МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Краеведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.10. специальность Туризм
Форма обученияЗаочная
Учебный планz43_02_10_Туризм-2021_11кл
Часов по учебному плану 81
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 67
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 67 67 67 67
Итого 81 81 81 81

Программу составил(и):
преподаватель , высшая категория, Орлова Елена Сергеевна

Рецензент(ы):
канд. геогр. наук, доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Краеведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)

составлена на основании учебного плана:
43.02.10 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 25.03.2022 г. № 03
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение физико-географических, экономических и социальных особенностей Алтайского края.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 3.2 Формировать туристский продукт.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю заселения Алтайского края,
особенности рельефа, геологического строения, климата, почвенного покрова, растительного и животного миров, ландшафтной структуры,
демографическую ситуацию,
хозяйственную структуру края,
особенности организации особо охраняемых природных территорий,
экологические проблемы в крае.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять географическое положение края,
характеризовать основные этапы заселения и освоения территории,
описывать особенности рельефа, климата, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного миров,
определять положение края в системе физико-географического районирования,
составлять описание демографических процессов, отраслевого состава промышленности и сельского хозяйства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физико-географические особенности Алтайского края
1.1. Геологическая история и современное геологическое строение. Рельеф, минеральные ресурсы и полезные ископаемые Лекции 1 2 ОК 2, ОК 6, ОК 8 Л1.1, Л2.1
1.2. Геология, рельеф, полезные ископаемые. Сам. работа 1 8 ОК 2, ОК 3, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Климат. Гидрологические ресурсы Алтайского края. Сам. работа 1 8 ОК 2, ОК 6, ОК 8 Л1.1, Л2.1
1.4. Климатические особенности региона. Практические 1 2 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5 Л1.1, Л2.1
1.5. Изучение географической номенклатуры по региону. Сам. работа 1 8 ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8 Л1.1, Л2.1
1.6. Природные комплексы и физико-географическое районирование. Лекции 1 2 ОК 2, ОК 6, ОК 8, ПК 3.2 Л1.1, Л2.1
1.7. Физико-географическое районирование Алтайского края. Практические 1 2 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6 Л1.1, Л2.1
1.8. Подготовка к контрольной работе. Сам. работа 1 6 ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8 Л1.1, Л2.1
1.9. Физико-географические особенности Алтайского региона (контрольная работа). Сам. работа 1 4 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Социально-экономические особенности Алтайского края
2.1. История Алтайского региона. Сам. работа 1 8 ОК 2, ОК 6, ОК 8 Л1.1, Л2.1
2.2. Население Алтайского края. Сам. работа 1 8 ОК 2, ОК 6, ОК 8 Л1.1, Л2.1
2.3. Население Алтайского края. Практические 1 2 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 Л1.1, Л2.1
2.4. Агропромышленный комплекс Алтайского края. Промышленность Алтайского края Лекции 1 2 ОК 2, ОК 6, ОК 8 Л1.1, Л2.1
2.5. Подготовка к контрольной работе. Сам. работа 1 6 ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 8 Л1.1, Л2.1
2.6. Демографические особенности и особенности развития хозяйства Алтайского края (контрольная работа). Сам. работа 1 4 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8 Л1.1, Л2.1
2.7. Подготовка к зачету. Сам. работа 1 7 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8 Л1.1, Л2.1
2.8. Зачет. Практические 1 2 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (устные опросы, индивидуальное задание, доклады, творческие задания, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6124
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме зачета по итогам освоения дисциплины
1) Бугровщичество это...
А) Несанкционированные раскопки древних курганов с целью извлечения предметов из драгоценных металлов и других «курьезных» вещей для последующей продажи.
Б) Разновидность религиозных верований жителей Алтая
В) Разновидность способов постройки жилища народов Алтая
2) Один из старейших музеев Сибири, который был основан в 1823 году
А) Музей военной истории
Б) Музей Город
В) Алтайский государственный краеведческий музей
3) Исследователь Сибири второй половины XIX века, пропагандировавший областнические идеи
А) Карл Фридрих фон Ледебур
Б) Николай Михайлович Ядринцев
В) Александр Иванович Кулибин
4) Алтайский край занимает по площади среди других субъектов РФ:
А) 10 место;
Б) 5 место;
В) 24 место;
5) В Алтайском крае берет начало одна из самых крупных рек России:
А) Катунь;
Б) Иртыш;
В) Обь;
6) Как называется один из 6 российских городов Алтайского края, построенных по личному указу Петра I:
А) Рубцовск;
Б) Барнаул;
В) Бийск;
7) Алтайский край был образован в:
А) 1865 году;
Б) 1937 году;
В) 1925 году;
8) В 1973 году был основан:
А) Алтайский тракторный завод;
Б) Театр драмы;
В) Алтайский государственный университет;
9) Сколько городов входит в состав Алтайского края:
А) 11
Б) 12
В) 8
10) Алтайский край является родиной советского космонавта:
А) Юрия Гагарина;
Б) Валентина Бондаренко;
В) Германа Титова.
11) Территорию Алтайского края люди начали заселять в:
А) Бронзовом веке;
Б) Мезолите;
В) Палеолите;
12) На территории Алтайского края обнаружены останки трех видов человеческого рода:
А) Неандертальцы, Человек разумный, Денисовский человек;
Б) Неандертальцы, Человек умелый, Человек прямоходящий;
В) Кроманьонцы, человек прямоходящий, Денисовский человек;
13) Герб Алтайского края представляет собой щит французской геральдической формы, на котором изображены:
А) Доменная печь и конь;
Б) Доменная печь и Колыванская ваза;
В) Колыванская ваза и колосья;
14) Кем был основан г. Барнаул?
А) Горнозаводчиком А.Н. Демидовым;
Б) Михаилом Евдокимовым;
В) Иваном Позуновым;
15) В каком селе родился писатель, актер и режиссер Василий Макарович Шукшин?
А) пос. Рогозиха;
Б) г. Бийск;
В) с. Сростки;
Ключ к тесту:
1) А
2) В
3) Б
4) В
5) В
6) В
7) Б
8) В
9) Б
10) В
11) В
12) А
13) Б
14) А
15) В
Критерии оценивания:
85-100 баллов
(оценка «отлично») 85-100% правильных ответов
70-84 баллов
(оценка «хорошо») 70-84% правильных ответов
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») 50-69% правильных ответов
0-49 баллов
(оценка «неудовлетворительно») 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы ДКР
Общая характеристика климата края
Поверхностные и подземные воды Алтайского края
Почвенный покров Алтайского края
Земельные ресурсы края
Растительный мир Алтайского края
Животный мир Алтайского края и др.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе
оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов
среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.)
осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает три блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении
учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(итоговый тест). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой зачетный рейтинг 0,3*Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тестовое задание (для всех студентов)» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=402834
Вопросы к зачету: https://portal.edu.asu.ru/mod/page/view.php?id=216900

3) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(устный опрос). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой зачетный рейтинг 0,7*Rзач.
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100
баллов. Оценка за первый блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку
студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед
началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в
технологической карте по дисциплине Rсем. Зачет «автоматом» выставляется студенту
при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного
выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных
баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором
одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и
получает 1 балл, либо выбирает неправильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с
выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент
получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл
рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе
правильных ответов, будут выбраны и неправильный ответ, то за выбор неправильного
ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать
правильный ответ (правильное понятие). Всего в банке тестовых
заданий 40 тестовое задание. На
выполнение теста отводится 20 минут.
При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения
трудностей. И вернуться в оставшееся время.
3) за выполнение третьего блока, представляющего собой устный опрос, студент может максимально получить 70 баллов. Устный ответ оценивается следующим образом:
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов (оценка «отлично») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответил без затруднения.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответить не смог.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный. Студент смог ответить на наводящие вопросы.
0-49 баллов (оценка неудовлетворительно») Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный, сбивчивый. Допущены грубые ошибки. На наводящие вопросы студент ответить не смог.
Итоговый рейтинг складывается из выполнения трех блоков заданий. Правило
вычисления итогового рейтинга Rитог = 0,7*Rсем + 0,3*Rзач (0,3*Rтест+0,7*Rустн.ответ)
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1, Блока 2 и Блока 3
пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx
Приложение 2.   ФОС_Краеведение_ЗО_2023.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шмакова Г. В. КРАЕВЕДЕНИЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Обыграйкин А.В., Карасаева В.Д., Симагин Ю.А. - под ред. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Краеведение" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
308Н кабинет географии туризма; кабинет турагентской и туроператорской деятельности; кабинет информационно-экскурсионной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Система профессионального обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий (в первую очередь, лекций и практических занятий), работа на которых обладает определенной спецификой. При изучении дисциплины «Краеведение» используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Лекционные материалы содержатся в слайд-конспекте по дисциплине.
Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Для конспектирования лекционного материала рекомендуется завести отдельную тетрадь. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не следует стремиться записать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Записи содержания лекции должны быть четкими, с указанием даты и названия темы. После лекции конспект желательно проработать, т.е. выделить основные положения темы, выводы и рекомендации, уточнить содержание основных понятий и терминов.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендована по теме.
2. Практические работы выполняются в отдельной тетради. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. Выполнение практических работ входит в балльную оценку по дисциплине.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Тетрадь для практических занятий должна содержать выполненные практические работы. Профили, графики, контурные карты, проверенные контрольные работы и т.д. следует вклеивать в тетрадь в соответствующий раздел.
Выполняя чертежные работы по построению графиков, необходимо помнить:
- все чертежные работы выполняются на миллиметровой бумаге простым карандашом. Если на графике несколько кривых, то они могут быть проведены цветными карандашами.
- в зависимости от графика масштабы горизонтальный и вертикальный могут быть различными, но могут быть и одинаковыми.
- каждый график должен иметь четкое название, сопровождаться легендой и масштабом. Название графика указывается в верхней части чертежа, легенда и масштаб обычно располагают внизу. Все надписи делаются также карандашом.
3. Семинарские занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Задания к семинарским занятиям содержатся в Плане семинарских занятий. При подготовке к семинару следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
- подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации;
- разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме семинарского занятия.
4. Самостоятельная работа студентов предполагает:
- подготовку к семинарскому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы);
- знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам.
Время самостоятельной работы отводится на работу с материалами лекций, подготовку к практическим занятиям, работу в библиотеке.
Значительная часть времени отводится на самостоятельное изучение географической номенклатуры. Систематическая работа с географической номенклатурой помогает научиться хорошо читать и знать карту, развивает географическое мышление, способствует выработке умения использовать отображенный на карте материал для выявления общих географических закономерностей. Контроль за изучением географической номенклатуры проводится путем выборочного устного опроса студентов.
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. Текущий контроль за работой студентов осуществляется в ходе проверки домашних заданий, выполненных практических заданий и итогов контроля знаний во время промежуточной аттестаций.
По темам дисциплины в конце обучения проводится тестовый опрос. Тестовые задания включают вопросы с возможностью выбора ответа из предложенных вариантов, открытые, альтернативные вопросы. За работу на семинаре и за написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
Экзамен сдается в устной форме. Представляет собой билет с двумя теоретическими вопросвми по курсу.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, своими конспектами лекций и семинарских занятий, выполненными самостоятельными работами.
При реализации учебной дисциплины "Краеведение" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе в малых группах, исследовательских заданиях.