МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Экологические основы природопользования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.06. специальность Финансы
Форма обученияОчная
Учебный план38_02_06_Финансы-2022_11кл
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 6
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 6 6 6 6
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
преподаватель, первая к.к., Скрипко Марина Сергеевна

Рецензент(ы):
канд. геогр. наук, Зав. кафедрой природопользования и геоэкологии, Скрипко Вадим Валерьевич

Рабочая программа дисциплины
Экологические основы природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 ФИНАНСЫ (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
Направление 38.02.06 ФИНАНСЫ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
кандидат экономических наук, доцент,Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Повысить уровень экологических знаний и культуры студентов
Изучить основные аспекты природопользования

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ЕН

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Cодействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ПК 3.3. Оценивать эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации, планировать и осуществлять мероприятия по ее повышению;
ПК 4.2. Осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль хозяйственной деятельности объектов финансового контроля;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Особенности взаимодействия общества и природы
Природоресурсный потенциал России
Принципы и методы рационального природопользования
Правовые и социальные вопросы природопользования

3.2.Уметь:
3.2.1.Ориентироваться в наиболее общих проблемах экологии и природопользования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс.
1.1. Введение в дисциплину. Предмет, объект и задачи курса. Лекции 1 2 ПК 4.2., ПК 3.3., ОК 07., ОК 06., ОК 01. Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Взаимодействие человека и природы.
2.1. Понятие "экосистема" и "геосистема". Экологические законы природопользования. Понятие "природопользование". Лекции 1 2 ПК 4.2., ПК 3.3., ОК 07., ОК 06., ОК 01. Л1.2, Л2.1
2.2. Характеристика районов Алтайского края по географическим типам природопользования. Практические 1 2 ПК 4.2., ПК 3.3., ОК 07., ОК 06. Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Ресурсопользование.
3.1. Природные ресурсы и их классификации. Лекции 1 2 ПК 4.2., ПК 3.3., ОК 07., ОК 06., ОК 01. Л1.1, Л2.1
3.2. Характеристика лесного фонда по целевому назначению. Практические 1 2 ПК 4.2., ПК 3.3., ОК 07., ОК 06. Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Воздействие человека на природные системы.
4.1. Сущность воздействия человека на природные системы. Лекции 1 2 ПК 4.2., ПК 3.3., ОК 07., ОК 06. Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Практические 1 4 ПК 4.2., ПК 3.3., ОК 07., ОК 06., ОК 01. Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Охрана окружающей среды.
5.1. Загрязнение окружающей среды. Источники загрязнения окружающей среды. Охрана окружающей среды Лекции 1 2 ПК 4.2., ПК 3.3., ОК 07., ОК 06. Л1.1, Л2.1
5.2. Анализ количества загрязняющих веществ от стационарных источников в Алтайском крае. Практические 1 2 ПК 4.2., ПК 3.3., ОК 07., ОК 06. Л1.2, Л2.1
5.3. Особо охраняемые природные территории Алтайского края. Практические 1 2 ПК 4.2., ПК 3.3., ОК 07., ОК 06. Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Юридические аспекты управления природопользованием.
6.1. Природоохранное законодательство. Мониторинг окружающей среды. Лекции 1 2 ПК 4.2., ПК 3.3., ОК 07., ОК 06. Л1.2, Л2.1
6.2. Ролевая игра "Нарушение экологического законодательства". Тест. Практические 1 4 ПК 4.2., ПК 3.3., ОК 07., ОК 06. Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Подготовка к тестированию Сам. работа 1 6 ПК 4.2., ПК 3.3., ОК 07., ОК 06. Л1.1
6.4. Промежуточная аттестация. Зачет. Практические 1 2 ПК 4.2., ПК 3.3., ОК 07., ОК 06. Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, устные опросы, творческие задания, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5230

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины.

Тестовые задания:
1. Систематическое наблюдение за состоянием земельного фонда для своевременного выявления динамики и устранения негативных процессов называется:
а) мелиорацией
б) мониторингом
в) исследованием
2. Деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также производится сбор, использование, обезвреживание, транспортировка и размещение отходов, называется:
а) циклом отходонакопления
б) обращением с отходами
в) отходным производством
3. Специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов, называется:
а) резервацией
б) базой складирования
в) объектом размещения
4. К техническим методам обращения с отходами относится:
а) транспортировка
б) хранение
в) переработка
5. Различные изменения в условиях жизни и хозяйственной деятельности населения, происходящие под влиянием измененной человеком среды, носят название:
а) деструкции ландшафта
б) последствий природопользования
в) деградации природной среды
6. Сфера общественно-производственной деятельности, направленная на удовлетворение потребностей настоящих и будущих поколений в качестве и разнообразии окружающей природной среды, на улучшение и использование природных ресурсов:
а) Обществоведение
б) Автоматизация
в) Природопользование
7. Человек с помощью науки и техники сумеет найти новые … и увеличить продуктивность тех, которые он уже эксплуатирует:
а) возможности
б) ресурсы
в) аппараты
8. Уничтожение лесов на планете привело к опустыниванию территорий и развитию:
а) эрозии
б) аккумуляции
в) эвтрофикации
9. Сжигание какого мусора приносит наименьший урон чистоте воздуха?
а)Синтетической ткани и поролона
б)Резины и рубероида
в)Древесины и остатков еды
г)Линолеума и клеенки
10. К какому типу загрязнений окружающей среды относится экспансия растения борщевика на территории России?
а)Минеральное загрязнение
б)Радиационное загрязнение
в)Биологическое загрязнение
г)Химическое загрязнение
11. Территория со всеми находящимися в ее пределах природными объектами, полностью изъятая из хозяйственной деятельности человека
а)заказник
б)заповедник
в)национальный парк
г)памятнок природы
12. Элементы природы, необходимые человеку для его жизнеобеспечения вовлекаемые им в материальное производство, называются …
а)природными ресурсами
б)природными условиями
в)природной средой
г)предметами потребления
13. Физическими загрязнителями окружающей среды являются:
а)шум
б)пестициды
в)углекислый газ
г)микробы
14. Имеют ли граждане право принимать участие в митингах, демонстрациях, сборе подписей по вопросам охраны окружающей среды?
а)не имеют
б)имеют
15. Закон «Об охране окружающей среды» был принят в:
а)1991
б)1995
в)2002
г)2020
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5230

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. Всего в банке тестовых заданий 40 тестовых задания. На выполнение теста отводится 20 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хван, Т. А. Экологические основы природопользования : учебник для СПО Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Л. М. Кузнецов, А. Ю. Шмыков Экологические основы природопользования : учебник для СПО Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Корытный Л.М., Потапова Е.В. Экологические основы природопользования: Учебник для СПО Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Экологические основы природопользования (ДОУ, БД, ЭБУ; Скрипко М.С.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Н кабинет экологических основ природопользования; кабинет экономики природопользования; кабинет природопользования; кабинет экологии и охраны окружающей среды – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; маркерная доска
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекциям для обучающихся по освоению дисциплины Экологические основы природопользования:
Каждое лекционное занятие студенту необходимо вести конспектирование учебного материала. Рекомендуется оставлять поля для дополнительных записей, которые могут быть заполнены в процессе самостоятельной работы по теме лекции. В случае непонимания отдельных положений в лекции, необходимо сформулировать вопрос и задать его лектору. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Наиболее важные моменты, на которые указывает лектор, рекомендуется помечать значком, отметкой «важно» и тп. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть.

Методические указания к практическим занятиям и семинарам для обучающихся по освоению дисциплины Экологические основы природопользования:
На первом этапе студент обязан ознакомиться с планом практической работы (семинара) и уяснить предлагаемое задание. Второй этап подразумевает под собой непосредственное выполнение задания. Студенту необходимо составить план работы. Далее изучить список, рекомендованный литературы, не только обязательный, но и дополнительный. В случае затруднения выполнения задания, студенту необходимо обратиться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. Практическое задание и подготовка семинарских тем должны быть выполнены всеми участниками занятия.

Методические указания к самостоятельной работе для обучающихся по освоению дисциплины Экологические основы природопользования:
Самостоятельная работа студентов включает в себя: изучение конспектов лекций с дополнением их материалами, выбранными в рекомендованных литературных источниках, подготовка к практическим занятиям и практическим занятиям, проходящих в форме семинара.

При реализации учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: ролевая игра.