МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Математика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.06. специальность Финансы
Форма обученияОчная
Учебный план38_02_06_Финансы-2022_11кл
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 148
самостоятельная работа 20
индивидуальные консультации 4
контроль 8
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17 20 14 9
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 10 10 16 16 18 18 58 58
Практические 22 22 14 14 30 30 24 24 90 90
Сам. работа 6 6 4 4 8 8 2 2 20 20
Консультации 0 0 2 2 0 0 2 2 4 4
Часы на контроль 0 0 4 4 0 0 4 4 8 8
Итого 42 42 34 34 54 54 50 50 180 180

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Байкин Андрей Анатольевич

Рецензент(ы):
канд.физ.-мат.наук, доцент, Исаева Ольга Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Математика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 ФИНАНСЫ (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
Направление 38.02.06 ФИНАНСЫ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;
Развитие логического, алгоритмического и математического мышления;
Применение полученных знаний при решении различных профессиональных задач;
Формирование и развитие умения находить информацию из различных источников, анализировать, систематизировать и синтезировать ее;
Создание положительной мотивации к обучению, самообучению и саморазвитию;
Расширение представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
Использование полученных знаний и умений в будущей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ЕН

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ПК 1.1. Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
ПК 1.3. Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
ПК 1.4. Составлять плановые документы государственных и муниципальных учреждений и обоснования к ним;
ПК 1.5. Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд.
ПК 2.1. Определять налоговую базу, суммы налогов, сборов, страховых взносов, сроки их уплаты и сроки представления налоговых деклараций и расчетов;
ПК 2.2. Обеспечивать своевременное и полное выполнение обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
ПК 2.3. Осуществлять налоговый контроль, в том числе в форме налогового мониторинга.
ПК 3.1. Планировать и осуществлять мероприятия по управлению финансовыми ресурсами организации;
ПК 3.2. Составлять финансовые планы организации;
ПК 3.3. Оценивать эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации, планировать и осуществлять мероприятия по ее повышению;
ПК 3.4. Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления;
ПК 3.5. Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для корпоративных нужд.
ПК 4.2. Осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль хозяйственной деятельности объектов финансового контроля;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия линейной алгебры и аналитической геометрии;
основные понятия и методы математического анализа;
виды задач линейного программирования и алгоритм их моделирования;
информационные технологии и сервисы, позволяющие решать учебные задачи разделов курса;
информационные технологии, позволяющие эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
3.2.Уметь:
3.2.1.решать системы линейных уравнений;
производить действия над векторами, составлять уравнения прямых и определять их взаимное расположение;
вычислять пределы функций;
дифференцировать и интегрировать функции;
составлять типовые модели и решать задачи линейного программирования;
использовать Google-сервисы для эффективной работы;
использовать сквозные цифровые технологии;
использовать инструменты MS Excel для решения типовых задач разделов курса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Элементы линейной алгебры
1.1. Понятие матрицы. Операции над матрицами Лекции 1 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие матрицы. Операции над матрицами Практические 1 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Определитель матрицы. Свойства определителей Лекции 1 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Определитель матрицы. Свойства определителей Практические 1 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Обратная матрица. Ранг матрицы Лекции 1 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Обратная матрица. Ранг матрицы Практические 1 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Системы линейных уравнений (СЛУ). Методы решения СЛУ Лекции 1 4 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Метод Гаусса решения СЛУ Лекции 1 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Экономико-математические методы. Матричные модели Лекции 1 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Методы решения СЛУ Практические 1 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Решения матричных уравнений Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Контрольная работа по разделу Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 1 6 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основы линейного программирования
2.1. Векторы на плоскости и в пространстве Лекции 2 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Векторы на плоскости и в пространстве Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Прямая на плоскости Лекции 2 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Прямая на плоскости Практические 2 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Комплексные числа и действия над ними Лекции 2 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Комплексные числа и действия над ними Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Экономико-математическое моделирование. Задача линейного программирования Лекции 2 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Построение линейных моделей Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Графический метод решения задачи ЛП Лекции 2 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Графический метод решения задачи ЛП Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Контрольная работа по разделу Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 2 4 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Консультации 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Основы математического анализа
3.1. Понятие функции. Основные понятия и свойства Лекции 3 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Понятие функции. Основные понятия и свойства Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Преобразовани графиков функций Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Предел функции в точке и на бесконечности. Замечательные пределы Лекции 3 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Вычисление пределов. Основные неопределенности Замечательные пределы Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Замечательные пределы Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Непрерывность функции Лекции 3 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.8. Непрерывность функции Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.9. Контрольная работа по разделу Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Дифференциальное исчисление функции
4.1. Понятие производной функции. Правила дифференцирования Лекции 3 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Понятие производной функции. Правила дифференцирования Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Производные высших порядков. Производной сложной и обратной функции Лекции 3 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Производные высших порядков. Производной сложной и обратной функции Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Геометрический смысл производной. Уравнение касательной Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.6. Исследование явной функции на экстремум. Правило Лопиталя Лекции 3 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.7. Исследование явной функции на экстремум Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.8. Правило Лопиталя Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.9. Частные производные и дифференциалы высших порядков ФНП Лекции 3 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.10. Частные производные и дифференциалы высших порядков ФНП Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.11. Исследование ФНП на экстремум Лекции 3 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.12. Исследование ФНП на экстремум Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.13. Контрольная работа по разделу Практические 3 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.14. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 3 8 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Интегральное исчисление функции
5.1. Первообразная функции. Неопределенный интеграл и его свойства Лекции 4 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Первообразная функции. Неопределенный интеграл и его свойства Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Методы вычисления неопределенного интеграла Лекции 4 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.4. Методы вычисления неопределенного интеграла Практические 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.5. Определенный интеграл и его свойства Лекции 4 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.6. Определенный интеграл и его свойства Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.7. Методы вычисления определенного интеграла Лекции 4 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.8. Методы вычисления определенного интеграла Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.9. Приложения определенного интеграла Лекции 4 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.10. Замена переменной и интегрирование по частям в определенном интеграле. Приложения определенного интеграла Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.11. Несобственный интеграл и его свойства Лекции 4 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.12. Несобственный интеграл и его свойства Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.13. Контрольная работа по разделу Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Обыкновенные дифференциальные уравнения
6.1. Дифференциальные уравнения (ДУ). Основные понятия и свойства Лекции 4 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. ДУ с разделяющимися переменными Лекции 4 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. ДУ с разделяющимися переменными Практические 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.4. Однородные ДУ Лекции 4 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.5. Однородные ДУ Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.6. Контрольная работа по разделу Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.7. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 4 2 ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.8. Подготовка к сдаче экзамена Консультации 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные работы, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале Курс: Математика (Финнсы, А.А. Байкин, Савичкин Р.Т.), ссылка на курс: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3435
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации (2 семестр):
Пример тестовых заданий для итогового теста:

1. Матрица – это ...
а) прямоугольная таблица чисел;
б) отличный от нуля минор;
в) определитель;
г) неопределяемое понятие

2. Чтобы вычислить произведение матрицы на число, нужно ...
а) умножить элементы главной диагонали на это число;
б) умножить элементы первого столбца на это число;
в) умножить элементы первой строки на это число;
г) умножить каждый элемент матрицы на это число

3. Матрица, у которой число строк равно числу столбцов, называется…
а) диагональной;
б) квадратной;
в) единичной;
г) нулевой

4. Правило треугольников это ...
а) правило преобразования определителя;
б) правило вычисления определителя третьего порядка;
в) правило вычисления определителя любого порядка;
г) правило образования миноров исходного определителя

5. Минор определителя это ...
а) сумма элементов главной диагонали;
б) произведение элементов главной диагонали;
в) другой определитель;
г) значение определителя, взятое с обратным знаком

6. Если система линейный алгебраических уравнений имеет хотя бы одно решение, то она называется…
а) определенной;
б) неопределенной;
в) совместной;
г) несовместной

7. Метод Гаусса для решения систем линейных уравнений заключается …
а) в нахождении обратной матрицы;
б) в последовательном исключении переменных;
в) в последовательном исключении свободных членов;
г) в вычислении вспомогательных определителей системы

8. Вектор АВ задан координатами начала и конца, т.е. А(-2;-1;8), В(1;3;-5), тогда он имеет координаты...
а) (3; 4; -13);
б) (-1; 2; -13);
в) (-3; -4; 13);
г) (-3; -4; 3)

9. Если скалярное произведение векторов равно 0, то векторы…
а) противоположно направлены;
б) параллельны;
в) перпендикулярны;
г) сонаправлены

10. Выберите определение предела функций
а) приращение двух функций;
б) число называется пределом от заданной функций при х стремящемуся к а, если найдется число δ;
в) число А называется пределом функций при х стремящемуся к а, если для любого положительного числа ε найдется число δ, которое будет удовлетворять неравенство |f(x)-A|<ε при условий 0<|x-a|<δ;
г) нет правильного ответа;

11. Сколько замечательных пределов существует?
а) 5;
б) 2;
в) 4;
г) 3;

12. Произведение бесконечно большой и малой величин представляет собой…
а) бесконечно малую величину;
б) ситуацию неопределённости;
в) ограниченную функцию;
г) бесконечно большую величину

13. Зависимость между переменными, когда каждому Х однозначно определено значение У, называется ...
а) функцией;
б) пределом;
в) аргументом;
г) переменной

14. Как проходит прямая, заданная уравнением y=0?
а) пересекает оси ОХ и ОУ;
б) параллельно оси ОУ;
в) совпадает с осью ОУ;
г) совпадает с осью ОХ;

15. Даны три точки А(1;2), В(8;4) и С(-2;-1).Составить уравнение прямой, проходящей через точку С перпендикулярно прямой АВ:
а) 7х+2у+12=0;
б) 4х-7у+1=0;
в) 5х+3у+8=0;
г) х+у+1=0;

Правильные ответы: 1а, 2г, 3б, 4б, 5в, 6в, 7б, 8а, 9в, 10в, 11б, 12б, 13а, 14г, 15а.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов


Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (4 семестр):

Пример тестовых заданий для итогового теста:

1. Что такое производная функции?
a) Значение функции в определенной точке.
б) Скорость изменения функции в определенной точке.
в) Площадь под графиком функции.
г) Интеграл функции.

2. Какая функция является первообразной для функции f(x) = 2x?
a) F(x) = x^2 + C
б) F(x) = x^3 + C
в) F(x) = 2x + C
г) F(x) = 2x^2 + C

3. Чему равен интеграл ∫(3x^2 + 2)dx?
a) x^3 + 2x + C
б) x^2 + 2x + C
в) 3x^3 + 2x + C
г) x^2 + 2x^3 + C

4. Что такое комплексное число?
a) Число, содержащее только вещественную часть.
б) Число, содержащее только мнимую часть.
в) Число, содержащее и вещественную, и мнимую части.
г) Число, содержащее только действительную часть.

5. Что такое модуль комплексного числа z = a + bi?
a) a
б) b
в) a + b
г) √(a^2 + b^2)

6. Что такое сопряженное комплексное число z = a + bi?
a) a
б) b
в) a + b
г) a - bi

7. Что такое алгебраическая форма записи комплексного числа?
a) z = a + bi
б) z = r(cosθ + isinθ)
в) z = a - bi
г) z = a

8. Что такое тригонометрическая форма записи комплексного числа?
a) z = a + bi
б) z = r(cosθ + isinθ)
в) z = a - bi
г) z = a

9. Какая формула позволяет вычислить модуль комплексного числа z = a + bi?
a) |z| = a
б) |z| = b
в) |z| = a + b
г) |z| = √(a^2 + b^2)

10. Какая формула позволяет вычислить аргумент комплексного числа z = a + bi?
a) θ = arctan(b/a)
б) θ = arctan(a/b)
в) θ = a + bi
г) θ = a - bi

11. Чему равен cos(π/6)?
a) 1/2
б) √3/2
в) 1
г) 0

12. Чему равен sin(π/4)?
a) 1/2
б) √2/2
в) 1
г) 0

13. Чему равен производный аргумент комплексного числа z = 2 + 3i?
a) Не определен
б) 2 + 3i
в) 2 - 3i
г) 3 + 2i

14. Чему равен интеграл ∫(e^x)dx?
a) e^x + C
б) e^x + 1
в) e^x - 1
г) e^x

15. Чему равна производная функции f(x) = cos(x)?
a) -sin(x)
б) cos(x)
в) -cos(x)
г) sin(x)
Правильные ответы: 1б, 2а, 3а, 4в, 5г, 6г, 7а, 8б, 9г, 10а, 11б, 12б, 13а, 14а, 15а.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена

Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой рейтинг Rэкз.

Пример оценочного средства "Итоговое тестирование" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3435
Приложения
Приложение 1.   Контроль_БУ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хрипунова М.Б. - Отв. ред., Цыганок И.И. - Отв. ред. ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Шевалдина, О. Я. Математика в экономике : Учебное псобие для СПО Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хрипунова М.Б ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА. Учебник и практикум для СПО : Учебник и практикум для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Математика-2 (ЭБУ, Байкин А.А., Линевич Л.А.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция–визуализация (презентация),лекция-беседа, проблемная лекция и лекция с запланированными ошибками.
При проведении практических занятий:ситуационные методы (решение ситуационных задач, требующих комплексного применения полученных знаний), работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных заданий.
Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Математика» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Важно научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений.
При работе с источниками и литературой важно уметь:
• сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
• обобщать и оценивать полученную информацию;
• фиксировать основное содержание, формулировать, устно и письменно, основную идею, составлять план, выделять основные формулы, уметь выводить их на основе полученных знаний;
• работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
• пользоваться справочными материалами;
• обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам;
• повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;
• обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.).
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать коллоквиумы, контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
• внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
• внимательно прочитать рекомендованную литературу;
• составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
• порешать основные типовые задачи.