МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2021_9кл
Часов по учебному плану 118
в том числе:
аудиторные занятия 118
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 28 28 20 20 48 48
Практические 36 36 34 34 70 70
Итого 64 64 54 54 118 118

Программу составил(и):
Преподаватель, Дьяченко Елена Викторовна;Преподаватель, Караванов Богдан Евгеньевич

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Насыров Рафаил Валейзянович

Рабочая программа дисциплины
Право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 26.03.2021 г. № 05
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представления о сущности права и закономерностях его развития.
Формирование знаний в области правового регулирования общественных отношений и умения применять их в своей профессиональной деятельности.
Изучение основных проблем правового регулирования поведения человека в обществе, связанных с совершением правонарушений.
Приобретение теоретических знаний по основным отраслям российского права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права;
3.2.Уметь:
3.2.1.Оперировать юридическими понятиями и категориями;
Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
Анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
правильно составлять и оформлять юридические документы;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрены.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория права
1.1. Общие положения о праве. Проблемная лекция. Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
1.2. Устный опрос по вопросам: Понятие и основные признаки права. Формы (источники) права. Система права и нормы права. Практические 1 3 Л2.1, Л1.1
1.3. Конрольная работа по теме №1 Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
1.4. Правоотношение. Правонарушение. Юридическая ответственность. Проблемная лекция. Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
1.5. Устный опрос по вопросам: Понятие, классификация и объекты правовых отношений. Субъекты права, участники правоотношений. Правонарушение: понятие, признаки, виды и состав. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания, цели и функции. Практические 1 5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Правоохранительные органы и судебная система РФ
2.1. Судебная система РФ. Проблемная лекция. Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
2.2. Устный опрос по вопросам: Понятие и принципы российского судопроизводства. Система судебных органов Российской Федерации. Подведомственность и подсудность Практические 1 3 Л2.1, Л1.1
2.3. Контрольная работа №2 Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Правоохранительные органы и юридические профессии. Проблемная лекция. Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
2.5. Устный опрос по вопросам: Понятие и признаки правоохранительных органов. Виды и функции правоохранительных органов. Негосударственные правоохранительные организации Практические 1 3 Л2.1, Л1.1
2.6. Контрольная работа №2 Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Основы конституционного права Российской Федерации
3.1. Конституционное право – ведущая отрасль российского права. Федеративное устройство России.Проблемная лекция. Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
3.2. Устный опрос по вопросам: Конституционное право: понятие и предмет. Понятие, юридические свойства и структура Конституции РФ. Конституционно-правовой статус Российской Федерации. Административно-территориальное устройство субъектов РФ Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
3.3. Контрольная работа № 3. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
3.4. Права и свободы человека и гражданина. Проблемная лекция. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
3.5. Устный опрос по вопросам: Понятие правового статуса личности. Личные права и свободы. Политические права и свободы. Социально-экономические права и свободы. Конституционные обязанности личности. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
3.6. Контрольная работа №4 Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
3.7. Система органов государственной власти России. Проблемная лекция. Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1
3.8. Устный опрос по вопросам: Правовое положение Президента РФ. Правовой статус Правительства РФ. Правовой статус Федерального Собрания РФ. Судебная власть в РФ согласно Конституции РФ. Основы местного самоуправления в РФ согласно Конституции РФ. Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
3.9. Основы местного самоуправления Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
3.10. Устный опрос: 1. Понятие местного самоуправления, закрепленного в Конституции РФ, 2.ЕЕ место в системе органов власти. .3. Полномочия органов местного самоуправления. Практические 1 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Ведущие отрасли российского права
4.1. Гражданское право. Проблемная лекция. Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
4.2. Круглый стол по теме "Юридичсекие лица как субъекты гражданского права". Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
4.3. Устный опрос по вопросам: Правовые основы регулирования гражданских правоотношений. Понятие и формы права собственности. Обязательства, сделки, договоры в гражданском праве. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
4.4. Контрольная работа № 6. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
4.5. Предпринимательское право и защита прав потребителей. Проблемная лекция. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
4.6. Устный опрос по вопросам: Понятие предпринимательского права и его принципы. Конституционные основы предпринимательства. Источники предпринимательского права. Субъекты предпринимательского права. Предпринимательская деятельность граждан. Защита прав потребителей Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
4.7. Семейное право и наследственное право. Проблемная лекция. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
4.8. Устный опрос по вопросам: Правовые основы семейно брачных отношений. Условия и порядок заключения и расторжения брака. Законный и договорной режимы имущества супругов. Алиментные обязательства. Права и обязанности родителей и детей. Усыновление. Наследственное право: наследование по завещанию, наследование по закону, раздел наследственного имущества и меры его охраны. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
4.9. Контрольная работа № 6. Решение правовых ситуаций с применением семейного законолательства. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
4.10. Трудовое право. Проблемная лекция. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
4.11. Устный опрос по вопросам: Понятие, предмет, метод и источники трудового права. Трудовые отношения. Трудовой договор. Рабочее время, время отдыха, заработная плата. Дисциплина труда. Охрана труда. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
4.12. Составление правовых документов: трудовой договор. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
4.13. Административное право. Проблемная лекция. Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
4.14. Устный опрос по вопросам: Основы административно-правового статуса граждан. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления. Административно-правовые гарантии прав граждан. Право граждан на административную жалобу. Право граждан на судебное обжалование незаконных действий органов государственного управления и должностных лиц. Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
4.15. Контрольная работа № 7. Решение задач с применением нормативно-правовых актов. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
4.16. Уголовное право. Проблемная лекция. Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
4.17. Устный опрос по вопросам: Понятие уголовного права. Предмет уголовного права. Система уголовного права. Принципы уголовного права: понятие, виды и значение Понятие уголовной ответственности, ее основание. Состав преступления. Ответственность несовершеннолетних. Соучастие в преступлении. Понятие и цели наказания. Система и виды уголовных наказаний Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
4.18. Контрольная работа № 8. Решение задач с применением нормативно-правовых актов. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Основы международного права
5.1. Международное право. Проблемная лекция. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
5.2. Устный опрос по вопросам: Понятие и источники международного гуманитарного права. Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве. Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Понятие и система международной безопасности. Мирное урегулирование международных споров. Конспект статьи Коршунов Юрий Алексеевич. - ПРОБЕЛЬНОСТЬ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПА К ПРАВОСУДИЮ В АПЕЛЛЯЦИОННЫХ СУДАХcheck_circle_outline Пробелы в российском законодательстве - 2020г. №2 Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
5.3. Обсуждение индивидуальных проектов Практические 2 4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Какое краткое определение соответствует понятию «государства»?
А) это все окружающее правителя (государя);
Б) это форма организации общества, основной институт политической системы;
В) это единственный собственник всех средств производства.

2. Право возникло:
А) позже государства;
Б) раньше государства;
В) параллельно с государством.

3. К какой части правовой нормы справедливо определение: «вид и мера наказания, если субъекты не выполнили предписания нормы, или поощрения за соблюдение рекомендуемых действий»?
А) гипотеза;
Б) диспозиция;
В) санкция.

4. Каково второе название конституционного права?
А) основное право;
Б) государственное право;
В) управленческое право.

5. Какая теория происхождения государства связана с разрастанием семьи?
А) марксистская
Б) договорная
В) патриархальная

6. Что из указанного не является элементом понятия «форма государства»?
А) политический режим;
Б) форма правления;
В) политическая партия

7. В зависимости от взаимоотношений высших органов государства республики бывают:
А) унитарные;
Б) парламентские;
В) федеративные

8. Решение по конкретному делу судебному или административному, ставшее образцом для рассмотрения аналогичных вопросов, есть:
А) нормативный акт;
Б) правовой обычай;
В) юридический прецедент

9. Признак, отличающий закон от иных нормативных актов:
А) издается в определенном порядке;
Б) издается компетентным органом;
В) обладает высшей юридической силой

10. Гражданское право регулирует:
А) общественные отношения в сфере труда;
Б) брачно-семейные отношения;
В) имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения

11. Парламент РФ называется:
А) Верховный Совет;
Б) Федеральное Собрание;
В) Государственная Дума

12. Высшим органом исполнительной власти в РФ является:
А) Президент РФ;
Б) Совет министров;
В) Правительство РФ
13. Элементом нормы права не является …
А) преюдиция;
Б) гипотеза;
В) диспозиция

14. Субъект Российской Федерации …
А) вправе принимать законы;
Б) не вправе принимать законы;
В) республики в составе РФ – вправе, а остальные субъекты РФ не вправе принимать законы

15. Что первично: механизм государства или функции государства?
А) механизм государства;
Б) в зависимости от ситуации;
В) функции государства

16. Диспозиция нормы права содержит указание на …
А) модель поведения субъектов

Б) условие реализации нормы права
В) неблагоприятные последствия для правонарушителя

17. Чем характеризуется унитарное государство?
А) административно-территориальным делением;
Б) существованием двух видов государственной собственности;
В) наличием автономных территориальных единиц

18. По степени общественной вредности правонарушения разделяются на …
А) экономические и уголовные;
Б) противоправные действие и бездействие;
В) преступления и проступки

19. Государственные учреждения …
А) не входят в государственный аппарат;
Б) входят в государственный аппарат;
В) в большинстве случаев входят в государственный аппарат

20. Признаком государства не является …
А) территориальная организация населения и политической власти;
Б) взаимодействие с институтами гражданского общества;
В) наличие публичной власти и её аппарата

Ключ к тесту:
1. Б
2. В
3. В
4. Б
5. В
6. В
7. Б
8. В
9. В
10. В
11. Б
12. В
13. А
14. А
15. В
16. А
17. А
18. В
19. А
20. Б

3. Критерии оценивания

Уровень освоения Критерии
85-100 баллов (оценка «отлично») Верно выполнено 85-100% заданий предложенного теста
70-84 баллов (оценка «хорошо») Верно выполнено 70-84% заданий предложенного теста
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Верно выполнено 50-69% заданий предложенного теста,
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») Верно выполнено 0-49% заданий предложенного теста
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Дифференцированный зачет проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. Билет включает в себя два теоретических вопроса. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 30 минут с момента получения им билета. Результаты дифференцированного зачета объявляются студенту после окончания ответа в день сдачи.

Примерный перечень вопросов к дифференцированному зачету:
1. Происхождение государства.
2. Характеристика теорий происхождения государства: теологической, патриархальной, договорной, психологической, марксистской, насилия и др.
3. Признаки государства.
4. Функции государства.
5. Форма государства.
6. Причины возникновения права.
7. Признаки, отличающие право от социальных норм первобытного строя.
8. Пути формирования правовых норм. Источники права.
9. Проблемы соотношения государства и права.
10. Понятие нормы права.
11. Признаки правовой нормы, отличающие ее от других разновидностей социальных норм и индивидуальных правовых предписаний.
12. Понятие и виды нормативных актов.
13. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
14. Понятие и структурные элементы системы права.
15. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.
16. Юридический процесс: понятие и виды.
17. Правомерное поведение: понятие и виды.
18. Понятие, признаки и виды правонарушений.
19. Юридический состав правонарушения.
20. Понятие, признаки и основания юридической ответственности.
21. Виды юридической ответственности.
22. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность.
23. Понятие и принципы законности.
24. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии.
25. Понятие правового государства.
26. Конституция Российской Федерации - основной закон государства.
27. Понятие и принципы конституционного строя.
28. Права человека и гражданина в Конституции Российской Федерации.
29. Характеристика и структура Конституции Российской Федерации.
30. Национально - государственное устройство Российской Федерации и его принципы.
31. Президент Российской Федерации.
32. Федеральное собрание - парламент Российской Федерации.
33. Правительство России - высший орган исполнительной власти.
34. Судебная власть.
35. Гражданское право как отрасль права. Предмет, источники, субъекты.
36. Организационно-правовые формы юридических лиц.
37. Объекты гражданских правоотношений.
38. Право собственности и его формы. Защита права собственности.
39. Сделка. Понятие и виды.
40. Общее учение об обязательствах и договорах.
41. Способы обеспечения исполнения обязательств.
42. Понятие брака и семьи.
43. Условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признание его недействительным.
44. Права и обязанности супругов.
45. Права несовершеннолетних детей.
46. Права и обязанности родителей в отношении несовершеннолетних детей.
47. Трудовое право как отрасль права. Предмет, источники, субъекты.
48. Трудовой договор (контракт).
49. Порядок заключения и содержание трудового договора.
50. Общие основания прекращения трудового договора.
51. Понятие и виды рабочего времени.
52. Понятие и виды времени отдыха .
53. Дисциплинарная и материальная ответственность работника.
54. Уголовное право как отрасль права.
55. Уголовный закон и преступление как основные понятия уголовного права.

4. Критерии оценивания:
Уровень освоения Критерии
100 – 85 баллов – оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний
84 – 70 баллов – оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.
69 – 50 баллов – оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ.
49 – 0 баллов – оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. М. Волков, Е. А. Лютягина Основы права для колледжей: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общ. ред. А. М. Волкова. Основы права для колледжей : учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Мудл дисциплина Право СПО portal.edu.asu.ru
Э2 Единый образовательный портал АлтГУ. Право (ПСО, 9 кл., преп. Тушева И.Е.) portal.edu.asu.ru
Э3 Коршунов Юрий Алексеевич. - ПРОБЕЛЬНОСТЬ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПА К ПРАВОСУДИЮ В АПЕЛЛЯЦИОННЫХ СУДАХcheck_circle_outline Пробелы в российском законодательстве - 2020г. №2 e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Offiсe:
MS Word,
MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт Конституционного Суда РФ. Режим доступа: http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx
Сайт Федерального Собрания РФ. Режим доступа: http://www.gov.ru/main/page7.html
Сайт Президента РФ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/
Сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://government.ru/
Сайт Верховного Суда РФ. Режим доступа: http://www.vsrf.ru/
Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
ИПО системы «Гарант».Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие». Режим доступа: http://sudrf.ru/
Сайт судебные и нормативные акты РФ. Режим доступа: http://sudact.ru/
Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/
Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru/about

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
402Н кабинет дисциплин права; кабинет профессиональных дисциплин; кабинет правового и документационного обеспечения профессиональной деятельности; кабинет правового обеспечения профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; трибуна; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; Конституция РФ; Трудовой кодекс; Гражданский кодекс; кодекс РФ об административных правонарушениях.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы дисциплины «Право».
В ходе лекционных занятий студенту необходимо вести конспектирование учебного материала, а также обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт.
Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Практические занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.
Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
- План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
- Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
- Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. ·
- Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.
Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.
Особое внимание следует обратить на дискуссионные теоретические вопросы: изучить различные точки зрения ведущих ученых, обозначить противоречия современного законодательства. Для систематизации основных положений по теме занятия рекомендуется составление конспектов. Обратить внимание на:
- Составление списка нормативных правовых актов и учебной и научной литературы по изучаемой теме.
- Изучение и анализ выбранных источников.
- Изучение и анализ судебной практики по данной теме, представленной в информационно-справочных правовых электронных системах «КонсультантПлюс», «Гарант» или других.
- Выполнение предусмотренных программой заданий в соответствии с тематическим планом.
- Выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями кафедры на их еженедельных консультациях.
- Проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по дисциплине «Право» может выполняться в библиотеке Алтайского государственного университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал учебной дисциплины «Право», предусмотренный рабочим учебным планом для усвоения студентом в процессе самостоятельной работы, выносится на промежуточный контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий.
Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
− конспектирование (составление тезисов) лекций;
− выполнение контрольных работ;
− решение задач;
− работу со справочной и методической литературой;
− работу с нормативными правовыми актами;
− выступления на практических занятиях;
− участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины;
− участие в собеседованиях, дискуссиях, круглых столах;
− участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
− повторения лекционного материала;
− подготовки к практическим занятиям;
− изучения учебной и научной литературы;
− изучения нормативных правовых актов (в т.ч. в электронных базах данных);
− решения задач, выданных на практических занятиях;
− подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
− подготовки к практическим занятиям устных сообщений;
− подготовки индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя;
− выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций.
4. При реализации учебной дисциплины «Право» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция.
При проведении практических занятий: устный опрос, решение задач с применением нормативно-правовых актов, круглый стол, составление правовых документов, письменная работа.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении опорных конспектов, составлении таблиц, составлении правовых документов, письменная работа, тест.
5. Экзамен по дисциплине «Право».
Экзамен сдается в устной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины, включающее 40 вопросов. Для проверки умений студентов экзаменационный билет включает практическую задачу.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, конспектом лекций, выполненными самостоятельными работами.