МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Основы бухгалтерского учета

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Учебный план38_02_01_ЭконБухУчет-2023_11кл
Часов по учебному плану 76
в том числе:
аудиторные занятия 58
самостоятельная работа 10
индивидуальные консультации 2
контроль 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 10 10 10 10
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 6 6 6 6
Итого 76 76 76 76

Программу составил(и):
Терленко Екатерина Николаевна

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, Преподаватель, Глубокова Людмила Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Основы бухгалтерского учета

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер, специалист по налогообложению) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в промышленности)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
канд.экон.наук Л.Г.Глубокова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины - заключается в формировании у студентов теоретических и практических основ бухгалтерского учета: его место в системе управления экономикой организации; изучение основополагающих принципов, понятий, терминов и методов, используемых в организации бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов; получение знаний в области методики бухгалтерского учета, его регулирования.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
Национальную систему нормативного регулирования;
Международные стандарты финансовой отчетности;
Понятие бухгалтерского учета;
Сущность и значение бухгалтерского учета;
Историю бухгалтерского учета;
Основные требования к ведению бухгалтерского учета;
План счетов бухгалтерского учета;
Формы бухгалтерского учета.

- предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;
Ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;
Соблюдать требования к бухгалтерскому учету;
Следовать методам и принципам бухгалтерского учета;
Использовать формы и счета бухгалтерского учета.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Бухгалтерский учет, его объекты и задачи
1.1. 1.1 Хозяйственный учет, его сущность и значение 1.2 Объекты, основные задачи и требования к бухгалтерскому учету 1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета 1.4 Предмет и метод бухгалтерского учета Лекции 1 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ОК 09. Л2.1, Л1.1
1.2. История возникновения и развития бухгалтерского учета. Применение нормативного регулирования бухгалтерского учета. Классификация нормативных документов в соответствии с принятой системой нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению. Классификация хозяйственных средств по источникам их образования и целевому назначению. Практические 1 6 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Бухгалтерский баланс
2.1. 2.1 Балансовый метод отражения информации 2.2 Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс Лекции 1 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
2.2. Составить баланс на основе данных об остатках хозяйственных средств и их источниках. Отражение в балансе изменений под влиянием хозяйственных операций. Практические 1 6 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
2.3. Выполнение домашних заданий по теме 2. Значение бухгалтерского баланса при принятии управленческих решений. Сам. работа 1 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Счета и двойная запись
3.1. 3.1 Счета бухгалтерского учета 3.2 Двойная запись операций на счетах 3.3 План счетов бухгалтерского учета Лекции 1 6 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
3.2. Открытие синтетических и аналитических счетов. Составление бухгалтерских проводок по хозяйственным операциям. Запись хозяйственных операций на счета бухгалтерского учета. Подсчет оборотов и остатков по аналитическим и синтетическим счетам. Составление оборотных ведомостей по аналитическим и синтетическим счетам. Сверка записей аналитического и синтетического учета. Практические 1 6 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
3.3. Выполнение домашних заданий по теме 3. Взаимосвязь между счетами и балансом. Хронологическая и систематическая форма записи. Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию. Классификация счетов бухгалтерского учета по назначению и структуре. Сам. работа 1 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Принципы учета основных хозяйственных процессов
4.1. 4.1 Учет процесса снабжения 4.2 Учет процесса производства 4.3 Учет процесса реализации Лекции 1 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
4.2. Оформление бухгалтерскими записями процесса снабжения и отражение его на бухгалтерских счетах. Оформление бухгалтерскими записями процесса производства и отражение его на бухгалтерских счетах. Оформление бухгалтерскими записями процесса продажи и отражение его на бухгалтерских счетах. Практические 1 6 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
4.3. Выполнение домашних заданий по теме 4. Понятие покупной стоимости. Понятие транспортно-заготовительных расходов, их учет и распределение. Виды производств. Понятие прямых затрат и их учет. Понятие косвенных затрат, их учет и распределение. Понятие коммерческих расходов, полной себестоимости проданной продукции. Сам. работа 1 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Документация и инвентаризация
5.1. 5.1 Бухгалтерские документы 5.2 Инвентаризация ценностей Лекции 1 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
5.2. Составление и оформление бухгалтерских документов. Составление документов по результатам инвентаризации. Практические 1 6 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
5.3. Реквизиты документов. Унификация и стандартизация документов. Организация документооборота, порядок и сроки хранения документов. Сам. работа 1 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Технология обработки учетной информации
6.1. 6.1 Учетные регистры 6.2 Исправление ошибок в учетных записях 6.3 Формы бухгалтерского учета 6.4 Бухгалтерская отчетность организации Лекции 1 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
6.2. Исправления ошибочных записей в учетных регистрах. Заполнение регистров журнально-ордерной формы учета. Составление бухгалтерского баланса в реальной форме. Практические 1 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
6.3. Выполнение домашних заданий по теме 6. Роль учетных регистров в бухгалтерском учете. Автоматизированная форма бухгалтерского учета. Требования предъявляемые к бухгалтерской отчетности. Пользователи бухгалтерской отчетности. Сам. работа 1 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1
6.4. Консультации 1 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1.
6.5. Экзамен 1 0 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1. Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении "ФОС_ Основы бухгалтерского учета _2023"
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические задания, вопросы для подготовки) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10587
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Основным для бухгалтерского учета является измеритель:
А) денежный
Б) трудовой
В) натуральный.
2. Хозяйственные средства по составу и размещению делятся.
А) собственные
Б) оборотные
В) внеоборотные
Г) привлеченные.
3. К оборотным активам относятся.
А) готовая продукция
Б) топливо
В) патент
Г) грузовая машина.
4. Левая часть баланса называется.
А) актив
Б) пассив
В) дебет
Г) кредит
5. В пассиве баланса отражается.
А) хозяйственные средства по видам
Б) источники хозяйственных средств
В) хозяйственные процессы
6. Правая часть баланса называется.
А) актив
Б) пассив
В) дебет
Г) кредит
7. В активе баланса отражается.
А) хозяйственные средства по видам
Б) источники хозяйственных средств
В) хозяйственные процессы
Г) результаты хозяйственной деятельности
8. Левая сторона счета называется.
А) актив
Б) дебет
В) пассив
Г) кредит
9. Состояние объекта учета на начало отчетного периода называется.
А) дебетовый оборот
Б) кредитовый оборот
В) начальное сальдо
Г) конечное сальдо
10. Счета, предназначенные для отражения состояния и движения источников хозяйственных средств, называются.
А) активные
Б) пассивные
В) активно-пассивные
Г) аналитические
11. К активным счетам относятся.
А) «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Б) «Касса»
В) «Уставный капитал»
Г) «Материалы»
12. Счета, на которых учет ведется в обобщенном виде, и только в денежном
выражении называются.
А) синтетические
Б) аналитические
В) субсчета
Г) балансовые
13. Правая сторона счета называется.
А) актив
Б) дебет
В) пассив
Г) кредит
14. Отражение на счетах всех изменений объекта учета называется.
А) дебетовый оборот
Б) кредитовый оборот
В) начальное сальдо
Г) конечное сальдо
15. Счета, предназначенные для отражения состояния и движения
хозяйственных средств, называются:
А) активные
Б) пассивные
В) активно-пассивные
Г) аналитические
16. К пассивным счетам относятся.
А) «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Б) «Касса»
В) «Уставный капитал»
Г) «Материалы»
17. Начисленная заработная плата оформляется проводкой.
А) Д-20 К-70
Б) Д-70 К-20
В) Д-70 К-50
Г) Д-69 К-70

Ответы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
А Б,В А,Б А Б Б А Б В Б Б,Г А Г А В А,В,Г А


Критерии оценивания:

85-100 баллов (отлично) студент правильно и полно дал ответ на 85-100% вопросов, свободно ориентируется в изучаемой теме, отвечает без особых затруднений на дополнительные вопросы преподавателя.
70-84 балла (хорошо) студент правильно и полно дал ответ на 70-84% вопросов, на оставшиеся вопросы либо не дает ответа, либо раскрывает их не полностью, с некоторым затруднением отвечает на дополнительные вопросы.
50-69 баллов (удовлетворительно)студент правильно и полно дал ответ на 50-69% вопросов, на оставшиеся вопросы либо не дает ответа, либо раскрывает их не полностью, плохо ориентируется в изучаемой теме, не отвечает на дополнительные вопросы.
49 баллов и менее (неудовлетворительно) отвечает менее, чем на половину предложенных вопросов, не ориентируется в изучаемой теме, не может дать ответ на дополнительные вопросы.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении "ФОС_ Основы бухгалтерского учета ИС_2023"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении "ФОС_ Основы бухгалтерского учета ИС_2023"
Формой промежуточной аттестации является экзамен. Студенты должны показать умение использовать знания, полученные на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной подготовки.
Учитывая большой объем учебного материала, подготовку к экзамену целесообразно начинать заблаговременно, используя перечень контрольных вопросов по курсу, содержащийся в учебной программе
В экзаменационный билет включены два теоретических вопроса и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 45 минут.

Вопросы для подготовки к экзамену:
1. Понятие о хозяйственном учета, его виды.
2. Финансовый, управленческий и налоговый учет.
3. Виды измерителей, используемых в хозяйственном учете.
4. Основные требования к ведению бухгалтерского учета.
5. Основные задачи бухгалтерского учета.
6. Роль бухгалтера в принятии решений по управлению организацией.
7. Должностные обязанности, ответственность и права главного бухгалтера.
8. Уровни системы нормативного регулирования бухгалтерского чета.
9. Учетная политика организации.
10. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению.
11. Классификация источников хозяйственных средств.
12. Метод бухгалтерского учета.
13. Предмет бухгалтерского учета.
14. Понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание.
15. Виды балансов.
16. Типы изменений баланса под влиянием хозяйственных операций.
17. Счета бухгалтерского учета.
18. Двойная запись.
19. Бухгалтерские проводки.
20. Счета аналитического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь.
21. Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам.
22. Классификация счетов бухгалтерского учета.
23. План счетов бухгалтерского учета.
24. Документация. Значение бухгалтерских документов, реквизиты документов и требования, предъявляемые к заполнению документов.
25. Классификация документов.
26. Организация документооборота.
27. Инвентаризация. Цели, виды и порядок проведения инвентаризации.
28. Учетные регистры.
29. Классификация учетных регистров.
30. Способы исправления ошибочных записей в учетных регистрах.
31. Формы бухгалтерского учета.
32. Бухгалтерская отчетность организации. Виды отчетности.
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Воронченко Т.В. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриева И.М. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы бухгалтерского учета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
315Н кабинет теории бухгалтерского учета; кабинет бухгалтерского учета; кабинет бухгалтерского учета, налогообложения и аудита; кабинет экономики и бухгалтерского учета – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция–визуализация (презентация),лекция-беседа.
При проведении практических занятий:ситуационные методы (кейс-технологии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач), дискуссия.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных и групповых творческих заданий

Для допуска к экзамену по дисциплине "Основы бухгалтерского учета" необходимо:
- посещение всех лекционных и практических занятий
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал;
- не менее шести ответов на вопросы семинарских занятий;
- выполнение индивидуальных заданий и решение ситуационных задач в соответствии с вариантом, указанным преподавателем.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.

При подготовке к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине необходимо:
- внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
- определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
- изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Вопросы по подготовке к практическому занятию, решению задач и написанию рефератов преподаватель сообщает не менее чем за одну неделю.
Написание реферата предполагается в случае наличия пропусков лекций и семинарских занятий, либо неудовлетворительной оценки за коллоквиум. Тема реферата выбирается в соответствии с темами пропущенных занятий. Объем реферата – 20-25 страниц машинописного текста. Реферат сдается преподавателю на проверку не позднее зачетной недели.
При подготовке к контрольной работе обучающийся должен хорошо изучить тему контрольной работы, путем прочтения лекционного материала, соответствующих разделов учебника, учебного пособия, рекомендованных преподавателем. Затем постараться разобраться новыми и непонятными терминами, выучить определения финансовых понятий, законов, а также формулы используемые при решении задач.
Контрольная работа должна демонтировать:
- умение правильно и лаконично излагать ответы на поставленные вопросы;
- владение понятийным и терминологическим аппаратом;
- умение рассчитывать финансовые показатели.
Контрольная работа оценивается по балльной оценке.
Рекомендации для студентов при выполнении самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по изучении дисциплины «Бухгалтерский учет» предполагает:
 работу с учебной, нормативной и справочной литературой;
 составление конспектов по темам;
 решение задач выданных на практических занятиях;
 подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
 выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины;
 подготовка и написание рефератов, сообщений;
 выполнение заданий по курсовой работе.
Рекомендации по работе с литературой
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1 Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2 Чтение текста
3 Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать коллоквиумы, контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
• внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
• внимательно прочитать рекомендованную литературу;
• составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
• порешать основные типовые задачи.