МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Литература

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2020_9кл
Часов по учебному плану 185
в том числе:
аудиторные занятия 117
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 26 26 22 22 48 48
Практические 40 40 29 29 69 69
Сам. работа 34 34 34 28 68 62
Итого 100 100 85 79 185 179

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Ляпина Ольга Николаевна;преподаватель, первая категория, Антипова Виктория Сергеевна;преподаватель, Костюк Анастасия Сергеевна

Рецензент(ы):
преподаваетль, высшая категория, Алексеева Наталья Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Литература

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономиечский
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.05.2020 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представления о литературе как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия отечественной литературы
Развитие и совершенствование интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе простых наблюдений и исследований, анализа, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков
Освоение знаний о современном состоянии и развитии русской литературы; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими влияние на развитие отечественной и мировой культуры
Овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемых из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы
Применение полученных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни в качестве социального опыта; повышение уровня общей культуры

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Образную природу словесного искусства
Содержание изученных литературных произведений
Основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХIХ-XX века
Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
Основные теоретико-литературные понятия; связь языка и истории, культуры русского и других народов
3.2.Уметь:
3.2.1.Оценивать произведения русской литературы с точки зрения их национальной, культурной, общечеловеческой значимости; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы
Проводить анализ художественного произведения и его эпизода в аспекте проблематики, рода, жанра и стиля
Использовать основные виды читательской деятельности в зависимости от задач литературного развития
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения
Применять приобретенные знания и умения в практике учебной читательской деятельности и общекультурного общения, в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в литературу второй половины XIX века
1.1. Русская литература второй половины XIX века. Общая характеристика. Развитие журнально-издательского дела Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 2. Проза и драматургия второй половины XIX века
2.1. Жизнь и творчество А.Н. Островского. Создание русского национального театра. Вклад драматурга А.Н. Островского в русскую культуру Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.2. Рассмотрение идейно-художественного своеобразия драмы «Гроза» А.Н. Островского. Знакомство с «афишей», характеристика основных персонажей Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.3. Характеристика мира города Калинова и группировки действующих лиц. Осмысление характера конфликта. «Жестокие нравы» купеческой среды Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.4. Осмысление трагической судьбы Катерины: мотив искушения, своеволия и свободы, символика названия. Нравственные идеалы автора в пьесе Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.5. Изучение материалов лекции. Работа в группах: подбор цитат для характеристики героев Сам. работа 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.6. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»- отражение общественно-политической жизни России 60-х годов XIX века. Художественные особенности романа. Символика названия Лекции 1 4 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.7. Знакомство с исторей создания, проблематикой и основными сюжетными линиями романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Характеристика главных действующих лиц Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.8. Анализ идейного поединка в романе: нигилизм Базарова и аристократизм П.Кирсанова. Выявление роли дуэли как кульминации конфликта. Авторская позиция в произведении Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.9. Выполнение творческого задания "Любовь в жизни героев". Женские образы в романе (Одинцова, княгиня Р, Фенечка, Катя). Чем «вечные истины» отличаются от прописных?" Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.10. Подбор материала к составлению кластера "Испытание любовью в романе Тургенева И.С. "Отцы и дети". Составление таблицы с сопоставительной характеристикой героев Сам. работа 1 4 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.11. Творчество И.А. Гончарова. Замысел, идея и своеобразие сюжета романа И.А. Гончарова «Обломов» Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.12. Знакомство с историей создания, проблематикой романа И.А. Гончарова «Обломов». Анализ способов создания характеров главных героев Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.13. Выполнение творческо-аналитического задания «Что такое «обломовщина»? (сон героя об Обломовке как причина формирования характера). Создание цитатной таблицы: Обломов и Штольц- герои-антиподы и нравственные идеалы автора Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.14. Любовное испытание в жизни героев. Женские образы в романе: мать Обломова, Ольга, Агафья Пшеницына Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
2.15. Работа с материалами лекции. Создание характеристики героя по плану Сам. работа 1 4 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века
3.1. Поэзия второй половины XIX века: эстетические группы, особенности стихосложения Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.2. Жизнь и творческая судьба Н.А. Некрасова.Обзор основных тем поэзии. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» Мотив странничества: «счастливые» ходоки за народной долей Лекции 1 4 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.3. Осознание трудной судьбы женщины в лирике Н. Некрасова Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.4. Осмысление собирательного образа русского народа. История замысла, образы крестьян и авторский идеал счастливого человека в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Практические 1 4 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.5. Работа с материалами лекции, подготовка к выразительному чтению и разработка проекта творческой мелодекламации. Сам. работа 1 4 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.6. Формирование противоборствующих направлений в поэзии: демократическое и «чистое искусство». Индивидуальность творческой манеры авторов (Ф. Тютчев, А. Фет) Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.7. Знакомство с Философской и любовной лирикой Ф.И. Тютчева. Символы природы, космоса и человека в поэтическом мире автора Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.8. Знакомство с основными темами лирики А.А. Фета. Поэзия как выражение идеала и красоты. Природа, любовь и музыка в поэзии А. Фета Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
3.9. Подготовка к чтению наизусть и разработка проекта творческой мелодекламации. Подготовка к тестированию по поэзии Сам. работа 1 4 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 4. Психологизм русского национального характера в произведениях Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского
4.1. Концепция народного характера. Тема странничества и драмы талантливого человека в повести «Очарованный странник» Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
4.2. Рассмотрение особенностей сюжета, понимание образа дороги как воплощения духовного пути личности (смысл странничества)в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
4.3. Подбор цитат для составления «карты странствий» Сам. работа 1 4 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
4.4. Сатира и гротеск в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста». Анализ сказок «Как один мужик…», «Дикий помещик». Особенности языка и стиля сборника Лекции 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
4.5. Знакомство со сборником «Сказки для детей изрядного возраста». Анализ сказок "Как один мужик...", "Дикий помещик", "Премудрый пискарь" Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
4.6. Анализ сказок по плану. Наблюдение за языком и стилем Сам. работа 1 4 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
4.7. Роман «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. Проблематика, жанр, характер реализма и психологизм романа Достоевского. Нравственность, христианство и красота как основа авторского миропонимания Лекции 1 4 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
4.8. Знакомство с особенностями конфликта в романе «Преступление и наказание». Анализ приемов характеристики Родиона Раскольникова, истоков замысла и воплощение преступления. Образ Петербурга в романе Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
4.9. Анализ теории «сильной личности» и причин ее поражения в романе. Работа в группах: характеристика двойников Раскольникова (психологизм изображения действующих лиц) Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
4.10. Осмысление жертвенности и правды Сони Мармеладовой. Понимание принципа страдания и очищения как авторских идеалов в романе Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
4.11. Создание сопоставительной таблицы по теме "Двойники Раскольникова" Сам. работа 1 4 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
4.12. Подготовка к дифференцированному зачету Сам. работа 1 4 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
4.13. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет Практические 1 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 5. Литература конца XIX - начала XX века
5.1. «Великий старец русской литературы». Идея, замысел, проблематика, основные сюжетные линии и принципы изображения героев романа "Война и мир" Л.Н. Толстого. Особенности жанра эпопеи Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
5.2. Знакомство с романом-эпопеей, системой образов и приемами их создания. «Высший свет» в романе Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
5.3. Понимание "мысли семейной" в романе: семейные ценности Ростовых, Болконских, Курагиных Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
5.4. Анализ военных страниц романа: авторский взгляд на войну, изображение Кутузова и Наполеона Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
5.5. Рассмотрение «Диалектики души» как принцип создания образов героев. Эпилог романа и Толстовский взгляд на человека и историю Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
5.6. Творческое задание по созданию и заполнению диаграммы "Диалектика души" Сам. работа 2 6 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
5.7. Особенности художественной манеры А.П. Чехова - прозаика. Принципы "новой драмы" в пьесе Чехова «Вишневый сад». Характер конфликта, символы времени и эпохи. Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
5.8. Анализ рассказа А.П. Чехова "Ионыч", причины нравственной деградации русского интеллигента. Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
5.9. Подготовка к устному опросу Сам. работа 2 4 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
5.10. Философское начало и психология любви в прозе И. Бунина Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
5.11. Неуловимое прикосновение любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник». Выделение приемов создания образов героев. Характеристика особенностей первой любви в рассказе И.А. Бунина "Легкое дыхание" Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
5.12. Подготовка к устному опросу Сам. работа 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
5.13. Характеристика творчества А.И. Куприна. Основные темы, особенность стиля, гуманистическая направленность творчества Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
5.14. Анализ красоты и трагедийности любви в повести А. Куприна «Гранатовый браслет» Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
5.15. Подготовка к устному опросу Сам. работа 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 6. Поэзия «серебряного века»
6.1. Характеристика основных поэтических направлений: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Манифесты и яркие представители поэтических течений Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
6.2. Творчество А. Блока и В. Маяковского. Образы Родины и времени. Особенности изображения лирического героя Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
6.3. Тема родины и революции в поэме "Двенадцать" Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
6.4. Анализ стихотворения В. Маяковского "Послушайте". Голос автора и времени в стихотворениях Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
6.5. Подготовка к выразительному чтению и разработка пректа творческой мелодекламации Сам. работа 2 4 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
6.6. Тема любви и родины в поэзии С. Есенина Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
6.7. Понимание тонкого лиризма и народных истоков поэзии С. Есенина. Анализ стихотворения "Гой ты, Русь моя родная..." Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
6.8. А. Ахматова и М. Цветаева. Образы Родины и родной природы. Тема поэта и поэзии. Основные мотивы творчества Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
6.9. Рассмотрение темы женской судьбы в поэзии А. Ахматовой. Особенности воплощения лирического "я" в поэзии Марины Цветаевой. Тема творчества в лирике Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
6.10. Подготовка к выразительному чтению и чтению наизусть Сам. работа 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 7. Проза первой половины XX века
7.1. Жизнь и творчество М.А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита». Жанр, герои и автор в романе Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
7.2. Рассмотрение основных проблем романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». «Троемирие» романа. Характеристика главных героев Московского, Ершалаимского и «вечного» мира Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
7.3. Анализ роли реального и фантастического в романе. Образы Воланда и Мастера. Характеристика мира без любви, судьбы Мастера и Маргариты Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
7.4. Написание сочинения по роману Сам. работа 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 8. Человек на войне
8.1. Изображение Великой Отечественной войны в литературе Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
8.2. Знакомство с военной прозой и поэзией. Рассмотрение темы судьбы человека на войне в рассказе М.Шолохова "Судьба человека" Поэтическое отражение военных будней в поэзии А. Твардовского, К. Симонова, М. Исаковского Практические 2 1 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
8.3. Подготовка к выразительному чтению и чтению наизусть Сам. работа 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
Раздел 9. Литература второй половины XX века
9.1. Творчество В.М. Шукшина. Проблема деревни и сохранения человеческого достоинства, нравственности в творчестве В. Шукшина Лекции 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
9.2. Анализ рассказов «Чудик», «Алеша Бесконвойный», «Ванька Тепляшин». Тип героев-чудиков. Устный опрос Практические 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
9.3. Подготовка к устному опросу Сам. работа 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1
9.4. Подготовка к экзамену Сам. работа 2 2 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7091

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?
1) 1861;
2) 1859;
3) 1860;
4) 1862.
2. О чем был сон Обломова?
1) Ему снились его сослуживцы и время службы коллежским секретарем.
2) Он видел пророческий сон, что скоро встретит Ольгу.
3) Во сне Илья Ильич видел своё счастливое и спокойное детство в Обломовке.
4) Обломову приснился фантастический мир, где он оказался на другой планете.
3. В каком литературном жанре написано произведение «Отцы и дети»?
1) роман;
2) повесть;
3) рассказ;
4) эпопея.
4. В каком году автор написал сказку «Карась-идеалист»?
1) 1874;
2) 1864;
3) 1884;
4) 1894.
5. В какое время года начинается роман «Преступление и наказание»?
1) в мрачные дни осени;
2) в жаркое время июля;
3) в лютую зимнюю стужу;
4) во время весенней Пасхи.
6. В чём особенность диалога героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»?
1) неупорядоченный разговор – герои не слышат друг друга;
2) классический диалог – реплика является ответом на предыдущую;
3) диалог построен как диалог-монолог;
4) диалог построен как подводное течение.
7. В каком журнале были опубликованы стихи Ф.И. Тютчева в 1836 году?
1) «Москвитянин»;
2) «Вестник Европы»;
3) «Современник»;
4) «Отечественные записки».
8. Как назывался первый сборник Н.А. Некрасова?
1) «Подорожник»;
2) «Белая стая»;
3) «Золото в лазури»;
4) «Мечты и звуки».
9. Назовите адресата любовной лирики А.А. Фета.
1) А.П. Керн;
2) Мария Лазич;
3) Е.А. Денисьева;
4) Амалия Крюндер.
10. Какая проблема не поднята в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?
1) разрушающего влияния денег;
2) чести;
3) истинной любви;
4) самопожертвования ради любви.
11. Начало какого произведения разучивала героиня рассказа «Чистый понедельник» И.А. Бунина?
1) «Полонеза Огинского»;
2) «Лунной сонаты»;
3) «К Элизе»;
4) «Тоска».
12. Что не относится к чертам акмеизма как литературного направления?
1) отрицание мистического;
2) преемственность с предшественниками;
3) мистическое постижение мира;
4) декларация разрыва с символизмом.
13. В каких годах был написан роман «Мастер и Маргарита»?
1) 1928 – 1940;
2) 1930 – 1948;
3) 1927 – 1939;
4) 1931 – 1949.
14. Центральное место среди мотивов, сопровождающих тему творчества, у М.И. Цветаевой занимает мотив _.
1) творческого провидения;
2) предназначения;
3) любовных переживаний;
4) избранничества поэта.
15. Кто предложил название для цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?
1) А. Блок;
2) А. Ахматова;
3) А. Белый;
4) В. Брюсов.

Правильные ответы:
1. 2
2. 3
3. 3
4. 3
5. 2
6. 1
7. 3
8. 4
9. 2
10. 1
11. 2
12. 3
13. 1
14. 4
15. 4

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: основным оценочным средством является экзамен, предполагающий два блока:
1) блок на проверку общих знаний (выполнение теста с заданиями закрытой формы на электронном курсе в СДО moodle, проводится в учебной аудитории),
2) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание по двум темам, проводится очно в учебной аудитории).
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к дифференцированному зачету» (https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=523419)
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Тест состоит из вопросов закрытого типа с выбором одного ответа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 395 тестовых заданий. На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться к заданиям в оставшееся время.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой устный ответ на две темы, студент может получить максимум 10 баллов при выполнении следующих условий:
студентом представлено развернутое монологическое высказывание,
даны полные ответы на вопросы,
приведены примеры,
даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.
На подготовку к устной части отводится 10 минут.
Далее, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1), пересчитываются в 10-балльную шкалу:
100 баллов = 10 баллов;
90 баллов = 9 баллов;
80 баллов = 8 баллов;
70 баллов = 7 баллов;
60 баллов = 6 баллов;
50 баллов = 5 баллов.
Ниже 50 баллов – выполнение теста не засчитано.
После сложения баллов 1 и 2 блоков преподаватель переводит их в оценку:
1-5 баллов – оценка «2»,
6-10 баллов – оценка «3»,
11-15 баллов – оценка «4»,
16-20 баллов – оценка «5».
Таким образом, за промежуточную аттестацию в форме экзамена, состоящего из двух блоков, студент может получить 20 баллов.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_литература_2023.doc
Приложение 2.   Контроль_литература.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. Н. Михайлов, И. О. Шатанов, В. А. Чалмаев [и др.] ; сост. Е. П. Пронина ; под редакцией В. П. Журавлева Литература. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. В 2 ч. Часть 2: Москва : Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089807
Л1.2 Лебедев, Ю. В. Литература. 10 класс. Часть 2. Базовый уровень: Москва : Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.3 Лебедев, Ю. В. Литература. 10 класс. Часть 1. Базовый уровень: Москва : Просвещение, 2023 znanium.com
Л1.4 О. Н. Михайлов, И. О. Шайтанов, В. А. Чалмаев [и др.] ; сост. Е. П. Пронина ; под ред. В. П. Журавлева Литература. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. В 2 ч. Часть 1: Москва : Просвещение, 2023 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Литературоведческий словарь slovar.cc
Э2 Библиотекать.РУ www.bibliotekar.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э5 Курс в Moodle "Литература" portal.edu.asu.ru
Э6 Курс в Moodle "Литература" portal.edu.asu.ru
Э7 Курс в Moodle "Литература" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Текущая аттестация студентов проводится по результатам работы в каждом семестре. Текущая аттестация по дисциплине в первом семестре проводится в форме дифференцированного зачета, во втором - в форме экзамена.
Оценивание осуществляется по балльно – рейтинговой системе. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 85 - 100 баллов – «отлично», 70 – 84 балла – «хорошо», 50 – 69 баллов – «удовлетворительно», менее 50 баллов – «неудовлетворительно».
При реализации учебной дисциплины «Литература» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.

1) При проведении лекционных занятий используются такие интерактивные формы, как проблемная лекция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция с обратной связью. Подача информации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, слайдов, видеозаписей и т.д.).
При подготовке к лекционным занятиям следует вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.
При работе с конспектом лекций учитывать, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателем. Следует обращать внимание на акценты, выводы, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов.

2) Подготовка к практическим занятиям. При проведении практических занятий используются такие интерактивные формы, как творческое и творческо-аналитическое задание, выразительное чтение и разработка проекта творческой мелодекламации, аналитическая работа в группах.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать тексты; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
Подготовку к практическому занятию следует начать с ознакомления с планом, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, обязательного чтения художественного текста в полном объеме, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.

3) В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе в группах по созданию сопоставительной характеристике героев произведений, разработке проектов творческой мелодекламации, создании и заполнении "Диаграмм жизни героев", подборе цитатного материала.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из повторения лекционного материала; подготовки к семинарам (практическим занятиям); изучения учебной и научной литературы; подготовки к контрольным работам, тестированию; подготовки к семинарам устных докладов (сообщений); подготовки презентаций или другого иллюстративного материала; подготовки лирических текстов для выразительного чтения; выполнения творческих заданий.

4) Дифференцированный зачет и экзамен по дисциплине имеет комбинированный характер: устный вопрос, ориентированный на знание материала по литературе, и практико-аналитические способности в работе с текстом, позволяющие проверить умения по освоению дисциплины. Для подготовки к дифференцированному зачету/экзамену следует воспользоваться рекомендованными преподавателем учебниками, конспектами лекций и материалами практических занятий, выполненными домашними работами. Вопросы для дифференцированного зачета и экзамена размещены в фонде оценочных средств по литературе.