Закреплена за кафедрой | Гуманитарное отделение |
---|---|
Направление подготовки | 40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 0 ЗЕТ |
Учебный план | 40_02_02_ПравоохрДеятельность-2021_9кл |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17 | 22 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 | 16 | 16 |
Практические | 0 | 0 | 20 | 20 | 20 | 20 |
Итого | 8 | 8 | 28 | 28 | 36 | 36 |
1.1. | Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа Осознание национального своеобразия русского языка Развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации Знание о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения Различение функциональных разновидностей языка и моделирование речевого поведения в соответствии с задачами общения Повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике |
---|
Цикл (раздел) ООП: СОО.01 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Связь языка и истории, культуры русского и других народов Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь Основные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в различных сферах общения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач Извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения Применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Не предусмотрено |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Синтаксис и пунктуация | ||||||
1.1. | Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Значение словосочетания в построении предложения | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Определение видов связи в словосочетании. Составление словосочетаний со словами-паронимами | Практические | 2 | 2 | Л2.2, Л1.1 | |
1.3. | Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания.Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.Второстепенные члены предложения | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.4. | Выполнение упражнений по постановке тире в простом предложении,по постановке знаков препинания при приложении и в предложениях с однородными и неоднородными определениями | Практические | 2 | 2 | Л2.2, Л1.1 | |
1.5. | Односоставное и неполное предложения. Виды односоставных предложений | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.6. | Выполнение упражнений по определению односоставного предложения. Различение односоставного и неполного предложения | Практические | 2 | 2 | Л2.2, Л1.1 | |
1.7. | Осложнённое простое предложение. Виды осложнений в простом предложении | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.8. | Выполнение упражнений по правописанию союзов в предложениях с однородными членами и упражнений по постановке знаков препинания в предложениях с вводными словами и обращением | Практические | 2 | 2 | Л2.2, Л1.1 | |
1.9. | Выполнение упражнений по постановке знаков препинания при оформлении прямой речи, цитат, диалога | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
1.10. | Сложное предложение. Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Сложноподчиненное предложение. Роль сложных предложений в тексте | Лекции | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.11. | Выполнение упражнений по постановке знаков препинания в ССП | Практические | 2 | 2 | Л2.2, Л1.1 | |
1.12. | Выполнение упражнений по определению видов придаточных предложений в СПП | Практические | 2 | 2 | ||
Раздел 2. Текст как произведение речи | ||||||
2.1. | Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте | Лекции | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Выполнение упражнений по определению структуры, типа и функционального стиля текста | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.Функциональные стили речи и их особенности. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи | Лекции | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.4. | Выполнение упражнений по характеристике выразительных средств русского языка. Определение стиля речи, типовой характеристики текста. Контрольная работа | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.5. | Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста | Лекции | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.6. | Выполнение упражнений по определению видов информационной переработки текста, создание собственного текста | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8642 Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Тестовые задания (выбор одного из вариантов) 1. Что изучает фонетика? 1) звуки; 2) словообразование; 3) средства выразительности; 4) значения слов; 2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно? 1) звОнит; 2) балОванный; 3) знамЕние; 4) полить ирИс. 3. В каком слове есть окончание -у-? 1) вправду; 2) большому; 3) в снегу; 4) по-старому. 4. В каком слове нет окончания? 1) тебя; 2) гремя; 3) сказала; 4) синему. 5. Какое из слов не является однокоренным? 1) жидкость; 2) переживать; 3) животворный; 4) заживлять. 6. В каком ряду во всех словах пишется И? 1) топл…во, круж…во, па…нька, нов…зна; 2) шалаш…к, плать…це, Тол…чка, толщ…на; 3) бел…зна, пугов…чка, бус…нка, за…нька; 4) кресл…це, красав…ца, изюм…нка, баш…нка. 7. Как изменяются имена прилагательные? 1) по родам, падежам, числам; 2) по лицам и числам; 3) по лицам, числам и родам; 4) по родам, падежам, числам и лицам. 8. Укажите разряды числительных: два, двое, одна вторая, второй, двести двадцать пять, двадцать второй: 1) количественное, собирательное, порядковое, количественное, порядковое, дробное; 2) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, количественное; 3) количественное, собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое; 4) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, порядковое. 9. Определите разряды местоимений: тобой, у себя, чей-то, ни с кем, нашего, того, каждый, скольких. 1) личное, возвратное, неопределенное, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное, вопросительно-относительное; 2) личное, возвратное, неопределенное, притяжательное, указательное, определительное, вопросительно-относительное, отрицательное; 3) неопределенное, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное, вопросительно-относительное, личное, возвратное; 4) возвратное, неопределенное, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное, вопросительно-относительное, личное. 10. Какие морфологические признаки имеет глагол? 1) падеж, наклонение, род; 2) род, число, падеж; 3) склонение, лицо, время, род, число, падеж; 4) вид, наклонение, время, лицо, число. 11. В каком варианте ответа указаны только подчинительные союзы? 1) или, если, однако, чтобы, так как; 2) как только, а, зато, хотя, так что; 3) чтобы, когда, если, потому что, после того как; 4) потому что, тоже, как будто, но. 12. В каком варианте между словами существует подчинительная связь? 1) сохранить файл; 2) мал, да удал; 3) во время пути; 4) плод сладок. 13. Отметьте двусоставное предложение. 1) Учиться – вот единственная цель существования героя в чужом городе. 2) Пленного солдата тотчас освободили и посадили к костру. 3) Раззудись, плечо, размахнись, рука. 4) Мне было по-человечески жаль их, растерянных, обескураженных. 14. Укажите сложное предложение. 1) Он приносил книги, а я читала их каждый вечер. 2) У него медленно выплыли из-под ресниц и встали неподвижно две тёплые слезы. 3) К вечеру, однако, ветер утих. 4) Люди, появившиеся в этих местах, приехали недавно. 15. К какому стилю относятся термины? 1) публицистический стиль; 2) официально-деловой стиль; 3) научный стиль; 4) разговорный стиль. Правильные ответы: 1. 1 2. 2 3. 3 4. 2 5. 1 6. 3 7. 1 8. 3 9. 1 10. 4 11. 3 12. 1 13. 1 14. 1 15. 3 Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий. «не зачтено» – верно менее 50% заданий. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Процедура проведения: основным оценочным средством является экзамен, предполагающий два блока: 1) блок на проверку общих знаний (выполнение теста с заданиями закрытой формы на электронном курсе в СДО moodle, проводится в учебной аудитории), 2) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание по двум темам, проводится очно в учебной аудитории). Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» (https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=521784) Критерии оценивания: 1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Тест состоит из вопросов закрытого типа с выбором одного ответа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 322 тестовых задания. На выполнение теста отводится 15 минут. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться к заданиям в оставшееся время. 2) за выполнение второго блока, представляющего собой устный ответ на две темы, студент может получить максимум 10 баллов при выполнении следующих условий: студентом представлено развернутое монологическое высказывание, даны полные ответы на вопросы, приведены примеры, даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя. На подготовку к устной части отводится 10 минут. Далее, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1), пересчитываются в 10-балльную шкалу: 100 баллов = 10 баллов; 90 баллов = 9 баллов; 80 баллов = 8 баллов; 70 баллов = 7 баллов; 60 баллов = 6 баллов; 50 баллов = 5 баллов. Ниже 50 баллов – выполнение теста не засчитано. После сложения баллов 1 и 2 блоков преподаватель переводит их в оценку: 1-5 баллов – оценка «2», 6-10 баллов – оценка «3», 11-15 баллов – оценка «4», 16-20 баллов – оценка «5». Таким образом, за промежуточную аттестацию в форме экзамена, состоящего из двух блоков, студент может получить 20 баллов. |
Приложения |
Приложение 1.
Контроль Родной язык.docx
Приложение 2.
ФОС_родной язык_2023.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лобачева Н. | РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2024 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общ. ред. В. Д. Черняк. | Русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО, 4-е изд., перераб. и доп.: для СПО | М.: Издательство Юрайт, 2024 | urait.ru |
Л2.2 | Лекант П.А. - под ред. | РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2022 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Толковый словарь С.И. Ожегова | gufo.me | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Русский язык" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Операционная система Windows и/или AstraLinux Специализированное и общее ПО Open Office или Libreoffice 3D Canvas Blender Visual Studio Community Python c расширениями PIL, Py OpenGL FAR XnView 7-Zip AcrobatReader GIMP Inkscape Paint.net VBox Mozila FireFox Chrome Eclipse (PHP,C++, Phortran) VLC QTEPLOT Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/ Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
211Н | кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты |
310К | лаборатория механики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 10 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стенд лабораторный "Машина Атвуда"; стенд лабораторный "Связанные маятники"; стенд лабораторный "Баллистический пистолет"; стенд лабораторный "Баллистический маятник"; стенд лабораторный "Крутильный маятник"; стенд лабораторный "Гироскоп"; методические указания по выполнению лабораторных работ по курсу "Механика". |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Промежуточная аттестация студентов проводится по результатам работы в каждом семестре. Промежуточная аттестация по дисциплине в первом семестре проводится в форме комплексного дифференцированного зачета, во втором семестре в форме экзамена и по результатам текущих форм контроля (опроса, тестирования, сочинений, самостоятельных работ), оценивание фактических результатов обучения студентов осуществляется преподавателем. Оценивание осуществляется по балльно – рейтинговой системе. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 85 - 100 баллов – «отлично», 70 – 84 балла – «хорошо», 50 – 69 баллов – «удовлетворительно», менее 50 баллов – «неудовлетворительно». 1) При подготовке к лекционным занятиям вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. При работе с конспектом лекций учитывать, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателем. Следует обращать внимание на акценты, выводы, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. При проведении лекционных занятий используются такие интерактивные формы, как проблемная лекция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция с обратной связью. Это позволит максимально активизировать умственную деятельность в ходе усвоения лекции, сделать материал личностно-значимым и осмысленно-ценностным. Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать тексты; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления. 2) Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к практическому занятию следует начать с ознакомления с планом, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, обязательного чтения художественного текста в полном объеме, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. При проведении практических занятий используются такие интерактивные формы, как написание сочинения-рассуждения на общественно-лингвистическую тематику, составление словаря студента, создание профессионально-ориентированного текста. Это позволит совершенствовать учебные умения студентов, формировать будущие профессиональные речевые умения и их реализацию в ходе практического занятия. 3) Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из повторения лекционного материала; подготовки к семинарам (практическим занятиям); изучения учебной и научной литературы; подготовки к контрольным работам, тестированию; подготовки к семинарам устных докладов (сообщений); подготовки презентаций или другого иллюстративного материала. В ходе самостоятельной работы студентов использование интерактивных форм заключается в поиске и систематизации языкового (словарного) материала, подборе цитатного материала и составлении профессионально-ориентированных текстов, работе в группах. К самостоятельной работе также относится подготовка к промежуточной и итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета или экзамена. К методическим указаниям прилагаются вопросы для аттестации и вопросы для самостоятельной подготовки. 4) Дифференцированный зачет/экзамен по дисциплине имеет комбинированный характер: устный вопрос, ориентированный на знание материала, и письменное задание по русскому языку. Для подготовки к дифференцированному зачету/экзамену следует воспользоваться рекомендованными преподавателем учебниками, конспектами лекций и материалами практических занятий, выполненными домашними работами. |