МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Информатика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияЗаочная
Учебный планz40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2021_11кл
Часов по учебному плану 90
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 76
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 90 90 90 90

Программу составил(и):
преподаватель, Петрова Ирина Игоревна

Рецензент(ы):
преподаватель, первая категория, Дронова Е. И.

Рабочая программа дисциплины
Информатика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 26.03.2021 г. № 05
Срок действия программы: 20212022 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение навыков работы с современными операционными системами, текстовыми редакторами, табличными процессорами, системами управления базами данных, программами подготовки презентаций, информационно-поисковыми системами и использования возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
Умение профессионально осуществлять набор текстов на персональном компьютере

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ЕН

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10 Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ПК 1.5 Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 2.1 Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
ПК 2.2 Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем.
Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ для обработки текстовой, графической, числовой и табличной информации
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать базовые системные программные продукты.
Использовать прикладное программное обеспечение общего назначения для обработки текстовой, графической, числовой информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Работа с текстовым процессором
1.1. Основы работы в MS Word Лекции 2 4 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК 10, ОК 11 Л1.1, Л2.1
1.2. Форматирование текста в MS Word Лабораторные 2 2 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК 10, ОК 11 Л1.1, Л2.1
1.3. Подготовка к самостоятельной работе Сам. работа 2 25 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК 10, ОК 11 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Работа с электронными таблицами
2.1. Составление таблиц, диаграмм, графиков в MS Excel. Лабораторные 2 2 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК 10, ОК 11 Л1.1, Л2.1
2.2. Составление таблиц, диаграмм, графиков в MS Excel. Сам. работа 2 25 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК 10, ОК 11 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Создание презентаций.
3.1. Работа с презентациями в MS PowerPoint Практические 2 2 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК 10, ОК 11 Л1.1, Л2.1
3.2. Работа с презентациями в MS PowerPoint Сам. работа 2 10 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК 10, ОК 11 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Работа с СПС Консультант Плюс.
4.1. Решение задач средствами СПС Консультант Плюс. Практические 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ОК 11, ОК 12, ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
4.2. Подготовка к зачёту. Изучение СПС Консультант Плюс. Поиск альтернативных правовых систем. Решение задач средствами СПС Консультант Плюс. Сам. работа 2 16 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ОК 11, ОК 12, ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
4.3. Зачет Практические 2 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ОК 10, ОК 11, ОК 12, ПК 1.5, ПК 2.1, ПК 2.2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные и практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7120
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля:
1. В ячейке B3 записана формула =C$2+$D3+2. Какой вид приобретёт формула после копирования её в ячейку B2:
а) C$2+$D2+2
б) C$+$D2+2
в) C$2+$D+2
2. Причина возникновения ошибки #####:
а) попытка деления на ноль
б) ячейка, ссылка на которую используется в формуле, не существует
в) столбец недостаточно широкий для отображения числа
3. Значение переменной x находится в ячейке A1, значение переменной y — в ячейке A2, значение переменной z — в ячейке A3. Запишите формулу (БЕЗ ПРОБЕЛОВ) для вычисления в электронной таблице значение выражения: (x+y+z) :3:
а) (A1+A2+A)/3
б) (A+A2+A3)/3
в) (A1+A2+A3)/3
4. Какие типы диаграмм позволяют строить табличные процессоры:
а) график, точечная, линейчатая
б) коническая, плоская
в) поверхностная, усеченная
5. Какие типы диаграмм позволяют строить табличные процессоры:
а) поверхностная, усеченная
б) гистограмма, круговая
в) локальное пересечение, аналитическая
6. При перемещении или копировании в ЭТ абсолютные ссылки:
а) не изменяются
б) преобразуются в зависимости от длины формулы
в) преобразуются в зависимости от нового положения формулы
7. Табличный процессор обрабатывает следующие типы данных:
а) Банковский, Целочисленный
б) Дата, Время, Текстовый
в) Графический, Денежный
8. В электронной таблице выделен диапазон из 21 ячеек, расположенный в столбцах F, G и H. Правый нижний угол диапазона находится в ячейке H8. Запишите адрес левого верхнего угла диапазона:
а) F2
б) F3
в) F1
9. Документ табличного процессора Excel по умолчанию называется:
а) строка
б) том
в) книга
10. Какие типы данных можно ввести в ячейки электронной таблицы:
а) числа, текст и формулы
б) формулы и текст
в) числа и текст
11. Табличный процессор обрабатывает следующие типы данных:
а) Целочисленный, Дробный
б) Финансовый, Процентный
в) Матричный, Временной, Математический
12. Причина возникновения ошибки #ЗНАЧ!:
а) столбец недостаточно широкий для отображения числа
б) ячейка, ссылка на которую используется в формуле, не существует
в) в формуле для математических вычислений имеется ссылка на ячейку, содержанием которой является текст
13. Статистические функции табличных процессоров используются для:
а) проверки равенства двух чисел
б) вычисления суммы квадратов отклонений
в) расчета величины амортизации актива за заданный период
14. Причина возникновения ошибки #ДЕЛ/0!:
а) в формуле для математических вычислений имеется ссылка на ячейку, содержанием которой является текст
б) столбец недостаточно широкий для отображения числа
в) попытка деления на ноль
15. Статистические функции табличных процессоров используются для:
а) перевода из градусов в радианы
б) плотности стандартного нормального распределения
в) проверки равенства двух чисел
16. Что означает появление ####### при выполнении расчетов:
а) ширина ячейки меньше длины полученного результата
б) отсутствие результата
в) ошибка в формуле вычислений
17. Какова структура рабочего листа табличного процессора:
а) строки, столбцы, командная строка, набор функций
б) строки и столбцы, пересечения которых образуют ячейки
в) ячейки, набор функций, строка состояния
18. В электронных таблицах нельзя удалить:
а) текстовые данные ячеек
б) столбцы
в) имена ячеек
19. Табличный процессор:
а) группа прикладных программ, которые предназначены для проведения расчетов в табличной форме
б) специальная компьютерная программа, помогающая преобразовывать массивы данных из текстового вида в табличный
в) команда приложения Excel, вызов которой приводит к выполнению расчетов по введенным в таблицу данным
20. Рабочая книга табличного процессора состоит из:
а) листов
б) строк и столбцов
в) таблиц
Правильные ответы:
1. а
2. в
3. в
4. а
5. б
6. а
7. б
8. а
9. в
10.а
11.б
12.в
13.б
14.в
15.б
16.а
17.б
18.в
19.а
20.а
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплен в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в традиционной форме. К зачету допускаются студенты, выполнившие все лабораторные работы.
Перечень вопросов:
1. Система счисления – это…
2. Представление информации в различных системах счисления. Перечислите наиболее распространенные с/с.
3. Дайте определение слову алфавит и запишите формулу вычисления его мощности
4. Перечислите основные информационные процессы
5. Запишите схему передачи информации
6. По какой формуле можно рассчитать количество информации в сообщении
7. Дайте определение понятию Базы данных.
8. СУБД-расшифруйте. Это тоже самое, что и базы данных?
9. Виды СУБД
10. Что такое транзакция?
11. Этапы проектирования СУБД
12. Дайте определения понятиям сущность, атрибут, связь
13. Информация – это…
14. Перечислите основные свойства информации
15. Что такое фундаментальная и прикладная информатика
16. Что принято брать за единицу измерения информации и сколько байт необходимо для кодирования 1 символа информации
17. Запишите «скелет» (структуру) программы. Дайте пояснения всем тегам.
18. Какие стили текста можно использовать в html? Запишите какими тегами они обозначаются.
19. Что такое гиперссылка, как ее сделать?
Критерии:
50-100 баллов (оценка «зачет»): Выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно выстраивает ответ на вопрос.
0-49 баллов (оценка «незачет»): Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями формулирует ответ на вопрос.

Приложения
Приложение 1.   ФОС_Информатика_2021.docx
Приложение 2.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.П. Новожилов. Информатика В 2 Ч. ЧАСТЬ 1: учебник для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Гаврилов, В. А. Климов. Информатика и информационные технологии, 5-издание: учебник для СПО Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Курс в Moodle "Информатика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel,
- MS Power Point
7-Zip
AcrobatReader
MS Access
Gimp

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
410Н лаборатория информационно-ком-муникационных технологий; лаборатория информационных систем в профессиональной деятельности; лаборатория учебная бухгалтерия; лаборатория информатики; лаборатория систем электронного документооборота; лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория технических средств обучения - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторные работы по дисциплине «Информатика» проводятся в аудитории (компьютерном классе), где каждое рабочее место оснащено ПК и необходимым программным обеспечением. Каждая практическая работа начинается с организационного момента, включающего проверку посещаемости, готовности студентов к занятию. Для выполнения практических заданий используются дидактические материалы, учебные пособия, компьютерные сети, поисковые системы. Дидактические материалы включают тему работы, цель, задания, краткие теоретические материалы, методические указания.
Рекомендации по работе с литературой.
На первом этапе изучения дисциплины необходимо подобрать и ознакомиться с литературой. Кроме литературы, рекомендованной кафедрой, студент может работать с дополнительными материалами по своему усмотрению. Необходимо при этом использование периодической печати – журналы, газеты и ресурсы Интернета, где помещаются новейшие данные и материалы по географии населения и смежным научным дисциплинам. Если студент затрудняется самостоятельно подобрать литературу, ему следует обратиться за помощью на кафедру.
Рекомендации по самостоятельной работе студента.
Самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных форм текущего контроля.
При реализации учебной дисциплины «Информатика» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция.
При проведении лабораторных работ: работа с материалами.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении сравнительного анализа.