МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Мониторинг загрязнения окружающей природной среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_РацИспПрирКомплексов-2022_11кл
Часов по учебному плану 242
в том числе:
аудиторные занятия 162
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
курсовая работа: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 20 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 34 34 58 58 92 92
Практические 36 36 34 34 70 70
Сам. работа 20 20 60 60 80 80
Итого 90 90 152 152 242 242

Программу составил(и):
преподаватель, Скрипко Марина Сергеевна

Рецензент(ы):
канд.геогр.наук, доцент, Антюфеева Татьяна Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
Мониторинг загрязнения окружающей природной среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 351)

составлена на основании учебного плана:
Направление 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление об экологическом нормировании объектов окружающей природной среды в соответствии с действующим законодательством
Научиться проводить отбор и анализ проб объектов окружающей природной среды, составлять программы проведения мониторинга и реабилитации загрязненных территорий
Научиться рассчитывать показатели оценки, оценивать уровень загрязнения объектов окружающей природной среды

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Проводить мониторинг окружающей природной среды.
ПК 1.2 Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.
ПК 1.3 Организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязненных территорий.
ПК 1.4 Проводить мероприятия по очистке и реабилитации загрязненных территорий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Виды мониторинга, унифицированную схему информационного мониторинга загрязнения природной среды
Программы наблюдений за состоянием природной среды
Правила и порядок отбора проб в различных средах
Нормативные документы по предельно допустимым концентрациям сбросов, выбросов, загрязнения почв
Методы организации и проведения наблюдений за уровнем загрязнения воздушной, водной и других сред, основные средства мониторинга
Основные принципы организации и проведения наблюдений за уровнем загрязнения воздушного, водного и других сред
Основные средства мониторинга
Методы и средства контроля загрязнения окружающей природной среды
Нормативные документы по предельно допустимым концентрациям сбросов, выбросов и загрязнения почв
Основные источники загрязнения окружающей среды, классификацию загрязнителей
Задачи и цели природоохранных органов управления и надзора
Экологические последствия загрязнения окружающей среды вредными веществами
Виды и источники загрязнения природной среды, критерии и оценка качества окружающей среды
3.2.Уметь:
3.2.1.Проводить работы по мониторингу атмосферного воздуха, природных вод и почвы
Выбирать оборудование и приборы контроля
Отбирать пробы воздуха, воды и почвы, подготавливать их к анализу и проводить качественный и количественный анализ отобранных проб
Находить информацию для сопоставления с нормативными показателями
Проводить наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, природных вод, почвы
Заполнять формы предоставления информации о результатах наблюдений
Проводить мероприятия по очистке и реабилитации загрязненных территорий на уровне функционального подразделения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Выбора оборудования, приборов контроля, аналитических приборов, их подготовки к работе и проведению химического анализа атмосферного воздуха, воды, почвы
Организации наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, водных объектов и почвы
Сбора, обработки, систематизации, анализа информации, формирования и ведения баз данных загрязнения окружающей среды
Проведения мероприятий по очистке и реабилитации загрязненных территорий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в мониторинг
1.1. Экологический мониторинг: понятие экологического мониторинга. Цели, задачи мониторинга. Схема мониторинга. Объекты наблюдения мониторинга. Виды и подсистемы мониторинга. Уровни, программа мониторинга. Государственный экологический мониторинг. Виды и источники загрязнения природной среды. Лекции 2 4 ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Оценка экологического состояния окружающей среды на территории России: атмосферы, водных объектов, почв; общая оценка нарушенности ландшафтов. Составление программ экологического мониторинга по объектам природной среды. Практические 2 2 ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Подготовка докладов, работа с дополнительной литературой, проработка лекционного материала. Сам. работа 2 2 ПК 1.1, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Химическая сущность мониторинга: науки, занимающиеся экологическими проблемами. Концепция пороговости. Критерии и оценка качества окружающей среды. Санитарно-гигиенические показатели: ПДК в воздушной среде. ПДК в водной среде ПДК в почве. Методы наблюдений. Основные средства мониторинга. Методы и средства контроля загрязнения окружающей природной среды. Контактные методы наблюдений. Дистанционные методы наблюдений. Биологические методы наблюдений. Лекции 2 4 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Рассмотреть функции, полномочия, обязанности организаций, участвующих в проведении государственного экологического мониторинга. Практические 2 2 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Подготовка докладов, работа с дополнительной литературой, проработка лекционного материала. Сам. работа 2 2 ПК 1.1, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Нормирование качества окружающей среды: состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности. Экологическое нормирование. Экологические нормативы для почв, природных и сточных вод, атмосферного воздуха. Система экологического менеджмента. Источники информации для сопоставления содержания загрязняющих веществ с нормативными показателями. Порядок, сроки и формы предоставления информации о результатах наблюдений, оценке качества окружающей природной среды в заинтересованные службы и организации. Лекции 2 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Нормирование качества окружающей среды, разработка экологических нормативов. Проекты нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект. Методы очистки загрязненных сточных вод (оборудование процессы). Проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект. Практические 2 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Проанализировать правовую базу, литературу о приоритетно контролируемых параметрах по объектам природной среды (нормативные документы, ГОСТ, специализированую литературу и др.) Сам. работа 2 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Санитарно-гигиенический мониторинг: состояние среды обитания (гигиена населенных мест: атмосферный воздух, питьевая вода, почва; оценка риска среды обитания; воздействие химических веществ, в том числе от продуктов питания). Радиационная обстановка (естественные и техногенные источники, медицинское облучение). Оценка воздействия физических факторов. Анализ заболеваемости, смертности населения. Лекции 2 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Проработка лекционного материала, специализированной литературы по проведению санитарно-гигиенического мониторинга. Сам. работа 2 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха
2.1. Загрязнение атмосферного воздуха: состав атмосферного воздуха. Основные источники и факторы загрязнения. Опасное воздействие загрязняющих веществ. Классификация загрязняющих веществ. Глобальные проблемы загрязнения атмосферного воздуха. Лекции 2 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Приоритетные вещества, загрязняющие атмосферный воздух, источники их поступления в атмосферу, класс опасности, величины ПДК, воздействие на организм человека, на биоту. Практические 2 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Организация наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха: организация сети наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха. Виды постов наблюдений. Приоритетно контролируемые параметры. Программа наблюдений. Отбор проб атмосферного воздуха, виды проб. Определение метеорологических параметров. Оборудование для отбора проб атмосферного воздуха и проведения химического анализа отобранных проб. Требования к оборудованию, область его применения. Подготовка пробоотборных устройств для проведения отбора проб. Автоматические средства контроля качества атмосферы. Сбор информации с постов наблюдений. Лекции 2 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Требования к количеству и размещению постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха. Программы отбора проб. Виды отборов. Правила и порядок отбора проб. Заполнение сопроводительных документов. Хранение проб. Практические 2 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Проработка лекционного материала, изучение нормативных документов, ГОСТ, специализированной литературы, анализ материалов. Сам. работа 2 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Метеорологический потенциал загрязнения атмосферы:характеристика источников загрязнения. Влияние метеорологических условий на загрязнение атмосферы (направление и скорость ветра, стратификация атмосферы, туманы). Неблагоприятные для рассеивания вредных примесей метеорологические условия (НМУ). Лекции 2 2 ПК 1.2, ПК 1.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Метеорологические параметры, определяющие условия рассеивания или накопления загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы (виды туманов, приземные и приподнятые инверсии, синоптические ситуации), химическая активность атмосферы. Практические 2 2 ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Подготовка докладов, работа с дополнительной литературой, проработка лекционного материала. Сам. работа 2 2 ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха: определение веществ, создающих эффект суммации. Методы определения концентраций примесей. Основные требования к методикам выполнения измерений основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Показатели загрязнения атмосферного воздуха. Методы оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха. Современная химико-аналитическая база государственной сети наблюдений и перспективы ее развития. Методы сбора, обработки, систематизации, анализа информации, формирования и ведения баз данных загрязнения атмосферного воздуха городов Российской Федерации. Порядок, сроки и формы предоставления информации о результатах наблюдений, оценке качества в заинтересованные службы и организации. Лекции 2 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Оценка качества воздуха в городах Алтайского края, Российской Федерации. Тенденция изменения загрязнения атмосферного воздуха, причины ее определяющие, определение индекса загрязнения атмосферы (ИЗА), определение ИЗА отдельной примесью, расчет СИ, НП. Практические 2 6 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Решение задач по показателям качества атмосферного воздуха Сам. работа 2 2 ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Косвенные методы наблюдения за загрязнением атмосферы: состояние сети наблюдений. Наблюдения за радиоактивным загрязнением атмосферного воздуха. Загрязнение атмосферных осадков и снежного покрова, методы оценки уровня их загрязнения. Правила и порядок отбора проб. Заполнение сопроводительных документов. Наблюдения за фоновым состоянием атмосферы. Обобщение результатов наблюдения за загрязнением атмосферы. Лекции 2 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Отбор и анализ проб атмосферных осадков и снежного покрова. Загрязнение снежного покрова как индикатор загрязнения атмосферного воздуха. Практические 2 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.14. Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов, работа с дополнительной литературой, проработка лекционного материала, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 2 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.15. Контрольная работа по темам раздела 1 и раздела 2. Практические 2 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Мониторинг загрязнения почв и обращение с отходами.
3.1. Особенности почвы как объекта мониторинга. Организация мониторинга: организация мониторинга почв. Цели, задачи, виды почвенного мониторинга. Основные источники и факторы загрязнения. Объекты почвенного мониторинга. Показатели состояния почв. Экологическое нормирование качества почв. Организация наблюдений за загрязнением почв. Оборудование для отбора проб почв и проведения химического анализа отобранных проб. Требования к оборудованию, область его применения. Отбор, стабилизация и хранение проб почв. Подготовка к отбору проб. Правила и порядок отбора проб. Заполнение сопроводительных документов. Лекции 2 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Оценка степени загрязненности почв металлами, определение остаточного содержания пестицидов, микробиологические показатели. Практические 2 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Работа с дополнительной литературой, проработка лекционного материала. Сам. работа 2 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Наблюдения за загрязнением почв: обобщенная программа мониторинга загрязнения почв. Проведение химического анализа проб почв. Основные требования к методикам выполнения измерений основных загрязняющих веществ в почвах. Современная химико-аналитическая база государственной сети наблюдений и перспективы ее развития. Методы определения содержания загрязняющих веществ. Определение фонового содержания ингредиентов в почвах. Обобщение результатов наблюдений. Методы оценки уровня загрязнения почв. Методы сбора, обработки, систематизации, анализа информации, формирования и ведения баз данных загрязнения почв. Порядок, сроки и формы предоставления информации о результатах наблюдений, оценке качества в заинтересованные службы и организации. Проблема образования отходов. Лекции 2 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. расчёт класса опасности и объёмов образования промышленных отходов Практические 2 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Работа с дополнительной литературой, выполнение задания, проработка лекционного материала, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 2 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Контрольная работа по разделу 3. Практические 2 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Мониторинг загрязнения водных ресурсов
4.1. Государственный мониторинг водных объектов: состояние и использование водных ресурсов. Водно-ресурсный потенциал и водный фонд. Государственный мониторинг водных объектов. Водохозяйственные системы и гидротехнические сооружения. Лекции 3 2 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Экономия водных ресурсов – важнейшее направление водопользования. Рост антропогенного воздействия. Сельскохозяйственные «издержки». Водообеспечение городов. Промышленное использование вод. Возможности экономии вод. Практические 3 2 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Наблюдения за загрязнением поверхностных вод: Основные источники и факторы загрязнения. Организация наблюдений за загрязнением водных объектов, формирование сети гидропостов и пунктов контроля качества поверхностных вод. Категория водного объекта. Программы наблюдений. Установление периодичности и сроков проведения наблюдений. Лекции 3 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Приоритетные вещества, загрязняющие поверхностные воды, источники их поступления в водные объекты, класс опасности, величины ПДК, методы улавливания. Практические 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Отбор проб: отбор проб поверхностных вод. Отборы проб донных отложений. Выбор места, виды проб, способы отбора проб, используемые технические средства, их подготовка к работе, консервация проб. Правила и порядок отбора проб. Заполнение сопроводительных документов. Оборудование для проведения химического анализа отобранных проб. Требования к оборудованию, область его применения. Методы определения содержания загрязняющих веществ в пробах вод. Основные требования к методикам выполнения измерений основных загрязняющих веществ в водных объектах. Автоматические средства контроля качества вод. Лекции 3 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Проработка лекционного материала и источников дополнительной литературы. Сам. работа 3 8 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.7. Оценка степени загрязненности поверхностных вод: Количественные и качественные методы определения показателей качества воды. Современная химико-аналитическая база государственной сети наблюдений и перспективы ее развития. Метод комплексной оценки степени загрязненности поверхностных вод по гидрохимическим показателям. Методы сбора информации с сети наблюдений, обработки, систематизации, анализа информации, полученной в ходе проведения мониторинга. Формирование и ведение баз данных загрязнения водных объектов. Порядок обмена информацией. Порядок, сроки и формы предоставления информации о результатах наблюдений, оценке качества в заинтересованные службы и организации. Лекции 3 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.8. определение удельного комбинаторного индекса загрязненности воды. Оценка класса качества поверхностных вод для водных объектов Алтайского края. Практические 3 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.9. Проработка лекционного материала, решение задач, анализ материалов. Сам. работа 3 8 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.10. Мониторинг вод Мирового океана: мировой океан и основные источники загрязнения. Распределение загрязняющих веществ. Цели и задачи мониторинга вод Мирового океана. Принципы организации мониторинга Мирового океана. Правила и порядок отбора проб. Формирование и ведение баз данных. Лекции 3 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.11. Загрязнение морей России: Балтийское, Черное, Азовское, Баренцево, Белое, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское. Практические 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.12. Подготовка докладов, работа с дополнительной литературой, проработка лекционного материала. Сам. работа 3 8 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.13. Мониторинг питьевой воды. Микробиологические показатели: Основные источники и факторы загрязнения. Принципы организации мониторинга питьевой воды, программы, определяемые показатели. Правила и порядок отбора проб для определения микробиологических показателей. Современная химико-аналитическая база и методы определения качества питьевой воды. Методы оценки соответствия нормативным требованиям. Биотестирование. Микробиологические показатели качества воды. Лекции 3 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.14. Проведение биотестирования вод. Общемикробное число (ОМЧ), КОЕ, колиформные бактерии (ТКБ, ОКБ), колифаги, БОЕ, стрептококки Практические 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.15. Работа с дополнительной литературой, проработка лекционного материала. Сам. работа 3 6 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.16. Мониторинг подземных вод: подземные воды. Основные источники и факторы загрязнения. Влияние хозяйственной деятельности человека на формирование режима подземных вод. Задачи и организация наблюдений за режимом подземных вод. Опорная сеть наблюдений за режимом подземных вод. Специализированная сеть наблюдений за режимом подземных вод. Лекции 3 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.17. Использование минерально-сырьевых ресурсов, проведение мониторинга подземных вод, условия пользования недрами. Практические 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.18. Подготовка докладов, работа с дополнительной литературой, проработка лекционного материала, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.19. Контрольная работа по разделу 4. Практические 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Радиационная обстановка
5.1. Радиационная безопасность: нормы радиационной безопасности. Опасное воздействие излучений. Последствия радиационных аварий. Лекции 3 4 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Виды излучений, защита от них. Последствия ядерных взрывов. Практические 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Работа с дополнительной литературой, проработка лекционного материала. Сам. работа 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Мониторинг радиационной обстановки: формирование сети наблюдений за радиационной обстановкой. Основные источники и факторы загрязнения. Гамма-излучение. Отбор и анализ проб аэрозолей. Приборы дозиметрического контроля. Современная аналитическая база государственной сети наблюдений и перспективы ее развития. Лекции 3 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Измерение мощности экспозиционной дозы, расчет критических значений, действия в условиях аварии и чрезвычайных ситуациях Практические 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.6. Работа с дополнительной литературой, проработка лекционного материала, решение задач. Сам. работа 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.7. Воздействие ракетно-космической деятельности:оценка воздействия ракетно-космической деятельности на окружающую среду и мониторинг здоровья населения, проживающего вблизи районов падения отделяющихся частей ракет. Лекции 3 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.8. Работа с дополнительной литературой, проработка лекционного материала. Сам. работа 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Интегральная оценка качества природной среды
6.1. Составление медико-экологической оценки природной среды путем оценки качества составляющих: объектов природной среды, природно-ресурсного потенциала, оценки комфортности среды обитания Лекции 3 4 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Медико-экологическая оценка территории Российской Федерации, Алтайского края. Практические 3 2 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Работа с дополнительной литературой, проработка лекционного материала Сам. работа 3 2 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Биологический мониторинг. Мониторинг биосферы
7.1. Биологический мониторинг: общие принципы биологического мониторинга. Биоиндикация и биотестирование. Лекции 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 9, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Определение чистоты атмосферного воздуха по лишайникам, биотестирование природных и сточных вод. Определение токсичности отходов. Практические 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Подготовка докладов, работа с дополнительной литературой, проработка лекционного материала. Сам. работа 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.4. Мониторинг растительного покрова и животного мира: Состояние растительных ресурсов на территории России. Разработка ПДК растительных сообществ. Биосферные заказники, заповедники. Общая характеристика мониторинга растительности. Отбор проб и пробоподготовка. Состояние ресурсов животного мира на территории России. Организация мониторинга биоты. Лекции 3 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.5. изучение практических методов применения биоиндикации и биотестирования. Решение задач по определению качества среды с помощью биоиндикации и биотестирования. Практические 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.6. Проработка лекционного материала и выполнение индивидуального задания. Сам. работа 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Глобальный мониторинг.
8.1. Фоновый мониторинг: фоновое загрязнение окружающей природной среды. Выбор места размещения. Технические требования к станциям. Оценка сопоставимости результатов наблюдений. Лекции 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Проработка лекционного материала, дополнительных источников литературы. Сам. работа 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.3. Национальный мониторинг: система государственного экологического мониторинга. Нормативно-правовая база. Требования в средствам измерения, метрологическому контролю. Система сбора информации. Принципы организации регионального экологического мониторинга. Формы предоставления информации о результатах наблюдений. Лекции 3 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.4. Семинар: направления развития сети мониторинга, предусмотренные государственной программой «Охрана окружающей среды в РФ до 2020 года». Практические 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.5. подготовка докладов, работа с дополнительной литературой, проработка лекционного материала. Сам. работа 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.6. Глобальный мониторинг: критерии и задачи системы глобального мониторинга. Приоритетные направления мониторинга окружающей среды. Международный регистр потенциально-токсичных веществ. Глобальное фоновое загрязнение окружающей среды. Мировые банки данных. Экологические последствия загрязнения окружающей среды вредными веществами. Лекции 3 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.7. ведение наблюдений за объектами природной среды в зарубежных странах. Механизмы регулирования негативного воздействия. Системы экологического нормирования. Практические 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.8. работа с дополнительной литературой, проработка лекционного материала, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 3 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.9. Контрольная работа по разделам 5-8. Практические 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.10. Подготовка к написанию итогового теста по курсу Сам. работа 3 8 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.11. Тест по всем разделам междисциплинарного курса Практические 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, устные опросы, творческие задания, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5260
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения междисциплинарного курса.

Тестовые задания:
1. Экологический мониторинг - это
а) наблюдение за состоянием окружающей среды
б) прогноз экологической ситуации
в) система наблюдений, анализа и прогноза состояния окружающей среды
г) анализ получаемых данных о состоянии окружающей среды
2. ПДК - это:
а) норматив, определяющий количество вредного вещества в определенном объеме окружающей среды, которое практически не влияет на здоровье человека.
б) допустимое содержание выбросов в воздухе
в) предел достижения концентрации
г) допустимое содержание выбросов в воздухе
3. По каким показателям можно получить точную и объективную оценку качества воды?
а) по прозрачности
б) по отсутствию запаха
в) по отсутствию пузырьков газа
г) по значениям ПДК по каждому показателю
4. Назовите основной источник поступления углекислого газа в атмосферу:
а) предприятия топливно-энергетического комплекса
б) химические заводы
в) железнодорожный транспорт
г) сточные воды
д) валки мусора и промышленных отходов
5. Какие меры наиболее реальны и эффективны для снижения запыленности воздуха населенных пунктов?
а) установление санитарно-защитных зон
б) удаление промышленных предприятий из населенного пункта
в) ограничение движения автотранспорта
д) ликвидация пустырей и стройплощадок
6. Содержание каких минеральных солей обуславливает общую жесткость воды?
а) сульфаты и хлориды
б) карбонаты и гидрокарбонаты
в) нитраты
г) соли кальция и магния
д) соли железа и аммония
7. Эвтрофикации водоемов способствует повышенное содержание в воде:
а) минеральных солей
б) растворенного кислорода
в) взвешенных частиц
г) микробиологических загрязнений
д) фосфатов
8. К каким загрязнителям воздуха наиболее чувствительны лишайники?
а) озон
б) диоксид азота
в) иоксид серы
г) диоксид углерод
д) угарный газ
9. Какой газ представляет наибольшую экологическую опасность для людей, проживающих и работающих в условиях подвальных и полуподвальных помещений?
а) озон
б) гелий
в) диоксид азота
г) углекислый газ
д) радон
10. Какие загрязнители почв приобретают повышенную подвижность только в условиях кислых почв?
а) минеральные соли
б) тяжелые металлы
в) удобрения
г) нефтепродукты
д) гуминовые кислоты
11. Документ, в котором определены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду
а) ФЗ «Об охране окружающей среды»
б) Приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557
в) Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344
12. Развитие компьютерных телекоммуникаций может способствовать
уменьшению парникового эффекта за счет сокращения расхода топлива
автомобильным транспортом?
а) да
б) нет
13. Комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в
прямых или косвенных взаимоотношениях, называется:
а) экосистемой
б) фактором
в) спектром
г) средой
14. Отходы растительного происхождения могут быть вовлечены в
производство энергии с помощью:
а) фотовольтаики
б) установок по производству биогаза
в) тепловых насосов
г) солнечных коллекторов
15. Превращение химических веществ из неорганической формы через
живые организмы и обратно в неорганическую форму называется:
а) ресурсный цикл
б) производственный цикл
в) биогеохимический цикл
г) циркадный цикл

Правильные ответы:
1) в; 2) а; 3) г; 4) а; 5) б; 6) г; 7) г; 8) б; 9) д; 10) б; 11) а; 12) а; 13) г; 14) б; 15) в

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Проблема загрязнения озера Байкал
2. Влияние погодно-климатических условий на формирование загрязнения окружающей среды
3. Проблема загрязнения окружающей среды отходами
4. Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями
5. Основные показатели, характеризующие воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду (на примере СФО)
6. Использование отходов в качестве вторичных материальных ресурсов в Алтайском крае
7. Опасные природные процессы и явления в Алтайском крае
8. Нефтепродукты в поверхностных водах в регионах Сибирского федерального округа
9. Современные научные представления о региональных последствиях изменения климата в России
10. Мониторинг источников загрязнения окружающей среды
11. Мониторинг загрязнения вод суши
12. Мониторинг загрязнения морских вод
13. Мониторинг загрязнения почв
14. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха
15. Мониторинг акустического загрязнения окружающей среды
16. Мониторинг электромагнитного загрязнения окружающей среды
17. Использование геоинформационных систем в мониторинге окружающей среды
18. Использование биоиндикаторов в экологическом мониторинге окружающей среды
19. Мониторинг лесного хозяйства
20. Мониторинг здоровья населения
21. Региональный экологический мониторинг
22. Космический экологический мониторинг
23. Геоинформационное моделирование загрязнения окружающей среды
24. Загрязнение атмосферного воздуха г. Барнаула
25. Загрязнение поверхностных вод оз. Кучукское
26. Загрязнение поверхностных вод р. Кулунда
27. Загрязнение поверхностных вод р. Барнаулка
28. Загрязнение поверхностных вод оз. Большое Островное
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по междисциплинарному курсу. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5260
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по междисциплинарному курсу (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. Всего в банке тестовых заданий 40 тестовых задания. На выполнение теста отводится 20 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каракеян В.И. - отв. ред. МОНИТОРИНГ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Латышенко К.П. МОНИТОРИНГ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сазонов Э.В. Экология городской среды: учебное пособие для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Мониторинг загрязнения окружающей природной среды (РИПК; Скрипко М.С.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
212Н кабинет естественнонаучных дисциплин; кабинет химических дисциплин; кабинет химических основ экологии – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; тематические плакаты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планирование и организация времени, необходимого для изучения междисциплинарного курса.
Важным условием успешного освоения междисциплинарного курса является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, технологическая карта. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовка к лекциям.
Знакомство с программой происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, выявляя взаимосвязи между составными частями системы мониторинга, помогая студенту понять суть системы.
Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Целесообразно выделить основные моменты, ключевые слова, понять основную мысль, излагаемую лектором, затем записать ее. Желательно осуществлять запись, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателем. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно использовать систему общепринятых сокращений, аббревиатур и символов.
Посещаемость лекций входит в балльную оценку по модулю и контролируется преподавателем.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует свое отношение к конкретной проблеме.
На практических проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады и презентации. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по модулю.
В конце обучения проводится тест по всему курсу обучения. Результаты написания теста включены в балльную оценку по модулю.
Рекомендации по работе с литературой.
При работе с источниками и литературой важно уметь:
сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
пользоваться реферативными и справочными материалами;
обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
Самостоятельная работа.
В самостоятельную работу студентов входит:
подготовка к практическим занятиям (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы);
выполнение индивидуальных заданий;
знакомство с дополнительной литературой, нормативными документами, статистическими данными по изучаемым вопросам.
Экзамен
Экзамен сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам модуля, включающее 40 вопросов.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованной преподавателем литературой, конспектами лекций, материалами семинарских занятий, выполненными самостоятельными работами.

При реализации междисциплинарного курса "Мониторинг загрязнения окружающей природной среды" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: доклад с презентацией, работа в малых группах, моделирование процессов и ситуаций .