МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тестирование информационных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.07. специальность Информационные системы и программирование
Разработчик веб и мультимедийных приложений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план09_02_07_ИнфСистемыПрогр_веб-2020_9кл
Часов по учебному плану 126
в том числе:
аудиторные занятия 100
самостоятельная работа 20
индивидуальные консультации 2
контроль 4
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 46 46 46 46
Лабораторные 54 54 54 54
Сам. работа 20 20 20 20
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 126 126 126 126

Программу составил(и):
Препод., Касаткин А.В.;Препод., Голубцова А.Е.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Тестирование информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Профиль получаемого профессионального образования: технический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 04.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. эконом. наук, доцент Глубокова Л. Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение студентами теоретическими знаниями и практическими навыками в области тестирования современных информационных систем, используемых для решения проблем (задач), в различных областях деятельности человека

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 5.2. Разрабатывать проектную документацию на разработку информационной системы в соответствии с требованиями заказчика.
ПК 5.5. Осуществлять тестирование информационной системы на этапе опытной эксплуатации с фиксацией выявленных ошибок кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы.
ПК 5.6. Разрабатывать техническую документацию на эксплуатацию информационной системы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные виды и процедуры обработки информации, модели и методы решения задач обработки информации;
основные платформы для создания, исполнения и управления информационной системой;
методы и средства проектирования, разработки и тестирования информационных систем;
систему стандартизации, сертификации и систему обеспечения качества продукции;
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять постановку задач по обработке информации;
проводить анализ предметной области;
использовать алгоритмы обработки информации для различных приложений;
решать прикладные вопросы программирования и языка сценариев для создания программ;
создавать и управлять проектом по разработке приложения;
проектировать и разрабатывать систему по заданным требованиям и спецификациям;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.обеспечения сбора данных для анализа использования и функционирования информационной системы;
использования критериев оценки качества и надежности функционирования информационной системы;
применении методики тестирования разрабатываемых приложений;
определении состава оборудования и программных средств разработки информационной системы;
разработки документации по эксплуатации информационной системы;
проведении оценки качества и экономической эффективности информационной системы в рамках своей компетенции;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Отладка и тестирование информационных систем
1.1. Организация тестирования в команде разработчиков Лекции 6 8 ОК 09., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.2. Виды и методы тестирования (в том числе автоматизированные) Лекции 6 6 ОК 09., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.3. Тестовые сценарии, тестовые варианты. Оформление результатов тестирования Лекции 6 6 ПК 5.6., ОК 09., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.4. Инструментарии анализа качества программных продуктов в среде разработке. Лекции 6 6 ОК 09., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.5. Обработка исключительных ситуаций. Методы и способы идентификации сбоев и ошибок. Лекции 6 6 ОК 09., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.6. Выявление ошибок системных компонентов. Лекции 6 8 ПК 5.2., ОК 09., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.7. Реинжиниринг бизнес-процессов в информационных системах. Лекции 6 6 ПК 5.6., ПК 5.2., ОК 09., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.8. Лабораторная работа «Разработка тестового сценария проекта» Лабораторные 6 4 ПК 5.2., ОК 09., ОК 03. Л1.1, Л2.1
1.9. Лабораторная работа «Разработка тестовых пакетов» Лабораторные 6 4 ПК 5.5., ОК 09., ОК 03. Л1.1, Л2.1
1.10. Лабораторная работа «Разработка тестовых пакетов» Консультации 6 2 ПК 5.5., ОК 09., ОК 03. Л1.1, Л2.1
1.11. Лабораторная работа «Использование инструментария анализа качества» Лабораторные 6 4 ПК 5.5., ПК 5.2., ОК 09., ОК 03. Л1.1, Л2.1
1.12. Лабораторная работа «Анализ и обеспечение обработки исключительных ситуаций» Лабораторные 6 6 ПК 5.5., ОК 09., ОК 03., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.13. Лабораторная работа «Функциональное тестирование» Лабораторные 6 6 ПК 5.5., ОК 09., ОК 03., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.14. Лабораторная работа «Тестирование безопасности» Лабораторные 6 6 ПК 5.5., ОК 09., ОК 03., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.15. Лабораторная работа «Нагрузочное тестирование, стрессовое тестирование» Лабораторные 6 6 ПК 5.5., ОК 09., ОК 03., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.16. Лабораторная работа «Тестирование интеграции» Лабораторные 6 6 ПК 5.5., ОК 09., ОК 03., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.17. Лабораторная работа «Конфигурационное тестирование» Лабораторные 6 6 ПК 5.6., ПК 5.5., ПК 5.2., ОК 09., ОК 03., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.18. Лабораторная работа «Тестирование установки» Лабораторные 6 6 ПК 5.6., ПК 5.5., ПК 5.2., ОК 09., ОК 03., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.19. Отладка и тестирование информационных систем Сам. работа 6 20 ПК 5.6., ПК 5.5., ПК 5.2., ОК 09., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9803

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. Отчет по тестированию содержит:
a)Цель проведения тестирования;
b)Конфигурацию тестового стенда и генератора нагрузки;
c)Требования к ПО;
d)Сценарии поведения пользователей, профиль нагрузки;
e)Статистику по ключевым характеристикам производительности;
f) Данные о максимально возможном количестве одновременно работающих пользователей;
g)Сведения о количестве и типах ошибок HTTP;
h)Графики, показывающие зависимость производительности системы от количества одновременно работающих пользователей;
i) Выводы о производительности системы в целом и о слабых местах, если они будут обнаружены;
j) Рекомендации по улучшению производительности ПО;
k) Исходные данные;
l) Написание тест-кейсов.

2. По привлечению конечных пользователей тестирование можно разделить на:
a)Альфа-тестирование;
b)Бета-тестирование;
c)Гамма-тестирование;
d)Ручное;
e)Автоматизированное.

3. Ручное тестирование - это...
a)У тестировщика есть доступ к внутренней структуре и коду приложения, а также есть достаточно знаний для понимания увиденного;
b)Тестирование, в котором тест-кейсы выполняются человеком вручную без использования средств автоматизации;
c)Набор техник, подходов и инструментальных средств, позволяющий исключить человека из выполнения некоторых задач в процессе тестирования;
d)Это «проект внутри проекта».

4. Задачи тестировщика:
a) Поиск ошибок в программном продукте с помощью ручного тестирования;
b) Поиск ошибок в программном продукте с помощью утилит автотестирования;
c) Анализ ошибок и документирование;
d) Создание алгоритмов для автоматизированного тестирования;
e) Исправление ошибок кода, отладка.

5. Выберите, что из перечисленного НЕ относится к процессу тестирования:
a) План тестирования;
b) Подробное описание тестов и оборудования;
c) Анализ результатов тестирования;
d) Обнаружение и документирование ошибок;
e) Разработка алгоритма и кода;
f) Внесение изменений в программу.

6. Тестирование проверки совместимости включает в себя:
a) Совместимость с браузерами;
b) Совместимость с операционными системами;
c) Просмотр на мобильных устройствах;
d) Параметры печати.
e) Проверку юзабилити.

7. Расхождение между вычисленным (наблюдаемым) и истинным (заданным или теоретически правильным) значением, называется _______.
Вставьте пропущенное слово.

8. Системный метод обнаружения ошибок в программном обеспечении путем исполнения выходного кода программ на тестовых данных, сбор рабочих характеристик в динамике выполнения программ в конкретной операционной среде, называется _______.
Вставьте пропущенное слово.

9. Какой элемент часто включается в описание тестового сценария и определяет начальные условия для его выполнения?
a) Подробное описание кода;
b) Введение в историю тестирования;
c) Сценарий использования.

10. Тестирование веб-приложений - это...
a) Сопряжено с интенсивной деятельностью в области тестирования совместимости (в особенности - кросс-браузерного тестирования), тестирования производительности, автоматизации тестирования с использованием широкого спектра инструментальных средств;
b) Требует повышенного внимания к тестированию совместимости, оптимизации производительности (в том числе клиентской части с точки зрения снижения энергопотребления), автоматизации тестирования с применением эмуляторов мобильных устройств;
c) Его особенности зависят от предметной области приложения, нюансов архитектуры, ключевых показателей качества и т.д.;
d) Тест-кейсы веб-страниц.

11. Тестирование производительности веб-сайта включает в себя:
a) Совместимость с браузерами;
b) Совместимость с операционными системами;
c) Стрессовое тестирование;
d) Нагрузочное тестирование;
e) Проверку юзабилити.

12. Тестирование функциональности веб-сайта включает в себя:
a) Проверку всех ссылок;
b) Проверку форм;
c) Тестирование файлов cookie;
d) Проверка html/css;
e) Тестирование баз данных;
f) Проверка навигации;
g) Интерфейс.

13. Тестирование удобства использования включает в себя проверку:
a) Навигации;
b) Контент;
c) Базы данных;
d) Интерфейса.

14. Процесс локализации и исправления ошибок, обнаруженных при тестировании программного обеспечения, называется __________.
Вставьте пропущенное слово.

15. Автоматизированное тестирование - это...
a) отсутствие влияния человеческого фактора в процессе выполнения тест-кейсов;
b) тестирование, в котором тест-кейсы выполняются человеком вручную без использования средств автоматизации;
c) набор техник, подходов и инструментальных средств, позволяющий исключить человека из выполнения некоторых задач в процессе тестирования;
d) способность средств автоматизации выполнить тест-кейсы.

16. Гамма-тестирование - это...
a) Выполняется внутри организации-разработчика с возможным частичным привлечением конечных пользователей;
b) Выполняется вне организации-разработчика с активным привлечением конечных пользователей/заказчиков;
c) Финальная стадия тестирования перед вы пуском продукта, направленная на исправление незначительных дефектов;
d) Выполняется как внутри, так и во вне организации-разработчика.

17. Интеграционное тестирование - это...
a) Направлено на проверку отдельных небольших частей приложения, которые можно исследовать изолированно от других подобных частей;
b) Направлено на проверку взаимодействия между несколькими частями приложения;
c) Набор техник, подходов и инструментальных средств, позволяющий исключить человека из выполнения некоторых задач в процессе тестирования;
d) Направлено на проверку всего приложения как единого целого, собранного из частей, проверенных на двух предыдущих стадиях.

18. Конфигурационное тестирование – это …
a) Проверяет производительность системы на разных аппаратных и программных конфигурациях;
b) Позволяет сравнить производительности на разной конфигурации программной и аппаратной части системы;
c) Оценка производительности системы при пороговых значениях рабочей нагрузки или за её пределом;
d) Позволяет оценить производительность системы при увеличении объёмов данных как самого приложения, так и его базы данных.

19. Нефункциональное тестирование - это...
a) Направлено на исследование приложения в ситуации, когда все действия выполняются строго по инструкции без каких бы то ни было ошибок, отклонений, ввода неверных данных и т.д.;
b) Направлено на исследование работы приложения в ситуациях, когда с ним выполняются (некорректные) операции и/или используются данные, потенциально приводящие к ошибкам;
c) Вид тестирования, направленный на проверку нефункциональных особенностей приложения, таких как удобство использования, совместимость, производительность, безопасность и т.д.;
d) Вид тестирования, направленный на проверку корректности работы функциональности приложения.

20. Тестирование безопасности - это...
a) Тестирование, направленное на проверку интерфейсов приложения или его компонентов;
b) Тестирование, направленное на проверку способности приложения противостоять злонамеренным попыткам получения доступа к данным или функциям, права на доступ к которым у злоумышленника нет;
c) Тестирование, направленное на исследование пригодности продукта к использованию людьми с ограниченными возможностями;
d) Тестирование, направленное на исследование того, насколько конечному пользователю понятно, как работать с продуктом, а также на то, насколько ему нравится использовать продукт.

21. Тестирование масштабируемости - это...
a) Исследование способности приложения сохранять заданные показатели качества при нагрузке в допустимых пределах и некотором превышении этих пределов;
b) Исследование способности приложения увеличивать показатели производительности в соответствии с увеличением количества доступных приложению ресурсов;
c) Исследование производительности приложения при обработке различных (как правило, больших) объёмов данных;
d) Исследование поведения приложения в ситуации, когда ему приходится обрабатывать большое количество одновременно поступающих запросов.

22. Тестирование на основе тест-кейсов - это...
a) Формализованный подход, в котором тестирование производится на основе заранее подготовленных тест-кейсов, наборов тест-кейсов и иной документации;
b) Частично формализованный подход, в рамках которого тестировщик выполняет работу с приложением по выбранному сценарию, который, в свою очередь, дорабатывается в процессе выполнения с целью более полного исследования приложения;
c) Полностью неформализованный подход, в котором не предполагается использования ни тест-кейсов, ни чек-листов, ни сценариев - тестировщик полностью опирается на свой профессионализм и интуицию;
d) Составление тестировщиком тест-кейсов для проведения тестирования.

23. При автоматизированном тестировании используются специальные инструменты для автоматизации выполнения тестовых __________.
Вставьте пропущенное слово.

24. Какие аспекты следует учитывать при разработке тестовых сценариев для функционального тестирования?
a) Тестовые сценарии должны покрывать как позитивные, так и негативные сценарии использования программы, а также учитывать разнообразные комбинации входных данных.
b) Тестовые сценарии должны быть максимально простыми и короткими для ускорения тестирования.
c) Тестовые сценарии должны полностью дублировать код программы, чтобы обеспечить точное воспроизведение её функциональности.

25. Что такое тестирование методом белого ящика?
a) Тестирование функционала с проверкой в БД;
b) Тестирование путем анализа кода и структуры программы;
c) Тестирование по функциональной спецификации и требованиям, при этом, не смотря во внутреннюю структуру кода и без доступа к базе данных.

Правильные ответы:
1. a,b,c,d,e,f,g,h,i,j
2. a,b,c
3. b
4. a,b,c,d
5. e,f
6. a,b,c,d
7. ошибка
8. тестирование
9. c
10. a
11. c,d
12. a,b,c,d,e
13. a,b
14. отладка
15. c
16. c
17. b
18. a
19. с
20. b
21. b
22. a
23. сценариев
24. a
25. c

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения: предполагающем два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (тест множественного выбора). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=523437

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, с представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 25 вопросов, студент может получить максимум 25 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 100 тестовых задания. На выполнение теста отводится 45 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей, и вернуться к нему в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1) и заданий Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100 баллов
4 (хорошо) 70-84 баллов
3 (удовлетворительно) 50-69 баллов
2 (неудовлетворительно) 0-49 баллов
Приложения
Приложение 2.   ФОС Тестирование_ИС.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черткова Е. А. Программная инженерия. Визуальное моделирование программных систем: учебник для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Казанский А. А. Программирование на visual c# 2013: учебное пособие для СПО Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Тестирование информационных систем portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
OC Linux
Приложения MS Office
Приложения LibraOffice
7-Zip
AcrobatReader
Стандартное специализированное ПО в соответствии с наименованием кабинетов
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
410Н лаборатория информационно-ком-муникационных технологий; лаборатория информационных систем в профессиональной деятельности; лаборатория учебная бухгалтерия; лаборатория информатики; лаборатория систем электронного документооборота; лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория технических средств обучения - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины «Тестирование информационных систем» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учёбы.
Подготовка к лекциям. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нём соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к лабораторным занятиям. Подготовку к каждому лабораторному занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Рекомендации по работе с литературой. Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Важно научиться выделять главное в тексте, улавливать основные формулы, уметь выводить их на основе полученных знаний;
- работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
- пользоваться справочными материалами;
- обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам;
- повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;
- обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.).
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации. При изучении данной дисциплины с учётом использования балльно- рейтинговой системы студент должен сдать лабораторные работы. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена. В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок, полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- порешать основные типовые задачи.
При реализации учебной дисциплины «Тестирование информационных систем» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция, лекция-беседа.
При проведении лабораторных занятий: работа в малых группах. проблематичный характер утверждений.
При работе с источниками и литературой важно уметь:
- сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
- обобщать и оценивать полученную информацию.