МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент в туризме и гостеприимстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.16. специальность Туризм и гостеприимство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план43_02_16_ТурГостеприим-2023_9кл
Часов по учебному плану 52
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 4
индивидуальные консультации 2
контроль 4
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 14,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 4 4 4 4
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 52 52 52 52

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, преподаватель, первая категория, Копытский Валерий Иванович

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент в туризме и гостеприимстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.16 ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО (приказ Минобрнауки России от 12.12.2022 г. № 1100)

составлена на основании учебного плана:
43.02.16 ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов навыков применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения; формировать организационные структуры управления; учитывать особенности менеджмента в туризме и гостеприимстве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности
Возможные траектории профессионального развития и самообразования;психологии коллектива
Методы планирования труда работников службы (приема и размещения, питания, обслуживания и эксплуатации номерного фонда); методик определения потребностей службы приема и размещения в материальных ресурсах и персонале
Структуру служб гостиницы; методику определения потребностей службы обслуживания и эксплуатации номерного фонда в материальных ресурсах и персонале
Структура и место различных служб в системе управления гостиничным предприятием, взаимосвязь с другими подразделениями гостиницы; функциональные обязанности сотрудников службы
Правила поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в процессе функционирования гостиницы (конфликтные ситуации между сотрудниками гостиницы, между сотрудниками гостиницы и гостями, между сотрудниками гостиницы и деловыми партнерами гостиницы, поставщиками и подрядчиками)
Кадровый состав различных служб гостиницы, его функциональные обязанности; требования к обслуживающему персоналу
Методику проведения тренингов для персонала
Критерии и показатели качества обслуживания в различных службах гостиницы; основные и дополнительные услуги, предоставляемые гостиницей
Критерии и показатели качества обслуживания; методы оценки качества предоставленных услуг
Принципы взаимодействия с другими службами отеля; сервисные стандарты housekeeping (стандарты обслуживания и регламенты службы обслуживания и эксплуатации номерного фонда); критерии и показатели качества обслуживания
Критерии и методы оценки эффективности работы сотрудников и службы бронирования и продаж
3.2.Уметь:
3.2.1.Распознавать проблему в профессиональном контексте и анализировать ее; определять этапы решения задачи
Составить план действия; определить необходимые ресурсы
Выстраивать траектории профессионального и личностного развития
Организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
Планировать потребность в материальных ресурсах и персонале служб гостиницы; определять численность и функциональные обязанности сотрудников гостиницы
Оценивать и планировать потребность служб гостиницы в материальных ресурсах и персонале; определять численность работников, занятых обслуживанием проживающих гостей, в соответствии установленными нормативами
Оценивать и планировать потребность служб гостиницы в материальных ресурсах и персонале; планировать и прогнозировать
Проводить тренинги и производственный инструктаж работников различных служб гостиницы; выстраивать систему стимулирования и дисциплинарной ответственности работников службы; организовывать процесс работы службы
Организовывать выполнение и контролировать соблюдение стандартов качества оказываемых услуг сотрудниками различных служб гостиницы; рассчитывать нормативы работы горничных
Проводить обучение, персонала различных служб гостиницы
Контролировать работу сотрудников различных служб гостиницы
Контролировать выполнение сотрудниками стандартов обслуживания и регламентов различных служб гостиницы
Контролировать выполнение сотрудниками стандартов обслуживания и регламентов различных служб гостиницы; контролировать состояние номерного фонда, ведение документации службы, работу обслуживающего персонала по соблюдению техники безопасности на рабочем месте, оказанию первой помощи и действий в экстремальной ситуации
Оценивать эффективность работы службы бронирования и продаж; определять эффективность мероприятий по стимулированию сбыта гостиничного продукта; разрабатывать и предоставлять предложения по повышению эффективности сбыта гостиничного продукта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы менеджмента в туризме и гостеприимстве
1.1. Понятие менеджмента и его особенности в туризме и гостеприимстве Лекции 3 2 ОК 01., ОК 05. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Формирование и развитие теории управления. Лекции 3 2 ОК 01., ОК 05. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Современные системы управления Практические 3 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Структура управления в туризме и гостеприимстве
2.1. Структура управления Лекции 3 2 ОК 01., ОК 05. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Структура управления Практические 3 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Организационная структура управления.Виды организационных структур. Лекции 3 2 ОК 01., ОК 05. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Создание организационной структуры управления предприятия в сфере туризма и гостеприимства Практические 3 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Современные технологии менеджмента
3.1. Информационные технологии менеджмента в туризме и гостеприимстве Лекции 3 2 ОК 01., ОК 05. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Автоматизированные системы менеджмента в туризме и гостеприимстве Практические 3 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Современные методы управления Лекции 3 2 ОК 01., ОК 05. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Современные методы управления Практические 3 4 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Современные технологии менеджмента в туризме и гостеприимстве Лекции 3 2 ОК 01., ОК 05. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Современные технологии менеджмента в туризме и гостеприимстве Практические 3 2 ОК 01., ОК 05., ОК 02., ОК 04. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Контрольная работа Практические 3 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Постановка целей и задач методом SMART Практические 3 4 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.9. Мозговой штурм Оригами Практические 3 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.10. Методы управления проектами SCRUM Практические 3 4 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.11. SWOT анализ в планировании Практические 3 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.12. Вопросы для самостоятельной подготовки Сам. работа 3 4 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.13. Консультация Консультации 3 2 ОК 01., ОК 05., ОК 09., ОК 02., ОК 04. Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале ссылка на курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11348
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Установите последовательность этапов процесса управления:
А) реализация решения;
Б) идентификация проблемы;
В) разработка и принятие решения.

2. С каким термином менеджмента качества связан термин «результативность»?
А) постоянное улучшение;
Б) лидерство руководителя;
В) вовлечение работников;
Г) процессный подход;
Д) системный подход.

3. На каком из перечисленных принципов базируется применение статистических методов управления качеством продукции?
А) ориентация на потребителя;
Б) принятие решения, основанного на фактах;
В) вовлечение работников;
Г) процессный подход;
Д) системный подход.

4. Делегирование полномочий является составной частью:
бюрократизации;
централизации;
концентрации;
децентрализации
контроля.

5. Выделите преимущества линейной структуры управления:
четко выраженная ответственность
простота управления
согласованность действий исполнителей
уменьшение потребности в специалистах широкого профиля
оперативность в принятии решений
единство и четкость распорядительства
высокая компетентность специалистов

6. Что относится к недостаткам линейно-функциональной структуры управления?
затруднение коммуникаций между подразделениями
ухудшение координации в функциональных областях
двойное подчинение
дублирование функций

7. Что такое миссия организации?
количественная общая цель
средство достижения краткосрочных целей
способ достижения долгосрочных целей
предназначение фирмы

8. Как правило турагентства имеют организационную структуру:
линейную;
функциональную;
дивизиональную;
матричную;
штабную.

9. Для организаций механистического типа характерны:
децентрализация
низкая степень формализации
высокая степень специализации
жесткая департаментализация

10. Принцип двойного подчинения:
характерен для линейно-функциональной структуры
применяется в матричной организационной структуре
является характерным признаком адаптивных организационных структур
в современных организационных структурах не применяется

11. Что является универсальным принципом построения любых организационных систем?
иерархия
структуризация
систематизация
ранжирование

12. Для повышения результативности деятельности сотрудников следует применять:
демократический стиль руководства;
авторитарный стиль руководства;
либеральный стиль руководства;
нет верного ответа.

13. Какие связи управления являются одноуровневыми и носят характер согласования, координации:
линейные связи управления;
горизонтальные связи управления;
функциональные связи управления;
все ответы верны.

14. Для какого типа организационной структуры, по Г. Минцбергу,
характерно создание временных команд, образованных на добровольной основе?
дивизиональная форма
профессиональная бюрократия
простая структура
адхократия

15. К адаптивным типам организационных структур относятся:
линейно-штабная
линейно-функциональная
проектная
матричная
сетевая

Правильные ответы:
1.В
2.Г
3.Б
4. децентрализации
5. четко выраженная ответственность, оперативность в принятии решений, единство и четкость распорядительства
6. затруднение коммуникаций между подразделениями
7. предназначение фирмы
8. линейную;
9. высокая степень специализации
10. применяется в матричной организационной структуре
11.структуризация
12. нет верного ответа.
13.горизонтальные связи управления;
14. адхократия
15. проектная, матричная, сетевая

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе
оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов
среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.)
осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает три блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении
учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(итоговый тест). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой зачетный рейтинг 0,3*Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зкзамену» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=532969

3) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(устный опрос). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой зачетный рейтинг 0,7*Rзач.
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100
баллов. Оценка за первый блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку
студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед
началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в
технологической карте по дисциплине Rсем. Зачет «автоматом» выставляется студенту
при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного
выбора, состоящий из 17 вопросов, студент может получить максимум 17 первичных
баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором
одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и
получает 1 балл, либо выбирает неправильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с
выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент
получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл
рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе
правильных ответов, будут выбраны и неправильный ответ, то за выбор неправильного
ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать
правильный ответ (правильное понятие). Всего в банке тестовых
заданий 40 тестовое задание. На
выполнение теста отводится 20 минут.
При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения
трудностей. И вернуться в оставшееся время.
3) за выполнение третьего блока, представляющего собой устный опрос, студент может максимально получить 70 баллов. Устный ответ оценивается следующим образом:
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов (оценка «отлично») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответил без затруднения.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответить не смог.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный. Студент смог ответить на наводящие вопросы.
0-49 баллов (оценка неудовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный, сбивчивый. Допущены грубые ошибки. На наводящие вопросы студент ответить не смог.
Итоговый рейтинг складывается из выполнения трех блоков заданий. Правило
вычисления итогового рейтинга Rитог = 0,7*Rсем + 0,3*Rзач (0,3*Rтест+0,7*Rустн.ответ)
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1, Блока 2 и Блока 3
пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. В. Кузнецов Менеджмент: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 П. П. Чуваткин, С. А. Горбатов ; под редакцией П. П. Чуваткина Управление персоналом гостиничных предприятий: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/449567
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. Г. Николенко, Е. А. Шамин, Ю. С. Клюева Гостиничная индустрия: учебник и практикум для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 Тимохина, Т. Л. Гостиничный сервис: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/451272
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Методические рекомендации по освоению дисциплин (междисциплинарных курсов, модулей) по специальности 43.02.11 Гостиничное дело: методические рекомендации Алтайский государственный университет, 2019 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle: ОП.04 МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ И ГОСТЕПРИИМСТВЕ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
409Н кабинет программирования и баз данных; лаборатория технологии разработки баз данных; лаборатория информатики и компьютерной обработки документов; лаборатория управления проектной деятельностью; лаборатория информатики и информационных технологий; лаборатория технических средств управления; лаборатория информационных технологий – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: RAMEC, IRV, HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
213Н кабинет экономики и менеджмента; кабинет экономики, менеджмента и маркетинга; кабинет менеджмента и экономики организации; кабинет менеджмента и управления персоналом; кабинет экономики организации; кабинет менеджмента; кабинет экономической теории; кабинет экономики организации и управления персоналом – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 84 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; интерактивная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Acer) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
Актовый зал Д концертный зал Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт.
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам учебной дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц печатного текста через 1,5 интервала (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.

Методические указания для подготовки доклада с презентацией
Требования к докладу.
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему, который используется в учебных и внеаудиторных занятиях и способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.
Чтобы выступление было удачным, оно должно хорошо восприниматься на слух, быть интересным для слушателей. При выступлении приветствуется активное использование мультимедийного сопровождения доклада (презентация, видеоролики, аудиозаписи). Доклады, сдаваемые в письменном виде, могут быть приняты преподавателем в виде зачетных работ. После выступления докладчик и содокладчик, если таковой имеется, должны ответить на вопросы слушателей.
Подготовка выступления Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада (информировать, объяснить, обсудить что-то (проблему, решение, ситуацию и т.п.), спросить совета и т.п.).
2. Подбор для доклада необходимого материала из литературных источников.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Композиционное оформление доклада в виде машинописного текста и электронной презентации.
5. Заучивание, запоминание текста машинописного доклада.
6. Репетиция, т.е. произнесение доклада с одновременной демонстрацией презентации.
Требования к оформлению доклада. Объем машинописного текста доклада должен быть рассчитан на произнесение доклада в течение 7 -10 минут (3-5 машинописных листа текста с докладом). Поэтому при подборе необходимого материала для доклада отбирается самое главное. В докладе должны быть кратко отражены главные моменты из введения, основной части и заключения.
Не редко, перед выступлением докладчик испытывает волнение, что, несомненно может повлиять на успешность выступления. Самый надежный способ справиться с волнением перед докладом - это хорошо подготовится, прорепетировать выступление накануне. Необходимо выучить текст доклада наизусть и произнести доклад 2-3 раза с одновременной демонстрацией слайдов. Проследить, чтобы время доклада не превышало 7 - 10 минут. Продумать, в какой последовательности и с какими словами Вы будете комментировать слайды презентации. Тщательно отрепетировать способы связи разных частей доклада.

При реализации учебной дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-дискуссия.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, кейс-стади, подготовка презентаций с докладом, деловая игра.