Закреплена за кафедрой | Кафедра финансов и кредита |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Финансы и бухгалтерский учет; Экономический анализ и управление рисками |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_01_Экономика_Профили-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра финансов и кредита
Протокол от 03.02.2023 г. № 3
Заведующий кафедрой Межов С.И.
1.1. | сформировать теоретические и практические навыки по выявлению, оценке рисков и способов их снижения в процессах разработки и принятия управленческих решений; овладеть навыками применять основные методы снижения степени риска при принятии управленческих решений, связанных с инвестициями, финансами. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-2.02 | Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и использовать полученные результаты с целью управления рисками |
ПК-2.02.1 | Знает стандартные теоретические и эконометрические модели для анализа экономических процессов и явлений |
ПК-2.02.2 | Умеет строить теоретические и эконометрические модели на основе описания экономических процессов и явлений |
ПК-2.02.3 | Использует результаты анализа экономических процессов и явлений с целью управления рисками при решении профессиональных задач |
ПК-3.02 | Способен критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий |
ПК-3.02.1 | Знает основные характеристики риска и критерии социально- экономической эффективности |
ПК-3.02.2 | Умеет критически оценивать различные варианты управленческих решений с учетом критериев социально- экономической эффективности и рисков |
ПК-3.02.3 | Умеет разрабатывать и обосновывать предложения по совершенствованию управленческих решений с учетом их возможных социально-экономических последствий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | стандартные теоретические и эконометрические модели для анализа экономических процессов и явлений основные характеристики риска и критерии социально-экономической эффективности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | строить теоретические и эконометрические модели на основе описания экономических процессов и явлений использовать результаты анализа экономических процессов и явлений с целью управления рисками при решении профессиональных задач критически оценивать различные варианты управленческих решений с учетом критериев социально-экономической эффективности и рисков разрабатывать и обосновывать предложения по совершенствованию управленческих решений с учетом их возможных социально-экономических последствий |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Концептуальные основы управления рисками | ||||||
1.1. | Концептуальные основы управления рисками | Лекции | 6 | 2 | ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-3.02.3, ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Концептуальные основы управления рисками | Практические | 6 | 4 | ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-3.02.3, ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Концептуальные основы управления рисками | Сам. работа | 6 | 16 | ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-3.02.3, ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Организация процесса управления рисками | ||||||
2.1. | Организация процесса управления рисками | Лекции | 6 | 4 | ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-3.02.3, ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Организация процесса управления рисками | Практические | 6 | 8 | ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-3.02.3, ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Организация процесса управления рисками | Сам. работа | 6 | 16 | ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-3.02.3, ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Система количественных оценок рисков | ||||||
3.1. | Система количественных оценок риска | Лекции | 6 | 4 | ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-3.02.3, ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Система количественных оценок риска | Практические | 6 | 8 | ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-3.02.3, ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Система количественных оценок риска | Сам. работа | 6 | 18 | ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-3.02.3, ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Учет рисков при принятии управленческих решений | ||||||
4.1. | Учет рисков при принятии управленческих решений | Лекции | 6 | 4 | ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-3.02.3, ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Учет рисков при принятии управленческих решений | Практические | 6 | 8 | ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-3.02.3, ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Учет рисков при принятии управленческих решений | Сам. работа | 6 | 18 | ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-3.02.3, ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Проектирование систем управления рисками | ||||||
5.1. | Проектирование систем управления рисками | Лекции | 6 | 6 | ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-3.02.3, ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Проектирование систем управления рисками | Практические | 6 | 8 | ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-3.02.3, ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Проектирование систем управления рисками | Сам. работа | 6 | 20 | ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-3.02.3, ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ромежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 20 (указывается количество заданий, предусмотренное преподавателем). КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.И. Авдийский, В.М. Безденежных, А.В. Дадалко, В.В. Земсков, Н.Г. Синявский ; под общ. ред. А.В. Дадалко. | Проектирование систем управления рисками хозяйствующих субъектов : учебное пособие | Москва : ИНФРА-М, 2022 | znanium.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Вяткин, В. Н. | Риск-менеджмент : учебник | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/4627F69F-8A78-4F2B-BA77-0FBA1599D0AC. |
Л2.2 | Воронцовский, А. В. | Управление рисками : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/E098C311-CAA9-4FD5-AC72-5F801419DD64. |
Л2.3 | Д. Гэлаи, М. Кроуи, В. Б. Минасян, Р. Марк | Основы риск-менеджмента : Серия : Бакалавр. Академический курс | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/B09D2080-475C-4D6A-A567-EC01EE10B8CD. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в МУДЛ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы. Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекционных и практических занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. |