МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Системное программирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.07. специальность Информационные системы и программирование
Форма обученияОчная
Учебный план09_02_07_ИнфСистемыПрогр_тест-2023_11кл
Часов по учебному плану 80
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 12
контроль 12
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 32 32 32 32
Сам. работа 12 12 12 12
Часы на контроль 12 12 12 12
Итого 80 80 80 80

Программу составил(и):
преподаватель , Чалых Роман Андреевич

Рецензент(ы):
преподаватель, Третьякова Ольга Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Системное программирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
Информационные системы и программирование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
кандидат экономических наук, доцент,Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие навыков написания и отладки программного кода;
формирования навыков написания системных программ;
формирование и/или развитие умения использовать техническую документацию.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ПК 1.2. Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием.
ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы разработки программного обеспечения;
основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
основные принципы отладки и тестирования программных продуктов;
методы и средства разработки технической документации.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;
создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;
выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
оформлять документацию на программные средства;
использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разработки алгоритма поставленной задачи и реализации его средствами автоматизированного проектирования;
разработки кода программного продукта на основе готовой сертификации на уровне модуля;
использование инструментальных средств на этапе отладки програмного продукта;
проведения тестирования програмного модуля по определеенному сценарию.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятие операционной системы. Назначение системного программирования. Лекции 3 1 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.3. Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.2. Лаб. 0 Основы написания программы на языке C#. Лабораторные 3 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.3. Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.3. Основы языка C# Лекции 3 3 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.3. Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.4. Устройство файлов, файловая система. Работа с файлами и каталогами. Лекции 3 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.3. Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.5. Лаб. 1 Управление файлами и каталогами. Лабораторные 3 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.3. Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.6. Отладка кода Сам. работа 3 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.3. Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.7. Понятие потока и процесса. Лекции 3 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.3. Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.8. Управление потоками и процессами. Синхронизация потоков. Лекции 3 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.3. Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.9. Лаб. 2 Управление потоками и процессами. Лабораторные 3 6 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.3. Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.10. Устройство виртуальной памяти. Лекции 3 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.3. Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.11. Лаб. 3 Управление памятью. Лабораторные 3 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.3. Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.12. Лаб. 4 Создание "фалового менеджера". Лабораторные 3 6 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.3. Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.13. Отладка кода Сам. работа 3 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.3. Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.14. Объектно орантированное программирование. Создание динамически подключаемой библиотеки. Лекции 3 6 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.3. Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.15. Лаб. 5 Создание библиотеки и программы её использующей Лабораторные 3 6 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.3. Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.16. Устройство компилятора Лекции 3 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.3. Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.17. Лаб. 6 Лабораторные 3 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.3. Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.18. Отладка кода Сам. работа 3 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 1.2., ПК 1.3. Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале ссылка на курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3159

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

Пример теста для прохождения экзамена
1. Выберите верное объявление переменных
a. int a; int b; int c;
b. int a int b int c
c. int a, int b, int c
2. В какой строке есть ошибка?
1. string = "Привет";
2. string y="y";
3. int x = 3;
a. 1
b. 3
c. 2
3. Какая строка с ошибкой?
1. string a = 3;
2. int b = 4;
3. string c = "x";
d. 1
e. 3
f. 2
4. Будут ли отличаться значения переменных x и y?
string x = "{a + b}";
string y = a + b;
a. да
b. нет
c. зависит от значений a и b
5. Что будет, если вывести на экран S[3]?
string S = "Привет";
a. букву в
b. ошибку
c. букву и
6. Нужно вывести одну пустую строку. Выберите вариант(ы), который это сделает
a. Console.Write("\t");
b. Console.WriteLine();
c. Console.WriteLine("\n");
7. В какой строке (строках) ошибка?
a. string y = Console.ReadLine();
b. string z = Console.Read();
c. int x = Console.Read();
8. Выберите строку (строки) без ошибок
string x = Console.ReadLine();
string y = Console.ReadLine();
a. string z = x + y;
b. int z = x+y;
c. double z = Convert.ToInt32(x + y);
9. Выберите строки, выражения в которых, принимают значение true, если x = 6, y = 7.
a. x <= y
b. x > y
c. x != y
10. Выберите строки, выражения в которых принимают значение true
a. (2+2) < (4+4)
b. (2+2) > (4+4)
c. (2+2) != (4+4)
11. Выберите строки, выражения в которых принимают значения true, если a = 3, b = 4, c = 5.
a. (a<b) | (b<c)
b. (a<=b) & (b==c)
c. (a<b) & (b<c)
12. Выберите строки, выражение в которых принимает значение true, если a=3, b=4, c=5.
a. (a-b<0) & (a-c<0) & (b-c<0)
b. (a-b>0) & (a-c>0) & (b-c>0)
c. (a-b<0) | (a-c<0) | (b-c<0)
13. if (x>0) { Console.WriteLine("x больше 0"); }
if (x>10) { Console.WriteLine("x больше 10"); }
if (x>20) { Console.WriteLine("x больше 20"); }
Какие фразы будут на экране, если x =4?
a. x больше 0
b. x больше 20
c. x больше 10
14. if (x>20) { Console.WriteLine("x больше 20"); }
else if (x>10) { Console.WriteLine("x больше 10"); }
else if (x>0) { Console.WriteLine("x больше 0"); }
Какие фразы будут на экране, если x = 25?
a. x больше 10
b. x больше 0
c. x больше 20
15. for (int i=0; i<9; i=i+2) { Console.Write(i+" "); }
Каким будет вывод на экран?
a. 1 2 3 4 5 6 7
b. i i i i
c. 0 2 4 6 8

Ответы:
1. a, c
2. a
3. c
4. c
5. c
6. b
7. b
8. a
9. a, c
10. a, c
11. a, c
12. a, c
13. a
14. c
15. c, b

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале ссылка на курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3159

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

Пример теста для прохождения экзамена
1. Выберите верное объявление переменных
a. int a; int b; int c;
b. int a int b int c
c. int a, int b, int c
2. В какой строке есть ошибка?
1. string = "Привет";
2. string y="y";
3. int x = 3;
a. 1
b. 3
c. 2
3. Какая строка с ошибкой?
1. string a = 3;
2. int b = 4;
3. string c = "x";
d. 1
e. 3
f. 2
4. Будут ли отличаться значения переменных x и y?
string x = "{a + b}";
string y = a + b;
a. да
b. нет
c. зависит от значений a и b
5. Что будет, если вывести на экран S[3]?
string S = "Привет";
a. букву в
b. ошибку
c. букву и
6. Нужно вывести одну пустую строку. Выберите вариант(ы), который это сделает
a. Console.Write("\t");
b. Console.WriteLine();
c. Console.WriteLine("\n");
7. В какой строке (строках) ошибка?
a. string y = Console.ReadLine();
b. string z = Console.Read();
c. int x = Console.Read();
8. Выберите строку (строки) без ошибок
string x = Console.ReadLine();
string y = Console.ReadLine();
a. string z = x + y;
b. int z = x+y;
c. double z = Convert.ToInt32(x + y);
9. Выберите строки, выражения в которых, принимают значение true, если x = 6, y = 7.
a. x <= y
b. x > y
c. x != y
10. Выберите строки, выражения в которых принимают значение true
a. (2+2) < (4+4)
b. (2+2) > (4+4)
c. (2+2) != (4+4)
11. Выберите строки, выражения в которых принимают значения true, если a = 3, b = 4, c = 5.
a. (a<b) | (b<c)
b. (a<=b) & (b==c)
c. (a<b) & (b<c)
12. Выберите строки, выражение в которых принимает значение true, если a=3, b=4, c=5.
a. (a-b<0) & (a-c<0) & (b-c<0)
b. (a-b>0) & (a-c>0) & (b-c>0)
c. (a-b<0) | (a-c<0) | (b-c<0)
13. if (x>0) { Console.WriteLine("x больше 0"); }
if (x>10) { Console.WriteLine("x больше 10"); }
if (x>20) { Console.WriteLine("x больше 20"); }
Какие фразы будут на экране, если x =4?
a. x больше 0
b. x больше 20
c. x больше 10
14. if (x>20) { Console.WriteLine("x больше 20"); }
else if (x>10) { Console.WriteLine("x больше 10"); }
else if (x>0) { Console.WriteLine("x больше 0"); }
Какие фразы будут на экране, если x = 25?
a. x больше 10
b. x больше 0
c. x больше 20
15. for (int i=0; i<9; i=i+2) { Console.Write(i+" "); }
Каким будет вывод на экран?
a. 1 2 3 4 5 6 7
b. i i i i
c. 0 2 4 6 8

Ответы:
1. a, c
2. a
3. c
4. c
5. c
6. b
7. b
8. a
9. a, c
10. a, c
11. a, c
12. a, c
13. a
14. c
15. c, b

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно менее 50% заданий.
Приложения
Приложение 1.   Контроль Ситемное.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильева И. И. Системное и прикладное программирование: Учебное пособие: Учебное пособие Лань, 2019 e.lanbook.com
Л1.2 Огнева М.В., Кудрина Е.В. Программирование на языке С++: практический курс : учебное пособие для среднего профессионального образования М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.3 Казанский А. А. Программирование на Visual C#: учебное пособие Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Черпаков И.В. ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Кувшинов Д. Р. ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Емельянов А. А Прикладная информатика. Сопоставление математических моделей динамики электрически заряженных газовзвесей для различных концентраций дисперсной компоненты, 2022 год, №1: журнал МФПУ «Синергия», 2006-2019 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 МДК 01.01 Системное программирование portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel,
- MS PowerPoint,
7-Zip,
AcrobatReader
Стандартное специализированное ПО в соответствии с наименованием кабинетовMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
313Н лаборатория компьютерного дизайна; лаборатория системного и прикладного программирования; лаборатория инструментальных средств разработки; лаборатория садово-паркового и ландшафтного строительства; студия информационных ресурсов; полигон вычислительной техники; полигон учебных баз практики – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; мобильная интерактивная доска (марка: Smart kapp) – 1 ед.; компьютеры (марка RAMEC, монитор Philips) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При освоении дисциплины необходимо уделять внимание самостоятельной работе. На лекциях освещаются основные моменты, которые желательно зафиксировать письменно. После это необходимо проработать материал самостоятельно с помощью учебника и других источников.
Большая часть времени должна быть посвящена написанию и отладке кода. Возникающие при этом вопросы (если не найдено решение самостоятельно) должны задаваться на лабораторных занятиях и консультациях.

При реализации учебной дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий активной формой является составление конспекта, интеракивной является лекция-визуализация. При проведении практических занятий интерактивной формой является работа в малых группах. В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в подготовке к занятиям парами или небольшими группами.