МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Метеорология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_РацИспПрирКомплексов-2022_11кл
Часов по учебному плану 129
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 43
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 62 62 62 62
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 43 43 43 43
Итого 129 129 129 129

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория , Арнаут Дарья Васильевна

Рецензент(ы):
канд. с-х. наук, доцент, Максимова Нина Борисовна

Рабочая программа дисциплины
Метеорология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 351)

составлена на основании учебного плана:
Направление 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование базовых понятий об атмосфере Земли, происходящих в ней физических и химических процессах, определяющих погоду
формирование понятий об условиях загрязнения воздуха
формирование представления о современном климате, климатообразующих факторах и взаимосвязях в планетарной климатической системе; об изменчивости и изменении состояния климата Земли

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Проводить мониторинг окружающей природной среды.
ПК 4.1 Представлять информацию о результатах экологического мониторинга в виде таблиц, диаграмм и геокарт.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Базовые понятия об атмосфере Земли, происходящие в ней физические и химические процессы, определяющие погоду
Условия загрязнения воздуха
Методику обработки и анализа метеорологической и климатической информации
Основные закономерности формирования климата Земли, её термического режима, влагооборота, общей циркуляции атмосферы
3.2.Уметь:
3.2.1.Обрабатывать, анализировать метеорологическую и климатическую информацию
Работать с метеорологическими приборами
Использовать метеорологические и климатические характеристики для решения разнообразных прикладных задач (экологии, сельского хозяйства, здравоохранения, мониторинга загрязнения воздуха и др.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Организация гидрометеорологических наблюдений в России Метеорология и климатология. Атмосфера, погода, климат. Положение метеорологии и климатологии в системе наук, в том числе наук о Земле. Метеорологическая сеть, метеорологическая служба, Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Всемирная служба погоды: наземная и космическая система наблюдений, глобальная система связи, глобальная система обработки данных. Народнохозяйственное значение метеорологии и климатологии. Основные этапы истории развития метеорологии и климатологии. Лекции 2 4 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Организация гидрометеорологических наблюдений в России. Обустройство метеорологической площадки. Практические 2 2 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 3 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.4. Воздух и атмосфера Атмосферное давление, единицы его измерения. Температура воздуха, температурные шкалы. Состав сухого воздуха у земной поверхности. Давление водяного пара и относительная влажность. Изменение состава воздуха с высотой. Газовые и аэрозольные примеси к атмосферному воздуху, озон. Уравнение состояния. Плотность влажного воздуха. Строение атмосферы: основные слои и их особенности. Гомосфера и гетеросфера. Тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера и пограничные слои между ними. Ионосфера и экзосфера. Основное уравнение статики атмосферы. Барометрические формулы. Приведение давления к уровню моря. Адиабатические процессы в атмосфере. Сухо- и влажно-адиабатические изменения температуры воздуха. Типы вертикального распределения температуры. Лекции 2 6 ПК 1.1, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.5. Атмосферное давление. Барометрическое нивелирование. Практические 2 2 ПК 1.1, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.6. Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 4 ПК 1.1, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.7. Солнечная радиация Электромагнитная и корпускулярная радиация. Зависимость радиации от температуры. Коротковолновая (солнечная) и длинноволновая (земная и атмосферная) радиация. Tепловое и лучистое равновесие Земли. Солнечная постоянная. Cпектральный состав солнечной радиации. Поглощение и рассеяние солнечной радиации в атмосфере и связанные с ними явления: рассеянный свет, сумерки и заря, атмосферная видимость. Прямая солнечная радиация. Закон ослабления радиации в атмосфере. Коэффициент прозрачности, фактор мутности. Суммарная радиация. Отражение радиации и альбедо. Поглощенная радиация. Освещенность. Излучение земной поверхности, встречное излучение, эффективное излучение. Радиационный баланс земной поверхности. Парниковый эффект. Уходящая радиация. Планетарное альбедо Земли. Географическое распределение суммарной радиации и радиационного баланса земной поверхности на земном шаре. Лекции 2 8 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.8. Наблюдения за солнечной радиацией на метеостанциях. Обработка лент гелиографа. Радиационный баланс. Практические 2 2 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.9. Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 4 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.10. Тепловой режим атмосферы Причины изменений температуры воздуха, индивидуальные и локальные изменения. Тепловой баланс земной поверхности. Различия в тепловом режиме почвы и водоемов. Суточный и годовой ход температуры поверхности почвы. Распространение температурных колебаний в глубину почвы. Слои постоянной суточной и годовой температуры. Влияние растительного и снежного покровов на температуру почвы. Суточный и годовой ход температуры поверхности водоемов. Распространение температурных колебаний в воде. Суточный ход температуры воздуха и его изменения с высотой. Междусуточная изменчивость температуры воздуха. Заморозки. Годовая амплитуда температуры воздуха и континентальность климата. Типы годового хода температуры воздуха. Изменчивость средних месячных и годовых температур. Карты изотерм. Географическое распределение температуры, влияние суши и моря, орографии и морских течений. Температуры широтных кругов, аномалии температуры. Температура полушарий и Земли в целом. Среднее распределение температуры воздуха с высотой. Стратификация воздушных масс, стратификация атмосферы, ее роль в развитии вертикальных движений. Конвекция. Инверсии температуры. Лекции 2 8 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.11. Температура почвы и воздуха. Практические 2 2 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.12. Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 4 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.13. Вода в атмосфере Насыщение и испаряемость. Транспирация, суммарное испарение. Скорость испарения. Географическое распределение испарения. Характеристики влажности воздуха. Суточный и годовой ход влажности воздуха, ее географическое распределение и изменение с высотой. Конденсация и сублимация в атмосфере. Ядра конденсации и замерзания. Городские ядра конденсации. Облака, микроструктура и водность облаков. Международная классификация облаков. Генетические типы: облака восходящего скольжения, слоистые облака, облака конвекции, орографические облака; их вид, полученный по фотографиям с метеорологических спутников Земли. Оптические явления в облаках. Облачность, ее суточный и годовой ход, географическое распределение. Дымка, туман, мгла. Условия образования туманов. Географическое распределение туманов. Смог. Образование осадков, конденсация и коагуляция. Виды осадков, выпадающих из облаков (дождь, морось, снег, крупа, град и др.). Электричество облаков и осадков. Гроза. Молния и гром. Наземные гидрометеоры (роса, иней, изморозь, жидкий и твердый налет, гололед). Характеристика режима осадков. Суточный и годовой ход осадков. Продолжительность и интенсивность осадков. Географическое распределение осадков, изогиеты. Характеристики увлажнения. Засухи. Водный баланс на земном шаре. Снежный покров, его измерение и климатическое значение. Лекции 2 6 ПК 1.1, ОК 5, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.14. Влажность воздуха. Облака. Осадки. Практические 2 4 ПК 1.1, ОК 5, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.15. Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 4 ПК 1.1, ОК 5, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.16. Барическое поле и ветер. Изобарические поверхности, карты изобар. Горизонтальный барический градиент. Барические системы. Среднее распределение давления у земной поверхности в январе и июле. Влияние препятствий на ветер. Силы, действующие в атмосфере: сила тяжести, градиент давления, отклоняющая сила вращения Земли. Геострофический и градиентный ветер. Влияние трения на ветер. Барический закон ветра. Сила трения и термический ветер. Атмосферная циркуляция. Центры действия атмосферы. Общая циркуляция атмосферы. Зональность общей циркуляции в связи с зональным распределением давления. Струйные течения. Меридиональные составляющие общей циркуляции и междуширотный обмен воздуха. Роль циклонической деятельности в общей циркуляции атмосферы. Центры действия атмосферы (ЦДА) и главные фронты. Циркуляция в тропиках. Пассаты. Внутритропическая зона конвергенции (ВТЗК). Тропические муссоны. Тропические депрессии. Тропические циклоны. Циркуляция внетропических широт.Местные циркуляции: бризы, горно-долинные, ледниковые и стоковые ветры. Фен, бора. Шквалы, смерчи и тромбы. Лекции 2 6 ПК 4.1, ОК 8, ОК 5 Л1.1, Л2.1
1.17. Измерение скорости ветра.Общая циркуляция атмосферы. ЦДА. Практические 2 4 ПК 4.1, ОК 8, ОК 5 Л1.1, Л2.1
1.18. Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 4 ПК 4.1, ОК 8, ОК 5 Л1.1, Л2.1
1.19. Воздушные массы и их движение. Трансформация воздушных масс.Атмосферные фронты. Возникновение фронтов. Теплый, холодный фронты. Фронт окклюзии. Фронт и струйное течение. Циклоны и антициклоны, их возникновение, изменение барического поля с высотой. Погода в циклонах и антициклонах. Прогноз погоды. Служба погоды. Лекции 2 8 ПК 4.1, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8 Л1.1, Л2.1
1.20. ВМ.Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. Практические 2 2 ПК 4.1, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8 Л1.1, Л2.1
1.21. Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 8 ПК 4.1, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8 Л1.1, Л2.1
1.22. Климатообразование Теплооборот, влагооборот и атмосферная циркуляция как климатообразующие процессы. Географические факторы климата. Влияние географической широты на климат. Изменение климата с высотой: высотная географическая зональность. Влияние распределения суши и моря на климат. Континентальность климата, индексы континентальности, индексы увлажнения. Орография и климат. Океанические течения и климат. Влияние растительного и снежного покровов на климат. Микроклимат как явление приземного слоя атмосферы. Влияние рельефа, растительности, водоемов на микроклимат. Климат большого города. Микроклиматы леса, горных территорий. Лекции 2 8 ПК 4.1, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.23. Составить краткую климатическую характеристику пункта на территории Алтайского края, Р. Алтай, используя справочники, атласы. Практические 2 2 ПК 4.1, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.24. Подготовить доклад « Климатическая характеристика любимого места на земном шаре». Сам. работа 2 4 ПК 4.1, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.25. Климаты Земли. Изменение климата Принципы классификации климатов. Классификация климата по В. Кеппену-Треварту. Генетическая классификация климатов Б.П. Алисова. Экваториальный климат. Климат тропических муссонов. Тропические климаты. Субтропические климаты. Климаты умеренных широт. Субполярный климат. Климат Арктики. Климат Антарктиды. Непостоянство климата, возможные причины его колебаний. Изменение климата за последнее тысячелетие. Изменение климата в период инструментальных наблюдений. Перспективы изменения климата в результате антропогенных воздействий. Лекции 2 4 ПК 4.1, ПК 1.1, ОК 8, ОК 5 Л1.1, Л2.1
1.26. Классификация климата Б. Алисова. Практические 2 2 ПК 4.1, ПК 1.1, ОК 8, ОК 5 Л1.1, Л2.1
1.27. Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 2 4 ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1
1.28. Загрязнение атмосферы Антропогенное загрязнение атмосферы. Источники загрязнения. Условия концентрации и рассеивания выбросов. Изучение и исследование загрязнения атмосферы. Наблюдения за качеством атмосферного воздуха и оценка уровня его загрязнения. Лекции 2 4 ПК 4.1, ПК 1.1, ОК 9 Л1.1, Л2.1
1.29. Загрязнение атмосферы. Практические 2 2 ПК 4.1, ПК 1.1, ОК 9 Л1.1, Л2.1
1.30. Подготовить доклад 1.Наблюдения за качеством атмосферного воздуха в городе Барнауле и оценка уровня его загрязнения. 2.Загрязнение атмосферы на территории Алтайского края и Барнаула. Сам. работа 2 4 ПК 4.1, ПК 1.1, ОК 9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы работы, индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4528.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания:
1. Атмосферное возмущение с пониженным давлением воздуха (минимальное давление в центре) и с циркуляцией воздуха вокруг центра против часовой стрелки в северном полушарии и по часовой стрелке в южном, называется:
А) антициклоном.
Б) циклоном.
В) феном.
Г) циркумполярным вихрем.

2. Движение воздуха относительно земной поверхности называется:
А) ветром.
Б) цунами.
В) скоростью.
Г) перемещением воздушных масс.

3. Резервуары термометров в метеорологической будке помещаются на высоте:
А) 1 м.
Б) 2 м.
В) 0,5 м.
Г) 3 м.

4. Предельно возможное количество водяного пара при данной температуре в атмосфере называется:
А) насыщающим.
Б) нормальным.
В) оптимальным.
Г) недостаточным.

5. Суточной амплитудой температуры называется
А) разность между максимальной и минимальной температурами за сутки.
Б) сумма максимальной и минимальной температурами за сутки.
В) разность между максимальной и минимальной температурами за сутки с учетом выпавших
Г) отношение средней температуры к максимальной.

6. Явление, когда вечерние сумерки сливаются с утренними и полной темноты вообще не наступает, т.к. солнце опускается под горизонт менее чем на 18°, называется
А) белыми ночами.
Б) гало.
В) сумерками.
Г) зарей.

7. Устойчивые сезонные режимы воздушных течений с резким изменением преобладающего направления ветра от зимы к лету и от лета к зиме, называются:
А) бризами.
Б) муссонами.
В) пассатами.
Г) антипассатами.

8. Энергетическая освещенность солнечной радиации, падающей на верхней границе атмосферы на единицу площади, перпендикулярной к солнечным лучам, при среднем расстоянии Земли от Солнца, называется:
А) прямой радиацией.
Б) солнечной постоянной.
В) рассеянной радиацией.
Г) альбедо.

9. В умеренном континентальном климате большая часть осадков выпадает в:
А) августе.
Б) июле.
В) холодное время года.
Г) теплое время года.

10. Распределение температуры, при котором температура воздуха в некотором слое атмосферы с высотой не падает, а растет, называется:
А) изотермией.
Б) инверсией.
В) нормальным.
Г) аномальным.

11. В спектре солнечной радиации на интервал длин волн между... приходится 99% всей энергии солнечного излучения:
А) 0,1 и 4 мкм
Б) 0,40 и 0,76 мкм
В) 0,0 и 0,1 мкм
Г) 0,76 и более мкм

12. Нормальное давление на широте 45° и высоте 0 м над уровнем моря равняется
А) 750 мм рт. ст =1013 гПа.
Б) 700 мм рт. ст =1000 гПа.
В) 760 мм рт. ст =1013 гПа.
Г) 760 мм рт. ст =1000 гПа.

13. Географическая карта, на которую цифрами и символами нанесены результаты наблюдений на сети метеорологических станций в определенные моменты времени, называется:
А) топографической картой.
Б) синоптической картой.
В) климатической картой.
Г) картой барической топографии.

14. Давление воздуха с высотой всегда:
повышается.
понижается.
остается неизменным.
сначала растет, затем падает.

15. Этот фронт характеризуется тем, что восходящее движение теплого воздуха сосредоточено в узкой зоне у передней части фронтальной поверхности и имеет характер мощного конвективного потока, приводящего к развитию Cb. Ширина зоны осадков небольшая, скорость перемещения фронта значительная. Обычно осадки сопровождаются грозами и шквалами. Это характеристика:
А) теплого фронта.
Б) фронта окклюзии.
В) холодного фронта 2-го рода.
Г) холодного фронта 1-го рода.

Правильные ответы:
1. Б
2. А
3. Б
4. А
5. А
6. А
7. Б
8. Б
9. Г
10. Б
11. А
12. В
13. Б
14. Б
15. В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022 г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства "Итоговое тестирование" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4528
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 50 вопросов, студент может получить максимум 40 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 170 тестовых задания. На выполнение теста отводится 60 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Э.Д. Бондарева Метеорология: дорожная синоптика и прогноз условий движения транспорта: учебник для СПО Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E849AEC0-76D9-4CBF-A5EB-864A926E6BC7
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Святский Д.О., Кладо Т.Н. Занимательная метеорология: Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Метеорология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
212Н кабинет естественнонаучных дисциплин; кабинет химических дисциплин; кабинет химических основ экологии – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; тематические плакаты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Лекционные материалы содержатся в слайд-конспекте по дисциплине «Метеорология». Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Практические занятия. Подготовку к каждому практическому занятию обучающийся должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы, с проработки текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы. Результат практической работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и правильном ответе на контрольные вопросы.
3. Семинарские занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, заслушиваются доклады и эссе. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
При подготовке к семинару следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
- подготовить доклады и сообщения;
- разобрать, совместно с другими обучающимися обсудить вопросы по теме семинарского занятия.
4. Тестирование. За написание теста исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, обучающиеся могут набрать определенное количество баллов.
5. Самостоятельная работа. В самостоятельную работу обучающихся входит:
- подготовка к семинарскому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ);
- выполнение творческой работы;
- знакомство с дополнительной литературой.
6. Экзамен по дисциплине «Метеорология».
Экзамен сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины, включающее 60 вопросов.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и практических и семинарских занятий, выполненными самостоятельными работами.
При реализации учебной дисциплины "Метеорология" используются интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении творческих заданий.