МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бухгалтерский учет

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.06. специальность Финансы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план38_02_06_Финансы-2023_9кл
Часов по учебному плану 80
в том числе:
аудиторные занятия 58
самостоятельная работа 14
индивидуальные консультации 2
контроль 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 14 14 14 14
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 6 6 6 6
Итого 80 80 80 80

Программу составил(и):
;Преподаватель, Терленко Екатерина Николаевна

Рецензент(ы):
Преподаватель, Глубокова Людмила Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Бухгалтерский учет

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 ФИНАНСЫ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
Финансы Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.экон.наук Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины - заключается в формировании у студентов теоретических и практических основ бухгалтерского учета: его место в системе управления экономикой организации; изучение основополагающих принципов, понятий, терминов и методов, используемых в организации бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов; получение знаний в области методики бухгалтерского учета, его регулирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК 2.1. Определять налоговую базу, суммы налогов, сборов, страховых взносов, сроки их уплаты и сроки представления налоговых деклараций и расчетов;
ПК 2.2. Обеспечивать своевременное и полное выполнение обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
ПК 3.3. Оценивать эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации, планировать и осуществлять мероприятия по ее повышению;
ПК 3.4. Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления;
ПК 4.2. Осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль хозяйственной деятельности объектов финансового контроля;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Задачи, принципы и требования к ведению бухгалтерского учета, объекты учета и их классификацию
Метод бухгалтерского учета и его элементы
Классификацию, реквизиты и порядок заполнения бухгалтерских документов, формы бухгалтерского учета, правила организации документооборота
Строение и классификацию бухгалтерских счетов, структуру и содержание разделов плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций
Организацию и порядок бухгалтерского учета хозяйственных операций в организациях
Состав бухгалтерской отчетности, требования, предъявляемые к ней, порядок составления
3.2.Уметь:
3.2.1.Составлять и обрабатывать бухгалтерские первичные документы, заполнять регистры бухгалтерского учета
Отражать на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции организации
Составлять на основе данных аналитического и синтетического учета бухгалтерскую отчетность организаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1. 1.1 Хозяйственный учет, его сущность и значение 1.2 Объекты, основные задачи и требования к бухгалтерскому учету 1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета 1.4 Предмет и метод бухгалтерского учета Лекции 3 4 ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 3.3., ПК 4.2., ПК 3.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. История возникновения и развития бухгалтерского учета. Применение нормативного регулирования бухгалтерского учета. Классификация нормативных документов в соответствии с принятой системой нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению. Классификация хозяйственных средств по источникам их образования и целевому назначению. Практические 3 4 ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 3.3., ПК 4.2., ПК 3.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Бухгалтерский баланс
2.1. 2.1 Балансовый метод отражения информации 2.2 Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс Лекции 3 4 ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 3.3., ПК 4.2., ПК 3.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Составить баланс на основе данных об остатках хозяйственных средств и их источниках. Отражение в балансе изменений под влиянием хозяйственных операций. Практические 3 6 ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 3.3., ПК 4.2., ПК 3.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Составить баланс на основе данных об остатках хозяйственных средств и их источниках. Отражение в балансе изменений под влиянием хозяйственных операций. Сам. работа 3 2 ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 3.3., ПК 4.2., ПК 3.4. Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Счета и двойная запись
3.1. Открытие синтетических и аналитических счетов. Составление бухгалтерских проводок по хозяйственным операциям. Запись хозяйственных операций на счета бухгалтерского учета. Подсчет оборотов и остатков по аналитическим и синтетическим счетам. Составление оборотных ведомостей по аналитическим и синтетическим счетам. Сверка записей аналитического и синтетического учета. Практические 3 6 ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 3.3., ПК 4.2., ПК 3.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. 3.1 Счета бухгалтерского учета 3.2 Двойная запись операций на счетах 3.3 План счетов бухгалтерского учета Лекции 3 4 ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 3.3., ПК 4.2., ПК 3.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Сам. работа 3 2 ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 3.3., ПК 4.2., ПК 3.4. Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Принципы учета основных хозяйственных процессов
4.1. 4.1 Учет процесса снабжения 4.2 Учет процесса производства 4.3 Учет процесса реализации Лекции 3 4 ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 3.3., ПК 4.2., ПК 3.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Оформление бухгалтерскими записями процесса снабжения и отражение его на бухгалтерских счетах. Оформление бухгалтерскими записями процесса производства и отражение его на бухгалтерских счетах. Оформление бухгалтерскими записями процесса продажи и отражение его на бухгалтерских счетах. Практические 3 6 ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 3.3., ПК 4.2., ПК 3.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Документация и инвентаризация
5.1. 5.1 Бухгалтерские документы 5.2 Инвентаризация ценностей Лекции 3 4 ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 3.3., ПК 4.2., ПК 3.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Составление и оформление бухгалтерских документов. Составление документов по результатам инвентаризации. Практические 3 6 ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 3.3., ПК 4.2., ПК 3.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Составление и оформление бухгалтерских документов. Составление документов по результатам инвентаризации. Сам. работа 3 4 ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 3.3., ПК 4.2., ПК 3.4. Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Технология обработки учетной информации
6.1. 6.1 Учетные регистры 6.2 Исправление ошибок в учетных записях 6.3 Формы бухгалтерского учета 6.4 Бухгалтерская отчетность организации Лекции 3 4 ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 3.3., ПК 4.2., ПК 3.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Исправления ошибочных записей в учетных регистрах. Заполнение регистров журнально-ордерной формы учета. Составление бухгалтерского баланса в реальной форме. Практические 3 6 ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 3.3., ПК 4.2., ПК 3.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Исправления ошибочных записей в учетных регистрах. Заполнение регистров журнально-ордерной формы учета. Составление бухгалтерского баланса в реальной форме. Сам. работа 3 6 ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 3.3., ПК 4.2., ПК 3.4. Л1.2, Л1.1
6.4. Итоговая контрольная работа Консультации 3 2 ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 3.3., ПК 4.2., ПК 3.4. Л1.2, Л1.1
6.5. Экзамен Экзамен 3 0 ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 3.3., ПК 4.2., ПК 3.4. Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении "ФОС_Бухгалтерский учет_2023"
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические задания, вопросы для подготовки) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10587
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Основным для бухгалтерского учета является измеритель:
А) денежный
Б) трудовой
В) натуральный.
2. Хозяйственные средства по составу и размещению делятся.
А) собственные
Б) оборотные
В) внеоборотные
Г) привлеченные.
3. К оборотным активам относятся.
А) готовая продукция
Б) топливо
В) патент
Г) грузовая машина.
4. Левая часть баланса называется.
А) актив
Б) пассив
В) дебет
Г) кредит
5. В пассиве баланса отражается.
А) хозяйственные средства по видам
Б) источники хозяйственных средств
В) хозяйственные процессы
6. Правая часть баланса называется.
А) актив
Б) пассив
В) дебет
Г) кредит
7. В активе баланса отражается.
А) хозяйственные средства по видам
Б) источники хозяйственных средств
В) хозяйственные процессы
Г) результаты хозяйственной деятельности
8. Левая сторона счета называется.
А) актив
Б) дебет
В) пассив
Г) кредит
9. Состояние объекта учета на начало отчетного периода называется.
А) дебетовый оборот
Б) кредитовый оборот
В) начальное сальдо
Г) конечное сальдо
10. Счета, предназначенные для отражения состояния и движения источников хозяйственных средств, называются.
А) активные
Б) пассивные
В) активно-пассивные
Г) аналитические
11. К активным счетам относятся.
А) «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Б) «Касса»
В) «Уставный капитал»
Г) «Материалы»
12. Счета, на которых учет ведется в обобщенном виде, и только в денежном
выражении называются.
А) синтетические
Б) аналитические
В) субсчета
Г) балансовые
13. Правая сторона счета называется.
А) актив
Б) дебет
В) пассив
Г) кредит
14. Отражение на счетах всех изменений объекта учета называется.
А) дебетовый оборот
Б) кредитовый оборот
В) начальное сальдо
Г) конечное сальдо
15. Счета, предназначенные для отражения состояния и движения
хозяйственных средств, называются:
А) активные
Б) пассивные
В) активно-пассивные
Г) аналитические
16. К пассивным счетам относятся.
А) «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Б) «Касса»
В) «Уставный капитал»
Г) «Материалы»
17. Начисленная заработная плата оформляется проводкой.
А) Д-20 К-70
Б) Д-70 К-20
В) Д-70 К-50
Г) Д-69 К-70

Ответы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
А Б,В А,Б А Б Б А Б В Б Б,Г А Г А В А,В,Г А


Критерии оценивания:

85-100 баллов (отлично) студент правильно и полно дал ответ на 85-100% вопросов, свободно ориентируется в изучаемой теме, отвечает без особых затруднений на дополнительные вопросы преподавателя.
70-84 балла (хорошо) студент правильно и полно дал ответ на 70-84% вопросов, на оставшиеся вопросы либо не дает ответа, либо раскрывает их не полностью, с некоторым затруднением отвечает на дополнительные вопросы.
50-69 баллов (удовлетворительно)студент правильно и полно дал ответ на 50-69% вопросов, на оставшиеся вопросы либо не дает ответа, либо раскрывает их не полностью, плохо ориентируется в изучаемой теме, не отвечает на дополнительные вопросы.
49 баллов и менее (неудовлетворительно) отвечает менее, чем на половину предложенных вопросов, не ориентируется в изучаемой теме, не может дать ответ на дополнительные вопросы.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении "ФОС_Бухгалтерский учет_2023"

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении "ФОС_Бухгалтерский учет_2023"

Формой промежуточной аттестации является экзамен. Студенты должны показать умение использовать знания, полученные на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной подготовки.
Учитывая большой объем учебного материала, подготовку к экзамену целесообразно начинать заблаговременно, используя перечень контрольных вопросов по курсу, содержащийся в учебной программе
В экзаменационный билет включены два теоретических вопроса и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 45 минут.

Вопросы для подготовки к экзамену:
1. Понятие о хозяйственном учета, его виды.
2. Финансовый, управленческий и налоговый учет.
3. Виды измерителей, используемых в хозяйственном учете.
4. Основные требования к ведению бухгалтерского учета.
5. Основные задачи бухгалтерского учета.
6. Роль бухгалтера в принятии решений по управлению организацией.
7. Должностные обязанности, ответственность и права главного бухгалтера.
8. Уровни системы нормативного регулирования бухгалтерского чета.
9. Учетная политика организации.
10. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению.
11. Классификация источников хозяйственных средств.
12. Метод бухгалтерского учета.
13. Предмет бухгалтерского учета.
14. Понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание.
15. Виды балансов.
16. Типы изменений баланса под влиянием хозяйственных операций.
17. Счета бухгалтерского учета.
18. Двойная запись.
19. Бухгалтерские проводки.
20. Счета аналитического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь.
21. Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам.
22. Классификация счетов бухгалтерского учета.
23. План счетов бухгалтерского учета.
24. Документация. Значение бухгалтерских документов, реквизиты документов и требования, предъявляемые к заполнению документов.
25. Классификация документов.
26. Организация документооборота.
27. Инвентаризация. Цели, виды и порядок проведения инвентаризации.
28. Учетные регистры.
29. Классификация учетных регистров.
30. Способы исправления ошибочных записей в учетных регистрах.
31. Формы бухгалтерского учета.
32. Бухгалтерская отчетность организации. Виды отчетности.

Примерные задачи к экзамену:
Вариант 1
Работнику организации выдано под отчет 10000 руб. на приобретение материалов. Согласно подтверждающих документов сумма приобретенных материалов составила 9000 руб. , в т. ч. НДС – 1500 руб. Работником представлен в бухгалтерию авансовый отчет, однако неизрасходованный остаток денежных средств не был своевременно возвращен в кассу организации. Принято решение об удержании данной суммы из заработной платы работника. Отразить на счетах учета.

Вариант 2
Организация приобрела сырье, необходимое для производства продукции, стоимость которого согласно документам поставщика 159300 руб., в т. ч. НДС. Стоимость доставки сырья по документам транспортной организации 14750 руб., в т. ч. НДС. Отразить поступление материалов с учетом возможных вариантов учетной политики по учету ТЗР.

Критерии оцнивания

85-100 баллов (отлично) студент правильно и полно дал ответ на 85-100% вопросов, свободно ориентируется в изучаемой теме, отвечает без особых затруднений на дополнительные вопросы преподавателя.
70-84 балла (хорошо) студент правильно и полно дал ответ на 70-84% вопросов, на оставшиеся вопросы либо не дает ответа, либо раскрывает их не полностью, с некоторым затруднением отвечает на дополнительные вопросы.
50-69 баллов (удовлетворительно) студент правильно и полно дал ответ на 50-69% вопросов, на оставшиеся вопросы либо не дает ответа, либо раскрывает их не полностью, плохо ориентируется в изучаемой теме, не отвечает на дополнительные вопросы.
49 баллов и менее (неудовлетворительно) отвечает менее, чем на половину предложенных вопросов, не ориентируется в изучаемой теме, не может дать ответ на дополнительные вопросы.

Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шадрина Г.В., Егорова Л.И. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
Л1.2 Алисенов А.С. БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/531171
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриева И.М. - отв. ред. БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/530810
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бухгалтеский учет portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OC-Windows
Приложения MS Office:
-MS Word,
-MS Excel.
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:

1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
315Н кабинет теории бухгалтерского учета; кабинет бухгалтерского учета; кабинет бухгалтерского учета, налогообложения и аудита; кабинет экономики и бухгалтерского учета – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Бухгалтерский учет" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-презентация.
При проведении практических занятий: дискуссия.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в решении индивидуальных, ситуационных задач по теме занятия.
Для допуска к экзамену по дисциплине "Бухгалтерский учет" необходимо:
- посещение всех лекционных и практических занятий
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал;
- не менее шести ответов на вопросы семинарских занятий;
- выполнение индивидуальных заданий и решение ситуационных задач в соответствии с вариантом, указанным преподавателем.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
При подготовке к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине необходимо:
- внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
- определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
- изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Вопросы по подготовке к практическому занятию, решению задач и написанию рефератов преподаватель сообщает не менее чем за одну неделю.
Написание реферата предполагается в случае наличия пропусков лекций и семинарских занятий, либо неудовлетворительной оценки за коллоквиум. Тема реферата выбирается в соответствии с темами пропущенных занятий. Объем реферата – 20-25 страниц машинописного текста. Реферат сдается преподавателю на проверку не позднее зачетной недели.
При подготовке к контрольной работе обучающийся должен хорошо изучить тему контрольной работы, путем прочтения лекционного материала, соответствующих разделов учебника, учебного пособия, рекомендованных преподавателем. Затем постараться разобраться новыми и непонятными терминами, выучить определения финансовых понятий, законов, а также формулы используемые при решении задач.
Контрольная работа должна демонтировать:
- умение правильно и лаконично излагать ответы на поставленные вопросы;
- владение понятийным и терминологическим аппаратом;
- умение рассчитывать финансовые показатели.
Контрольная работа оценивается по балльной оценке.
Рекомендации для студентов при выполнении самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по изучении дисциплины «Бухгалтерский учет» предполагает:
-работу с учебной, нормативной и справочной литературой;
-составление конспектов по темам;
-решение задач выданных на практических занятиях;
-подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
-выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины;
-подготовка и написание рефератов, сообщений;
-выполнение заданий по курсовой работе.
-Рекомендации по работе с литературой
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2Чтение текста
3 Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать коллоквиумы, контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
•внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
•внимательно прочитать рекомендованную литературу;
•составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
•прорешать основные типовые задачи.