МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы квалификации компьютерных преступлений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Анисимова Ирина Анатольевна

Рецензент(ы):
доцент кафедры конституционного и международного права, Серебряков Андрей Александрович

Рабочая программа дисциплины
Проблемы квалификации компьютерных преступлений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Анисимова Ирина Анатольевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Анисимова Ирина Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины явяляется углубленное изучение преступлений в сфере компьютерной информации, формирование у студентов комптеций (ПК-3) путем последовательного, комплексного и системного изучения уголовно-правовых норм, понятий и институтов, характеризующих преступления в сфере компьютерной информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами
ПК-3.1 Знает нормативные правовые акты в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства.
ПК-3.2 Умеет определять способы обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в зависимости от конкретной юридической ситуации.
ПК-3.3 Владеет навыками выявления и пресечения противоправного поведения при выполнении профессиональных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2. Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Компьютерные преступления: введение в проблему
1.1. Компьютерные преступления: введение в проблему Лекции 4 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Компьютерные преступления: введение в проблему Практические 4 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Компьютерные преступления: введение в проблему Сам. работа 4 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Законодательство РФ об информации и защите информации
2.1. Законодательство РФ об информации и защите информации Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Законодательство РФ об информации и защите информации Практические 4 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Законодательство РФ об информации и защите информации Сам. работа 4 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Информация и информационная безопасность как объекты защиты в международном и зарубежном законодательстве
3.1. Информация и информационная безопасность как объекты защиты в международном и зарубежном законодательстве Лекции 4 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Информация и информационная безопасность как объекты защиты в международном и зарубежном законодательстве Практические 4 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Информация и информационная безопасность как объекты защиты в международном и зарубежном законодательстве Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий: общая уголовно-правовая характеристика и классификация
4.1. Преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий: общая уголовно-правовая характеристика и классификация Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий: общая уголовно-правовая характеристика и классификация Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий: общая уголовно-правовая характеристика и классификация Сам. работа 4 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Преступления против безопасности информационно-телекоммуникационных технологий (глава 28 УК РФ)
5.1. Преступления против безопасности информационно-телекоммуникационных технологий (глава 28 УК РФ) Лекции 4 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Преступления против безопасности информационно-телекоммуникационных технологий (глава 28 УК РФ) Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Экономические преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий
6.1. Экономические преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Лекции 4 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Экономические преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Экономические преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Сам. работа 4 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Преступления, совершаемые в отношении информации, ограниченного доступа, в сфере информационно-телекоммуникационных технологий
7.1. Преступления, совершаемые в отношении информации, ограниченного доступа, в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Лекции 4 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Преступления, совершаемые в отношении информации, ограниченного доступа, в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Преступления, совершаемые в отношении информации, ограниченного доступа, в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Сам. работа 4 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.4. Преступления против безопасности информационно-телекоммуникационных технологий (глава 28 УК РФ) Сам. работа 4 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Преступления, связанные с распространением вредоносной информации в сфере информационно-телекоммуникационных технологий
8.1. Преступления, связанные с распространением вредоносной информации в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Лекции 4 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Преступления, связанные с распространением вредоносной информации в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Практические 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Преступления, связанные с распространением вредоносной информации в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Сам. работа 4 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Иные преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий
9.1. Иные преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Практические 4 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.2. Иные преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Сам. работа 4 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Промежуточная аттестация (зачет)

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Типовые оценочные средства, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине:
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9380
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) / ПРАКТИКЕ
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-1: Теоретический вопрос
1. Цель: проверить знание нормативного, теоретического и эмпирического материала, умение его воспроизводить, осмысливать, интерпретировать, логически рассуждать, отсекать избыточную и неотносимую информацию, строить выводы и умозаключения.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Преступления в сфере компьютерной информации: введение в проблему; Законодательство РФ об информации и защите информации; Информация и информационная безопасность как объекты защиты в международном и зарубежном законодательстве; Преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий: общая уголовно-правовая характеристика и классификация; Преступления против безопасности информационно-телекоммуникационных технологий (глава 28 УК РФ); Экономические преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий; Преступления, совершаемые в отношении информации, ограниченного доступа в сфере информационно-телекоммуникационных технологий; Преступления, связанные с распространением вредоносной информации в сфере информационно-телекоммуникационных технологий: Иные преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.

3. Проверяемые компетенции (код): ПК-3.
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-3.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
ПК-3.2. Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять правовые акты в профессиональной деятельности.
ПК-3.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами.
5. Пример оценочного средства:
Тема 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ ОБ ИНФОРМАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ
Вопросы
1 Основополагающие источники законодательства в сфере информации и защиты информации (Конституционные гарантии права на информацию, Доктрина национальной безопасности, Доктрина информационной безопасности, Стратегия информационной безопасности).
2 Специальные законы в сфере информации и защиты информации (Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры").
3 Иные источники законодательства сфере информации и защиты информации (Закон РФ "О связи", Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", Закон РФ "О государственной тайне", Закон РФ "Об электронной цифровой подписи", Закон РФ "Об участии в международном информационном обмене" и др.).

Тема 5. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ГЛАВА 28 УК РФ)

Вопросы

1 Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ)
2 Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ).
3 Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 274 УК РФ).
4 Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации (ст. 274.1 УК РФ).

6. Критерии оценивания:
4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо
Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно
Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетвори-тельно
Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Дайте законодательное определение информации?
• Какие сведения относятся к государственной тайне?
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-2: практическое задание (задача)
1. Цель: сформировать умения и навыки применения норм уголовного закона, законодательства, восполняющего бланкетность норм уголовного закона, актов Конституционного Суда РФ, постановлений Пленума ВС РФ, обобщений судебной практики.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Преступления в сфере компьютерной информации: введение в проблему; Законодательство РФ об информации и защите информации; Информация и информационная безопасность как объекты защиты в международном и зарубежном законодательстве; Преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий: общая уголовно-правовая характеристика и классификация; Преступления против безопасности информационно-телекоммуникационных технологий (глава 28 УК РФ); Экономические преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий; Преступления, совершаемые в отношении информации, ограниченного доступа в сфере информационно-телекоммуникационных технологий; Преступления, связанные с распространением вредоносной информации в сфере информационно-телекоммуникационных технологий: Иные преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.

3. Проверяемые компетенции (код): ПК-3.
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-3.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
ПК-3.2. Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять правовые акты в профессиональной деятельности.
ПК-3.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами.
5. Пример оценочного средства:
Черемисина состояла несколько лет в близких отношениях с Романовым. После того как мужчина оставил ее, и стал встречаться с более молодой подругой – Яркиной, она решила им отомстить. Воспользовавшись программой по взлому паролей, Черемисина со своего домашнего компьютера вошла в электронный почтовый ящик соперницы. Виновная скопировала себе фотографии хозяйки ящика, личную и служебную переписку, включая финансовые показатели ее организации. После этого создала электронное письмо, к которому прикрепила файлы с информацией о семейной жизни разлучницы. Послание было разослано по множеству адресов в сети. Кроме того, Черемисина стала присылать владелице ящика письма с нецензурными оскорблениями. Когда виновная меняла пароль, блокируя доступ к ящику, владелица списывала это на неполадки в сети. Кроме того, с ящика пострадавшей и от ее имени Черемисина разослала письма с предложением интимных услуг. К письму прилагались фотографии Яркиной и был указан ее контактный телефон. Такое послание получили близкие и знакомые, деловые партнеры Яркиной и посторонние лица.
Квалифицируйте содеянное.

6. Критерии оценивания:
4-балльная шкала
Критерии
Отлично
при решении задачи дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, приведено аргументированное решение, обоснована правовая позиция;
Хорошо
дано полное, развернутое решение задачи; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно
решение задачи неполное, в решении не присутствует аргументация, текст решения со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетвори-тельно
аргументация ответа по задаче отсутствует, допущены существенные ошибки в применении норм законодательства, положений актов официального судебного толкования.

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-3: тест
1. Цель: сформировать умения и навыки применения норм уголовного закона, законодательства, восполняющего бланкетность норм уголовного закона, актов Конституционного Суда РФ, постановлений Пленума ВС РФ, обобщений судебной практики.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Компьютерные преступления: введение в проблему; Законодательство РФ об информации и защите информации; Информация и информационная безопасность как объекты защиты в международном и зарубежном законодательстве; Преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий: общая уголовно-правовая характеристика и классификация; Преступления против безопасности информационно-телекоммуникационных технологий (глава 28 УК РФ); Экономические преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий; Преступления, совершаемые в отношении информации, ограниченного доступа в сфере информационно-телекоммуникационных технологий; Преступления, связанные с распространением вредоносной информации в сфере информационно-телекоммуникационных технологий: Иные преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.

3. Проверяемые компетенции (код): ПК-9, ПСК-1.3.
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-2.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
ПК-2.2. Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
ПК-2.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами.
5. Пример оценочного средства:
ПК-2.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами.
1. Какие преступления относятся к преступлениям в сфере компьютерной информации?

а) создание вредоносных компьютерных программ;

б) распространение порнографических материалов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»;

в) проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»;

+ г) все ответы правильные.

2. Родовым объектом преступлений в сфере компьютерной информации являются:

а) экономическая безопасность;

б) отношения в сфере охраны авторского права;

в) информационная безопасность;

+ г) общественная безопасность и общественный порядок.

3. Субъектом преступлений в сфере компьютерной информации является:

а) юридическое или физическое лицо, не имеющие разрешения для работы с информацией определенной категории;

б) физическое, вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста;

+ в) физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста;

г) физическое лицо, не имеющее права на доступ к компьютеру или информационно-телекоммуникационным сетям.

4. К компьютерной информации относятся:

+ а) собственно информационные ресурсы (базы данных, текстовые, графические файлы и т.д.), представленные в форме электрических сигналов;

б) программы, обеспечивающие функционирование компьютера или информационно-телекоммуникационных сетей, хранение, обработку и передачу данных;

в) информация на машинном носителе, в компьютере или информационно-телекоммуникационных сетях;

г) все ответы правильные.

5. Преступление, предусмотренное ст. 272 УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации» считается оконченным:

а) с момента совершения неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации;

+ б) только в случае уничтожения, блокирования, модификации либо копирования компьютерной информации;

в) только при наступлении тяжких последствий в случае уничтожения, блокирования, модификации либо копирования компьютерной информации;

г) все ответы правильные.

6. В ст. 273 УК РФ «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ» не предусмотрена уголовная ответственность за:

а) внесение изменений в существующие программы;

б) распространение машинных носителей с вредоносными программами;

в) несанкционированное копирование охраняемой законом компьютерной информации;

+ г) нет правильного ответа.

7. Преступление, предусмотренное ст. 273 УК РФ «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ», считается оконченным:

а) только при наступлении тяжких последствий;

б) только в случае несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации либо копирования компьютерной информации;

в) с момента использования или распространения вредоносной программы;

+ г) с момента создания, использования или распространения вредоносной программы.

8. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 273 УК РФ «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ», является:

+ а) физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста;

б) физическое, вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста;

в) лицо, имеющее право на доступ к компьютеру или информационно-телекоммуникационным сетям;

г) лицо, не имеющее права на доступ к компьютеру или информационно-телекоммуникационным сетям.

9. В числе квалифицирующих признаков в ст. 273 УК РФ предусмотрено совершение данного преступления:

а) с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

+ б) из корыстной заинтересованности;

в) из хулиганских побуждений;

г) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

10. Преступление, предусмотренное ст. 274 УК РФ «Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей», считается оконченным:

а) с момента нарушения правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей;

б) с момента уничтожения, блокирования, модификации либо копирования компьютерной информации;

+ в) если это деяние причинило крупный ущерб;

г) только при наступлении тяжких последствий.

11. Удельный вес разных видов преступлений в общем их числе – это…преступности.
Ответ: структура.

12. Незарегистрированная преступность именуется … преступностью.
Ответ: латентной

13. Наука о жертве преступления – это …
Ответ: виктимология.

14. Предметом криминологии выступает…
Ответ: преступность.

15. Количественно-качественная характеристика преступности – это … преступности.
Ответ: уровень.

6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения тестов
4-балльная шкала Критерии
Отлично выполнено 76-100% заданий предложенного теста.
Хорошо выполнено 51-75% заданий предложенного теста.
Удовлетворительно выполнено 26-50% заданий предложенного теста.
Неудовлетвори-тельно выполнено мене 25% заданий предложенного теста.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) / ПРАКТИ-КЕ
1. Форма проведения промежуточной аттестации: зачет
2. Процедура проведения: по общему правилу, зачет выставляется по итогам работы на практических занятиях, при невозможности - проводится в форме собеседования в соответствии с перечнем вопросов, изученных в течение семестра.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-3.
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-3.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
ПК-3.2. Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять правовые акты в профессиональной деятельности.
ПК-3.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами.
5. Пример оценочного средства:
1. Понятие информационной безопасности.
2. Виды охраняемой законом информации.
3. Законодательство РФ об информации, информационных технологиях и за-щите информации.
4. Международное законодательство в сфере защиты информации.
5. Понятие и виды преступлений в сфере компьютерной информации.
6. Общая характеристика и классификация преступлений в сфере информа-ционно-телекоммуникационных технологий.
7. Клевета ( ч. 2 ст. 128.1 УК РФ)
8. Нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ).
9. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, теле-графных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ).
10. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 138.1 УК РФ).
11. Разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155 УК РФ).
12. Кража с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ).
13. Мошенничество с использованием электронных средств платежа (ст. 159.3 УК РФ).
14. Мошенничество в сфере компьютерной информации (ст. 159.6 УК РФ).
15. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ).
16. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерче-скую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ).
17. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ).
18. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ).
19. Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ).
20. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ).
21. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 274 УК РФ).
22. Неправомерное воздействие на критическую информационную инфра-структуру Российской Федерации (ст. 274.1 УК РФ).
23. Государственная измена (ст. 275 УК РФ). Шпионаж (ст. 276 УК РФ).
24. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ч. 2 ст. 280 УК РФ. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нару-шение территориальной целостности Российской Федерации (ч. 2 ст. 280.1 УК РФ).
25. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ).
26. Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ).
27. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну (ст. 283.1 УК РФ).
28. Разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ).
29. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении су-дьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ).
30. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ).

6. Критерии оценивания:
Бинарная шкала
Критерии
Зачтено
Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании про-цессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глу-биной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов тео-рии, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Не зачтено
Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной облас-ти, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основ-ных вопросов теории, несформированными навыками анализа явле-ний, процессов, неумением давать аргументированные ответы, сла-бым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сверчков, В. В. Уголовное право. Общая часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Сверчков, В. В Уголовное право. Особенная часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ответственные редакторы А. В. Наумов, А. Г. Кибальник Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.
Э2 Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru.
Э3 Информационный ресурс www.pravo.ru. www.pravo.ru.
Э4 Электронный курс на Едином образовательном портале "Квалификация компьютерных преступлений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций и практических (семинарских) занятий.
Лекция представляет собой одну из основных организационных форм обучения, направленных на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над изучением дисциплины.
Практические (семинарские) занятия являются второй основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных вопросов теории квалификации преступлений и выработка навыков уголовно- правовой квалификации. На семинарских занятиях студенты овладевают и совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки квалификации , то есть решения казусов (задач).
В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо студенту учесть следующее:
1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
- составление плана изученного источника;
- перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
- формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника);
- составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы).
- написание конспекта.
Квалифицировать конкретное деяние невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, рефератов). В связи с этим студенты должны владеть методикой проведения обобщения судебной практики, то есть знать и уметь пользоваться совокупностью приёмов сбора, обработки и анализа информации о квалификации преступлений правоприменительными органами.
С учётом состава преступления самостоятельно определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет. Если за этот период не опубликовано ни одного материала по тому или иному составу преступления, то разрешается использовать и более раннюю практику.
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам.
Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относится Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/).
Следующий этап работы при изучении судебной практики – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты:
- какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределённому или дискуссионному вопросу;
- по каким основаниям действия виновных переквалифицировались судами;
- имели ли место ошибки в квалификации преступления и какие, при толковании каких объективных или субъективных признаков состава преступления они допускались, их причины;
- имел ли место различный подход к квалификации деяния отдельными судами;
- как решаются вопросы разграничения со смежными составами преступлений, возникают ли трудности у судов в этом вопросе и др.
По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить.
Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной практики.
Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются:
1. Количество изученных примеров со ссылками на источники.
2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики.
3. Приложения:
3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения.
3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус).
При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к зачёту и экзамену.
Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики.
Основной формой работы на практических (семинарских) выступает решение задач (казусов). Решение задач должно отвечать следующим требованиям:
1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и монографическую литературу;
2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления.
3. Просмотрев все главы УК РФ, под составы которых примерно подпадают признаки совершенного в казусе деяния (деятельности или бездеятельности), необходимо по учебной литературе уточнить признаки этих составов преступлений и более конкретно определиться со статьей УК РФ, под признаки которой более всего подпадают признаки содеянного в казусе.
4. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления. Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам.
Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий.
Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом.
После уяснения всех объективных и субъективных признаков совершенного деяния вырисовываются общественные отношения, на которые посягает субъект преступления, то есть непосредственный объект (основной и дополнительный) преступления. Сравнив его с признаками видового объекта, заложенного в диспозиции уголовно-правовой нормы, делается вывод о наличии или отсутствии в действиях виновного признаков объекта преступления.
В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).