МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2022_9кл
Часов по учебному плану 83
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 27 27 27 27
Итого 83 83 83 83

Программу составил(и):
преподаватель, Тимофеева Виктория Васильевна;Преподаватель, Матрохина Екатерина Алексеевна;Преподаватель, Колесникова Елена Валерьевна;Преподаватель, Ямщикова Оксана Игоревна

Рецензент(ы):
преподаватель, Соколов Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.поддерживать деловую репутацию;
давать психологическую характеристику личности, владеть приёмами делового общения и навыками культуры поведения;
предотвращать и регулировать конфликтные ситуации;
психологически грамотно строить беседу;
применять в профессиональной деятельности приёмы делового общения, психологию коллектива и руководства;
психологические свойства личности, их роль в профессиональной деятельности;
причины возникновения и способы разрешения конфликтных ситуаций;
основы и особенности делового общения;
правила организации и ведения деловых коммуникаций

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10 Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.психологию коллектива и руководства;
психологические свойства личности, их роль в профессиональной деятельности;
причины возникновения и способы разрешения конфликтных ситуаций;
основы и особенности делового общения;
правила организации и ведения деловых коммуникаций
3.2.Уметь:
3.2.1.поддерживать деловую репутацию;
давать психологическую характеристику личности, владеть приёмами делового общения и навыками культуры поведения;
предотвращать и регулировать конфликтные ситуации;
психологически грамотно строить беседу;
применять в профессиональной деятельности приёмы делового общения, психологию коллектива и руководства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Моральные и этические аспекты в профессиональной деятельности юриста
1.1. Мораль и этика профессиональной деятельности юриста Лекции 5 2 ОК 11 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.2. Мораль и этика профессиональной деятельности юриста Практические 5 2 ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.3. Основные этические категории Практические 5 2 ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Мораль и этика профессиональной деятельности юриста Сам. работа 5 4 ОК 11, ОК 8 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Понятие и значение профессиональной этики юриста Лекции 5 2 ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Понятие и значение профессиональной этики юриста Практические 5 2 ОК 4, ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.7. Нравственные качества юриста Практические 5 2 ОК 4, ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.8. Понятие и значение профессиональной этики юриста Сам. работа 5 3 ОК 11, ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.9. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности Лекции 5 2 ОК 11, ОК 9 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.10. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности Практические 5 2 ОК 9, ОК 8 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.11. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности Сам. работа 5 3 ОК 6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.12. Особенности профессионального общения юриста Лекции 5 2 ОК 6, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.13. Особенности профессионального общения юриста Практические 5 2 ОК 8 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.14. Этические нормы деловой коммуникации Практические 5 2 ОК 6 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.15. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности Сам. работа 5 2 ОК 9 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.16. Конфликт в профессиональной деятельности юриста Лекции 5 2 ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.17. Конфликт в профессиональной деятельности юриста Практические 5 2 ОК 11, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.18. Стратегии разрешения конфликтов в профессиональной деятельности юриста Практические 5 2 ОК 11, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.19. Оценка личности в конфликтном взаимодействии Практические 5 4 ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.20. Нравственные начала предварительного следствия Лекции 5 2 ОК 11, ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.21. Нравственные начала предварительного следствия Практические 5 2 ОК 12, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.22. Этика производства отдельных следственных действий Практические 5 2 ОК 12, ОК 11 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.23. Нравственные начала предварительного следствия Сам. работа 5 3 ОК 12, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.24. Нравственные начала судебной деятельности Лекции 5 2 ОК 6, ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.25. Нравственные начала судебной деятельности Практические 5 2 ОК 12, ОК 11, ОК 5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.26. Нравственные требования к судье и правосудию Практические 5 2 ОК 12, ОК 11 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.27. Нравственные начала судебной деятельности Сам. работа 5 6 ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.28. Морально-нравственные аспекты в деятельности представителей отдельных юридических профессий Лекции 5 2 ОК 12, ОК 6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.29. Морально-нравственные аспекты в деятельности представителей отдельных юридических профессий Практические 5 2 ОК 9, ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.30. Адвокатская этика Практические 5 2 ОК 12, ОК 9 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.31. Профессиональная этика нотариуса Практические 5 2 ОК 12, ОК 6 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.32. Морально-нравственные аспекты в деятельности адвоката (защитника) Сам. работа 5 6 ОК 9, ОК 8, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.33. Нравственные начала медиативных процедур Лекции 5 2 ОК 11, ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.34. Нравственные начала медиативных процедур Практические 5 2 ОК 11 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3494
Контрольные вопросы и задания для проверки промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Этика как наука существует:
а) с конца 18 века
б) более 20 веков;
в) более 10 веков;
2. Этика — это наука:
а) Об общепринятых и повторяющихся формах поведения людей
б) Которая изучает добродетели
в) О морали, нравственности
3. Мыслитель, стоявший у истоков этической мысли:
а) Кант
б) Аристотель
в) Гегель
4. Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значе¬ние и совершаемых им в относительно продолжительный период времени:
а) достоинство
б) поведение
в) совесть
5. Выберите понятие, не являющееся категорией этики:
а) Ответственность
б) Честь
в) Характер
г) Долг
6. Социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, обществу, самому себе – это…
а) Моральные критерии
б) Моральные нормы
в) Моральные принципы
7. В структуру морали входят следующие элементы: нравственное сознание; нравственная деятельность и нравственные категории.
а) Верно
б) Неверно
8. Юридическая этика – это:
а) отрасль законодательства
б) исключительно наука
в) совокупность правил поведения и наука
9. К формам служебного этикета в юридической профессии относят: повседневное служебное общение, приём посетителей, заседания, конференции, собрания, посещение организаций, посещение граждан по месту жительства.
а) Верно
б) Неверно
10. Категории этики представляют собой...
а) все понятия и термины этической науки
б) общую и особенную части этической науки
в) наиболее общие понятия, которые применяются для обозначения объектов, изучаемых этикой
11. Элементы морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества, — это ...
а) моральные критерии.
б) моральные нормы
в) нравственные идеалы

12. Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для тех профессий, объектом которых является ...
а) культура
б) человек
в) право
13. Представители юридической профессии за свои действия и решения в профессиональной сфере ...
а) несут повышенную ответственность
б) не несут никакой ответственности
в) несут такую же ответственность, как и все остальные
14. Альтруизм означает:
а) сострадательное, доброжелательное, заботливое отно¬шение к другому человеку
б) бескорыстное служение ближнему
в) признание человека высшей ценностью
15. То, что по своему смыслу противоположно идее добродетели:
а) благородство
б) порок
в) репутация

Ключ:
1. а
2. в
3. б
4. б
5. в
6. б
7. б
8. в
9. а
10. в
11. в
12. б
13. а
14. б
15. б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» - верно больше 60% заданий.
«не зачтено» - верно менее 60% заданий.


Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Термин мораль (лат. Moralitas) был введен в научный обиход известным римским государственным деятелем республиканского периода ____________________________.
2. Простейшим образом этику определяют как __________ о морали и нравственности.
3. Источником, впервые зафиксировавшим в 1789 году определение нравственности в русском языке, считается ____________________________________________________.
4. Общеправовой принцип, выражающий собой мировоззрение, в центре которого лежит идея о благе человека, заботе о его правах на счастье, свободу, равенство, личностное развитие, называется принципом ____________. Этот термин дошел до наших дней из латинского языка и в прямом переводе означает «человеколюбие».
5. Основателем судебной этики как науки о нравственных принципах судопроизводства принято считать выдающегося отечественного юриста второй половины девятнадцатого – первой четверти двадцатого веков __________________, особенно известного как судебного оратора.
6. ______________ этики – это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали.
7. Согласно А. С. Кобликову ведущей считается _________________ функция морали.
8. В переводе с латинского «юстиция» означает _________________.
9. Распорстраненная форма закрепления норм профессиональной этики – этические или моральные ____________.
10. Мораль определяется уровнем ______________________ и ______________________ сознания.
11. Предметом юридической этики как науки и учебной дисциплины является проявление морали в правосудии и ___________________ деятельности.
12. Изменение личных качеств человека под влиянием его профессиональной деятельности – ___________________ _________________.
13. К числу незаконных и безнравственных приемов допроса относится постановка ________________ вопросов.
14. Современные исследователи выделяют ___ основных вида морального зла.
15. ______________ нормы – это правила поведения, устанавливаемые общественными объединениями, распространяющиеся на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данных общественных объединений.
16. Профессиональная этика имеет значение, прежде всего, для профессий объектом которых является _____________.
17. Церемониальное мероприятие, являющееся обязательным для принятия нового члена во многие юридические сообщества (как адвокатское, судейское) ________________.
18. Наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, и мышления – ______________.
19. ______________ – сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике личности или коллектива, основанное на его предшествующем поведении и выражающееся в признании его заслуг.
20. Две основные категории этики – _______ и ___.
21. Предпочтение собственных инстересов интересам других – это _________.
22. Моральные принципы и нормы охватывают _____ людей.
23. _______________ __________ – информация, представляющая собой сведения, которые сообщены адвокату в силу носимого им звания и разглашение которых противоречит инстересам лица, их сообщившего.
24. Субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой – ___________.
25. Русский синоним термина «мораль» – __________________.


Ключ:

1. Марк Ту́ллий Цицеро́н.
2. Учение / наука.
3. Словарь Российской Академии.
4. Гуманизма.
5. А. Ф. Кони.
6. Категории.
7. Регулятивная.
8. Справедливость.
9. Кодексы.
10. Индивидуального и общественного.
11. Правоохранительной.
12. Профессиональная деформация.
13. Наводящих.
14. Два (враждебность и распущенность).
15. Корпоративные.
16. Человек.
17. Присяга / допустимо – клятва.
18. Диалектика.
19. Репутация.
20. Добро и зло.
21. Эгоизм.
22. Всех.
23. Адвокатская тайна.
24. Совесть.
25. Нравственность.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена может включать несколько блоков оценивания:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на экзамене). Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3494 (Ссылка на тест в электронном курсе дисциплины)

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 60 вопросов, студент может получить максимум 60 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 100 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 60 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль_ПЭ.docx
Приложение 2.   фос пэ 2023 псо с ЭБС.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Носков И. Ю. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА. Учебник для ВО: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Сорокотягин И.Н., Маслеев А.Г. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Скворцов, А. А. Этика : Гриф УМО СПО Юрайт, 2021 www.urait.ru
Л2.2 Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. Избранные работы: Юрайт, 2021 www.urait.ru
Л2.3 Таран, А. С. Профессиональная этика юриста : учебник и практикум для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Курс в Moodle "Профессиональная этика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
405Н кабинет профессиональной этики и психологии делового общения; кабинет социальной психологии; кабинет коммуникативных тренингов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Владение основами знаний по этике, в том числе и профессиональной, является одним из важнейших факторов как нравственного, так и профессионального совершенствования личности. В связи с этим, изучение теории профессиональной этики юриста способствует развитию как морального сознания, так и правосознания, наличие котороых является неотъемлимой частью профессиональной деятельности юриста.
При реализации учебной дисциплины "Профессиональная этика" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа; элементы проблемной лекции.
При проведении практических занятий: разбор конкретных жизненных ситуаций, мозговой штурм.
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
-посещать все лекционные и практические занятия
-все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
-обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
-в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал
При изучении дисциплины «Профессиональная этика» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины, Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины «Профессиональная этика».
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Профессиональная этика» предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине «Профессиональная этика» следует:
-внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
-определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
-изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.