявший рядом с магазином автомобиль «BMW» принадлежащий на праве собственности Реутовой Н.М. В результате произошедшего впоследствии ДТП автомобиль был поврежден. По договору страхования потерпевшей Реутовой Н.М. была выплачена страховая сумма в размере 80 тыс. рублей. Страховая компания «Росстрах» обратилась с иском в суд о возмещении ущерба к родителям Сергея и Дмитрия.
Кто и какое положение должен занять по данному делу?

Задача № 11. 9 служащих Моторного завода обратились с иском в суд в связи с незаконным увольнением по сокращению численности штата. Истцы утверждали, что фактически сокращения штатов не было, а действительной причиной увольнения явилось нежелание руководства оплатить сверхурочную работу данных служащих.
Укажите вид и основания процессуального соучастия. Какими процессуальными правами и обязанностями обладают соучастники?

Задача № 12. Во время тренировки в спортивном клубе «Сталкер» из охраняемой кабинки в раздевалке была похищена фирменная спортивная форма принадлежащая Костину. В возмещение стоимости пропажи администрация спортклуба уплатила потерпевшему по решению мирового судьи 15 тыс. рублей. Спустя два месяца свою форму Костин увидел на Андрееве, который вернуть ее отказался, пояснив, что форма была приобретена у Фомина. Костин вновь обратился в суд.
Определите участников первого и второго процессов.

Задача № 13. Кирсанов совершил кражу из квартиры Золотова, за что был осужден условно. После вступления приговора в законную силу Зотов предъявил иск к Кирсанову о взыскании стоимости похищенных вещей и возмещении морального вреда. При разбирательстве гражданского дела ответчик отрицал факт кражи телевизора «Panasonic», который был указан в приговоре в числе похищенных предметов.
Кто и какие обстоятельства должен доказывать? Какие юридически значимые факты не подлежат доказыванию по делу?

Задача № 14. Москалева, Трутнева и Синичкина предъявили к Любавиной иск о разделе наследства. Определением суда производство по делу прекращено в связи с отказом истцов от иска. От имени соистиц с отказом выступила Трутнева. На определение суда адвокат Синичкиной подал от ее имени жалобу, в которой указал, что суд не проверил полномочия Трутневой на отказ от иска, заявленного ею от имени Москалевой и Синичкиной. Жалоба подписана адвокатом, и к ней приложен ордер юридической консультации на ведение дела в апелляционной инстанции.
Основательны ли мотивы жалобы? Правильно ли оформлены полномочия адвоката?

Задача № 15. Прокурор предъявил иск в интересах Клыкова о возмещении вреда причиненного жизни и здоровью. Судья отказал в принятии заявления по ст. 134 ГПК РФ, т. к. прокурор не является субъектом спорного правоотношения и в заявлении отсутствует обоснование причин, по которым Клыков самостоятельно не может обратиться в суд.
Оцените правильность действий судьи.

Задача № 16. Суд рассматривал дело по иску Карпухинова к Карпухиновой о разделе совместно нажитого в браке имущества. В судебное заседание явилась мать ответчицы с требованием допустить ее в процесс для осуществления представительства дочери Карпухиновой, поскольку брак между Карпухиновыми расторгнут, а ее дочь является на данный момент несовершеннолетней. Дочь Карпухинова парировала тем, что у нее есть адвокат и в услугах матери она не нуждается.
Каким образом должен поступить суд? Может ли мать Карпухиновой быть ее представителем?

Задача № 17. В ходе рассмотрения дела по иску Попова Н.М. к ОАО «Импелбанк» о признании кредитного договора недействительным Попов Н.М. заявил, что его интересы будет представлять брат Попов И.М., обладающий специальными юридическими познаниями. В качестве представителя ответчика в суд пришел юрисконсульт Кукушкин О.А. и представил суду трудовой договор, в котором указано о его полномочиях представлять интересы АО в суде.
Как должен поступить суд? Как оформляются и подтверждаются полномочия представителей в гражданском процессе?

Задача № 18. В суде рассматривалось дело по иску Ключниковой к Ларкиной о признании недействительным договора дарения жилого дома. В ходе судебного разбирательства Ключникова заявила ходатайство о привлечении в процесс прокурора для осуществления надзора за законностью судебного разбирательства и дачи заключения по делу.
Как должен поступить суд? Назовите основания участия прокурора в гражданском процессе?

Задача № 19. Григорьев А.П. обратился в суд и иском к директору предприятия «Океан» Генкину Т.С., требуя опровержения распространенных ответчиком сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию. В заявлении истец указал, что на общем собрании сотрудников предприятия директор обвинил его в совершении нечестного поступка и недобросовестности при осуществлении служебной деятельности.
Судья предложил истцу представить имеющиеся у него доказательства, подтверждающие факт распространения ответчиком сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, характер этих сведений, а также несоответствие этих сведений действительности.
Разъясните содержание общего и специального правил распределения обязанностей по доказыванию? Как распределяются обязанности по доказыванию в данном деле?

Критерии оценивания экзаменационных заданий:
«Отлично»: Представлен развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. Студент ориентируется в излагаемом материале, отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует глубокие теоретические знания, знание источников гражданского законодательства.
«Хорошо»: Представлен достаточно развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. В решении практического задании могут быть допущены незначительные ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент уверенно отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует достаточно высокий уровень теоретических знаний, знание источников гражданского законодательства.
«Удовлетворительно»: Представлен не полный ответ на теоретический вопрос. В решении практического задании могут быть допущены ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний, однако затрудняется отвечать на отдельные вопросы.
«Неудовлетворительно»: Теоретический вопрос не раскрыт, в решении практического задания допущены существенные ошибки, ввиду незнания алгоритмов решения. Либо дан ответ только на один из вопросов билета. Студент затрудняется отвечать на дополнительные вопросы, в т. ч. непосредственно относящиеся к сути теоретического и практического вопросов билета.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лебедев М.Ю. Гражданский процесс: СПО Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Зенин И.А. Гражданское право. Общая часть: СПО Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.3 Власов А.А. Гражданский процесс: СПО Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» www.consultant.ru
Э2 Справочно-правовая система «Гарант» www.garant.ru
Э3 Научная библиотека «Elibrary» www.elibrary.ru
Э4 Курс в Moodle «Гражданское право и гражданский процесс» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Операционная система Windows и/или AstraLinux;
2. Специализированное и общее ПО;
3. Open Office или Libreoffice;
4. 3D Canvas;
5. Blender;
6. Visual Studio Community;
7. Python c расширениями PIL, Py OpenGL;
8. FAR;
9. XnView;
10. 7-Zip;
11. AcrobatReader;
12. GIMP;
13. Inkscape;
14. Paint.net;
15. VBox;
16. Mozila FireFox;
17. Chrome;
18. Eclipse (PHP,C++, Phortran);
19. VLC QTEPLOT;
20. Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/;
21. Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/.
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
3. Научная электронная библиотека Elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
403Н кабинет теории государства и права; кабинет конституционного и административного права; кабинет гражданского, семейного права и гражданского процесса – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Гражданское право и гражданский процесс» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
1. При проведении лекционных занятий: лекция - консультация, которая предполагает изложение материала по типу «вопросы - ответы - дискуссия». Основным видом является лекция-беседа или «диалог с аудиторией», которая является наиболее распространенной формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.
Участие слушателей в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, например, самому преподавателю задать студентам вопросы в начале лекции и по ее ходу они могут решены. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из студентов не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому студенту, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала. Вопросы могут быть как простыми для того, чтобы сосредоточить внимание студентов на отдельных аспектах темы, так и проблемные. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получает возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщения, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень восприятия материла студентами. Во время проведения лекции-беседы преподаватель должен следить, чтобы задаваемые вопросы не оставались без ответов, т.к. они тогда будут носить риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления студентов.
2. При проведении практических занятий: круглый стол (дискуссия). Этот способ характеризуется следующими особенностями: все участники круглого стола выступают в роли сторонников, т.е. должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников. У сторонника две задачи: добиться, чтобы оппоненты поняли его и поверили, все участники обсуждения равноправны, никто не имеет права диктовать свою волю и решения. Круглый стол (дискуссия), как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы. Дискуссия предусматривает обсуждение какого - либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Устный опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются рефераты и доклады.
Устный опрос проводится у студентов по определенным вопросам, которые были рассмотрены на лекционных занятиях и являющиеся актуальными для сферы гражданского права и гражданского процесса. При устном контроле устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала. Устный опрос требует от преподавателя предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.
Задания к практическим (семинарским) занятиям содержатся в плане практических (семинарских) занятий. При подготовке к практическому (семинарскому) занятию следует использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала, разобрать проблемные ситуации, решить задачи по дисциплине, разобрать совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме семинарского занятия.
3. В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в кейс-методе (анализе конкретных ситуаций), а именно решении определенных задач. Кейс-метод - усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Метод кейсов представляет собой изучение, анализ и принятие решений по ситуации (проблеме), которая возникла в результате происшедших событий, реальных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в тот или иной момент времени. Таким образом, различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) ситуации, кейсы. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кроме этого студенты выполняют самостоятельную работу в виде письменного опроса на поставленные вопросы по ранее пройденным темам. Это помогает студентам усвоить материал, проверить свои знания, преподавателю понять, как студенты усвоили дисциплину.
Также самостоятельная работа осуществляется студентами при подготовке к (практическому) семинарскому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, решение задач, выяснение проблемных вопросов, связанных с необходимой темой), при анализе нормативно-правовых актов (Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и т.д.), использованных при изучении материала, при изучении различной (дополнительной) литературы, которая рекомендуется преподавателем, а также не сообщается последним и со статистическими данными по проблемам, связанных с изучаемой темой.
4. Тест - это инструмент оценивания обучаемости студентов, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов. В тесте все студенты отвечают на одни и те же задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов. Главная цель применения тестов - установить уровень знаний и на этой основе определить уровень подготовки каждого студента. И тогда возникает один из главных вопросов теории тестов - вопрос выбора наилучшего теста из практически неограниченного множества всех возможных тестов. В тест стараются отобрать минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить уровень и структуру подготовленности. Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно с опорой на среднюю арифметическую и на так называемые процентные нормы, показывающие, сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат худший, чем у любого другого испытуемого. Такая интерпретация тестовых результатов называется нормативно-ориентированной.
5. Экзамен по дисциплине «Гражданское право и гражданский процесс».
Экзамен сдается в устной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованными преподавателем нормативно-правовыми актами, учебниками, лекциями, своими конспектами лекций и практических (семинарских) занятий, решением задач, а также выполненными работами (контрольными, самостоятельными).