МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.04. специальность Информационные системы (по отраслям) (в экономике)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план09_02_04_ИнфСистемы-2020_9кл
Часов по учебному плану 57
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 19
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 19 19 19 19
Итого 57 57 57 57

Программу составил(и):
преподаватель, Габова М.А.

Рецензент(ы):
преподаватель, Третьякова О.Н.

Рабочая программа дисциплины
Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ПО ОТРАСЛЯМ) (приказ Минобрнауки России от 14.05.2014 г. № 525)

составлена на основании учебного плана:
Направление 09.02.04 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профильполучаемого профессионального образования: технический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
квнд.экон.наук Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний понятий и определения метрологии, стандартизации и сертификации,национальной и международной системы стандартизации и сертификации и системы обеспечения качества продукции,основные видов технической и технологической документации, стандартов оформления документов, регламентов, протоколов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.
ПК 1.2 Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.
ПК 1.5 Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы.
ПК 1.7 Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.
ПК 1.9 Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Национальную и международную систему стандартизации и сертификации и систему обеспечения качества продукции
Основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации
Положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов
Сертификацию, системы и схемы сертификации
Основные виды технической и технологической документации, стандарты оформления документов, регламентов, протоколов
3.2.Уметь:
3.2.1.Предоставлять сетевые услуги с помощью пользовательских программ
Применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов
Применять документацию систем качества
Применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы метрологии,стандартизации,сертификации
1.1. Введение, основы метрологии. Лекция-беседа. Лекции 7 2 ОК 5, ОК 4, ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Общие сведения об измерениях,классификация измерений Лекции 7 2 ПК 1.1, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Основы метрологического обеспечения. Практические 7 2 ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Составление и решение кроссворда по теме "Основы метрологии" Сам. работа 7 5 ПК 1.2, ОК 7, ОК 6, ОК 3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Погрешности в измерениях,классификация. Лекции 7 2 ПК 1.9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Решение задач по теме "Погрешности в измерениях" Сам. работа 7 2 ОК 5, ОК 3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Метрология программных средств Лекции 7 2 ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Законодательство РФ "Об обеспечении единства измерений" Лекции 7 2 ОК 6, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. ФЗ "Об обеспечении единства измерений", конспект Сам. работа 7 2 ОК 8, ОК 5, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Стандартизация,цели,принципы Лекции 7 2 ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Государственный контроль и надзор Лекции 7 2 ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Сертификация, цели, объекты, система Лекции 7 2 ПК 1.7, ОК 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Определение подлинности товаров.Практическое задание №1 Практические 7 2 ПК 1.7, ОК 8, ОК 5, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. «Национальные стандарты: содержание, виды, категории. Указатель «Национальные стандарты» и его применение.Эссе Сам. работа 7 2 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Качество программных средств Лекции 7 2 ОК 5, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Изучение информации маркировочных знаков.Практическое задание №2 Практические 7 2 ПК 1.1, ОК 8, ОК 5, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Подготовка доклада-презентации, реферата по теме "Управление качеством программных средств" Сам. работа 7 2 ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Применение метрик в управлении качеством ПС Лекции 7 2 ПК 1.5, ПК 1.2, ОК 8, ОК 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Сложность программных средств Лекции 7 2 ОК 5, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.20. Знаки качества. Практическое задание №3 Практические 7 2 ПК 1.5, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.21. Подготовка к защите реферата Сам. работа 7 2 ПК 1.9, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Техническое документирование
2.1. Информационное обеспечение в России. Лекции 7 2 ПК 1.1, ОК 5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Техническая документация Лекции 7 4 ПК 1.7, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Оформление технической документации.Подготовка презентации. Сам. работа 7 4 ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Оценка качества показателей онлайн-приложения.Практическое задание №4 Практические 7 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 8 Л1.1, Л2.1
2.5. Подготовка к промежуточной аттестации.Тест Сам. работа 7 0 ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10495
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. Что такое Стандартизация?
a. деятельность, заключающаяся в нахождении решений для повторяющихся задач в сферах науки, техники и экономики, направленная на достижения оптимальной степени упорядочения в определенной области.
b. процедура, выполняемая третьей стороной, не зависимой от изготовителя (продавца) и потребителя программной продукции, по подтверждению соответствия определенной программы или программного комплекса установленным требованиям.
c. система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации.
2. Что из перечисленного НЕ входит в документацию на программный продукт:
a. Текст программы
b. Описание программы
c. Программа и методика испытаний
d. Техническое задание
e. Пояснительная записка
f. Коммерческое предложение на разработку ПО.
3. В приоритетные направления стандартизации ИТ 1 приоритета входят:
a. Языки описания документов
b. Программная инженерия
c. Мультимедиа и представление информации
d. Пользовательский интерфейс
e. Сервисы управления данными
f. Геоинформационные технологии
g. Работа в сетях и соответствующие соединения
4. Выберите верное определение Жизненного цикла программного обеспечения:
a. Период времени, который начинается с момента начала проектирования и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации
b. Период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания ПО и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации
c. Период времени, который начинается с внедрения программы в эксплуатацию и заканчивается при необходимости ее модернизации
5. Процесс приобретения состоит из следующей последовательности:
a. Инициирование приобретения->подготовка заявочных предложений->подготовка и корректировка договора->надзор за деятельностью поставщика->приемка и завершение работ;
b. Инициирование приобретения->подготовка и корректировка договора ->подготовка заявочных предложений ->надзор за деятельностью поставщика->приемка и завершение работ;
c. Инициирование приобретения->подготовка заявочных предложений->надзор за деятельностью поставщика->подготовка и корректировка договора->приемка и завершение работ.
6. Процесс документирования:
a. Включает написание технического задания, руководства пользователя и программиста;
b. Предусматривает формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ПО;
c. Предусматривает составление полного перечня документов, перечисленного в ГОСТах.
7. Что такое ISO?
a. International Organization for Standardization (Международная Организация по Стандартизации). Это организация, которая является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации.
b. Infrared Space Observatory — инфракрасная космическая обсерватория ЕКА.
c. Чувствительность фотоматериала в единицах ISO.
8. Что входит в сферу деятельности ИСО?
a. Стандартизация электротехники и электроники
b. Проблемы сертификации
c. Стандарт на стадии разработки ПО
d. Стандарт по управлению ИТ сервисами.
9. Общее руководство работами по стандартизации в Российской Федерации положено на:
a. ГОССТАНДАРТ
b. ИСО
c. МЭК.
10. Что входит в международные стандарты документирования ИС?
a. IEEE Std 1063-2001 «IEEE Standard for Software User Documentation»
b. IEEE Std 1016-1998 «IEEE Recommended Practice for Software Design Descriptions»
c. ISO/IEC FDIS 18019\:2004 «Guidelines for the design and preparation of user documentation for application software
d. ISO/IEC 26514\:2008 «Requirements for designers and developers of user documentation»
e. ГОСТ Р ИСО 9127-94 «Документация пользователя и информация на упаковке для потребительских программных пакетов».
11. Выберите верный порядок проведения сертификации программного обеспечения:
a. Подача заявки > рассмотрение предоставленной программной документации, принятие решения по заявке на сертификацию >назначение экспертов > оформление договора > разработка и согласование с заказчиком методики сертификационных испытаний > проведение испытаний > принятие решения о выдаче сертификата > выдача Сертификата ->занесение ЮЛ или ИП в перечень сертифицированного ПО в Реестр СДС ПО СИ
b. Подача заявки > рассмотрение предоставленной программной документации, принятие решения по заявке на сертификацию >назначение экспертов > разработка и согласование с заказчиком методики сертификационных испытаний > оформление договора > проведение испытаний > принятие решения о выдаче сертификата > выдача Сертификата > занесение ЮЛ или ИП в перечень сертифицированного ПО в Реестр СДС ПО СИ
c. Подача заявки > рассмотрение предоставленной программной документации, принятие решения по заявке на сертификацию >назначение экспертов > оформление договора > разработка и согласование с заказчиком методики сертификационных испытаний > проведение испытаний > принятие решения о выдаче сертификата >занесение ЮЛ или ИП в перечень сертифицированного ПО в Реестр СДС ПО СИ > выдача Сертификата .
12. В чем состоит главная деятельность тестировщиков?
a. Выявить все ошибки в ПО
b. Предоставить участникам проекта по разработке программного обеспечения отрицательную обратную связь о качестве программного продукта
c. Документировать все ошибки.
13. Для чего применяется нотация диаграмм IDEF0?
a. для описания процессов обработки информации
b. для того, чтобы объяснить, каким образом работают сложные объекты
c. разработки концептуальной модели системы для ее последующей детализации
d. для подготовки документации для взаимодействия с заказчиками и пользователями системы.
14. В нотации IDEF0 одним из методов анализа текущей деятельности является составление модели бизнес-процесса «как есть». Как называется модель после анализа и оптимизации процессов?
a. "как должно быть"
b. "как хочется"
c. "как надо"
15. Выберите верную последовательность информации в Штрих кодировании по EAN-13:
a. Контрольная цифра > Код продукта > Код предприятия-производителя >Код страны-производителя
b. Контрольная цифра > Код предприятия-производителя > Код продукта >Код страны-производителя
c. Контрольная цифра >Код страны-производителя > Код продукта > Код предприятия-производителя.
Правильные ответы:
1 – a
2 – f
3 – a, b, e, g
4 – b
5 – a
6 – b
7 – a
8 – b, c, d
9 – a
10 – a, b, c, d
11 – a
12 – b
13 – a
14 – a
15 – a
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачет:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену»
https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=465372
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 30 вопросов, студент может получить максимум 30 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. На выполнение теста отводится 60 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Метрология_2023.docx
Приложение 2.   контрольМетрология.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеев А.Г. МЕТРОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Атрошенко Ю. К., Кравченко Е. В. Метрология, стандартизация и сертификация. Сборник лабораторных и практических работ : Учебное пособие для СПО М: Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: Гриф УМО СПО Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в moodle Метрология,стандартизация,сертификация и техническое документирование portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code
Notepad++
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Н кабинет метрологии и стандартизации; кабинет стандартизации и сертификации – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; передвижная меловая доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; тематические плакаты.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины «Метрология, стандартизация, сертификация,тех.документирование» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовка к лекциям.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы.
Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
При реализации учебной дисциплины "Метрология,стандартизация, сертификация и техническая документирование" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведениии практических занятий:доклады- презентации
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе в парах (малых группах).