МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Устройство и функционирование информационной системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.04. специальность Информационные системы (по отраслям) (в экономике)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план09_02_04_ИнфСистемы-2020_9кл
Часов по учебному плану 75
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 25
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 30 30 30 30
Сам. работа 25 25 25 25
Итого 75 75 75 75

Программу составил(и):
преподаватель, Шишкин Никита Дмитриевич

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Хорохордина Екатерина Андреевна

Рабочая программа дисциплины
Устройство и функционирование информационной системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ПО ОТРАСЛЯМ) (приказ Минобрнауки России от 14.05.2014 г. № 525)

составлена на основании учебного плана:
Направление 09.02.04 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профильполучаемого профессионального образования: технический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. эконом. наук, доцент,Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Самостоятельно осуществлять поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач
Применять информационных технологий в профессиональной деятельности
Ориентироваться в области применения различных информационных технологий для решения профессиональных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.
ПК 1.3 Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.
ПК 1.4 Участвовать в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации, фиксировать выявленные ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы.
ПК 1.5 Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы.
ПК 1.6 Участвовать в оценке качества и экономической эффективности информационной системы.
ПК 1.9 Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Цели автоматизации организации
Типы организационных структур
Реинжиниринг бизнес-процессов
Требования к проектируемой системе, классификацию информационных систем, структуру информационной системы, понятие жизненного цикла информационной системы
Модели жизненного цикла информационной системы, методы проектирования информационной системы
Технологии проектирования информационной системы, оценку и управление качеством информационной системы
Организацию труда при разработке информационной системы
Оценку необходимых ресурсов для реализации проекта
3.2.Уметь:
3.2.1.Выделять жизненные циклы проектирования информационной системы
Использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы определения стратегии развития бизнес-процессов организации
Использовать и рассчитывать показатели и критерии оценивания информационной системы, осуществлять необходимые измерения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика информационных систем
1.1. Основные понятия: информация, данные, способы сбора и хранения и обработки информации. Понятие ИС. Задачи и функции ИС. Этапы развития ИС. Состав и структура ИС: основные составные части. Лекции 4 3 ПК 1.1, ОК 8, ОК 7, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Практическое занятие № 1 Анализ предметной области Лабораторные 4 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Практическое занятие № 2 Анализ требований Лабораторные 4 2 ПК 1.1, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Задачи и функции ИС. Состав и структура ИС Сам. работа 4 4 ПК 1.1, ОК 8, ОК 7, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Использование ИС в реинжиниринге бизнес-процессов.
2.1. Сущность и принципы реинжиниринга бизнес-процессов. Организационная структура предприятия на основе управления бизнес-процессами. Лекции 4 3 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Практическое занятие № 3 Реинжиниринг бизнес-процессов Лабораторные 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Реинжиниринг бизнес-процессов Сам. работа 4 3 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Жизненный цикл ИС
3.1. Понятие жизненного цикла ИС. Процессы жизненного цикла ИС Лекции 4 3 ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Практическая работа №4 Жизненный цикл ИС Лабораторные 4 2 ПК 1.5, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1
3.3. Практическое занятие № 5 Оценка эффективности функционирования АИС Лабораторные 4 2 ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Жизненный цикл ИС Сам. работа 4 4 ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Основные понятия технологии проектирования информационных систем
4.1. Технологии проектирования Лекции 4 2 ПК 1.9, ПК 1.6, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Практическое занятие № 6 Построение диаграммы Use CASE Лабораторные 4 2 ПК 1.9, ПК 1.6, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Практическое занятие № 7 Построение диаграммы Activity Лабораторные 4 2 ПК 1.9, ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Практическое занятие № 8 Построение диаграммы Class and Object diagrams Лабораторные 4 2 ПК 1.9, ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Практическое занятие № 9 Component diagram Лабораторные 4 2 ПК 1.9, ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.6. Составление сводной таблицы: «CASE-средства создания информационных систем» Сам. работа 4 5 ПК 1.9, ПК 1.6, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Организация труда при разработке ИС и оценка необходимых ресурсов для реализации проекта
5.1. Виды работ при разработке ИС. Методы планирования и выполнения проектных и иных работ. Организационные формы управления проектированием Лекции 4 6 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Практическое занятие № 10 Проектирование интерфейса Лабораторные 4 8 ПК 1.9, ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.3. Проектирование интерфейса Сам. работа 4 6 ПК 1.6, ПК 1.5, ПК 1.4, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Разработка ТЗ
6.1. 6.1 ТЗ по ГОСТ 6.2 ТЗ без ГОСТ Лекции 4 3 ПК 1.6, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.2. Практическое занятие №11 Составление ТЗ на создание ИС Лабораторные 4 2 ПК 1.6, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.3. Текущее тестирование Сам. работа 4 3 ПК 1.6, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.4. Промежуточная аттестация Лабораторные 4 2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3231

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. Упорядоченная совокупность методологий и средств создания или модернизации информационных систем называется... информационных систем
a) проектирование
b) моделирование
c) реализация
d) методы и средства
2. Развитие рассматриваемой системы во времени, начиная от замысла и оканчивая списанием называется ... информационных систем.
3. Сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления называется...
4. Процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов называются...
5. С помощью какой диаграммы нагляднее отобразить следующую информацию:
1. Оператор: осуществление подбора персонала на вакансию (на должность) и подбора вакансий для соискателей; ведение базы данных.
2. Соискатель: получение информации о должностях; предоставление анкетных и прочих данных.
3. Работодатель: предоставление информации о вакансиях, получение информации о потенциальных работниках?
a) use case
b) activity
c) class
d) sequence
e) component
6. Этап жизненного цикла охватывающий следующие действия:
Подготовительную работу
Анализ проблем и запросов на модификацию ПО.
Модификацию ПО.
Проверку и приемку.
Перенос ПО в другую среду.
Снятие ПО с эксплуатации?
A) процесс сопровождения
B) процесс управления конфигурацией
C) процесс документирования
7. Виды модели жизненного цикла:
A) каскадная модель
B) итерационная модель
C) спиральная модель
8. Стандарт ГОСТ существует на выполнение технического задания?
A) ГОСТ 19.201-78
B) ГОСТ Р 7.0.12-2011
C) ГОСТ 7.1-2003
D) ГОСТ 21.501-2011
9. Часть реального мира, которая моделируется информационной системой называется ее...
10. Документ, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления называется ...
Правильные ответы
1 a
2 Жизненный цикл
3 информация
4 информационные технологии
5 a
6 a
7 a
8 a
9 Предметная область
10 техническое задание
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения: предполагающем два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (тест множественного выбора). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=124252

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифференцированный зачёт «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение теста множественного выбора, состоящий из 10 вопросов, студент может получить максимум 100 первичных баллов. В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент вписывает правильный вариант и получает баллы, либо отвечает не правильно и получает 0 баллов. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 40 тестовых задания. На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д. В. Чистов, П. П. Мельников, А. В. Золотарюк, Н. Б. Ничепорук Проектирование информационных систем : учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б.Я. Советов Информационные технологии : учебник для СПО М.: Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
Л2.2 Нетесова О. Ю. Информационные технологии в экономике: учебное пособие для среднего профессионального образования Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Устройство и функционирование информационных систем portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
312Н полигон разработки бизнес-приложений; полигон проектирования информационных систем; лаборатория информационно-коммуникационных систем; лаборатория информационных систем; лаборатория компьютерных сетей; лаборатория «Учебный банк» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютеры (марка: RAMEC с монитором диагональю 21,5") с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
410Н лаборатория информационно-ком-муникационных технологий; лаборатория информационных систем в профессиональной деятельности; лаборатория учебная бухгалтерия; лаборатория информатики; лаборатория систем электронного документооборота; лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория технических средств обучения - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Устройство и функционирование информационной системы» ориентирована на получение специального образования в области информатики, связанной с созданием, внедрением, анализом и сопровождением профессионально-ориентированных информационных систем в конкретной предметной области. Её изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности выпускника:
1. внедрение методов информатики в предметной области;
2. развитие возможностей и адаптация профессионально-ориентированных информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла;
3. оптимизация информационных процессов обработки информации.

При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Лекционные материалы содержатся в конспекте по дисциплине «Устройство и функционирование информационных систем». Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Лабораторные занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады и презентации. Посещаемость лабораторных занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Задания к занятиям содержатся в плане лабораторных занятий. При подготовке к лабораторному занятию следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия для закрепления теоретического материала;
- подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации;
- разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме занятия.
По темам дисциплины в конце обучения проводится тестовый опрос. Тестовые задания включают вопросы типа «да-нет», открытые, альтернативные вопросы. За работу на лабораторном занятии и за написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов.
3. Самостоятельная работа. В самостоятельную работу студентов входит:
- подготовка к семинарскому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы);
- выполнение творческой или практической работы;
- знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам.
4. Зачет по дисциплине «Устройство и функционирование информационных систем». Зачет сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины, включающее 40 вопросов. Зачет проводится в традиционной форме. Билет состоит из 2 теоретических вопросов и 1 практического задания. К промежуточной аттестации допускаются студенты, освоившие на положительную оценку все обязательные виды запланированных учебных заданий.
Для подготовки к зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами. Критерии для получения зачетной оценки см. в ФОС к данной рабочей программе балльной оценки по учебной дисциплине «Устройство и функционирование информационной системы».
При реализации учебной дисциплины «Устройство и функционирование информационной системы» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в создании проектов к практическим занятиям.