МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конституционное право России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2022_9кл
Часов по учебному плану 96
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 32
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 32 32 32 32
Итого 96 96 96 96

Программу составил(и):
преподаватель, Матрохина Екатерина Алексеевна

Рецензент(ы):
преподаватель, Соколов Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Конституционное право России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о происхождении и особенностях Конституции в Российской Федерации, конситуционно-правовом регулировании.
Получение знаний норм и основ Конституцинного права РФ.
Формирование необходимых компетенций для осуществления правоприменительной деятельности в органах государственной власти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 10 Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.4 Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства, местного самоуправления в Российской Федерации.
3.2.Уметь:
3.2.1.реализовывать в профессиональной деятельности нормы конституционного и административного права.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конституционное право Российской Федерации как отрасль права
1.1. Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации в системе права России. Место конституционного права в системе российского права. Лекции 4 4 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Устный опрос на тему "Место конституционного права в системе российского права. Общая характеристика конституционно-правовых отношений: понятие, содержание, субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения." Практические 4 2 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Конституционное право Российской Федерации как наука и учебная дисциплина
2.1. Наука конституционного права: понятие, предмет, функции, место в системе правовых наук, источники, задачи на современном этапе. Методология науки конституционного права. Лекции 4 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Подготовка и выступление с докладами по теме: "Понятие и исторические этапы развития науки конституционного права России" Практические 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1
2.3. Контрольная работа на тему "Понятие и исторические этапы развития науки конституционного права России" Практические 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Подготовка к контрольной работе по теме "Понятие и исторические этапы развития науки конституционного права России" Сам. работа 4 6 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Теоретические основы конституционализма
3.1. Возникновение и развитие учения о конституции. Конституция как основной закон государства, ее место в правовой системе современного государства. Лекции 4 2 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Устный опрос по теме: Определение понятия конституции. Сущность конституции. Виды конституций. Конституция в федеративном государстве. Практические 4 2 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Конституция Российской Федерации
4.1. Конституционное развитие России. Конституция Российской Федерации 1993 г.: общая характеристика. Структура Конституции Российской Федерации. Лекции 4 4 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Тест по темам "Соответствие свойств Конституции Российской Федерации свойствам демократической конституции (особый субъект, устанавливающий конституцию, учредительный характер конституции, особый объект конституционного регулирования, юридические свойства Конституции Российской Федерации)." Практические 4 4 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Подготовка к тесту по теме "Соответствие свойств Конституции Российской Федерации свойствам демократической конституции". Сам. работа 4 6 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Основы конституционного строя –Российской Федерации
5.1. Лекция-беседа на тему "Конституционные основы общественного и государственного строя Понятие конституционного строя как способа организации государства, совокупности гарантий подчинения государства конституции". Лекции 4 4 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Самостоятельная работа по теме " Основы конституционного строя Российской Федерации" Практические 4 2 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Основы правового положения граждан как правовой институт
6.1. Основы правового положения граждан: понятие, его элементы. Конституционный статус человека и гражданина. Лекции 4 2 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Работа в малых группах на тему "Принципы правового статуса личности, концепции правового статуса личности и их развитие в конституционном законодательстве России." Практические 4 4 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Подготовка к работе в малых группах на тему "Принципы правового статуса личности, концепции правового статуса личности и их развитие в конституционном законодательстве" Сам. работа 4 6 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Гражданство –Российской Федерации. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев
7.1. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы гражданства, основания приобретения и прекращения Лекции 4 4 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.2. Тест по темам "Порядок решения вопросов российского гражданства, нормативно-правовое регулирование. развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации." Практические 4 2 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
8.1. Понятие и принципы конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Лекции 4 4 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
8.2. Контрольная работа по теме: Конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализация и защита. классификация прав и свобод человека и гражданина согласно международным договорам, Конституции Российской Федерации и доктрине конституционного права Практические 4 2 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
8.3. Подготовка к контрольной работе по теме: Конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализация и защита. классификация прав и свобод человека и гражданина согласно международным договорам, Конституции Российской Федерации и доктрине конституционного права Сам. работа 4 6 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Теоретические вопросы государственного устройства Российской Федерации
9.1. Формы правления и формы государственного устройства: понятие, содержание. унитарное государство. Лекции 4 4 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
9.2. Решение задач по теме "Федеративное государство. конфедерация. Государственный суверенитет." Практические 4 2 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
9.3. Составление опорного конспекта по теме "Понятие и признаки. концепции государственного суверенитета в федеративном государстве." Сам. работа 4 8 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 10. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
10.1. Постановление и развитие Российской Федерации. Содержание и правовое закрепление российского федерализма. Общая характеристика современного российского федерализма. Лекции 4 4 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
10.2. Устный опрос по проблемным вопросам темы: " Конституционно-правовой статус Российской Федерации" Практические 4 2 ПК 1.1, ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
10.3. Контрольная работа по теме "Принципы российского федерализма. Конституционно-правовой статус Российской Федерации" Практические 4 2 ОК 13, ОК 10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=4204.

Примеры контрольных вопросов и заданий для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1 Предметом отрасли конституционного права являются:

А) общественные отношения;
Б) общественные связи;
В) деятельность законодательных органов государственной власти;
Д) деятельность исполнительных органов государственной власти.

2 Под понятием «метод» в отрасли права понимается:

А) способ принятия норм права;
Б) способ воздействия на регулируемые общественные отношения;
В) способ научного исследования;
В) способ применения санкций норм права.

3 Сколько всего насчитывает история отечественных конституций?

А) три Конституции;
Б) одна Конституция;
В) четыре Конституции;
Г) пять Конституций.

4 «Сталинской» называлась:

А) первая Российская Конституция;
Б) вторая Российская Конституция;
Г) третья Российская Конституция;
Д) четвертая Российская Конституция.

5 «Жесткой» называется конституция:

А) устанавливающая жесткие меры уголовного преследования;
Б) устанавливающая тоталитарную форму правления;
В) имеющая сокращенную структуру статей;
Г) принимаемая способом, отличающимся от порядка принятия федеральных законов.

6 Источником права называется:

А) форма выражения права;
Б) Конституция государства;
В) совокупность всех норм права государства;
Г) вся совокупность федеральных законов.

7 Форма правления России в соответствии с Конституцией 1993 года:

А) демократическая;
Б) президентская;
В) республиканская;
Г) парламентская.

8 Референдум проводится по инициативе:
А) 1 млн. граждан Российской Федерации;
Б) 500 000 граждан Российской Федерации;
В) 1,5 млн. граждан Российской Федерации;
Г) 2 млн. граждан Российской Федерации.

9 Российская Федерация является федерацией:

А) асимметричной;
Б) симметричной;
В) десеммитричной;
Г) бисеммитричной.

10 Активное избирательное право это:

А) право избирать;
Б) право быть избранным;
В) право избирать и быть избранным;
Г) право агитировать за кандидатов.

11 Президент Российской Федерации избирается сроком:

А) на шесть лет;
Б) на три года
В) на четыре года;
Г) на пять лет.

12 Конституционный суд Российской Федерации состоит из:

А) 20 судей:
Б) 21 судьи;
В) 19 судей;
Г) 11 судей.

13 Политическая партия это:

А) общественное объединение в форме движения;
Б) независимый орган общественного самоуправления;
В) общественное объединение в форме организации;
Г) руководящий политический орган общественного объединения.

14 Гражданин Российской Федерации может быть лишен гражданства:

А) за совершение тяжких уголовных преступлений;
Б) за государственную измену;
В) не может быть лишен гражданства;
Г) в случае принятия гражданства другого государства.

15 Какая из палат Федерального Собрания Российской Федерации может быть распущена?

А) никакая
Б) Совет Федерации
В) Государственная Дума
Г) Обе

Ключ:
1. а
2. б
3. г
4. г
5. г
6. а
7. в
8. г
9. а
10. а
11. а
12. г
13. в
14. в
15. в

Критерии оценивания:

Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Человек, его права и свободы являются ___________________ ценностью.

2. Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового ___________________________________.

3. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное ____________________________государство с республиканской формой правления.

4. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, ____________________________ действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

5. Носителем ____________________________ и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

6. Не допускается экономическая деятельность, направленная на ___________________________ и недобросовестную конкуренцию.

7. В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ предусматривает, что ограничение некоторых, наиболее важных из них, допускается только на основании _____________________________ _______________ и с соблюдением дополнительной гарантии – по решению суда.

8. Статья 30 Конституции РФ закрепляет свободу деятельности общественных объединений. Означает ли это возможность создания любого общественного объединения?

__________________________________________________________________________________________________

9. Статья 90 Конституции РФ предусматривает два вида правовых актов, издаваемых Президентом РФ. Назовите эти виды.

_________________________ и ___________________________

10. Какая из палат российского парламента является верхней?

__________________________________ ______________________________

11. Какой метод преобладает в конституционно-правовом регулировании?

________________________________________________________

12. Приведите примеры нетипичных по конструкции норм конституционного права:

а) _____________________________________________________________________________________
б) _____________________________________________________________________________________
в) _____________________________________________________________________________________

13. В соответствии с конституционными поправками 2020 года, общее руководство исполнительной властью в Российской Федерации осуществляет ___________________________________________________?

14. К 1 января 2023 года полностью упразднены __________________________________________________________________ суды субъектов Российской Федерации ?

15. Поправки к какой статье Конституции РФ вносятся в т. н. "упрощенном" порядке?
_________________________________________________________________________________________

16. Является ли прецедент общепризнанным источником российского права?
__________________________________________________________________________________________

17. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого ________________________________________, через выборные и другие органы местного самоуправления.

18. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены ____________________________________ ___________________________.

19. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается ___________________________________ ____________________________.

20. День всенародного голосования ____ ___________________________ 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.

Ключ:

1. высшей.
2. многообразия.
3. правовое.
4. прямое.
5. суверенитета.
6. монополизацию.
7. федерального закона.
8. НЕТ.
9. Указы и Распоряжения.
10. Федеральное Собрание.
11. императивный.
12. нормы-цели / нормы-принципы/ нормы-задачи.
13. Президент.
14. Конституционные (уставные).
15. 65 или закрепляющей состав Российской Федерации.
16. НЕТ.
17. волеизъявления.
18. Федеральным Собранием.
19. Конституционное Собрание.
20. 12 декабря.

Критерии оценки открытых вопросов:

Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Особенности предмета и метода отрасли конституционного права.
2.Решения органов конституционного контроля как источники конституционного права.
3.Международные договора, общепризнанные принципы и нормы международного права как источники конституционного права.
4.Регламенты палат парламента в системе источников конституционного права.
5.Уставы субъектов РФи муниципальных образований: понятие, юридическая природа, разработка и вступление в силу.
6.Современные представления о сущности и содержании конституции и Конституция 1993 года.
7. Разработка и принятие Конституции 1993 года.Возможные пути развития.
8. Особенности принятия, внесения изменений, пересмотра основного закона на примере Конституции РФ 1993 года.
9. Правовая охрана конституции.
10.Конституционно-правовая ответственность. Особенности и механизмы реализации.
11. Конституционализм как идея. Понятие, содержание, практика.
12. Российская Федерация – демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления в сравнении с европейскими (классическими) демократиями.
13. Конституционный принцип политического многообразия и многопартийности в контексте современного развития российского законодательства о политических партиях.
14. Россия как светское государство. Правовые основы взаимодействия российского государства с ведущими конфессиями.
15. Классификации прав и свобод человека и гражданина.
16. Гражданство РФ как конституционно-правовой институт (понятие, принципы, соответствие международным документам и практике, порядок приобретения и прекращения).
17. Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан. Двойное гражданство.
18. Конституция РФ и международные стандарты в области прав человека.
19. Особенности закрепления прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ 1993 года.
20. Особенности личных прав и свобод и их закрепление в конституции.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам.

В билет входит 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:

1. Понятие, предмет и метод конституционного права.
2. Система конституционного права.
3. Источники конституционного права.
4. Понятие и виды конституций.
5. Юридические свойства и структура Конституции РФ.
6. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
7. Понятие и принципы основ конституционного строя РФ.
8. Политические основы конституционного строя РФ.
9. Экономическая основа конституционного строя РФ.
10. Социальная основа конституционного строя РФ.
11. Понятие и принципы российского гражданства.
12. Способы приобретения и прекращения гражданства РФ.
13. Понятие и структура правового статуса личности.
14. Личные (гражданские) права и свободы.
15. Политические права и свободы.
16. Социальные, экономические и культурные права и свободы.
17. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
18. Конституционные обязанности граждан.
19. Понятие и принципы национально-государственного устройства РФ.
20. Российская Федерация как федеративное государство. Субъекты РФ.
21. Разграничение компетенции между РФ и её субъектами.
22. Понятие, источники и принципы избирательного права РФ.
23. Избирательный процесс в РФ.
24. Система органов государственной власти РФ.
25. Правовой статус Президента РФ.
26. Компетенция Президента РФ.
27. Прекращение полномочий Президента РФ.
28. Правовой статус и структура Федерального Собрания РФ.
29. Порядок формирования и полномочия Совета Федерации РФ.
30. Порядок формирования и полномочия Государственной Думы РФ.
31. Стадии законодательного процесса в РФ.
32. Правовой статус депутата.
33. Правовой статус Правительства РФ.
34. Полномочия Правительства РФ.
35. Система федеральных органов исполнительной власти.
36. Государственные органы власти субъектов РФ.
37. Понятие и структура судебной системы РФ.
38. Конституционный Суд РФ: состав, компетенция.
39. Понятие, правовой статус и основы местного самоуправления.
40. Система и полномочия местного самоуправления.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:

1. Керимов прибыл из Азербайджана к родственникам в Москву. Он устроился на работу, снял квартиру и перевез семью. При проверке документов участковым милиционером выяснилось, что семья живет в Москве без регистрации. Был составлен протокол о правонарушении. «Но я ведь честно работаю и ничего незаконного не совершаю!» — убеждал участкового Керимов. Оцените ситуацию с точки зрения закона.
2. Петров написал книгу, и через некоторое время она была из¬дана. Он получил гонорар. Однако затем знающие люди ему сказали, что все авторы по закону имеют право на 20-процентную налоговую льготу. В издательстве утверждали, что гонорар был рассчитан правильно. Петров пришел в налоговую инспекцию, с тем чтобы выяснить, имеет ли он право на налоговую льготу. Налоговый инспектор, кивнув на большую очередь людей с бумагами в руках, заявила, что она консультаций не дает, и посоветовала Петрову обратиться в юридическую консультацию. Оцените данную ситуацию.
3. Комарова похоронила мужа, умершего от опухоли головного мозга. Врач, наблюдавший больного, в разговоре высказал мне¬ние, что причиной заболевания могла быть плохая экология (семья Комаровой всю жизнь проживала в центре города, где практически не было зелени и всегда было очень интенсивное автомобильное движение). Желая прояснить ситуацию с экологической обстановкой, Комарова обратилась с запросом к местным властям. «Данные об экологической обстановке являются секретными», — ответил ей чиновник.
Прав ли чиновник? Ваши действия в этой ситуации.
4. Валетов после окончания школы поступал в институт, но не прошел по конкурсу. С октября он стал посещать 10-месячные подготовительные курсы в этом институте, чтобы в следующем году наверняка стать студентом. В феврале ему исполнилось 18 лет, а в мае он получил повестку из военкомата с требованием явиться на призывной пункт.
Должен ли Валетов быть призван на военную службу? Имеет ли он право на отсрочку?
5. В Федеральном законе №131 – ФЗ установлено, что правовые акты органов местного самоуправления подлежат официальному опубликованию (обнародованию). В муниципальном образовании Петровский район нет своего печатного СМИ.
Каким образом органы местного самоуправления Петровского района могут осуществлять указанную выше норму законодательства?
6.На территории сельского поселения Романовское имеются свои организации коммунального комплекса. Представительный орган Романовского сельсовета самостоятельно утвердил тарифы на отопление. Глава администрации муниципального района расценил это как превышение полномочий представительного органа сельского поселения и отменил его как незаконное.
Оцените эту ситуацию и аргументируйте свою позицию.
7.В комитет по труду обратился гражданин Н. с жалобой следующего содержания: его сын, учащийся общеобразовательной школы (14 лет), был принят на работу в полное товарищество «Мегус» приемщиком заказов – диспетчером. Через неделю после начала работы отец пришел на предприятие и потребовал уволить сына как несовершеннолетнего. После разговора с ним руководитель полного товарищества «Мегус» вызвал к себе Н. и объяснил ему, что, так как обо всем узнали его родители, он не может нарушать трудовое законодательство, оставив его на работе и выплачивать ему заработную плату.
Обладает ли Н. трудовой правосубъектностью? Правомерен ли был прием его на работу? Имеет ли право руководитель предприятия отказать ему в продолжении работы и в выплате заработной платы? Подготовьте ответ на жалобу.
8.Находясь в командировке, Сидоров решил остановиться в местной гостинице. Администратор гостиницы отказал Сидорову в заселении, сославшись на значительную загруженность гостиницы из-за проведения шахматного турнира в их городе. Кроме того, действующими правилами предоставления гостиничных услуг установлена возможность приоритетного заселения гостиниц отдельными категориями граждан. В частности, гостиницей заключен договор с местной администрацией о первоочередном заселении лиц, прибывших в город по приглашению администрации. Сидоров категорически не согласился с мнением администратора гостиницы, полагая, что гостиница обязана поселить его при наличии свободных номеров. Поскольку другая гостиница в городе отсутствовала, Сидоров направился для обжалования действий администратора гостиницы в прокуратуру.
Какое разъяснение должно быть дано Сидорову в прокуратуре?
9.Администрация муниципального района несколько раз вносила проект бюджета на рассмотрение сессии представительного органа муниципального образования, но на 1 января бюджет не был принят.
Оцените с точки зрения законодательства последствия непринятия бюджета. Определите меры, необходимые для принятия бюджета.
10.Президент РФ, Алтайский государственный университет, Следственный комитет при прокуратуре РФ, Управление Пенсионного фонда РФ по АК, Федеральная служба судебных приставов, Алтайское краевое законодательное собрание, Министерство образования и науки РФ, Арбитражный суд Алтайского края, прокуратура Октябрьского района города Барнаула.
Какие из перечисленных субъектов относятся к органам государственной власти? Ответ аргументируйте
11. Гражданин Франции Пьер Морель утратил российское гражданство в связи с усыновлением в возрасте трех лет.
Может ли он приобрести российское гражданство и на каком основании? Куда и с какими документами он должен обратиться? Решите правовую ситуацию со ссылкой на действующее законодательство
12. В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ предусматривает, что ограничение некоторых, наиболее важных из них, допускается только на основании федерального закона и с соблюдением дополнительной гарантии – по решению суда.

Перечислите не менее 7 таких прав. При ответе сошлитесь на статьи Конституции РФ
13. Во время выборов Президента РФ в участковой избирательной комиссии гражданка Иванова проголосовала за себя и своего мужа, который находился в командировке.
Какое нарушение избирательного права было допущено? При ответе сошлитесь на действующее законодательство.
14. Статья 90 Конституции РФ предусматривает два вида правовых актов, издаваемых Президентом РФ.

Назовите эти виды и объясните, чем они отличаются друг от друга и как соотносятся с актами Правительства РФ? Ответ аргументируйте

15. Депутат Алтайского Краевого Законодательного Собрания от партии «Е» Иванов пообещал своим избирателям поставить вопрос в парламенте об асфальтировании дороги по ул. Челюскинцев. Однако он не сдержал свое слово. Поэтому пенсионер К. решил возбудить процедуру отзыва депутата Иванова. Эту инициативу поддерживают еще 58 соседей пенсионера К..

Возможна ли в данной ситуации процедура отзыва депутата?

16. Гражданин Смирнов, которого уволили за совершение прогула по ст.81 п.6 п.п. а Трудового кодекса РФ, считая, что его уволили незаконно, решил обратиться с жалобой в Конституционный суд РФ.

Будет ли рассмотрена его жалоба? Какое решение должен вынести Конституционный суд РФ? Ответ аргументируйте, ссылаясь на действующее законодательство
17. Используя действующее законодательство, назовите 5 федеральных органов исполнительной власти, подведомственных непосредственно Президенту РФ и 5 федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства.
Можно ли назвать Президента РФ главой исполнительной власти РФ?
18. В основу работы Федерального собрания РФ положен принцип разделения палат на верхнюю и нижнюю. Объясните содержание этого принципа. Означает ли он подчинение Государственной Думы Совету Федерации.

Опираясь на статьи Конституции РФ, аргументируйте свой ответ

19. В 1988 году гражданка СССР И Владимирова выехала на постоянное место жительства в Израиль. Там она вышла замуж за американского гражданина, переехала в США и получила американское гражданство. Её мать живет в Санкт-Петербурге и является гражданкой РФ.

Имеет ли право Владимирова на российское гражданство? Если да, то в каком порядке она может его получить? При ответе сошлитесь на действующее законодательство

20. Может ли быть избран Президентом Российской Федерации гражданин РФ, которому предъявлено обвинение в совершении уголовного преступления?

Ответ аргументируйте, ссылаясь на действующее законодательство.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы,
незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения
Приложение 1.   Контроль.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нудненко Л.А. Конституционное право: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Нудненко Л. А. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО. ПРАКТИКУМ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Некрасов С.И. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 7-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Курс в Moodle "Конституционное право" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
403Н кабинет теории государства и права; кабинет конституционного и административного права; кабинет гражданского, семейного права и гражданского процесса – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Конституционное право" используются активные и интерактивные формы проведения занятий:
1. Лекции, лекции-беседы, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Лекционные материалы содержатся в слайд-конспекте по дисциплине
«Конституционное право». Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Практические занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам
изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады и эссе, работа в малых группах. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Задания к семинарским занятиям содержатся в Плане семинарских занятий. При подготовке к семинару следует:
Использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
Подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации;
Разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме семинарского занятия.
По темам дисциплины в конце обучения проводится тестовый опрос. Тестовые задания включают вопросы типа «да-нет», открытые, альтернативные вопросы. За работу на семинаре и за написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов.
3. Самостоятельная работа. В самостоятельную работу студентов входит:
Подготовка к семинарскому занятию (освоение теоретического материала, подготовка
самостоятельных работ, проблемные вопросы);
Выполнение творческой работы;
Анализ первоисточника;
Знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам.
4. Работа с контрольно-измерительными материалами. Предложены варианты эссе и приведены критерии оценки и требования к написанию данного вида работы.
5. Экзамен по дисциплине «Конституционное право».
Экзамен сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины, включающее 60 вопросов.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и семинарских занятий, выполненными самостоятельными работами.