МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2023_9кл
Часов по учебному плану 270
в том числе:
аудиторные занятия 184
самостоятельная работа 86
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 10
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30 60 60
Практические 62 62 62 62 124 124
Сам. работа 40 40 46 46 86 86
Итого 132 132 138 138 270 270

Программу составил(и):
преподаватель, Головина Лариса Николаевна;Преподаватель, Юркова Маргарита Алексеевна

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук, доцент, Прасолова Инна Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Профиль получаемого профессионально образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение представления о государсвтенной системе органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда РФ, освоение разнообразия форм организационного обеспечения деятельности органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда РФ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК 2.1 Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
ПК 2.2 Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 2.3 Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормативные правовые акты федерального, регионального, муниципального уровней, локальные нормативные акты организаций, регулирующие организацию работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации и социальной защиты населения;
систему государственных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и социальной защиты населения;
организационно-управленческие функции работников органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
передовые формы организации труда, информационно-коммуникационные технологии, применяемые в органах и учреждениях социальной защиты населения, органах Пенсионного фонда Российской Федерации;
порядок поддержания базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг и других социальных выплат в актуальном состоянии;
документооборот в системе органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
федеральные, региональные, муниципальные программы в области социальной защиты населения и их ресурсное обеспечение;
Кодекс профессиональной этики работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, органов и учреждений социальной защиты населения
3.2.Уметь:
3.2.1.поддерживать в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг и других социальных выплат с применением компьютерных технологий;
выявлять и осуществлять учет лиц, нуждающихся в социальной защите;
участвовать в организационно-управленческой работе структурных подразделений организаций, учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
взаимодействовать в процессе работы с органами исполнительной власти, организациями, учреждениями, общественными организациями;
собирать и анализировать информацию для статистической и другой отчетности с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;
выявлять по базе данных лиц, нуждающихся в мерах государственной поддержки и помощи;
принимать решения об установлении опеки и попечительства;
осуществлять контроль и учет за усыновленными детьми, детьми, принятыми под опеку и попечительство, переданными на воспитание в приемную семью;
разграничивать компетенцию органов социальной защиты населения, Пенсионного фонда Российской Федерации, определить их подчиненность, порядок функционирования;
использовать приемы делового общения в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.поддержания в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг, льгот и других социальных выплат с применением компьютерных технологий;
выявления и осуществления учета лиц, нуждающихся в социальной защите;
организации и координирования социальной работы с отдельными лицами, семьями и категориями граждан, нуждающимися в социальной поддержке и защите, с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;
консультирования граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты населения с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;
участия в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Государственные органы социальной защиты населения.
1.1. Социальная защита населения как государственная система. Лекции 5 4 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.2. Социальная защита населения как государственная система. Практические 5 6 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.3. Социальная защита населения как государственная система. Сам. работа 5 2 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.4. Государственные органы социальной защиты населения. Лекции 5 4 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.5. Государственные органы социальной защиты населения. Практические 5 2 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.6. Министерство труда и социальной защиты населения РФ. Практические 5 2 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.7. Министерство соцзащиты Алтайского края, структура, функции, задачи. Практические 5 2 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.8. Государственные органы социальной защиты населения. Сам. работа 5 4 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.9. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг. Лекции 5 2 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.10. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг. Практические 5 4 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.11. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг. Сам. работа 5 4 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Организация работы территориальных органов социальной защиты населения.
2.1. Органы и учреждения соцзащиты в городах и районах. Лекции 5 2 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.2. Органы и учреждения соцзащиты в городах и районах. Практические 5 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.3. Органы и учреждения соцзащиты в городах и районах. Сам. работа 5 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.4. Организация работы территориальных управлений социальной защиты населения. Лекции 5 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.5. Организация работы территориальных управлений социальной защиты населения. Практические 5 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.6. Организация работы территориальных управлений социальной защиты населения. Практические 5 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.7. Организация работы территориальных управлений социальной защиты населения. Практические 5 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.8. Организация работы территориальных управлений социальной защиты населения. Практические 5 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.9. Организация работы территориальных управлений социальной защиты населения. Сам. работа 5 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.10. Организация работы территориальных управлений социальной защиты населения. Сам. работа 5 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.11. Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации инвалидов. Лекции 5 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.12. Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации инвалидов. Сам. работа 5 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.13. Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации инвалидов. Практические 5 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.14. Стационарные учреждения социального обслуживания. Лекции 5 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.15. Стационарные учреждения социального обслуживания. Практические 5 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.16. Стационарные учреждения социального обслуживания. Сам. работа 5 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.17. Система социальных служб. Лекции 5 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.18. Система социальных служб. Практические 5 8 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.19. Система социальных служб. Сам. работа 5 2 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.20. Система социальных служб. Сам. работа 5 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Организация работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
3.1. Пенсионный фонд Российской Федерации. Лекции 6 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.2. Пенсионный фонд Российской Федерации. Практические 6 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.3. Пенсионный фонд Российской Федерации. Практические 6 2 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.4. Организация предоставления государственных услуг. Лекции 6 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.5. Организация предоставления государственных услуг. Практические 6 8 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.6. Организация предоставления государственных услуг. Сам. работа 6 8 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.7. Организация работы отделений ПФР. Лекции 6 2 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.8. Организация работы отделений ПФР. Сам. работа 6 2 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.9. Организация работы отделений ПФР. Практические 6 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.10. Организация работы отделений ПФР. Практические 6 2 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.11. Организация работы отделений ПФР. Сам. работа 6 2 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.12. Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета Лекции 6 2 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.13. Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета Практические 6 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.14. Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета Сам. работа 6 8 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.15. Организация работы клиентских служб отделений и консультирование. Лекции 6 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.16. Организация работы клиентских служб отделений и консультирование. Практические 6 8 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.17. Организация работы клиентских служб отделений и консультирование. Сам. работа 6 6 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.18. Взаимодействие специалистов в процессе установления пенсий. Лекции 6 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.19. Взаимодействие специалистов в процессе установления пенсий. Практические 6 8 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.20. Взаимодействие специалистов в процессе установления пенсий. Сам. работа 6 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.21. Взаимодействие специалистов в процессе установления пенсий. Сам. работа 6 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.22. Организация работы по реализации материнского (семейного) капитала. Лекции 6 6 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.23. Организация работы по реализации материнского (семейного) капитала. Практические 6 8 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.24. Организация работы по реализации материнского (семейного) капитала. Сам. работа 6 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.25. Негосударственные пенсионные фонды. Лекции 6 2 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.26. Негосударственные пенсионные фонды. Практические 6 6 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.27. Негосударственные пенсионные фонды. Сам. работа 6 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.28. Организация работы с письменными и устными обращениями граждан. Лекции 6 2 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.29. Организация работы с письменными и устными обращениями граждан. Практические 6 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.30. Организация работы с письменными и устными обращениями граждан. Сам. работа 6 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические занятия, самостоятельная работа, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10410
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания
1. Социальное обеспечение это комплекс различных мер, направленных на материальное обеспечение отдельных категорий граждан
а) верно
б) неверно
2. В структуре органов исполнительной власти Алтайского края органы социальной защиты населения занимают особое место:
а) верно
б) неверно
3. В настоящее время в Российской Федерации существуют такие государственные внебюджетные целевые фонды как Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации
а) верно
б) неверно
4.Одной из функций Социального фонда России является выплата пособий по временной нетрудоспособности:
а) верно
б) неверно
5. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПРА) составляется в поликлинике по месту жительства гражданина
а) верно
б) неверно
6.Стационарная форма социального обслуживания регламентируется Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации»
а) верно
б) неверно
7. Целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий
а) верно
б) неверно
8.Сертификат на материнский (семейный) капитал выдается в беззаявительном порядке, уведомление о выдаче сертификата направляется в личный кабинет родителя на портале госуслуг
а) верно
б) неверно
9.Мать, направившая средства материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию, имеет право отозвать часть средств
а) верно
б) неверно
10. Органом, осуществляющим сбор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является Федеральная налоговая служба:
а) верно
б) неверно
 11. Застрахованные лица – это лица:
а) на которых распространяется обязательное пенсионное страхование
б) на которых распространяется обязательное пенсионное страхование и за которых производится уплата страховых взносов
в) за которых производится уплата страховых взносов
12.Целями персонифицированного учёта являются:
а) создание условий для выплаты пособий на детей
б) создание условий для выплаты пенсий космонавтам
в) создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий
13.Органом, осуществляющим персонифицированный учёт является:
а) Федеральная налоговая служба
б) Социальный фонд РФ
14.Индивидуальный лицевой счёт состоит из:
а) общей и профессиональной частей
б) профессиональной и специальной части
в) общей, профессиональной, специальной частей
г) общей, профессиональной, специальной, накопительной частей
15.Сведения о сумме страховых взносов содержатся в лицевом счёте:
а) в профессиональной части
б) в общей части
в) в накопительной части

Ответы:
1. а
2. а
3. б
4. а
5. б
6. б
7. а
8. а
9. а
10. а
11. б
12. в
13. б
14. б
15. а

Критерии оценивания:
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов (оценка «отлично») выполнено 85-100% заданий предложенного теста.
70-84 баллов (оценка «хорошо») выполнено 70-84% заданий предложенного теста.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выполнено 50-74% заданий предложенного теста.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена может включать несколько блоков оценивания:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на экзамене). Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=508216 (Ссылка на тест в электронном курсе дисциплины)

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 30 вопросов, студент может получить максимум 30 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 30 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 30 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль (2).docx
Приложение 2.   ФОС 2023 ОПФР!.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мачульская Е.Е. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/490141
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Григорьев, И.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для СПО Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/489816
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения и органов ПФР portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
412Н кабинет трудового права; кабинет права социального обеспечения; кабинет основ экологического права; лаборатория учебная канцелярия (служба документационного обеспечения управления) – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении междисциплинарного курса «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)» используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы междисциплинарного курса.
В ходе лекционных занятий студенту необходимо вести конспектирование учебного материала, а также обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт.
Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
Посещаемость лекций входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем.
2. Семинарские (практические) занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.
Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
- План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
- Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
- Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
- Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Ввиду трудоемкости подготовки к семинару преподавателю следует предложить студентам алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д.
Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.
Особое внимание следует обратить на дискуссионные теоретические вопросы: изучить различные точки зрения ведущих ученых, обозначить противоречия современного законодательства. Для систематизации основных положений по теме занятия рекомендуется составление конспектов. Обратить внимание на:
- Составление списка нормативных правовых актов и учебной и научной литературы по изучаемой теме.
- Изучение и анализ выбранных источников.
- Изучение и анализ судебной практики по данной теме, представленной в информационно-справочных правовых электронных системах «КонсультантПлюс», «Гарант» или других.
- Выполнение предусмотренных программой заданий в соответствии с тематическим планом.
- Выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями кафедры на их еженедельных консультациях.
- Проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по междисциплинарному курсу «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)» может выполняться в библиотеке Алтайского государственного университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал междисциплинарного курса «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)», предусмотренный рабочим учебным планом для усвоения студентом в процессе самостоятельной работы, выносится на промежуточный контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий.
Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
− конспектирование (составление тезисов) лекций;
− выполнение контрольных работ;
− решение задач;
− работу со справочной и методической литературой;
− работу с нормативными правовыми актами;
− выступления с докладами, сообщениями на семинарских занятиях;
− защиту выполненных работ;
− участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам;
− участие в собеседованиях, деловых (ролевых) играх, дискуссиях, круглых столах, конференциях;
− участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
− повторения лекционного материала;
− подготовки к семинарам (практическим занятиям);
− изучения учебной и научной литературы;
− изучения нормативных правовых актов (в т.ч. в электронных базах данных);
− решения задач, выданных на практических занятиях;
− подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
− подготовки к семинарам устных докладов (сообщений);
− выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций;
− проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
Формой поиска необходимого и дополнительного материала с целью доработки знаний, полученных во время лекций, есть индивидуальные задания для студентов. Выполняются отдельно каждым студентом самостоятельно под руководством преподавателей. Именно овладение и выяснения студентом рекомендованной литературы создает широкие возможности детального усвоения курса. Индивидуальные задания студентов по междисциплинарному курсу осуществляются путем выполнения одного или нескольких видов индивидуальных творческих или научно-исследовательских задач (ИНДЗ), избираемых студентом с учетом его творческих возможностей, учебных достижений и интересов по согласованию с преподавателем, который ведет лекции или семинарские занятия, или по его рекомендации. Он предоставляет консультации, обеспечивает контроль за качеством выполнения задания и оценивает работу.
Индивидуальные задания должны быть представлены преподавателю и (при необходимости) защищены до окончания учебного курса, но не позднее, чем за две недели до экзаменационной сессии. По результатам выполнения и обсуждения индивидуального задания студенту выставляется соответствующее количество баллов, которые учитываются при выставлении итоговой оценки.
4. При реализации междисциплинарного курса «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: устный опрос, деловая игра.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении конспектов, докладов, творческих заданий.
5. Экзамен по междисциплинарному курсу «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)».
Экзамен сдается в устной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам междисциплинарного курса. Для проверки умений студентов экзаменационный билет включает практическую задачу.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, конспектом лекций, выполненными самостоятельными работами.