МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ювенальное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2022_9кл
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 12 12 30 30
Практические 20 20 22 22 42 42
Итого 38 38 34 34 72 72

Программу составил(и):
Препод., Камынина Валерия Олеговна

Рецензент(ы):
Препод., Соколов Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Ювенальное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 25.03.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Ювенальное право» являются: формирование у студентов системы знаний, умений, научно-обоснованного мышления и целостного, систематизированного представления о становлении, развитии, организации и функционировании в Российской Федерации новой отрасли - ювенального права, регулирующего правоотношения, участниками которых являются несовершеннолетние.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные научные взгляды и концепции основ ювенального права; исторические аспекты становления и развития основ ювенального права; нормы по защите и ответственности несовершеннолетних в отраслях отечественного законодательства; принципы, формы, способы, механизмы защиты прав несовершеннолетних.
3.2.Уметь:
3.2.1.Правильно употреблять основные правовые понятия и категории; характеризовать: основные черты правового положения несовершеннолетнего, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора с несовершеннолетним; объяснять: особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; особенности административной ответственности несовершеннолетних;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности с несовершеннолетними.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрены.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия и источники ювенального права: предмет, метод и система
1.1. Основы ювенального права. Ювенальная политика в России. Виды нормативных правовых актов по охране несовершеннолетних Лекции 1 4
1.2. Устный опрос по теме: «Введение в курс учебной дисциплины «Ювенальное право». Практические 1 2
1.3. Тест по теме: «Основные понятия и источники ювенального права». Практические 1 2
Раздел 2. Конституционно-правовой статус несовершеннолетних в РФ
2.1. Несовершеннолетний как субъект ювенального права и ювенальных правоотношений. Понятие правового статуса несовершеннолетнего и его разновидности. Лекции 1 2
2.2. Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего в РФ. Личные права и свободы несовершеннолетнего. Политические права и свободы несовершеннолетнего. Социальные, экономические и культурные права и свободы несовершеннолетнего. Лекции 1 2
2.3. Устный опрос по теме: «Конституционно-правовой статус ребенка». Практические 1 2
Раздел 3. Правовое положение несовершеннолетнего в семейном законодательстве
3.1. Несовершеннолетний как субъект семейного права. Алиментные обязательства. Лекции 1 2
3.2. Кейс-задание: решение задач по теме «Алиментные обязательства». Практические 1 2
3.3. Лишение и ограничение родительских прав. Лекции 1 2
3.4. Кейс-задание: решение задач по теме «Лишение и ограничение родительских прав». Практические 1 2
3.5. Деловая игра «Лишение родительских прав». Практические 1 2
3.6. Опека и попечительство. Лекции 1 2
3.7. Устный опрос по теме: «Опека и попечительство». Практические 1 2
Раздел 4. Правовое положение несовершеннолетних в сфере трудовых отношений
4.1. Трудовые права несовершеннолетних по российскому законодательству. Лекции 1 2
4.2. Устный опрос по теме: «Правовой статус несовершеннолетнего в нормах российского трудового права». Практические 1 2
4.3. Основания и условия материальной ответственности несовершеннолетних. Лекции 1 2
4.4. Тест по теме: «Основания и условия материальной ответственности несовершеннолетних». Практические 1 2
4.5. Контрольная работа № 1 по теме: «Трудовые права несовершеннолетних». Практические 1 2
Раздел 5. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений
5.1. Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений. Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Лекции 2 2
5.2. Устный опрос по теме: «Понятие и особенности правового статуса несовершеннолетнего». Практические 2 2
5.3. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних. Лекции 2 2
5.4. Коллоквиум по теме: «Гражданская правоспособность и дееспособность». Практические 2 2
5.5. Устный опрос по теме: «Права несовершеннолетних на жилище». Практические 2 2
5.6. Тест по разделу: «Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений». Практические 2 2
Раздел 6. Ответственность и защита несовершеннолетних в административном законодательстве
6.1. Понятие и признаки административного правонарушения как основания административной ответственности. Понятие и признаки административной ответственности несовершеннолетних. Лекции 2 2 Л1.1
6.2. Устный опрос по теме: «Особенности административной ответственности несовершеннолетних». Практические 2 2 Л1.1
6.3. Порядок привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. Лекции 2 2 Л1.1
6.4. Самостоятельная работа по теме: «Ответственность и защита прав несовершеннолетних в административном праве». Практические 2 2 Л1.1
6.5. Эссе по теме: «Проблемы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности». Практические 2 2 Л1.1
Раздел 7. Правовое положение несовершеннолетних в уголовном законодательстве
7.1. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. Лекции 2 2 Л2.1
7.2. Устный опрос по теме: «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Практические 2 2 Л2.1
7.3. Характеристика правового статуса несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном праве. Лекции 2 2 Л2.1
7.4. Устный опрос по теме: «Правовой статус несовершеннолетнего в уголовном праве». Практические 2 2 Л2.1
7.5. Самостоятельная работа о теме: ««Правовое положение несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве». Практические 2 2 Л2.1
7.6. Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. В соответствии с принципами ювенального права, ответственность несовершеннолетних по сравнению со взрослыми

а. Усиливается
б. Уменьшается
в. Является такой же

2. Наивысшей юридической силой обладают нормы ювенального права, закрепленные в

а. Конституции РФ
б. Законодательстве субъектов РФ
в. Актах органов местного самоуправления

3. Ювенальная политика направлена на защиту прав лиц в возрасте до

а. 16 лет
б. 18 лет
в. 21 года

4. Ювенальная юстиция – это

а. Нормы уголовно-процессуального права, касающиеся несовершеннолетних
б. Нормы гражданско-процессуального права, касающиеся несовершеннолетних
в. Специализированное правосудие в отношении несовершеннолетних

5. Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся со дня его обнаружения в течение

а. 3 лет
б. 6 месяцев
в. 1 года

6. Возраст вступления в детские общественные организации установлен с

а. 8 лет
б. 10 лет
в. 14 лет

7. Ребенком является лицо в возрасте до ___ лет

а. 18
б. 16
в. 10
г. 14

8. Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, гарантируется …

а. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации»
б. Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
в. Конституцией Российской Федерации

9. К принципам государственной политики в интересах детей не относится …

а. Законодательное обеспечение прав ребенка
б. Светский характер образования
в. Ответственность граждан и должностных лиц за причинение вреда ребенку
г. Поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей

10. Специфика ювенального правоотношения определяется тем, что

А. ребенок участвует в нем как непосредственно, так и опосредованно
Б. оно регулируется нормами ювенального права
В. при его возникновении отсутствует юридический факт
Г. оно складывается исключительно в самых важных для государства сферах

11. Предмет ювенального права составляют:

А. положение ребенка в семье и школе
Б. общественные отношения, в которых одной из сторон, как минимум, выступают дети
В. деятельность органов местного самоуправления по поводу детей

12. Детям нужно знать свои права в первую очередь для того, чтобы

А. хорошо учиться в школе
Б. знать и уметь защищать свои интересы
В. помогать родителям
Г. весело проводить досуг

13. В развивающихся странах около 150 миллионов детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности, что свидетельствует о нарушении прав ребенка на

А. сохранение своей индивидуальности
Б. личную жизнь, честь и репутацию
В. защиту от опасных форм труда и эксплуатации
Г. здоровое развитие

14. Ювенальная профилактика - это:

а) превенция антисоциального поведения;
б) предупреждение преступности несовершеннолетних
в) борьба с экстремизмом
г) профилактика девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних
д) противодействие женской преступности

15. Несовершеннолетние работники несут полную материальную ответственность лишь за:
а) умышленное причинение ущерба
б) разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами
в) ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения
г) ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка
д) причинение ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей

Ключ к тесту:
1. б
2. а
3. б
4. в
5. б
6. а
7. а
8. а
9. б
10. б
11. б
12. б
13. г
14. б
15. а,в,г

Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») Верно выполнено 85-100% заданий предложенного теста.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Верно выполнено 70-84% заданий предложенного теста.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Верно выполнено 50-69% заданий предложенного теста.
0-49 баллов(оценка «неудовлетворительно») Верно выполнено 0-49% заданий предложенного теста.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Цель эссе закрепление пройденного материала по теме «Проблемы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности».
Структура эссе:
1. Введение (суть и обоснование выбора выбранной темы, краткие определения ключевых терминов);
2. Основная часть (аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала);
3. Заключение (обобщения и выводы).

Темы для Эссе:
1. Проблемы реализации административной ответственности несовершеннолетних и пути их преодоления;
2. Проблемы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности за незаконное потребление наркотиков;
3. Особенности административно-правового регулирования помещения несовершеннолетних граждан иностранных государств в центры временного содержания и передачи их законным представителям.

Уровень освоения Критерии
100 – 85 баллов – оценка «отлично» Выставляется студенту, если четко сформулировано понимание проблемы и ясно выражено отношение к ней автора; логически соединены в единое повествование термины, понятия, теоретические обобщения, относящиеся к раскрываемой проблеме; представлена четкая аргументация, доказывающая позицию автора.
84 – 70 баллов – оценка «хорошо» Выставляется студенту, если с неточностями представлена собственная точка зрения при раскрытии проблемы; проблема раскрыта с неточностями в использовании терминов; дана аргументация своего мнения со слабой опорой на факты.
69 – 50 баллов – оценка «удовлетворительно» Выставляется студенту, если расплывчато представлена собственная точка зрения при раскрытии проблемы; проблема раскрыта с некорректным использованием терминов; слабо аргументировано собственное мнение с минимальной опорой на факты.
49 – 0 баллов – оценка «неудовлетворительно» Выставляется студенту, если не прослеживается собственная точка зрения при раскрытии проблемы; проблема раскрыта слабо, без использования терминов; не аргументировано собственное мнение; эссе не представлено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения промежуточной аттестации: дифференцированный зачет проводится в традиционной форме после успешной сдачи всех текущих аттестаций.
Дифференцированный зачет является формой промежуточного контроля знаний, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы. Умения отрабатываются студентами в ходе выполнения заданий на практических занятиях.

Примерный перечень вопросов к дифференцированному зачету:
1. Понятие «ювенальное право». Наука ювенального права.
2. Ювенальная политика в Российской Федерации.
3. Понятие конституционно-правового статуса ребенка (несовершеннолетнего) в Российской Федерации.
4. Личные права и свободы ребенка (несовершеннолетнего).
5. Политические права и свободы ребенка (несовершеннолетнего).
6. Социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка (несовершеннолетнего).
7. Гражданские права и свободы несовершеннолетних и предупреждение их нарушения.
8. Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений.
9. Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних.
10. Участие несовершеннолетних в предпринимательстве.
11. Опека и попечительство над несовершеннолетними.
12. Управление имуществом несовершеннолетнего.
13. Возмещение вреда, причиненного несовершеннолетнему.
14. Понятие гражданско-правовой ответственности.
15. Гражданская деликтоспособность.
16. Гражданско-правовая ответственность малолетних.
17. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних.
18. Особенности ответственности несовершеннолетних, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
19. Несовершеннолетний как субъект семейного права.
20. Права несовершеннолетнего, предусмотренные семейным законодательством.
21. Лишение и ограничение родительских прав.
22. Алиментные обязательства.
23. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
24. Трудовые права несовершеннолетних по российскому законодательству.
25. Обязанности несовершеннолетних работников в трудовых правоотношениях.
26. Меры поощрения и дисциплинарная ответственность несовершеннолетних работников.
27. Основания и условия материальной ответственности несовершеннолетних.
28. Особенности административной ответственности несовершеннолетних.
29. Порядок привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.
30. Освобождение от административной ответственности несовершеннолетних.
31. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
32. Защита несовершеннолетних в уголовном законодательстве.
33. Характеристика правового статуса несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном праве.
34. Правовое положение несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
35. Особенности правового положения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу.
36. Несовершеннолетние в уголовно-исполнительной системе.
37. Правовое положение несовершеннолетних при исполнении наказания в виде лишения свободы.
38. Правовое положение несовершеннолетнего как участника гражданского процесса.
39. Правовое положение несовершеннолетнего как свидетеля в гражданском судопроизводстве.
40. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также дифференцированного зачета.

Критерии оценивания:
Уровень освоения Критерии
100 – 85 баллов – оценка «отлично» Выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает.
84 – 70 баллов – оценка «хорошо» Выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос.
69 – 50 баллов – оценка «удовлетворительно» Выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
49 – 0 баллов – оценка «неудовлетворительно» Выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.А. Ветошкин Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Учебник и практикум для СПО Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Ростокинский [и др.] Криминология и предупреждение преступлений: преступность несовершеннолетних : учебное пособие для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Единый образовательный портал АлтГУ. Ювенальное право 9 кл. portal.edu.asu.ru
Э2 Сайт «Университетской библиотеки онлайн». www.biblioclub.ru
Э3 Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Offiсe:
MS Word,
MS Excel.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
ИПО системы «Гарант». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие». Режим доступа: http://sudrf.ru/
Сайт судебные и нормативные акты РФ. Режим доступа: http://sudact.ru/
Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/
Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html
Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru/about

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
402Н кабинет дисциплин права; кабинет профессиональных дисциплин; кабинет правового и документационного обеспечения профессиональной деятельности; кабинет правового обеспечения профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; трибуна; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; Конституция РФ; Трудовой кодекс; Гражданский кодекс; кодекс РФ об административных правонарушениях.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы дисциплины «Ювенальное право».
В ходе лекционных занятий студенту необходимо вести конспектирование учебного материала, а также обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт.
Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Практические занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.
Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
- План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
- Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
- Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. ·
- Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.
Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.
Особое внимание следует обратить на дискуссионные теоретические вопросы: изучить различные точки зрения ведущих ученых, обозначить противоречия современного законодательства. Для систематизации основных положений по теме занятия рекомендуется составление конспектов. Обратить внимание на:
- Составление списка нормативных правовых актов и учебной и научной литературы по изучаемой теме.
- Изучение и анализ выбранных источников.
- Изучение и анализ судебной практики по данной теме, представленной в информационно-справочных правовых электронных системах «КонсультантПлюс», «Гарант» или других.
- Выполнение предусмотренных программой заданий в соответствии с тематическим планом.
- Выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями кафедры на их еженедельных консультациях.
- Проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по дисциплине «Ювенальное право» может выполняться в библиотеке Алтайского государственного университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал учебной дисциплины «Ювенальное право», предусмотренный рабочим учебным планом для усвоения студентом в процессе самостоятельной работы, выносится на промежуточный контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий.
Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
− конспектирование (составление тезисов) лекций;
− выполнение контрольных работ;
− решение задач;
− работу со справочной и методической литературой;
− работу с нормативными правовыми актами;
− выступления на практических занятиях;
− участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины;
− участие в собеседованиях, дискуссиях, круглых столах;
− участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
− повторения лекционного материала;
− подготовки к практическим занятиям;
− изучения учебной и научной литературы;
− изучения нормативных правовых актов (в т.ч. в электронных базах данных);
− решения задач, выданных на практических занятиях;
− подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
− подготовки к практическим занятиям устных сообщений;
− подготовки индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя;
− выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций.
4. При реализации учебной дисциплины «Ювенальное право» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция.
При проведении практических занятий: устный опрос, решение задач с применением нормативно-правовых актов, круглый стол, составление правовых документов, письменная работа.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении опорных конспектов, составлении таблиц, составлении правовых документов, письменная работа, тест.
5. Дифференцированный зачет по дисциплине «Ювенальное право».
Дифференцированный зачет сдается в устной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины, включающее 40 вопросов. Для проверки умений студентов экзаменационный билет включает практическую задачу.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, конспектом лекций, выполненными самостоятельными работами.