Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Ботаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология_Профили-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 32 | 32 | 32 | 32 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 57 | 57 | 57 | 57 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Шваков Евгений Евгеньевич
1.1. | формирование знаний об основных сферах жизнедеятельности человека и роли в них экономики, формирование умений и навыков умений и навыков поиска необходимой информации для изучения проблем и практических ситуаций, с которыми сталкивается человек в своей жизнедеятельности, на основе системного подхода, умений и навыков их анализа (включая проведение необходимых экономических расчетов) и выстраивание коммуникаций при их обсуждении с учетом культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества. Каждый из разделов курсов предполагает приобретение знаний, а также формирование умений и навыков умений и навыков поиска необходимой информации для изучения проблем и практических ситуаций, с которыми сталкивается человек в следующих сферах своей жизнедеятельности: - в системе хозяйствования как первичной сфере жизнедеятельности человека; - в сфере экономики; - в системе права; - в системе политических и властных отношений; - в сфере культуры в части ее влияние на экономическое поведение человека. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
УК-1.1 | Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории |
УК-1.2 | Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов |
УК-1.3 | Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений |
УК-1.4 | Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки |
УК-10 | Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности |
УК-10.1 | Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений |
УК-10.2 | Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием |
УК-10.3 | Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
УК-3.1 | Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства |
УК-3.2 | Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи |
УК-3.3 | Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
УК-5.1 | Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира |
УК-5.2 | Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности |
УК-5.3 | Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества |
УК-5.4 | Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия |
УК-9 | Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах |
УК-9.1 | Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды |
УК-9.2 | Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования |
УК-9.3 | Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-1: З.1 - 1) Рассказывает об основных механизмах и методиках поиска, синтеза информации. 2)Приводит примеры применения системного подхода при поиске и обработке информации З.2 - 1) Определяет основные методики постановки цели и способы ее достижения 2) Знает и приводит научные примеры результатов обработки информации УК-3: З.1 - 1) Рассказывает об основах организации социального взаимодействия, в т.ч. с учетом возрастных, гендерных особенностей 2) Приводит примеры организации социального взаимодействия, в т.ч. с учетом возрастных, гендерных особенностей З.2 - 1) Определяет современные технологии взаимодействия, с учетом основных закономерностей возрастного и индивидуального развития, социальных, этноконфессиональных и культурных социальных, этноконфессиональных и культурных различий, особенностей социализации личности различий, особенностей социализации личности 2) Дает характеристику современным технологиям взаимодействия, с учетом основных закономерностей возрастного и индивидуального развития, социальных, этноконфессиональных и культурных различий, особенностей социализации личности УК-5: З.1 - 1. Рассказывает об особенностях социальной организации общества разных культур. 2. Приводит примеры специфики менталитета, ценностей и мировоззрения, характерные для культур Запада, Востока и России. З.2 - 1. Определяет основные отличия представлений культур друг о друге. Перечисляет общие моральные и культурные нормы. 2. Выделяет источники информации о культурах и критически их оценивает с точки зрения достоверности образов культур, гетеростереотипов и этностереотипов. З.3 -1. Рассказывает об условиях эффективности коммуникации, сущности и специфических особенностях своей и чужих культур. 2. Определяет задачи, содержание, формы, средства и технологии коммуникации и межкультурных контактов. УК-10: З.1 - 1) Рассказывает о действующих правовых нормах российского законодательства, обеспечивающих борьбу с коррупцией в различных областях жизнедеятельности УК-9 З.1 - 1) основные документы, регламентирующие финансовую грамотность в профессиональной деятельности; источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности; критерии оценки затрат и обоснованности экономических решений |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-1: У.1 - 1) Разрабатывает этапы решения поставленной задачи, выделяя ее основные составляющие 2) Производит разбор задачи с указанием этапов и конечных целей. У.2 - 1)Анализирует возможные варианты поиска и критического анализа информации У.3 - 1) Анализирует пути решения задачи с их оценкой и критическим анализом недостатков и достоинств 2) Разрабатывает наиболее оптимальные пути решения задачи УК-3: У.1 - 1) Проектирует ситуации общения, сотрудничества, развивая активность, самостоятельность, инициативность, творческие способности участников социального взаимодействия 2) Организует и управляет ситуациями общения, сотрудничества, развивая активность, самостоятельность, инициативность, творческие способности участников социального взаимодействия У.2 - 1) Выбирает необходимые методы и средства создания безопасной и психологически комфортной среды, защищая достоинство и интересы участников социального взаимодействия 2) Организует безопасную и психологически комфортную среду, защищая достоинство и интересы участников социального взаимодействия. УК-5: В.1 - 1) Анализирует образы культур из разных источников, сопоставляя их с личным опытом общения в поликультурной среде. В.2 - 1)Творческим отношением к процессу коммуникации. Воспринимает межкультурную коммуникацию как диалог культур, нацелен на сотрудничество. В.3 - 1)Способностью использовать набор коммуникативных средств и делать их правильный выбор в зависимости от ситуации общения (тон, стиль, стратегии, речевые жанры, тематика и т. д.). 2)Выбирает средства общения исходя из ситуации, стремясь к взаимопониманию.Зная причины конфликтов, стремится избегать или разрешать их. УК-10: У.1 - 1) Разрабатывает и проводит мероприятия, обеспечивающие формирование гражданской позиции и предотвращение коррупции в социуме УК - 9 В.1 - 1)Умеет обосновывать принятие экономических решений в различных областях жизнедеятельности на основе учета факторов эффективности; планировать деятельность с учетом экономически оправданных затрат,направленных на достижение результата |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК-1: В.1 - 1) Способен устанавливать причинно-следственные связи и определять наиболее значимые среди них В.2 - 1) Способен осуществлять поиск информации с применением современных технологий УК-3: В.1 - 1)Использует методы организации конструктивного социального взаимодействия В.2 - 1) Использует методы и приемы организации и управления ситуациями общения, сотрудничества, с учетом возрастного и индивидуального развития, социальных, этноконфессиональных и культурных различий его участников 2) Составляет проект организации ситуациями общения, сотрудничества, с учетом возрастного и индивидуального развития, социальных, этноконфессиональных и культурных различий его участников УК-5 В.1 - 1) Анализирует образы культур из разных источников, сопоставляя их с личным опытом общения в поликультурной среде В.2 .- 1)Воспринимает межкультурную коммуникацию как диалог культур, нацелен на сотрудничество. В.3 - 1) Выбирает средства общения исходя из ситуации, стремясь к взаимопониманию.Зная причины конфликтов, стремится избегать или разрешать их. УК-10: В.1 - 1) Способен выявлять признаки коррупционного поведения УК-9: В.1 - 1)Владеет методикой анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ КАК ПЕРВИЧНАЯ СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | ||||||
1.1. | Жизнедеятельность человека и хозяйствование | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.2. | Жизнедеятельность человека и хозяйствование | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.3. | Жизнедеятельность человека и хозяйствование | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.4. | Сущность хозяйственной деятельности человека | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.5. | Сущность хозяйственной деятельности человека | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.6. | Сущность хозяйственной деятельности человека | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.7. | Модели поведения человека в мире хозяйствования | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.8. | Модели поведения человека в мире хозяйствования | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
1.9. | Модели поведения человека в мире хозяйствования | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 2. ПОВЕДЕНИЕ И ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ | ||||||
2.1. | Человек на рынке труда | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.2. | Человек на рынке труда | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.3. | Человек на рынке труда | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.4. | Человек на рынке товаров и услуг | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.5. | Человек на рынке товаров и услуг | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.6. | Человек на рынке товаров и услуг | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.7. | Человек рациональный и его экономическое поведение | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.8. | Человек рациональный и его экономическое поведение | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.9. | Человек рациональный и его экономическое поведение | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.10. | Человек в мире современных денег | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.11. | Человек в мире современных денег | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.12. | Человек в мире современных денег | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.13. | Человек в мире кредита и на финансовом рынке | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.14. | Человек в мире кредита и на финансовом рынке | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.15. | Человек в мире кредита и на финансовом рынке | Сам. работа | 1 | 3 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.16. | Человек и его взаимоотношения с государством | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.17. | Человек и его взаимоотношения с государством | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.18. | Человек и его взаимоотношения с государством | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.19. | Современная мировая экономика и человек | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.20. | Современная мировая экономика и человек | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.21. | Современная мировая экономика и человек | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 3. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ПРАВА | ||||||
3.1. | Человек в системе хозяйственного права | Лекции | 1 | 0 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
3.2. | Человек в системе хозяйственного права | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
3.3. | Человек в системе хозяйственного права | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
3.4. | Собственность как правовое отношение | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
3.5. | Собственность как правовое отношение | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
3.6. | Собственность как правовое отношение | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 4. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ | ||||||
4.1. | Человек как субъект политики и власти | Лекции | 1 | 0 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
4.2. | Человек как субъект политики и власти | Практические | 1 | 0 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
4.3. | Человек как субъект политики и власти | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
4.4. | Человек и власть государства | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
4.5. | Человек и власть государства | Практические | 1 | 0 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
4.6. | Человек и власть государства | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
4.7. | Реализация экономической политики | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
4.8. | Реализация экономической политики | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
4.9. | Реализация экономической политики | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 5. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА | ||||||
5.1. | Человек как личность: формирование и самореализация | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
5.2. | Человек как личность: формирование и самореализация | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
5.3. | Человек как личность: формирование и самореализация | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
5.4. | Место и роль культуры в развитии человека | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
5.5. | Место и роль культуры в развитии человека | Практические | 1 | 0 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
5.6. | Место и роль культуры в развитии человека | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
5.7. | Общество и взаимоотношения человека с ним | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
5.8. | Общество и взаимоотношения человека с ним | Практические | 1 | 0 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
5.9. | Общество и взаимоотношения человека с ним | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн - курсе на образовательном портале " Цифровой Университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8750 - ссылка на общий курс "Человек в современном мире" ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК – 1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (направления подготовки бакалавриата)/ УК – 1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (направления подготовки специалитета) 1. Если функция спроса на товар описывается уравнением QD = 80–2Р, а предложения – QS = 10+3Р, то равновесная цена составит ______. (ответ введите в виде целого числа). Ответ: 14 2. Если функция спроса на товар описывается уравнением QD = 80–2Р, а предложения – QS = 10+3Р, то равновесный объем продаж составит ____. (ответ введите в виде целого числа). Ответ: 52 3. Если функция спроса на землю описывается уравнением QD = 1000–4R, где R – рента, то при предложении земли в 500 га величина ренты будет составлять ________. (ответ введите в виде целого числа). Ответ: 125 4. К безработным, охваченным циклической безработицей, относится… 1) молодая неработающая женщина, ведущая домашнее хозяйство 2) архитектор на пенсии, ищущий работу в фирме в связи с желанием получить больший заработок 3) инженер-конструктор в связи с переездом на новое место жительства 4) молодой безработный бухгалтер, находящийся в процессе поиска места работы не по специальности (правильный ответ) 5. Ниже приведенное утверждение: «Банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации» описывает функцию денег, как средства ____________. Ответ: платежа 6. Ниже приведенное утверждение: «Банки предлагают множество продуктов, позволяющих вкладчику не только управлять своими финансами, но и получить от этого выгоду» описывает функцию денег, как средства ____________.. Ответ: накопления. 7. Ниже приведенное утверждение: «Плохой альтернативой денежным расчетам является бартер» описывает функцию денег, как средства ____________.. Ответ: обращения. 8. Эмиссионная ценная бумага, доля владения компанией, закрепляющая права её владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов – это ___________. Ответ: акция 9. Доходом по акциям является ________________. Ответ: дивиденд 10. Полгода назад Иван заложил в ломбарде золотые часы. В этих отношениях ломбард выдал Ивану ___________ Ответ: заем. УК – 3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде 1. Стратегия поведения, наиболее выгодная в игре «Дилемма заключенных» называется ________________. Ответ: солидарной 2. В игровой модели индивид обладает чертами «экономического человека», поскольку: 1) действует в условиях неопределенности 2) взаимодействует с большим количеством игроков 3) максимизирует целевой показатель (правильный ответ) 4) подвергается воздействию «невидимой руки» 3. Работник просит у директора материальной помощи в связи с непредвиденными семейными обстоятельствами, а директор тут же сообщает, что фирме требуется сотрудник, который дежурил бы в офисе в ближайшие выходные. Работник соглашается остаться на дежурство. Такая реакция работника определяется эффектом ____________. Ответ: якоря 4. Межличностные отношения, в которые человек вступает в процессе трудовой деятельности – это __________ отношения. Ответ: деловые 5. Стратегия урегулирование межличностного конфликта путем взаимных уступок – это _______________. Ответ: компромисс 6. Человек, работающий удаленно с одним или несколькими заказчиками по гражданско-правовому договору или на основе других договоренностей в рамках фриланса – это________________. Ответ: фрилансер 7. Человек, работающий в организации по трудовому договору является __________________ работником. Ответ: наемным 8. С сотрудником, работающим в организации по основному месту работы и на условиях постоянной занятости заключается _____________________договор. Ответ: трудовой. 9. Выпускнику вуза, впервые ищущему работу и признанному безработным, назначается минимальное пособие сроком на _________ месяца (ответ введите в виде целого числа). Ответ: 3. 10. К безработным, охваченным фрикционной формой безработицы, и имеющим право на получение пособия по безработице, относится: 1) инженер-конструктор, ищущий работу в связи с переездом на новое место жительства (правильный ответ); 2) архитектор на пенсии, ищущий работу в другой фирме в связи с желанием получить больший заработок 3) молодой безработный бухгалтер, находящийся в процессе поиска места работы не по специальности 4) молодая неработающая женщина, ведущая домашнее хозяйство УК – 5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (направления подготовки бакалавриата)/УК – 5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (направления подготовки специалитета) 1. В традиционной экономике проблема экономического выбора при ограниченных ресурсах зависит от … 1) традиций и обычаев (правильный ответ) 2) воли правящей элиты 3) количества денег 4) рыночной конъюнктуры 2. Командно-административная система экономики основывается на … 1) традициях 2) конкуренции 3) частной собственности 4) централизованном распределении благ (правильный ответ) 3. Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Совокупность социальных качеств характеризует человека как _______________. Ответ личность. 4. Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Пол человека характеризует его как _______________. Ответ: индивид. 5. Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Характер человека определяет его _______________. Ответ: индивидуальность. 6. Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Трудовая деятельность человека определяет его _______________. Ответ: индивидуальность 7. Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Религия человека характеризует его как _______________. Ответ: индивидуальность. 8. Религия, нормы которой положены в основу исламского банкинга, как способа ведения банковской деятельности – это _______________. Ответ: ислам. 9. В исламском банкинге, как способе ведения банковской деятельности, запрещено получение дохода в виде_____________. Ответ: процента 10. Государство, в котором система пожизненного найма, как форма трудовых отношений с наемными работниками, является основной – это _____________. Ответ: Япония УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах (для отдельных образовательных программ) 1. Инвалиды с детства в соответствии с законодательством РФ получают денежную выплату, которая называется___________ Ответ: пенсия 2. Пенсия, которую получают инвалиды с детства, является ……. ? 1) страховой пенсией по инвалидности 2) государственной пенсией по инвалидности 3) государственной социальной пенсией (правильный ответ) 3. Работник организации со стажем более 1 года получил трудовое увечье, повлёкшее инвалидность. Какой вид пенсии ему будет назначен? 1) страховая пенсия по инвалидности (правильный ответ) 2) государственная пенсия по инвалидности 3) государственная социальная пенсия 4. Военнослужащий в результате ранения получил увечье, повлёкшее инвалидность. 1) страховая пенсия по инвалидности 2) государственная пенсия по инвалидности (правильный ответ) 3) государственная социальная пенсия 5. Какой минимальный трудовой стаж, исчисляемый в днях, необходим для получения страховой пенсии по инвалидности? (ответ введите в виде целого числа). Ответ: 1. 6. Требовании о выделении рабочих мест предприятиями и организациями РФ в соответствии с федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для трудоустройства инвалидов – это _________. Ответ: квота 7. В соответствии с трудовым кодексом РФ и федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов I и II групп рабочее время в неделю составляет _____ часов (ответ введите в виде целого числа). Ответ: 35 8. Какой из налогов в соответствии с налоговым законодательством РФ не предусматривает льгот для инвалидов? 1) НДФЛ, 2) налог на имущество физических лиц, 3) земельный налог 4) транспортный налог 5) акциз (правильный ответ). 9. В рамках льготного налогообложения НДФЛ инвалидам предусмотрен расширенный перечень налоговых вычетов, относящихся к: 1) стандартным (правильный ответ) 2) профессиональным 3) социальным 4) имущественным 5) инвестиционным. 10. Обслуживание инвалидов, или решение их проблем, осуществляемое в рамках предпринимательской деятельности – это _____________ предпринимательство. Ответ: социальное УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности (для отдельных образовательных программ данная компетенция имеет код УК-9) 1. Банк России установил официальный курс доллара США 64 руб. В банке «Выгодный» установлены следующие курсы: покупка — 64,5 руб., продажа — 65,5 руб., комиссия банка за осуществление операции составляет 200 руб. независимо от суммы сделки. Вам необходимо приобрести 100 долларов США. Для приобретения 100 долларов США в данном банке у Вас должно быть ________________ рублей (ответ введите в виде целого числа). Ответ: 6750 руб. 2. При продаже моторной лодки (если вы не освобождены от налогообложения) в соответствии с российским законодательством Вы должны оплатить ____________. Ответ: НДФЛ. 3. Если вы являетесь владельцем моторной лодки, то в соответствии с российским законодательством Вы являетесь плательщиком _________________ налога. Ответ: транспортного 4. Если вы являетесь владельцем легкового автомобиля, то в соответствии с российским законодательством Вы должны оплатить транспортный налог до _______________ следующего года. Ответ: 1 декабря 5. Заёмщик решил погасить часть долга досрочно, но не может определиться, что ему выбрать: уменьшить платеж или уменьшить срок. Для уменьшения при прочих равных общей переплаты по кредиту заемщику необходимо уменьшить ___________. Ответ: срок. 6. Полгода назад Иван заложил взял заём в ломбарде под залог золотых часов. Дела у него в это время шли не очень хорошо, и долг отдать не получалось. Спустя полтора месяца после истечения срока займа Ивану позвонили из ломбарда и сообщили, что большая часть долга погашена за счет реализации часов, ему осталось заплатить лишь небольшой остаток долга и проценты. Прав ли ломбард: а) да, Ивану придется заплатить всю требуемую сумму; б) нет, Иван должен заплатить только остаток долга; в) нет, Иван должен заплатить только проценты; г) нет, Иван ничего не должен ломбарду. 7. На оборотной стороне вашей пластиковой карты указывается код, который обозначается как ______ Ответ^ CVV или CVC 8. Вы нашли в зимней куртке купюру достоинством 500 руб., которая окрасилась после стирки. После того как ее не приняли у вас в магазине, вы для ее обмена обратитесь в ________. Ответ: банк 9. Вы купили годовой абонент в фитнес-центр. С целью оптимизации своих расходов решили получить налоговый ______________. Ответ: вычет. 10. Вы купили годовой абонент в фитнес-центр. С целью оптимизации своих расходов решили получить налоговый вычет. Срок, в течение которого вы можете подать декларацию по форме 3-НДФЛ на получение налогового вычета, исчисляемый в последующих годах составляет _________года (ответ введите в виде целого числа). Ответ: 3 УК-11. Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности (для отдельных образовательных программ данная компетенция имеет код УК-10) 1. Реквизиты вашей карты, которые могут позволить мошенникам получить доступ ко всем хранящимся на счете средствам: а) номер карты и имя владельца; б) номер карты, имя владельца, срок действия и CVC/CVV-код; в) номер карты, имя владельца и CVC/CVV-код; г) мошенники не могут получить доступ к средствам по написанным на карте реквизитам. 2. Перейдя дорогу в неположенном месте, вы нарушили правила дорожного движения. Ваше действие является основанием для привлечения вас к ___________________ ответственности. Ответ: административной 3. За ложное сообщение о террористическом акте установлена _____________ ответственность. Ответ: уголовная 4. Под термином «коррупция» понимается правонарушение в виде …….. 1) получения взятки 2) получения и дачи взятки (правильный ответ) 3) дачи взятки 5. Глава муниципальной администрации назначил руководителем подведомственного учреждения своего близкого родственника. В соответствии с Федеральным законом РФ «О противодействии коррупции» он создал ситуацию, которая называется _________ Ответ: конфликт интересов 6. Как называется заинтересованность государственного служащего, возникающая в рамках конфликта интересов? Ответ: личная 7. Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма распространяется на несовершеннолетних лиц, достигшие возраста ____ лет (ответ введите в виде целого числа). Ответ: 14 8. Приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности –это ____________. Ответ: экстремизм 9. Наказание, назначаемое за совершение проступка, виде денежного взыскания, как правило, в пользу государства – это ______. Ответ: штраф. 10. Принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или бездействие) – это ____________. Ответ: взятка КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=507847 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 25. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. В. Коршунов | Экономическая теория (для не-экономистов): учебник для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/F05B8F27-4A19-407C-815D-C66502D059C2 |
Л1.2 | Гребенников, П. И. | Экономика: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018, 2018 | www.biblio-online.ru/book/D55C6954-C1D5-4B31-9C5F-F595181A9B94 |
Л1.3 | Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова | Экономическая теория : учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/594305EC-4C94-4162-985C-DC8C5646DDF0 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Борисов, Е. Ф. | Экономика: учебник и практикум | М.: Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/13E2B33A-FA69-4D05-A998-4098FBBC1EAE |
Л2.2 | Кумбашева, Ю. А. | Человек в современном мире : учебное пособие | Москва : ФЛИНТА, 2021 | URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83373 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Человек в современном мире | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
103С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц |
Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель. Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях. В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - верное решение задач; - эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций; - использование дополнительных материалов. Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме. ЭУМК представлен на платформе Moodle |