МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Материаловедение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки54.02.01. специальность Дизайн (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план54_02_01_Дизайн-2022_9кл
Часов по учебному плану 56
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 10
индивидуальные консультации 2
контроль 8
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 10 10 10 10
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 8 8 8 8
Итого 56 56 56 56

Программу составил(и):
Преподаватель, Сердюкова Елена Владимировна

Рецензент(ы):
Преподаватель, Чурилов Михаил Григорьевич

Рабочая программа дисциплины
Материаловедение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. № 658)

составлена на основании учебного плана:
54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: гуманитарный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение обучающимися знаний в области теоретических и технологических основ материаловедения.
Приобретение обучающимися знаний о номенклатуре материалов.
Приобретение обучающимися умений работы с различными материалами в ходе практических занятий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста
ОК 07 Cодействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ПК 2.1 Разрабатывать технологическую карту изготовления изделия
ПК 2.2 Выполнять технические чертежи
ПК 2.3 Выполнять экспериментальные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете или материале в соответствии с техническим заданием (описанием)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Области применения различных материалов
Методы измерения параметров и свойств материалов
Технологические, эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам
Особенности испытания материалов
3.2.Уметь:
3.2.1.Выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в дизайн-проекте.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотренно

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Роль материалов в организации эстетики окружающей среды. Лекции 5 1 ОК 09, ОК 05 Л1.1, Л2.1
1.2. История развития производства материалов. Лекции 5 1 ОК 09, ОК 05 Л1.1, Л2.1
1.3. Свойства материалов (функциональные, эстетические). Лекции 5 1 ОК 09 Л1.1, Л2.1
1.4. Конспект №1. Современные классификации материалов Сам. работа 5 2 ОК 09, ОК 03, ОК 02 Л1.1, Л2.1
1.5. Творческое задание №1 Коллаж (работа в малых группах). Практические 5 2 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 09, ОК 04, ОК 02, ОК 01 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Бумага
2.1. Виды бумаги. Первая бумагоделательная машина. Свойства материала. Лекции 5 1 ОК 09, ОК 04 Л1.1, Л2.1
2.2. Творческое задание №2 Древнее искусство складывания бумаги – Оригами. Практические 5 2 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 09, ОК 07 Л1.1, Л2.1
2.3. Конспект №2 Производство бумаги в России. Сам. работа 5 1 ОК 09, ОК 03, ОК 02 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Древесина
3.1. Химические и физические свойства древесины. История применения. Лекции 5 1 ОК 09, ОК 05 Л1.1, Л2.1
3.2. Применение древесины и материалов изготовленных на ее основе в дизайне. Лекции 5 1 ОК 09, ОК 05 Л1.1, Л2.1
3.3. Творческое задание №3 Работа с древесиной. Практические 5 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ОК 09, ОК 01 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Стекло и минеральные расплавы.
4.1. Физические и химические свойства. Виды стекла. Декоративные и утилитарные изделия из стекла. Лекции 5 1 ОК 09, ОК 05 Л1.1, Л2.1
4.2. История происхождения стекла. Область применения материала в дизайне. Лекции 5 1 ОК 09, ОК 05 Л1.1, Л2.1
4.3. Творческое задание № 4. Выполнить роспись изделия из стекла красками. Практические 5 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ОК 09, ОК 01 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Керамика
5.1. Общие сведения о керамике. Краткие исторические сведения о керамических материалах. Лекции 5 1 ОК 09, ОК 05 Л1.1, Л2.1
5.2. Способы получения керамических материалов. Свойства и области применения керамических материалов. Лекции 5 2 ОК 05, ОК 04 Л1.1, Л2.1
5.3. Конспект №3. Современные способы применения различных видов керамики в дизайне Сам. работа 5 1 ОК 09, ОК 03, ОК 02 Л1.1, Л2.1
5.4. Творческое задание № 5. Изготовление и роспись изразца 10х10 см. из натуральной глины (декоративное панно, фартук, облицовка). Практические 5 2 ПК 2.3, ОК 07, ОК 04, ОК 01 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Природный камень.
6.1. Свойства и область применения природного камня. Лекции 5 1 ОК 09, ОК 05, ОК 04 Л1.1, Л2.1
6.2. История производства изделий из природного камня. Лекции 5 1 ОК 05, ОК 04 Л1.1, Л2.1
6.3. Реферат № 1 Сам. работа 5 2 ОК 09, ОК 03, ОК 01 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Металлы
7.1. Виды и свойства металлов. Использование материала в архитектуре. Лекции 5 1 ОК 09, ОК 04 Л1.1, Л2.1
7.2. Применение металлов в современном дизайне. Лекции 5 1 ОК 05, ОК 04 Л1.1, Л2.1
7.3. Реферат №2. Распространенные металлы в современном ювелирном деле и бижутерии. Сам. работа 5 2 ОК 09, ОК 03, ОК 01 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Полимеры
8.1. Определение, структура и основы производства. Физические и химические свойства. Лекции 5 2 ОК 05, ОК 04 Л1.1, Л2.1
8.2. Применение полимеров в архитектуре и дизайне Лекции 5 1 ОК 09, ОК 05, ОК 04 Л1.1, Л2.1
8.3. Реферат №3. Сам. работа 5 2 ОК 09, ОК 03, ОК 01 Л1.1, Л2.1
8.4. Творческое задание № 5. Работа в малых группах. Выполнить декоративную работу из полимерных материалов. Практические 5 4 ПК 2.3, ОК 07, ОК 04, ОК 01 Л1.1, Л2.1
8.5. Консультации 5 2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (творческое задание, конспект, реферат, тест) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9364(Материаловедение)

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины

Итоговый тест:

1. Видимое строение лицевой поверхности материала, характеризуемое степенью рельефа и блеска:
A) рельеф
B) фактура
C) рисунок
D) светлота

2. Высокомолекулярные соединения, полученные человеком из природных веществ в процессе оригинальных реакций:
A) природные полимеры
B) материалы на основе полимеров
C) лаки
D) искусственные полимеры

3. Где приведены требования к свойствам материалов, методам их испытаний, правилам приемки, транспортирования и хранения?
A) ГОСТах
B) ТУ
C) СНиПах
D) ВТУ

4. К числу наиболее распространённых материалов, которые человек использует для обеспечения своих жизненных потребностей относится:
A) пластмассы
B) древесина
C) металл
D) резина

5. Какие керамические материалы применяют при строительстве промышленных печей, топок и оборудования, работающих при температуре 1580-1770° С?
A) кислотоупорные
B) огнеупорные
C) теплоизоляционные
D) керамические краски

6. Латунь это сплав меди с:
A) оловом
B) цинком
C) никелем
D) алюминием

7. Металлы, применяемые для производства строительных материалов, разделяют на две группы:
A) черные и цветные
B) медные и цинковые
C) стальные и нестальные
D) чугунные и стальные

8. Механическим свойством металла является:
A) кислотоупорность
B) плотность
C) твердость
D) температура плавления

9. Недостатки древесины, ее отдельных участков, снижающие качество и ограничивающие возможности использования материала:
A) дефекты
B) сучки
C) пороки
D) грибные поражения

10. Основным сырьевым компонентом керамических строительных материалов является …
A) отощающие добавки
B) порообразующие добавки
C) глина
D) цемент

11. Производство минеральных вяжущих сводится к двум главным техно- логическим операциям:
A) помол и обжиг
B) дозировка и отделка
C) формообразование и прессование
D) перемешивание и формование

12. Свойство твёрдого тела восстанавливать свою форму и размеры после снятия нагрузки называется:
A) твёрдостью
B) прочностью
C) упругостью
D) вязкостью

13. Сколько выделяют групп древесных пород?
A) 2
B) 2
C) 4
D) 6

14. Слоистый материал, состоящий из трех и более листов лущеного шпона, иногда в композиции с другими материалами:
A) фанера
B) древесные блоки
C) паркетные щиты
D) ламинат

15.Содержания влаги в материале, отнесенное к массе материала в сухом состоянии, измеряемое в процентах:
A) влажность
B) гигроскопичность
C) водопоглащение
D) водостойкость

Правильные ответы:
1-B
2-D
3-A
4-C
5-D
6-C
7-A
8-C
9-C
10-C
11-A
12-C
13-D
14-A
15-A


Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1.Описать свойства выбранного материала и способы его обработки.
2.Распространенные металлы в современном ювелирном деле и бижутерии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9364#section-10 (Материаловедение)

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 30 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 20 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бондаренко Г.Г., Кабанова Т.А., Рыбалко В. В Материаловедение: учебник для СПО Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рыбьев И.А. Строительное материаловедение: Учебник для СПО Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный журнал " Дизайн. Материалы.Технология." www.elibrary.ru
Э2 Материаловедение portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
415Н кабинет материаловедения; лаборатория макетирования графических работ; лаборатория испытания материалов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) - 1 ед.; шкаф для хранения наглядных пособий
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Материаловедение» представляет собой последовательный ряд лекционных и практических заданий.
Каждое практическое занятие начинается с короткой вводной беседы по изучаемой теме.
При реализации учебной дисциплины "Материаловедение" в ходе лекционных занятий, практической и самостоятельной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-визуализация.
При проведении практических занятий: творческие задания, изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями).
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации групповой работы студентов.
Практическая работа студентов:
Целью практической (аудиторной) работы студентов является:
- совершенствование знаний учебного теоретического материала данного предмета для обучающихся – дизайнеров.
Задачами практической (аудиторной) работы студентов является:
- выбор материалов с учетом их формообразующих свойств;
- овладение новыми технологиями и материалами при изготовлении макетов.
В практическую работу студентов входит:
- выполнение практического задания, придерживаясь методической последовательности выполнения заданий, под руководством преподавателя.
Практическая работа является обязательной для каждого студента.
Все практические работы проверяются преподавателем и входят в бально-рейтинговую систему оценивания успеваемости по данной дисциплине.
Самостоятельная работа студентов
Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является развитие профессиональных навыков, таких как:
- способность анализировать работы других авторов и использовать выводы в личной практике;
- умение разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи.
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
- овладение фундаментальными знаниями;
- наработка профессиональных навыков;
- приобретение опыта творческой и исследовательской деятельности;
- развитие творческой инициативы, самостоятельности и ответственности студентов.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Материаловедение» обеспечивает:
закрепление знаний, полученных студентами в процессе практических занятий;
формирование навыков работы с различными материалами.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента. Все самостоятельные работы проверяются преподавателем и входят в бально-рейтинговую систему оценивания успеваемости обучающихся по данной дисциплине.
В процессе обучения студенты обязаны выполнить практические и самостоятельные задания в полном объеме. Оценка знаний и умений, полученных в ходе изучения дисциплины, происходит в ходе промежуточной аттестации. Оценка полученная на промежуточной аттестации входит в бально-рейтинговую систему оценивания успеваемости обучающихся.
Каждой практической и самостоятельной работе, а так же, оценке полученной в ходе промежуточной аттестации присвоен определенный кофициент, который отображен в технологической карте бально-рейтинговой системе успеваемости.
Условия сдачи промежуточной аттестации по дисциплине "Материаловедение" закреплены в ФОС.