Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Образовательное предпринимательство |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_04_01_Педобразование_ОП-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, докт. псих. наук, профессор
1.1. | формирование методологической культуры магистрантов |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1.1 | Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода |
УК-1.2 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели |
УК-1.3 | Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-1.1. Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сущность методологического знания | ||||||
1.1. | Сущность методологического знания | Лекции | 1 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Сущность методологического знания | Практические | 1 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Сущность методологического знания | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Общая характеристика научно-педагогического исследования | ||||||
2.1. | Общая характеристика научно-педагогического исследования | Лекции | 1 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Общая характеристика научно-педагогического исследования | Практические | 1 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Общая характеристика научно-педагогического исследования | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Логика научно-педагогического исследования | ||||||
3.1. | Логика научно-педагогического исследования | Лекции | 1 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Логика научно-педагогического исследования | Практические | 1 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Логика научно-педагогического исследования | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Затруднения в научно-исследовательской деятельности | ||||||
4.1. | Затруднения в научно-исследовательской деятельности | Лекции | 1 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Затруднения в научно-исследовательской деятельности | Практические | 1 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
4.3. | Затруднения в научно-исследовательской деятельности | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 5. Методы научно-педагогического исследования | ||||||
5.1. | Методы научно-педагогического исследования | Лекции | 1 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
5.2. | Методы научно-педагогического исследования | Практические | 1 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
5.3. | Методы научно-педагогического исследования | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 6. Педагогический эксперимент | ||||||
6.1. | Педагогический эксперимент | Лекции | 1 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
6.2. | Педагогический эксперимент | Практические | 1 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
6.3. | Педагогический эксперимент | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 7. Магистерская диссертация | ||||||
7.1. | Магистерская диссертация | Лекции | 1 | 4 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
7.2. | Магистерская диссертация | Практические | 1 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
7.3. | Магистерская диссертация | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 8. Научная статья | ||||||
8.1. | Научная статья | Лекции | 1 | 4 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
8.2. | Научная статья | Практические | 1 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
8.3. | Научная статья | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 9. Зачет | ||||||
9.1. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля см. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3940 Тесты Открытые 1. Системный подход относится к _____________ уровню методологии 2. Выделяют _________________ уровни методологии. 3. Система — это ________________ 4. Системный подход - это _________________ 5. Методология выполняет функции: _____________ 6. Метод исследования - это ______________ 7. Гипотеза исследования - это _______________ 8. Методология – это ________________ 9. Методология педагогической науки определяется как ______________ 10. Предметом исследования называется _________________ 11. Предмет исследования _____________, чем объект исследования 12. Эмпирические методы научного исследования характеризуются ______________ 13. Логика научно-педагогического исследования – это _______________ 14. Базовой научной дисциплиной, изучающей закономерности обучения и воспитания человека, является __________ педагогика 15. Пробле́мой называется _______________ 16. Проблемной называется ситуация _____________ 17. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования: его _________________, а также формирует представления исследователя в процессе решения задачи. 18. ______________ методология содержит совокупность общих принципов и методов познания 19. ______________ методология включает совокупность принципов и методов познания, а также концепций или подходов, действующих в достаточно большой совокупности наук 20. ________________________ методология содержит совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной науке 21. К методологическому аппарату педагогического исследования относятся следующие категории: __________________ 22. К теоретическим методам педагогического исследования относятся: _________________ 23. К экспериментальным методам педагогического исследования относятся: ______________ 24. Основными этапами педагогического эксперимента являются ____________ 25. Критериями качяества знаний являются: _______________ 26. Методология – система __________________ и ________________ организации и построения ______________ и _________________ деятельности, а также учение об этой системе 27. При ___________ наблюдении наблюдатель входит в ситуацию и фиксирует ее 28. При _____________ наблюдении выделены единицы наблюдения и определена форма фиксации результатов 29. Лабораторный эксперимент - это эксперимент _______________ 30. Методом педагогического исследования, который позволяет проверить эффективность выбранной педагогической технологии или методики, относится ________________ Ключ: 1. общенаучному 2. философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический 3. совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, образующих единое целое 4. направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов, совокупности взаимодействующих объектов 5. нормативную, регулятивную 6. способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность действий, приемов, операций 7. научное предположение о развитии явлений и процессов в перспективе 8. учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности 9. учение об исходных положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогического исследования 10. отношения, аспекты и функции, выделяемые исследователем в объекте для изучения 11. меньше 12. непосредственным изучением наблюдаемых явлений 13. рациональная последовательность основных этапов исследовательского поиска, которая должна привести к истинным результатам 14. общая 15. сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения 16. выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения 17. цели, объекта. предмета, задачи, гипотезе 18. философская 19. общенаучная 20. конкретно-научная 21. тема, актуальность исследования, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования 22. анализ литературы, моделирование, абстрагирование, синтез, обобщение 23. анкетирование и интервьюирование, наблюдение, эксперимент, тестировпание, экспертная оценка 24. констатирующий, формирующий, контрольный 25. прочность, глубина, системность, систематичность, свернутость, развернутость, конкретность, обобщенность, гибкость, оперативность 26. приниципов, способов, теоретической, практической 27. включенном 28. стандартизированном 29. специально-организованный 30. педагогический эксперимент Критерии оценивания: Правильный ответ - 1 балл Неправильный ответ - 0 баллов Оценивание теста: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий. Закрытые (выбор одного варианта ответа) 1. Методологические знания и умения являются предметом деятельности… А. учителей В. ученых С. практиков 2. Ученый, применяя методологические знания, осуществляет… А. разработку вариативной части учебных программ В. исследование принципов и способов добывания знаний о педагогической действительности С. создание учебных, рабочих программ D. построение учебного процесса в соответствии с собственным пониманием гуманитарных оснований педагогического образования 3. Методология – это… А. учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности В. учение о взаимоотношениях воспитателя и воспитуемых С. учение о принципах построения, формах и методах процесса обучения 4. Методология педагогической науки определяется как… А. процесс целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, взглядов, убеждений, способов поведения на основе взаимодействия учителя и ученика в различных видах деятельности В. учение об исходных положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогического исследования С. область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации процесса обучения 5. Функциями методологии являются… А. образовательная, воспитательная, развивающая В. регулятивная, нормативная С. консультативно-техническая, описательно-объяснительная 6. Объект исследования - это… А. предполагаемый результат В. сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения и изучения С. то, что рассматривается D. степень разработанности проблемы 7. Предметом исследования являются… A. научно объясняемые в конкретном исследовании факты B. материалы исследования C. задачи исследования D. отношения, аспекты и функции, выделяемые исследователем в объекте для изучения 8. Задачи опытно-экспериментальной работы - это… A. проблема исследования B. научно объясняемые в конкретном исследовании факты C. методические рекомендации D. этапы достижения цели E. материалы исследования 9. Гипотеза – это… А. совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего и объективно не отражается им В. часть цели С. идеальное мысленное предвосхищение результатов исследования D. предположение, которое с определёнными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию 10. Стихийно-эмпирическое познание характеризуется… А. деятельностью специальных групп людей В. фиксированием знаний на основе определённых критериев С. хаотичным и нецеленаправленным характером 11. Обоснование актуальности исследования дает ответ на вопрос… A. Что рассматривается? B. Как это назвать? C. Кто работал над изучением выделенной проблемы? D. Почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать? E. Кем могут быть использованы полученные в науке результаты? 12. Формулируя проблему исследования необходимо ответить на вопрос… A. Зачем необходимо изучать данную проблему? B. Где будут использованы результаты исследования? C. Что надо изучать из того, что ранее в науке не было изучено? D. Кто работал над изучением выделенной проблемы 13. Эмпирические методы научного исследования характеризуются… A. выявлением сущности изучаемого явления B. знанием основных параметров исследуемых объектов C. непосредственным изучением наблюдаемых явлений D. приведением в систему эмпирического и обобщенного материала с позиций определенного мировоззрения 14. Логика научно-педагогического исследования – это… A. непосредственное изучение наблюдаемых явлений B. создание педагогической теории и доведение ее до уровня применения на практике C. рациональная последовательность основных этапов исследовательского поиска, которая должна привести к истинным результатам D. теоретический или практический вопрос, требующих разрешения и изучения 15. К эмпирическим методам исследования относятся… A. анализ и анкетирование В. моделирование и тестирование С. наблюдение и эксперимент Ключ: 1. В 2. В 3. А 4. В 5. В 6. С 8. D 9. D 10.C 11.D 12.C 13.C 14.C 15.C Критерии оценивания: Правильный ответ - 1 балл Неправильный ответ - 0 баллов Оценивание теста: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Вопросы к зачету 1. Методология педагогики как система знаний и как область научно-познавательной деятельности. 2. Исторический очерк становления методологического знания. 3. Строение, функции и уровни методологического знания. 4. Классификация научно-педагогических исследований. 5. Критерии качества научно-педагогических исследований. 6. Методологические проблемы соотношения педагогической науки и педагогической практики. 7. Методологическая рефлексия педагога-исследователя в его научной и практической деятельности. 8. Научное познание среди других форм отражения педагогической действительности. 9. Педагогический факт как категория педагогического познания. 10. Системный подход в научно-педагогических исследованиях. 11. Язык как средство выражения научных знаний. 12. Общенаучные понятия и их роль в научно-педагогических исследованиях. 13. Научный поиск и предвидение в работе молодого исследователя. 14. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза. 15. Теоретические методы научно-педагогического исследования. 16. Эмпирические методы научно-педагогического исследования. 17. Сравнительно-исторические методы научно-педагогического исследования. 18. Опросные методы в научно-педагогическом исследовании. 19. Методы изучения и обобщения передового педагогического опыта. 20. Педагогический эксперимент. 21. Экспертные оценки в научно-педагогических исследованиях. 22. Тест в научно-педагогическом исследовании. 23. Анкетирование как метод научно-педагогического исследования. 24. Интервьюирование как метод научно-педагогического исследования. 25. Наблюдение как метод научно-педагогического исследования. 26. Математическая статистика в научно-педагогическом исследовании. 27. Применение электронно-вычислительной техники в научно-педагогических исследованиях. 28. Модели и моделирование в научно-педагогических исследованиях. 29. Логическое и историческое в научно-педагогическом исследовании. 30. Логика научно-педагогического исследования. 31. Гипотеза как теоретическая форма познания истины. 32. Организация опытно-экспериментальной деятельности в учреждениях образования. 33. Организация внедрения результатов педагогических исследований в практику. 34. Методика разработки программы эксперимента. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Афанасьев, В. В. | Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | В. И. Загвязинский, Р. Атаханов | Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2008 | |
Л1.3 | Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова | Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Майданов А.С. | Методология научного творчества: монография | URSS, 2008 | |
Л2.2 | Суркова Е.Г. | Проективные методы диагностики: Уч.пособие | Аспект-Пресс, 2011 | |
Л2.3 | Демина Л.Д. | Методические рекомендации подготовки и защиты выпускных квалификационных работ (бакалавров, магистров, специалистов) : | АлтГУ, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Методология прикладного исследования Курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
Методические рекомендации к самостоятельной работе: Самостоятельная работа обеспечивает подготовку магитсранта к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации. Подготовка к практическим занятиям: В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы: При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний: Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |