МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-коммуникационные технологии в туризме и гостеприимстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.16. специальность Туризм и гостеприимство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план43_02_16_ТурГостеприим-2023_9кл
Часов по учебному плану 54
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 6
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 14,170000076294 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 16 16 24 24
Лабораторные 8 8 16 16 24 24
Сам. работа 2 2 4 4 6 6
Итого 18 18 36 36 54 54

Программу составил(и):
преподаватель, первая к.к., Панасенко Анастасия Николаевна

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Хорохордина Екатерина Андреевна

Рабочая программа дисциплины
Информационно-коммуникационные технологии в туризме и гостеприимстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.16 ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО (приказ Минобрнауки России от 12.12.2022 г. № 1100)

составлена на основании учебного плана:
43.02.16 ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов знаний и умений, необходимых для управления информационными системами организации, достижения ее стратегических целей, грамотного применения автоматизированных и неавтоматизированных информационных технологий, формирования системы информационного обеспечения управления должного качества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия автоматизированной обработки информации;
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
базовые системные программные продукты в области профессиональной деятельности;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.


3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться современными средствами связи и оргтехникой;
обрабатывать текстовую и табличную информацию; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
обеспечивать информационную безопасность;
применять антивирусные средства защиты информации;
осуществлять поиск необходимой информации.


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрены

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину
1.1. Введение. Цели, задачи и содержание дисциплины. Значение информационных технологий в профессиональной деятельности. Лекции 3 2 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Общий состав и структура ПК. Программное обеспечение ПК.
2.1. Устройство ПК. Программное обеспечение ПК.Классификация программного обеспечения. Лекции 3 2 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Операционные системы, виды операционных систем и их основные характеристики и функции Лекции 3 2 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Информационные и коммуникационные технологии Лекции 3 2 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Подготовка к практическим занятиеям. Изучениение понятий и терминов Сам. работа 3 2 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Практическая работа 1 Практическая работа 2 Лабораторные 3 2 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Практическая работа 3-5 Лабораторные 3 4 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Тест №1 Лабораторные 3 2 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности
3.1. Технология обработки текстовой информации Лекции 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Практическая работа 6-7 Лабораторные 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Технология обработки графической информации Лекции 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Практическая работа 8 Лабораторные 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Компьютерные презентации Лекции 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Презентация №2 Лабораторные 4 4 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Технологии обработки числовой информации в профессиональной деятельности Лекции 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.8. Практическая работа 9 Практическая работа 10 Практическая работа 11 Практическая работа 12-13 Лабораторные 4 4 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.9. Пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности Лекции 4 4 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.10. Практическая работа 14 Лабораторные 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности и информационная безопасность
4.1. Компьютерные сети,сеть Интернет Лекции 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Основы информационной и технической компьютерной безопасности Лекции 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Поиск дополнительной информации по пройденным темам Сам. работа 4 4 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет Лабораторные 4 2 ОК 01., ОК 03., ОК 09., ОК 02. Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты)размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4174
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты)размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4174
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины
1. Самая маленькая единица измерения информации:
а) Бит +
б) Байт
в) Килобайт
2. Для чего служат диски:
а) для обработки информации
б) для сохранения информации +
в) для печатания текстов

3. Один из элементов окна приложения Paint:
а) панель Норматирование
б) панель Стандартная
в) кнопка закрыть +

4. Что выполняет компьютер сразу после включения POWER:
а) проверку устройств и тестирование памяти +
б) перезагрузка системы
в) загрузку программы

5. Какое из устройств компьютера не входит в состав системного блока:
а) дисковод
б) звуковая карта
в) принтер +
6. Что необходимо компьютеру для нормальной работы:
а) дискета в дисководе
б) операционная система +
в) различные прикладные программы
7. В каком устройстве компьютера производится обработка информации:
а) сетевая карта
б) внешняя память
в) процессор +
8. Какое наибольшее количество символов имеет расширение имени файла:
а) 3 +
б) 7
в) 4
9. Одна из операций при форматировании документов:
а) вставка
б) замена
в) выравнивание +
10. Как называются данные или программа на магнитном диске:
а) Дискета
б) Файл +
в) Папка
11. Персональный компьютер не будет функционировать, если отключить:
а) оперативную память +
б) принтер
в) дисковод
12. К какому типу файла относится расширение jpeg:
а) текстовый
б) графический +
в) исполняемый
13. Одна из операций при форматировании документов:
а) изменение начертания +
б) поиск
в) замена
14. Компьютер в основном работает в режиме:
а) непосредственного управления
б) формального управления
в) программного управления +
15. Один из элементов окна приложения Paint:
а) строка меню +
б) панель Стандартная
в) кнопка перенести

Ключ к тесту:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
а б в а в б в а в б а б а в а

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплен в приложении

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Итоговый тест» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=453039
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49


Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ветитнев А.М., Коваленко В.В., Коваленко В.В. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б.Я. Советов Информационные технологии : учебник для СПО М.: Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
Л2.2 М. В. Гаврилов, В. А. Климов. Информатика и информационные технологии: учебник для СПО Юрайт, 2024 https://urait.ru/bcode/469424
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle "Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности" (Туризм; Панасенко А.Н.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/

AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс(инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
410Н лаборатория информационно-ком-муникационных технологий; лаборатория информационных систем в профессиональной деятельности; лаборатория учебная бухгалтерия; лаборатория информатики; лаборатория систем электронного документооборота; лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория технических средств обучения - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
409Н кабинет программирования и баз данных; лаборатория технологии разработки баз данных; лаборатория информатики и компьютерной обработки документов; лаборатория управления проектной деятельностью; лаборатория информатики и информационных технологий; лаборатория технических средств управления; лаборатория информационных технологий – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: RAMEC, IRV, HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Лекционные материалы содержатся в электронном конспекте по дисциплине «ИКТ в профессиональной деятельности». Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой – в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.
2. Лабораторные занятия, на которых проводится выполнение практических работ за компьютером, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады и просматриваются презентации. Посещаемость лабораторных занятий входит в балльную оценку по дисциплине. Задания к лабораторным занятиям содержатся в плане лабораторных занятий. При подготовке к практической работе следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия для закрепления теоретического материала;
- подготовить доклады, разобрать проблемные ситуации;
- разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме лабораторного занятия.
По темам дисциплины в конце обучения проводится тестовый опрос. Тестовые задания включают вопросы типа «да-нет», открытые, альтернативные вопросы. За написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов.
3. Самостоятельная работа. Задания по самостоятельным работам содержатся в разделе 2.2 настоящей рабочей программы. В самостоятельную работу студентов входит:
- подготовка к лекционному занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы);
- выполнение и доработка практической работы;
- анализ первоисточников;
- знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам.
4. Работа с контрольно-измерительными материалами. В КОС по каждой теме курса приведены контрольные вопросы. Приведены критерии оценки и требования к написанию того или иного вида работы.
5. Дифференцированный зачет по дисциплине «ИКТ в профессиональной деятельности». Дифференцированный зачет сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины, включающее 30 вопросов (в билете 2 вопроса и одно практическое задание).
Для подготовки к дифференцированному зачету следует воспользоваться рекомендованными преподавателем учебниками, конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций, решениями с лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами.
Критерии для получения дифференцированного зачета содержатся в технологической карте и подробно расписаны в комплекте оценочных средств данной дисциплины.
При реализации учебной дисциплины «ИКТ в профессиональной деятельности» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.