МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История дизайна

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки54.02.01. специальность Дизайн (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план54_02_01_Дизайн-2021_9кл
Часов по учебному плану 98
в том числе:
аудиторные занятия 68
самостоятельная работа 20
индивидуальные консультации 2
контроль 8
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 34 34 34 34
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 20 20 20 20
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 8 8 8 8
Итого 98 98 98 98

Программу составил(и):
преподаватель, Горлова Дарья Олеговна

Рецензент(ы):
доцент кафедры культурологии и дизайна АлтГУ, Чурилов Михаил Григорьевич

Рабочая программа дисциплины
История дизайна

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 658)

составлена на основании учебного плана:
54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование основополагающих знаний и умений в области проектно-художественной деятельности
Развитие профессиональных навыков в художественном творчестве на основе изучения теории и истории дизайна

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные характерные черты различных периодов развития предметного мира
Современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.Ориентироваться в исторических эпохах и стилях
Проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие дизайн. Дизайн в системе мировой культуры.
1.1. Понятие дизайн. Дизайн как явление культуры Лекции 6 2 ОК 01 Л2.1, Л1.1
1.2. Многообразие подходов к изучению понятия и сущности дизайна технологий. Практические 6 2 ОК 05, ОК 04 Л2.1, Л1.1
1.3. Материальная культура и развитие технологий в средневековой Европе. Сам. работа 6 2 ОК 09, ОК 03, ОК 02 Л2.1, Л1.1
1.4. Промышленная революция в Англии Лекции 6 2 ОК 01 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Наука как фактор технического прогресса XVII – начала XIX вв. Практические 6 2 ОК 05, ОК 04 Л2.1, Л1.1
1.6. Периодизация культуры и искусства Западной Европы Нового времени Сам. работа 6 2 ОК 09, ОК 03, ОК 02 Л2.1, Л1.1
1.7. Техническое развитие России и Западной Европы в XVIII-XIX вв. Лекции 6 2 ОК 01 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Первая Всемирная выставка в 1851 г. Практические 6 2 ОК 05, ОК 04 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Всемирные художественно-промышленные выставки XIX - начала XX века Лекции 6 2 ОК 01 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Ремесло и промышленность в XIX веке Практические 6 2 ОК 05, ОК 04 Л2.1, Л1.1
1.11. Концепции промышленного искусства в творчестве Д.Рёскина, Г.Земпера, Ф. Рело Сам. работа 6 2 ОК 09, ОК 03, ОК 02 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Протодизайн. Направления и школы дизайна в первой половине XX века.
2.1. Первые теоретики дизайна. Движение "Искусств и ремесел". Творчество У. Морриса. Теоретические концепции искусства Дж. Рёскина Лекции 6 2 ОК 01 Л2.1, Л1.1
2.2. Возникновения стиля модерн Практические 6 2 ОК 05, ОК 04 Л2.1, Л1.1
2.3. Ведущие архитекторы и художники стиля модерн в России. Сам. работа 6 2 ОК 09, ОК 03, ОК 02 Л2.1, Л1.1
2.4. Особенности проявления модерна в странах западной Европы в конце XIX - начале XX вв. Лекции 6 2 ОК 01 Л2.1, Л1.1
2.5. Германский художественно-промышленный союз и его история. Сам. работа 6 2 ОК 09, ОК 03, ОК 02 Л2.1, Л1.1
2.6. Стилевые направления в индустриальном формообразовании. Немецкий Веркбунд Практические 6 2 ОК 05, ОК 04 Л2.1, Л1.1
2.7. Русский авангард как направление в искусстве и дизайне Лекции 6 2 ОК 01 Л2.1, Л1.1
2.8. Русский авангард как направление в искусстве и дизайне Практические 6 2 ОК 05, ОК 04 Л2.1, Л1.1
2.9. Пионеры русского авангарда Лекции 6 2 ОК 01 Л2.1, Л1.1
2.10. Всемирные художественно-промышленные выставки первой половины XX века Практические 6 2 ОК 05, ОК 04 Л2.1, Л1.1
2.11. Первые школы дизайна. Баухауз Лекции 6 2 ОК 01 Л2.1, Л1.1
2.12. Баухауз. История первой школы промышленного проектирования Практические 6 2 ОК 05, ОК 04 Л2.1, Л1.1
2.13. Педагогическая система школы Баухауз Лекции 6 2 ОК 01 Л2.1, Л1.1
2.14. Конструктивизм – новая концепция формообразования в художественном творчестве Сам. работа 6 6 ОК 09, ОК 03, ОК 02 Л2.1, Л1.1
2.15. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (1920-1930-е гг.) Практические 6 2 ОК 05, ОК 04 Л2.2, Л1.1
2.16. Особенности развития советского дизайна довоенного периода Лекции 6 2 ОК 01 Л2.1, Л1.1
2.17. Особенности развития советского дизайна довоенного периода Практические 6 2 ОК 05, ОК 04 Л2.2, Л1.1
2.18. Предвоенный дизайн 1920 – 1930-х гг. в Европе и США Лекции 6 2 ОК 01 Л2.2, Л1.1
2.19. Предвоенный дизайн 1920 – 1930-х гг. в Европе и США Практические 6 2 ОК 05, ОК 04 Л2.2, Л1.1
2.20. Дизайн в период Второй Мировой войны Лекции 6 2 ОК 01 Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Развитие дизайна во второй половине XX века
3.1. Итальянская линия в дизайне. Стиль «Оливетти». Практические 6 2 ОК 05, ОК 04 Л2.1, Л1.1
3.2. Итальянская линия в дизайне. Стиль «Оливетти». Лекции 6 2 ОК 01 Л2.2, Л1.1
3.3. Дизайн скандинавских стран Сам. работа 6 2 ОК 09, ОК 03, ОК 02 Л2.1, Л1.1
3.4. Концепция "Стримлайн". Эксперименты с новыми материалами и дизайн-утопии. Практические 6 2 ОК 05, ОК 04 Л2.2, Л1.1
3.5. Массовая культура и промышленное производство. Работа с конспектом лекций и учебной литературой, с информационными образовательными ресурсами. Сам. работа 6 2 ОК 09, ОК 03, ОК 02 Л2.1, Л1.1
3.6. Школы дизайна и проблемы дизайн-образования во второй половине XX века Лекции 6 2 ОК 01 Л2.2, Л1.1
3.7. Сочетание традиций и инноваций в дизайне Японии Практические 6 2 ОК 05, ОК 04 Л2.2, Л1.1
3.8. Теоретические концепции дизайна в СССР в 1960-1980-х гг. Практические 6 2 ОК 05, ОК 04 Л2.1, Л1.1
3.9. Постмодерн. Арт-дизайн. Лекции 6 2 ОК 01 Л2.1, Л1.1
3.10. Теоретические концепции западного дизайна во второй половине XX века Лекции 6 2 ОК 05, ОК 04 Л2.1, Л1.1
3.11. Теоретические концепции западного дизайна во второй половине XX века Практические 6 2 ОК 05, ОК 04 Л2.2, Л1.1
3.12. Консультации 6 2 Л1.1
3.13. Промежуточная аттестация. Экзамен 6 8 ОК 09, ОК 05, ОК 04, ОК 03, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (устный опрос, презентация, конспект, тест, проект)(указываются материалы используемые при изучении дисциплины) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4105

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания:
1. Система приемов и принципов формообразования, моделирующая и одновременно отражающая свойственное именно данному времени мировоззрение и художественное содержание. Способ организации пространства:
a. Форма
b. Стиль
c. Ордер
2. Художественный и архитектурный символ нового, устремленности вверх, вовлечения такой характеристики как «время» в ряд с такими известными измерениями как высота, длина и ширина сооружения. Автор:
a. Горизонтальные небоскребы Л. М. Лисицкого
b. Собор св. Петра в Риме
c. Памятник III Интернационалу В. Татлина
3. Яркий представитель русского модерна, автор Ярославского вокзала в Москве, многих особняков:
a. Н. Троцкий
b. Ф.О. Шехтель
c. М. Я. Гинзбург
4. Соединение эстетических идеалов высокого искусства с возможностями индустриального производства, имеющее целью массовое производство дешевых, но высококачественных предметов быта, создание методов индустриального домостроения. Все эти постулаты были заложены...
a. Ф. Л. Райтом при проектировании «домов-прерий»
b. В. Гропиусом при создании Баухауза
c. Ладовским в планировке динамичного города
5. Архитектор, дизайнер, фотограф, мастер фотофонтажа, предвосхитивший PhotoShop, книжный график, создатель ПРОУНов, агитационного искусства, преподаватель Вхутемаса и Баухауза:
a. Л.М. Лисицкий
b. М.Я. Гинзбург
c. В.В. Кандинский
6. Целостность, внутренняя уравновешенность формы, математическая чистота ее пропорций, ясность прямого угла и параллельных линий, «лучезарность», «светлость» поверхностей ограждения образованных стеклом – суть эстетики неотомизма...
a. Ле Корбюзье
b. Мис ван дер Роэ
c. Татлина
7. Кто из художников приписывал геометрическим фигурам определенные цвета и различия в тепловом восприятии – горизонталь черная и теплая, вертикаль белая, холодная, диагональ – красная, серая, зеленая, прямой угол – красный, острый угол – желтый, тупой - голубой?
a. В. Кандинский
b. Ф. Леже
c. П. Мондриан
8. Церковь Ла Саграда Фамилиа, дом Мила и др. сооружения отличительной особенностью которых являются импровизации изощренных неповторяющихся дважды форм. Автором этого архитектурного шедевра является:
a. А. Гауди
b. Ф. Шехтель
c. Ч.Р. Макинтош
9. Какие четыре объема предполагалось разместить в памятнике III Интернационала В. Татлина?
a. Куб, пирамида, цилиндр и полушарие
b. Пирамида, параболоид, шар, конус
c. Конус, шар, цилиндр, параллелепипед
10. Что из себя представляла несущая конструкция памятника III Интернационалу?
a. Продольную коридорную систему
b. Пирамидальную остекленную конструкцию
c. Две громадные пространственные спирали, пересекающиеся на каждом витке с наклонной металлической мачтой
11. Постановление Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» было принято:
a. в 1962 г.
b. в 1932 г.
c. в 1985 г.
12. Особенность в формообразовании японской промышленной продукции 1950-1960-х годов была связана в:
a. самобытном, оригинальном «прочтение» стилевых тенденций и направлений
b. заимствовании мотивов «интернационального стиля», копировании товаров из США и Европы
c. следовании национальных традиций (ремесло, декоративно-прикладное искусство)
13. Эргономика изучает:
a. продукцию рынка
b. техническое оснащение дизайнерской среды
c. деятельность человека или группы людей в условиях современного производства, быта, досуга
14. В каком году была создана международная организация дизайнеров ИКСИД?
a. 1960 г.
a. 1957 г.
b. 1953 г.
15. В каком городе в 1981 году сформировалась знаменитая дизайнерская группа «Мемфис»?
a. Риме
b. Неаполе
c. Милане
16. Непрерывность, перетекание и целостность архитектурной среды и пространства, являющаяся неотъемлемой частью окружающей среды – основные принципы
a. «Органичной архитектуры» Ф. Л. Райта
b. Советской архитектуры
c. Конструктвизма
17. Кем сформулирована и осуществлена в реальности идея непрерывности архитектурного пространства, идея «свободного плана», используемого всеми современными архитекторами
a. Вальтером Гропиусом
b. Фрэнком Ллойдом Райтом
c. Ле Корбюзье
18. Что определяет понятие «стайлинг»:
a. графическое оформление объекта
b. изменение внешнего вида с изменениями функциональности объекта
c. индивидуализация внешней формы при неизменном техническом содержании
19. Автор дома-коммуны на Новинском бульваре
a. М. Я. Гинзбург
b. Л. Лисицкий
c. И. Жолтовский
20. Совокупность композиционных средств, выявляющих и преобразующих в целях выразительности конструктивный характер архитектурного сооружения
a. Объемность
b. Тектоника
c. Величина
Ответы:
1-b
2-a
3-b
4-b
5-a
6-c
7-a
8-a
9-a
10-c
11-a
12-b
13-c
14-b
15-c
16-a
17-b
18-c
19-a
20-b

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Итоговый тест по курсу» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=523656

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке 125 тестовых заданий. На выполнение теста отводится 19 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузвесова Н.Л. История дизайна: от викторианского стиля до арт-деко : учебное пособие для СПО Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ермилова Д.Ю. История домов моды: учебное пособие для среднего профессионального образования Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Е. Э. Павловская Основы дизайна и композиции: современные концепции : учебное пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D2DB96C3-6062-4F12-B2C0-4D60BAFF0B46
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс Moodle История дизайна portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "История дизайна" в ходе лекций, практической и самостоятельной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция с экспертом, лекция-визуализация (с использованием информационно-коммуникационных технологий – презентаций).
При проведении практических занятий: видео-практикум (просмотр фильма и обсуждение вопросов), тестирование, подготовка презентации с использование информационно-коммуникационных технологий.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации работы студентов малыми группами, работа с конспектом лекций и учебной литературой, с информационными образовательными ресурсами, проведении устного опроса.

Методические рекомендации к теоретическому обучению
Основной формой реализации теоретического обучения является лекция, которая представляет собой систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем-лектором учебного материала теоретического характера.
Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины. Задачи лекции заключаются в обеспечении формирования системы знаний по учебной дисциплине, в умении аргументировано излагать научный материал, в формировании профессионального кругозора и общей культуры, в оптимизации других форм организации учебного процесса.
При чтении лекций преподаватель имеет право самостоятельно выбирать формы и методы изложения материала, которые будут способствовать качественному его усвоению. При этом преподаватель в установленном порядке может использовать технические средства обучения.
Эффективность освоения студентами учебных дисциплин зависит от многих факторов, и, прежде всего, от работы на лекциях. На лекции может быть всесторонне рассмотрена как одна тема, соответствующая одному вопросу экзамена или зачета, так и несколько смежных тем. В последнем случае лекцию следует рассматривать как «путеводитель» по тому материалу, которым должен овладеть учащийся.
Изучение дисциплины «История дизайна» требует систематического и последовательного накопления знаний, следовательно, пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
Правильно законспектированный лекционный материал позволяет студенту создать устойчивый фундамент для самостоятельной подготовки, дает возможность получить и закрепить полезную информацию. Именно на лекции создаются основы для эффективной и плодотворной работы с информацией, которая нужна студенту, как в профессиональной, так и в повседневной жизни.
Восприятие лекции и ее запись – это процесс постоянного сосредоточенного внимания, направленного на понимание рассуждений лектора, обдумывание полученных сведений, их оценку и сжатое изложение на бумаге в удобной для восприятия форме. То есть, самостоятельная работа студента на лекции заключается в осмыслении новой информации и краткой рациональной ее записи.
Правильно записанная лекция позволяет глубже усвоить материал, успешно подготовиться к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
Слушая лекцию, нужно из всего получаемого материала выбирать и записывать самое главное. Следует знать, что главные положения лекции преподаватель обычно выделяет интонацией или повторяет несколько раз. Именно поэтому предварительная подготовка к лекции позволит студенту уловить тот момент, когда следует перейти к конспектированию, а когда можно просто внимательно слушать лекцию. В связи с этим нелишне перед началом сессии еще раз бегло просмотреть учебники или прежние конспекты по изучаемым предметам. Это станет первичным знакомством с тем материалом, который прозвучит на лекции, а также создаст необходимый психологический настрой.
Чтобы правильно и быстро конспектировать лекцию важно учитывать, что способы подачи лекционного материала могут быть разными. Преподаватель может диктовать материал, рассказывать его, не давая ничего под запись, либо проводить занятие в форме диалога со студентами. Чаще всего можно наблюдать соединение двух или трех вышеназванных способов.
Эффективность конспектирования зависит от умения владеть правильной методикой записи лекции. Конечно, способы конспектирования у каждого человека индивидуальны.

Методические рекомендации к практическим занятиям
Важной составной частью учебного процесса в вузе являются практические (семинарские) и занятия. Семинарские занятия проводятся главным образом по общественным наукам и другим дисциплинам, требующим научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на лекционных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1. организационный;
2. закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
уяснение задания на самостоятельную работу
подбор рекомендованной литературы
составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы необходимо стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.

Методические рекомендации к самостоятельной работе
Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у студента научного способа познания.
Основные рекомендации по работе с литературой:
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того, насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществ-
ляемого действия.
Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
1 Информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию).
2 Усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений).
3 Аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему).
4 Творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
1 Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2 Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3 Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4 Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5 Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – это сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.