МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Управление IT-проектами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.07. специальность Информационные системы и программирование
Форма обученияОчная
Учебный план09_02_07_ИнфСистемыПрогр_тест-2022_11кл
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 16
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 44 44 44 44
Сам. работа 16 16 16 16
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Препод., Чалых Роман Андреевич

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Управление IT-проектами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
Информационные системы и программирование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
кандидат экономических наук, доцент,Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.использование инструментальных средств обработки информации
участие в разработке технического задания
формирование отчетной документации по результатам работ
использование стандартов при оформлении программной документации
программирование в соответствии с требованиями технического задания
использования критериев оценки качества и надежности функционирования информационной системы
применение методики тестирования разрабатываемых приложений
управления процессом разработки приложений с использованием инструментальных средств

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ПК 1.2. Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием.
ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.
ПК 2.1. Разрабатывать требования к программным модулям на основе анализа проектной и технической документации на предмет взаимодействия компонент.
ПК 2.2. Выполнять интеграцию модулей в программное обеспечение.
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные виды и процедуры обработки информации модели и методы решения задач обработки информации (генераторов отчетов, поддержки принятия решений, анализа данных, искусственный интеллект, обработка изображений)
сервисно-ориентированные архитектуры, CRM-системы, ERP-системы
объектно-ориентированное программирование: спецификации языка, создание графического пользовательского интерфейса (GUI), файловый ввод-вывод, создание сетевого сервера и сетевого клиента
платформы для создания, исполнения и управления информационной системой
основные процессы управления проектом разработки
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять математическую и информационную постановку задач по обработке информации
использовать алгоритмы обработки информации для различных приложений
уметь решать прикладные вопросы интеллектуальных систем с использованием статистических экспертных систем реального времени
использовать языки структурного, объектно ориентированного програмирования и языки сценариев для создания независимых программ
разрабатывать графический интерфейс приложения
создавать проект по обработке приложения и формулировать его задачи
выполнять управление проектом с использованием инструментальных средств
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования инструментальных средств обработки информации
участия в разработке технического задания
формирование отчетной документации по результатам работы
использование стандартов при оформлении програмной документации
програмирования в соответствии с требованиями технического задания
использования критериев оценки качества и надежности функционирования информационной системы
применение методики тестирования разрабатываемых приложений
управление процессом разработки приложений с использованием инструментальных средств

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы планирования
1.1. Основные понятия теории управления проектами. Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05. Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Планирование проекта в MS Project
2.1. Определение состава работ, ввод названий задач, создание подзадач, преобразование задач в подзадачи Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05. Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Выполнение лабораторных работ по плану Лабораторные 4 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ПК 2.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4. Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Планирование ресурсов и создание назначений
3.1. Типы ресурсов. Рабочее время ресурсов. Типы задач. Свойства назначений. Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05. Л2.2, Л1.1
3.2. Выполнение лабораторных работ по плану Лабораторные 4 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ПК 2.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4. Л2.2, Л1.1
3.3. Возможные методы планирования стоимости проекта. Возможные методы начисления затрат при планировании стоимости проекта. Сам. работа 4 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05. Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Планирование стоимости проекта
4.1. Методы планирования стоимости проекта. Стоимость ресурсов, назначений и затрат. Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05. Л2.2, Л1.1
4.2. Выполнение лабораторных работ по плану Лабораторные 4 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ПК 2.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4. Л2.2, Л1.1
4.3. Планирование стоимости ресурсов и просмотр превышения доступности ресурсов. Анализ и оптимизация плана работ уточнением длительности задач с использованием параметр Сам. работа 4 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05. Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Анализ доступности
5.1. Доступность ресурса. Расчет доступности ресурса. Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05. Л2.2, Л1.1
5.2. Выполнение лабораторных работ по плану Лабораторные 4 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ПК 2.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4. Л2.2, Л1.1
5.3. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 4 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05. Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Оптимизация плана проекта. Выравнивание загрузки ресурсов
6.1. Следствия превышения доступности ресурсов. Способы устранения перегруженности ресурсов. Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05. Л2.2, Л1.1
6.2. Выполнение лабораторных работ по плану Лабораторные 4 8 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ПК 2.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4. Л2.2, Л1.1
6.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05. Л2.2, Л1.1
Раздел 7. Анализ критических параметров проекта
7.1. Выполнение лабораторных работ по плану Лабораторные 4 8 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ПК 2.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4. Л2.2, Л1.1
7.2. Планирование с использованием сетевого графика. Анализ распределения затрат по типам проекта Сам. работа 4 8 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05. Л2.2, Л1.1
7.3. Диф.зачет Лабораторные 4 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ПК 2.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4. Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале ссылка на курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1803

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Что понимается под термином "проект"?
a. что-либо, что задумывается или планируется
b. группа работ/задач, которые необходимо выполнить в заданный период
c. все вышеперечисленное
d. целенаправленная деятельность временного характера, направленная на создание уникального продукта или услуги
2. К признакам масштаба проекта можно отнести
a. Размеры проекта, количество участников, степень влияния на окружающий мир
b. Состав и структура проекта, его предметная область
c. Степень финансовой, технологической, технической, организационной и иной сложности проекта
d. Продолжительность реализации проекта
3. Имеют ли долгосрочные проекты какие-либо особенности?
a. Не имеют
b. Максимально сокращается отчетность
c. Ответственность возлагается на одно лицо
d. Изменения в ходе реализации – минимальные
4. Этот проект связан с реформированием предприятий, созданием новой организации, предприятия, субъекта хозяйствования, проведением какого-либо мероприятия
a. Технический
b. Организационный
c. Экономический
d. Социальный
5. Верно ли утверждение?
"Проекты – уникальные в своем роде четко определенные действия, направленные на получение конкретных результатов в многофункциональном окружении в течение установленного срока и в рамках выделенных ресурсов с привлечением группы людей, обладающих разносторонними навыками и знаниями, работающих под специальным руководством."
a. Нет
b. Верно, но не всегда
c. Да
6. Цель проекта это
a. определение рисковых событий в проекте, вероятности их свершения и ущерба от их воздействия на проект
b. соответствие характеристик проекта и его продукции установленным стандартам качества
c. желаемый результат деятельности, достигаемый в пределах установленного интервала времени
d. центральное звено, как в подготовке, так и в оценке проекта, а также в построении соответствующей маркетинговой стратегии
7. Проект по требованиям к качеству и способам его обеспечения бывает
a. Простой, технически сложный, комплексно сложный
b. Малый, средний, мегапроект
c. Бездефектный, модульный, стандартный
8. Про какой проект идет речь? "... это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем."
a. Мультипроект
b. Мегапроект
c. Монопроект
9. Может ли мегапроект быть международным, государственным, национальным, отраслевым и смешанным?
a. Да
b. Нет
10. Определение проекта согласно PMBoK 5
a. Группа работ/задач, которые необходимо выполнить в заданный период для достижения поставленных целей.
b. Проект – это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата.
c. Уникальный процесс, состоящий из набора взаимоувязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания и предпринятый, чтобы достичь цели соответствии конкретным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам.
d. Что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие.
11. Что может создать проект?
a. улучшение существующей линейки продуктов или услуг
b. услугу или способность предоставлять услугу
c. результат, такой как конечный результат или документ
d. продукт, представляющий собой компонент другого изделия
12. Чем инновационный проект отличается от инвестиционного?
a. вовлечением в реализацию проектов уникальных ресурсов
b. не отличается
c. более высокой степенью неопределенности
d. сроками на выполнение
13. Может ли конечный результат проекта быть неосязаемым?
a. Да
b. Иногда
c. Нет
14. О каком проекте идет речь?
"В американской практике эти проекты имеют капиталовложения: до $10—15 млн.; трудозатраты: до 40—50 тыс. человеко-часов."
a. Мультипроект
b. Малый проект
c. Монопроект
d. Краткосрочный проект
e. Средний проект
15. К видам сложности проекта можно отнести
a. внедрение, улучшение или усовершенствование существующих бизнес-процессов и процедур
b. использование нетрадиционных технологий строительства
c. сложные схемы финансирования
d. высокая степень неопределенности
e. значительное число участников проекта
Ответы:
1. c
2. a
3. a
4. b
5. c
6. c
7. c
8. b
9. a
10. b
11. a,b,c,d
12. a,c
13. a
14. b
15. b,c,e.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Разработка и продвижение концепции проекта
2. Особенности проектного управления в отраслях промышленности (на
примере отдельной отрасли)
3. Проектное управление как инструмент реализации стратегии компании
4. Использование ресурсов в рамках жизненного цикла проекта.
5. Влияние проекта на эффективность деятельности организации (на
конкретном примере)
6. Внешняя и внутренняя среда проекта
7. Экономическое обоснование проекта
8. Организационные структуры управления проектами
9. Проектирование организационных структур
10.Организация офиса проекта
11.Распределение ответственности в управлении проектами
12.Разработка бизнес-плана проекта
13.Оценка стоимости и разработка сметы проекта
14.Разработка целей и иерархической структуры работ проекта
15.Использование сетевых графиков в управлении проектами
16.Управление проектом на основе календарных графиков (диаграмм
Гантта)
17.Разработка бюджета проекта
18.Анализ загруженности ресурсов проекта
19.Источники и организационные формы финансирования проекта
20.Оценка эффективности инвестиционных проектов
21.Социальная эффективность инвестиционных проектов
22.Маркетинговые исследования в управлении проектами
23.Экологическая экспертиза проекта (на конкретном примере)
24.Технический анализ проекта
25.Институциональный анализ проекта
26.Финансовый анализ проекта
27.Управление стоимостью проекта
28.Организация мониторинга исполнения проекта
29.Управление изменениями проекта
30.Завершение проекта и анализ результатов
31.Управление материально-техническим обеспечением проекта
32.Тайм-менеджмент в управлении проектами
33.Управление ресурсами проекта
34.Статистические методы в управлении качеством проектов
35.Управление качеством проектов в сфере обслуживания
36.Организация системы стимулирования и мотивации участников
(команды) проекта
37.Управление рисками проекта
38.Анализ чувствительности в управлении проектами
39.Оценка вероятности и последствий проектных рисков
40.Информационные технологии как инструмент управления проектом
41.Система показателей оценки результатов реализации проекта
42.Разработка стандарта предприятия по управлению проектами
43.Управление социально-ориентированными проектами
44.Формирование команды проекта: компетентностная модель.
45.Оценка эффективности деятельности команды проекта.
46.Целевое управление командой проекта.
47.Управление командой проекта на различных этапах его
функционирования.
48.Анализ методов определения ставки дисконтирования при расчете
эффективности инвестиционных проектов.
49.Исследование методов формирования инвестиционного портфеля
промышленного предприятия.
50.Исследование особенностей проектов реструктуризации предприятий и
оценки их эффективности.
51.Анализ методологии учета неопределенности и рисков при разработке
бизнес-плана и реализации инвестиционных проектов.
52.Анализ методов количественного анализа проектных рисков.
53.Анализ сетевых методов планирования работ по проекту и их
использование в инвестиционном проектировании.
54.Методы оценки организационных структур управления.
55.Управление изменениями в проекте.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале ссылка на курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1803

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Что понимается под термином "проект"?
a. что-либо, что задумывается или планируется
b. группа работ/задач, которые необходимо выполнить в заданный период
c. все вышеперечисленное
d. целенаправленная деятельность временного характера, направленная на создание уникального продукта или услуги
2. К признакам масштаба проекта можно отнести
a. Размеры проекта, количество участников, степень влияния на окружающий мир
b. Состав и структура проекта, его предметная область
c. Степень финансовой, технологической, технической, организационной и иной сложности проекта
d. Продолжительность реализации проекта
3. Имеют ли долгосрочные проекты какие-либо особенности?
a. Не имеют
b. Максимально сокращается отчетность
c. Ответственность возлагается на одно лицо
d. Изменения в ходе реализации – минимальные
4. Этот проект связан с реформированием предприятий, созданием новой организации, предприятия, субъекта хозяйствования, проведением какого-либо мероприятия
a. Технический
b. Организационный
c. Экономический
d. Социальный
5. Верно ли утверждение?
"Проекты – уникальные в своем роде четко определенные действия, направленные на получение конкретных результатов в многофункциональном окружении в течение установленного срока и в рамках выделенных ресурсов с привлечением группы людей, обладающих разносторонними навыками и знаниями, работающих под специальным руководством."
a. Нет
b. Верно, но не всегда
c. Да
6. Цель проекта это
a. определение рисковых событий в проекте, вероятности их свершения и ущерба от их воздействия на проект
b. соответствие характеристик проекта и его продукции установленным стандартам качества
c. желаемый результат деятельности, достигаемый в пределах установленного интервала времени
d. центральное звено, как в подготовке, так и в оценке проекта, а также в построении соответствующей маркетинговой стратегии
7. Проект по требованиям к качеству и способам его обеспечения бывает
a. Простой, технически сложный, комплексно сложный
b. Малый, средний, мегапроект
c. Бездефектный, модульный, стандартный
8. Про какой проект идет речь? "... это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем."
a. Мультипроект
b. Мегапроект
c. Монопроект
9. Может ли мегапроект быть международным, государственным, национальным, отраслевым и смешанным?
a. Да
b. Нет
10. Определение проекта согласно PMBoK 5
a. Группа работ/задач, которые необходимо выполнить в заданный период для достижения поставленных целей.
b. Проект – это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата.
c. Уникальный процесс, состоящий из набора взаимоувязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания и предпринятый, чтобы достичь цели соответствии конкретным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам.
d. Что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие.
11. Что может создать проект?
a. улучшение существующей линейки продуктов или услуг
b. услугу или способность предоставлять услугу
c. результат, такой как конечный результат или документ
d. продукт, представляющий собой компонент другого изделия
12. Чем инновационный проект отличается от инвестиционного?
a. вовлечением в реализацию проектов уникальных ресурсов
b. не отличается
c. более высокой степенью неопределенности
d. сроками на выполнение
13. Может ли конечный результат проекта быть неосязаемым?
a. Да
b. Иногда
c. Нет
14. О каком проекте идет речь?
"В американской практике эти проекты имеют капиталовложения: до $10—15 млн.; трудозатраты: до 40—50 тыс. человеко-часов."
a. Мультипроект
b. Малый проект
c. Монопроект
d. Краткосрочный проект
e. Средний проект
15. К видам сложности проекта можно отнести
a. внедрение, улучшение или усовершенствование существующих бизнес-процессов и процедур
b. использование нетрадиционных технологий строительства
c. сложные схемы финансирования
d. высокая степень неопределенности
e. значительное число участников проекта
Ответы:
1. c
2. a
3. a
4. b
5. c
6. c
7. c
8. b
9. a
10. b
11. a,b,c,d
12. a,c
13. a
14. b
15. b,c,e.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Троценко В.В., Федоров В.К., Забудский А.И., Комендантов В.В. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Емельянов А. А Прикладная информатика. Сопоставление математических моделей динамики электрически заряженных газовзвесей для различных концентраций дисперсной компоненты, 2022 год, №1: журнал МФПУ «Синергия», 2006-2019 e.lanbook.com
Л2.2 Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. Информационные технологии: учебник для СПО Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Управление проектами portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office: MS Word, MS Excel,MS PowerPoint,
7-Zip,
AcrobatReader
Стандартное специализированное программное обеспечение в соответствиии с наименованием кабинетов
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
410Н лаборатория информационно-ком-муникационных технологий; лаборатория информационных систем в профессиональной деятельности; лаборатория учебная бухгалтерия; лаборатория информатики; лаборатория систем электронного документооборота; лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория технических средств обучения - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Оценивание результатов освоения дисциплины осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой. Все виды работ, выполненные в срок, оцениваются от 0 до 100 баллов. Работы выполненные позже установленного срока оцениваются от 0 до 50 баллов.

При изучении дисциплины используются следующие виды учебных занятий:

1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данного курса. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по курсу и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д.
Конспекты лекций также входят в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем

2. Практические работы предполагают выполнение предложенных заданий в электронном виде. В каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку.
При подготовке практических занятий следует:
 использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
 изучить лекционный материал по данной теме;
 разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия;
 уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно.

Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Практические работы также входят в балльную оценку по курсу и контролируются преподавателем

3. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
 конспектирование (составление тезисов) лекций;
 выполнение контрольных работ, коллоквиума;
 решение задач;
 работу со справочной и методической литературой;
 защиту выполненных работ;
 участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
 повторение лекционного материала;
 подготовки к лабораторным занятиям;
 изучения учебной и научной литературы;
 решения задач, выданных на практических занятиях;
 подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
 подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя.
Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.

4. Дифферинцируемый зачет по дисциплине выставляется в соответствии с текущим рейтингом на последнем занятии.


При реализации дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, моделирование производственных процессов и ситуаций.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в организации работы в малых группах.