МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Финансово-экономический механизм государственных закупок

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.06. специальность Финансы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план38_02_06_Финансы-2023_9кл
Часов по учебному плану 76
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 12
индивидуальные консультации 2
контроль 2
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 34 34 34 34
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 12 12 12 12
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 2 2 2 2
Итого 76 76 76 76

Программу составил(и):
доцент, Булаш Олеся Анатольевна

Рецензент(ы):
доцент, Толмачева Елена Михайловна

Рабочая программа дисциплины
Финансово-экономический механизм государственных закупок

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 ФИНАНСЫ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
Финансы Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать теоретические знания и практические умения в области основ финансирования закупочных процедур для обеспечения государственных нужд;
формирование системных знаний о процессах формирования и развития финансового механизма государственных (муниципальных) закупок в условиях действующей контрактной системы в Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 1.5. Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные положения законодательства Российской Федерации и нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере закупок;
- особенности составления закупочной документации, методы определения и обоснования начальных (максимальных) цен контракта и порядок организации проведения закупок.
3.2.Уметь:
3.2.1.- производить расчеты потребностей для осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд;
- обобщать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги в сфере закупок;
- описывать объект закупки и обосновывать начальную (максимальную) цену закупки;
- осуществлять мониторинг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-в планировании и обеспечении закупок для государственных и муниципальных нужд.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы формирования финансового механизма государственных (муниципальных) закупок в Российской Федерации
1.1. Основы контрактной системы в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Основы контрактной системы в сфере закупок для государственных(муниципальных) нужд Практические 4 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Основы контрактной системы в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд Сам. работа 4 4 Л1.1, Л2.1
1.4. Планирование и обоснование государственных (муниципальных) закупок Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Планирование и обоснование государственных (муниципальных) закупок Практические 4 8 Л1.1, Л2.1
1.6. Планирование и обоснование государственных (муниципальных) закупок Сам. работа 4 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Нормативно-правовая база осуществления государственных закупок
2.1. Порядок осуществления государственных (муниципальных) закупок Лекции 4 6 Л1.1, Л2.1
2.2. Порядок осуществления государственных (муниципальных) закупок Практические 4 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Обеспечение исполнения и сопровождения государственных (муниципальных) контрактов. Лекции 4 16 Л1.1, Л2.1
2.4. Обеспечение исполнения и сопровождения государственных (муниципальных) контрактов. Практические 4 8 Л1.1, Л2.1
2.5. Обеспечение исполнения и сопровождения государственных (муниципальных) контрактов. Сам. работа 4 7 Л1.1, Л2.1
2.6. Эффективность контрактной системы в сфере государственных (муниципальных) закупок Лекции 4 8 Л1.1, Л2.1
2.7. Эффективность контрактной системы в сфере государственных (муниципальных) закупок Практические 4 4 Л1.1, Л2.1
2.8. Эффективность контрактной системы в сфере государственных (муниципальных) закупок Консультации 4 2 Л1.1, Л2.1
2.9. Промежуточная аттестация. Экзамен Лекции 4 0 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образ портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10927
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Перечень вопросов
1. Социально-экономическая сущность и значение финансового механизма государственных (муниципальных) закупок
2. Формирование и развитие системы государственных (муниципальных) закупок в Российской Федерации
3. Антимонопольное регулирование в сфере государственных (муниципальных) закупок
4. Нормативно-правовое обеспечение финансового механизма государственных (муниципальных) закупок
5. Особенности организации общественных закупок в зарубежных контрактных системах
6. Опыт организации федеральной закупочной системы в Соединенных Штатах Америки
7. Государственные закупки в Сингапуре
8. Механизм государственных закупок Израиля
9. Организация государственных закупок в Германии
10. Децентрализованная система государственных закупок в Японии
11. Теоретические основы формирования финансового механизма государственных (муниципальных) закупок в условиях контрактной системы
12. Характеристика структурных элементов финансового механизма
13. Особенности финансового обеспечения конкурентных способов закупок в условиях контрактной системы
14. Методологическая база и инструменты, используемые для регулирования финансового механизма
15. Планирование и обоснование государственных
(муниципальных) закупок на основе бюджетных нормативов
16. Процесс планирования и регламентирование закупочной деятельности заказчика
17. Организация закупочных комиссий и формирование
контрактной службы заказчика
18. Характеристика способов закупок в условиях контрактной системы
19. Совершенствование финансового механизма, условий и способов определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей
20. Обязательные требования к участникам закупок и преференции для отдельных категорий поставщиков, подрядчиков, исполнителей
21. Какие способы определения поставщика, подрядчика, исполнителя проводятся на основе торгов?
22. Какие способы определения поставщика, подрядчика, исполнителя осуществляются заказчиками без проведения торгов?
23. Расскажите, какие виды конкурсов применяются в условиях контрактной системы.
24. В чем особенность каждого вида конкурсов и в каких случаях они используются?
25. Какие нормативные документы принимаются за основу при выборе заказчиком способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя?
26. В каком случае применяется запрос котировок как способ закупок?
27. В каком случае применяется запрос предложений как способ закупок?
28. Какие льготные категории участников закупочных процедур могут пользоваться преференциями при проведении закупочной процедуры?
29. Управление финансовым механизмом, оформление и размещение в ЕИС документации при проведении открытого конкурса, двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием
30. Управление финансовым механизмом, оформление и размещение в ЕИС документации при проведении электронного аукциона
31. Управление финансовым механизмом, оформление и размещение в ЕИС документации в условиях закупок без проведения торгов
32. Антимонопольное регулирование и контроль государственных (муниципальных) закупок

Перечень примерных практических заданий
1. Обоснованность потребностей для осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.
2. Анализ информации о ценах на товары, работы, услуги в сфере закупок.
3. Аргументированность выводов по результатам анализа.
4. Описание объекта закупки и правильность обоснования начальной (максимальной) цены закупки;
5. Проведение анализа эффективности осуществления государственных (муниципальных) закупок.

4 Критерии оценивания
85-100 баллов (оценка «отлично»)
• глубокое владение материалом; осознанный и обобщенный уровень ответа; свободное оперирование терминами; умение раскрыть имеющийся у него практический опыт с точки зрения теории; определение своей позиции и точки зрения в раскрытии различных подходов к рассматриваемой проблеме, умение провести сравнительный анализ разных подходов; самостоятельное и правильное выполнение практического задания.
70-84 баллов (оценка «хорошо»)
• овладение программным материалом при недостаточно осознанном и обобщенном уровне овладения теорией, неумение связать ее с практикой; неточное использование при ответе материалов специальной литературы по предмету и смежным дисциплинам; недостаточно высокий уровень логичности и последовательности изложения материала; выполнение практического задания при помощи дополнительных наводящих вопросов преподавателя, наличие ряда неточностей.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно»)
• овладение программным материалом при недостаточно осознанном и обобщенном уровне овладения теорией, неумение связать ее с практикой; неточное использование при ответе материалов специальной литературы по предмету и смежным дисциплинам; недостаточно высокий уровень логичности и последовательности изложения материала; выполнение практического задания при помощи дополнительных наводящих вопросов преподавателя, наличие ряда неточностей.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно»)
• отсутствие или недостаточное знание программного материала; в процессе изложения материала искажает смысл понятий и определений; в ответе содержатся житейские обобщения вместо научных терминов; отсутствие логики и последовательности при изложении материала; практическое задание не выполнено.

Тестовые задания (выбор одного или нескольких вариантов)
1 Единая информационная система в сфере закупок это:
1) совокупность информации о торгах и закупках содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств;
2)любая совокупность информации

2 Федеральный закон О контрактной системе не применяется к отношениям, связанным с:
1) оказанием услуг международными финансовыми организациями;
2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

3 Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях:
1) Конституции Российской Федерации;
2) Гражданского кодекса Российской Федерации;
3.) Бюджетного кодекса Российской Федерации.

4 Принимать нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок могут:
1) Президент Российской Федерации;
2.) Правительство Российской Федерации;
3) Федеральные органы исполнительной власти;
4) Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом";
5) Органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
6) Органы местного самоуправления.

5 Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила:
1) международного договора;
2) установленные Гражданским кодексом РФ

6 Контрактная система в сфере закупок это:
1) совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;
2) совокупность разнородных элементов с особыми характеристиками.

7 Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд это:
1) совокупность действий, осуществляемых заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд;
2) совокупность действий, осуществляемых заказчиком и иными лицами, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд

8 Закупка начинается с:
1) определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) размещения извещения о проведении торгов.

9 Закупка завершается:
1) исполнением обязательств сторонами контракта;
2) оплатой по договору.

10 Участник закупки это:
1) любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;
2) любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Правильные ответы:
1-1 2-1 3-1,2,3 4-1,2,3,4,5,6 5-1
6-1 7-1 8-1 9-1 10-1

Критерии оценивания
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание в целом:
«Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«Не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения основным оценочным средством является экзамен, предполагающий 2 блока:
1. Блок на проверку общих знаний (выполнение теста);
2 Собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание по двум темам).
За выполнение каждого блока студент может получить по 10 баллов.
Таким образом, за промежуточную аттестацию в форме экзамена, состоящего из 2-х блоков, студент может получить 20 баллов.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мамедова, Н. А. Управление государственными и муниципальными закупками: учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Федорова, И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок: учебное пособие для среднего профессионального образования Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel,
- MS PowerPoint,
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
314Н кабинет финансов, денежного обращения и кредита(ов); кабинет денежной и банковской статистики; кабинет анализа финансово-хозяйственной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.
107Н кабинет деятельности кредитно-финансовых институтов; кабинет структуры и функций Центрального банка Российской Федерации; кабинет банковского регулирования и надзора - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; меловая доска; проектор (марка: Toshiba); экран (марка: Seha) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Финансово-экономический механизм государственных закупок» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция–визуализация (презентация),лекция-беседа.
При проведении практических занятий:ситуационные методы (кейс-технологии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач), дискуссия.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных и групповых творческих заданий

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
-посещать все лекционные и практические занятия
-все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
-обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
-в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал
При изучении дисциплины «Финансово-экономический механизм государственных закупок» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины, Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины «Финансы организаций».
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАУЩИХСЯ
Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов предполагает:
-самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
-выполнение заданий для самостоятельной работы;
-изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
-подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
-выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины

ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине следует:
-внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
-определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
-изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1.Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2.Чтение текста
3.Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.