МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Уголовное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2023_11кл
Часов по учебному плану 282
в том числе:
аудиторные занятия 188
самостоятельная работа 94
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 38 38 56 56 94 94
Практические 38 38 56 56 94 94
Сам. работа 38 38 56 56 94 94
Итого 114 114 168 168 282 282

Программу составил(и):
преподаватель, Мурашова Ирина Анатольевна;Михеенко Анастасия Владимировна

Рецензент(ы):
преподаватель, Соколов Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Уголовное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение студентами основами Уголовного права.
Развитие юридического мышления, позволяющего представлять основные закономерности развития Уголовного права.
Формирование взглядов на уголовно-правовое воздействие.
Получение знаний о сущности преступления, закономерностях криминализации и декриминализации общественно-опасных деяний.
Овладение умениями самостоятельно квалифицировать преступления и назначать наказание.
Формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 10 Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2 Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3 Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.4 Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание уголовного кодекса РФ;
признаки и элементы состава преступления;
виды уголовных наказаний и порядок их применения;
основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и от наказания;
виды преступлений в уголовном законодательстве РФ
3.2.Уметь:
3.2.1.правильно пользоваться Уголовным Кодексом РФ;
применять на практике нормы уголовного права при решении практических ситуаций;
анализировать практические ситуации, устанавливать признаки состава преступления, правильно квалифицировать совершенное деяние;
проводить мониторинг судебной практики по уголовным делам с целью единообразного применения уголовного законодательства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая часть Уголовного права
1.1. Понятие, система, задачи и принципы уголовного права. Уголовный закон. Лекции 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Понятие, система, задачи и принципы уголовного права. Уголовный закон. Сам. работа 3 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Понятие, система, задачи и принципы уголовного права. Уголовный закон. Практические 3 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Понятие преступления. Классификация (категоризация) преступлений. Уголовная ответственность и состав преступления как ее юридическое основание. Лекции 3 6 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Понятие преступления. Классификация (категоризация) преступлений. Уголовная ответственность и состав преступления как ее юридическое основание. Сам. работа 3 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Понятие преступления. Классификация (категоризация) преступлений. Уголовная ответственность и состав преступления как ее юридическое основание. Практические 3 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Объект преступления. Объективная сторона преступления. Лекции 3 6 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Объект преступления. Объективная сторона преступления. Сам. работа 3 4 ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Объект преступления. Объективная сторона преступления. Практические 3 6 ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. Субъект преступления. Субъективная сторона преступления. Лекции 3 6 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Субъект преступления. Субъективная сторона преступления. Сам. работа 3 6 ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.12. Субъект преступления. Субъективная сторона преступления. Практические 3 6 ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.13. Множественность преступлений. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Лекции 3 6 ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.14. Множественность преступлений. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Сам. работа 3 6 ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.15. Множественность преступлений. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Практические 3 4 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.16. Стадии совершения преступления. Соучастие в преступлении. Лекции 3 4 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.17. Стадии совершения преступления. Соучастие в преступлении. Сам. работа 3 6 ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.18. Стадии совершения преступления. Соучастие в преступлении. Практические 3 4 ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.19. Понятие наказания. Признаки и цели наказания. Система наказаний и их виды. Лекции 3 4 ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.20. Понятие наказания. Признаки и цели наказания. Система наказаний и их виды. Сам. работа 3 6 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.21. Понятие наказания. Признаки и цели наказания. Система наказаний и их виды. Практические 3 6 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.22. Условное осуждение. Освобождение от ответственности и освобождение от наказания Лекции 3 4 ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.23. Условное осуждение. Освобождение от ответственности и освобождение от наказания Сам. работа 3 4 ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.24. Условное осуждение. Освобождение от ответственности и освобождение от наказания Практические 3 4 ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Особенная часть Уголовного права
2.1. Понятие, система и значение Особенной части уголовного права. Квалификация преступлений. Преступления против жизни и здоровья. Лекции 4 8 ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Понятие, система и значение Особенной части уголовного права. Квалификация преступлений. Преступления против жизни и здоровья. Сам. работа 4 4 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Понятие, система и значение Особенной части уголовного права. Квалификация преступлений. Преступления против жизни и здоровья. Практические 4 8 ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Преступления против свободы, чести и достоинства личности. Лекции 4 6 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Преступления против свободы, чести и достоинства личности. Сам. работа 4 4 ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Преступления против свободы, чести и достоинства личности. Практические 4 8 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Лекции 4 4 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Сам. работа 4 6 ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Практические 4 8 ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Лекции 4 6 ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Сам. работа 4 6 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Практические 4 6 ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.13. Преступления против семьи и несовершеннолетнего Лекции 4 6 ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.14. Преступления против семьи и несовершеннолетнего Сам. работа 4 6 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.15. Преступления против семьи и несовершеннолетнего Практические 4 6 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.16. Преступления против собственности. Преступления в сфере экономической деятельности. Лекции 4 2 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.17. Преступления против собственности. Преступления в сфере экономической деятельности. Сам. работа 4 6 ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.18. Преступления против собственности. Преступления в сфере экономической деятельности. Практические 4 4 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.19. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Лекции 4 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.20. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Сам. работа 4 6 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.21. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Практические 4 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.22. Преступления против общественной безопасности. Лекции 4 4 ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.23. Преступления против общественной безопасности. Сам. работа 4 8 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.24. Преступления против общественной безопасности. Практические 4 4 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.25. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности Лекции 4 6 ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.26. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности Практические 4 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.27. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности Сам. работа 4 4 ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.28. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Преступления в сфере компьютерной информации. Лекции 4 4 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.29. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Преступления в сфере компьютерной информации. Практические 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.30. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Преступления в сфере компьютерной информации. Сам. работа 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.31. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Лекции 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.32. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Практические 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.33. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Сам. работа 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.34. Преступления против правосудия. Преступления против порядка управления. Лекции 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.35. Преступления против военной службы. Преступления против военной службы. Лекции 4 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.36. Промежуточная аттестация. Экзамен. Сам. работа 4 2 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 13, ОК 12, ОК 11, ОК 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные работы, комплексные задания, тесты)размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3434

Контрольные задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины

1. Несовершеннолетний может быть осужден на ... обязательных работ.
а) Срок от 50 до 500
б) Неограниченный срок
в) Срок от 40 до 160 часов
2. Несовершеннолетний осужденный, к моменту вынесения судом приговора, должен достигнуть возраста ... для назначения ареста.
а) 18 лет
б) 21 года
в) 16 лет
г) 15 лет
3. Лица, которые во время совершения деяния находились в состоянии простого алкогольного, наркотического опьянения, признаются невменяемыми.
а) Да
б) Нет
4. Уголовная ответственность соучастников определяется ...
а) Характером и степенью фактического участия в совершении преступления
б) Предварительным сговором о совместном совершении преступления
в) Причинной связью и размером вредных последствий совершенного преступления
5. Размер наказания, определенного судом при назначении более мягкого наказания, может быть ниже минимального предела, установленного законом для данного вида наказания?
а) Да
б) Нет
6. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79 УК РФ) не применяется при ...
а) Ограничении свободы
б) Лишении свободы
в) Административном правонарушении
г) Содержании в дисциплинарной воинской части
7. К несовершеннолетнему применяются меры воспитательного воздействия в качестве:
а) Освобождения от уголовного наказания
б) Основного наказания
в) Дополнительного наказания
г) Освобождения от уголовной ответственности
8. Все правовые последствия при снятии судимости или ее погашении аннулируются?
а) Да
б) Нет
9. К основаниям применения наказания, определяемым уголовным законом не относятся:

а) Наказание применяется к лицам, совершившим виновное противоправное деяние
б) Наказание применяется к лицам, совершившим деяние, запрещенное УК РФ
в) Наказание применяется к лицам, совершившим малозначительное, не представляющее общественной опасности деяние
г) Наказание применяется по аналогии за сходные деяния
10. Уголовная ответственность применяется только к лицу, которое было вменяемо ... совершения преступления.
а) В момент
б) До
в) После
11. При совершении преступления в соучастии ответственность за эксцесс ...
а) Распространяется только на соучастника, вышедшего за рамки общего преступного умысла
б) Никто не несет
в) Распространяется на всех соучастников
12. Назначаемое наказание не должно соответствовать ...
а) Социальному положению
б) Обеспечению восстановления социальной справедливости
в) Личности виновного
г) Тяжести совершенного преступления
13. Основной объект при совершении разбоя:
а) Личность
б) Здоровье человека
в) Отношения собственности
14. Преступные последствия и причинная связь являются обязательными признаками объективной стороны преступления для ...
а) Формальных составов преступления
б) Материальных составов преступления
в) Усеченных составов
15. Не отбытая часть наказания при условно-досрочном освобождении является испытательным сроком с определенными обязанностями и ограничениями?
а) Да
б) Нет
4. Правильные ответы
1 – в
2 – в
3 – в
4 – б
5 – а
5 – а
6 – в
7 – а, г
8 – а
9 – в, г
10 – а
11 – а
12 – а
13 – в
14 – б
15 - а
5. Критерии оценивания:
85-100 баллов
(оценка «отлично») 85-100% правильных ответов
70-84 баллов
(оценка «хорошо») 70-84% правильных ответов
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») 50-69% правильных ответов
0-49 баллов
(оценка «неудовлетворительно») 0-49% правильных ответов



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Форма проведения промежуточной аттестации:экзамен.
2. Процедура проведения промежуточной аттестации: устный экзамен.
В аудитории, в которой проходит экзамен, одновременно могут находиться не более шести обучающихся.
Обучающийся предъявляет преподавателю свою зачетную книжку, после чего лично берет билет, называет его номер, получает листы бумаги для записей ответов и приступает к подготовке ответа на вопросы и решению задачи.
При сдаче устного экзамена обучающийся берет, как правило, только один билет; в случаях, когда обучающийся берет второй билет, оценка его ответа снижается на один балл; для подготовки к ответу обучающемуся отводится 40 минут.
После подготовки к ответу или по истечении отведенного для этого времени обучающийся докладывает преподавателю о готовности и с его разрешения или по вызову отвечает на поставленные в билете вопросы, докладывает решение задачи. Прерывать обучающегося при ответе не рекомендуется, исключение - ответ не по существу вопроса билета.
По окончании ответа на вопросы билета преподаватель может задавать обучающемуся дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен, в том числе по темам, пропущенным обучающимся.
Если обучающийся отказался от ответа на билет, ему выставляется неудовлетворительная оценка.
Оценка по результатам устного экзамена объявляется обучающемуся и вносится преподавателем в экзаменационную ведомость, зачетную книжку. Неудовлетворительные оценки (а также «не явился») в зачетные книжки не вносятся.
После ответа на все вопросы обучающийся сдает преподавателю билет и конспект (тезисы) ответа.
Обучающимся, которые были замечены в использовании неразрешенных пособий и различного рода записей, а также нарушающим установленные правила поведения на устном экзамене, по решению преподавателя могут даваться дополнительные задания по любому из вынесенных на устный экзамен разделов учебной дисциплины. При повторном нарушении установленных правил поведения на экзамене студент может быть удален из аудитории.
3. Перечень вопросов для подготовки к экзамену.
Для проверки знаний студентов билет содержит два теоретических вопроса из нижеперечисленных.
1. Понятие, предмет, метод уголовного права.
2. Система и задачи уголовного права.
3. Место уголовного права в системе отраслей права.
4. Принципы уголовного права.
5. Понятие уголовного закона. Уголовно-правовая норма, ее виды и структура. Строение уголовного закона.
6. Действие уголовного закона во времени.
7. Действие уголовного закона в пространстве.
8. Действие уголовного закона по кругу лиц.
9. Понятие, признаки преступления.
10. Понятие состава преступления. Элементы состава преступления. Виды составов преступления.
11. Основание уголовной ответственности.
12. Объект состава преступления.
13. Объективная сторона состава преступления.
14. Субъект состава преступления.
15. Субъективная сторона состава преступления.
16. Оконченное преступление.
17. Неоконченное преступление.
18. Добровольный отказ. Отличие от деятельного раскаяния.
19. Понятие, признаки, значение соучастия.
20. Виды и формы соучастия.
21. Специальные вопросы ответственности соучастников.
22. Понятие множественности, отграничение от единых преступлений.
23. Необходимая оборона (ст. 37 УК РФ).
24. Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ).
25. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ).
26. Физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ).
27. Обоснованный риск (ст. 41 УК РФ).
28. Исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ).
29. Понятие, признаки уголовного наказания.
30. Цели уголовного наказания.
31. Система наказаний (гл. 9 УК РФ).
32. Штраф.
33. Обязательные работы.
34. Исправительные работы.
35. Ограничение свободы.
36. Принудительные работы.
37. Лишение свободы на определенный срок.
38. Пожизненное лишение свободы.
39. Смертная казнь.
40. Общие начала назначения наказания.
41. Условное осуждение.
42. Понятие, виды освобождения от уголовной ответственности.
43. Понятие, виды освобождения от наказания.
44. Особенности освобождения от наказания и ответственности несовершеннолетних.
45. Убийство: понятие, признаки, виды (ст. 105 УК РФ). Отграничение от смежных составов преступления.
46. Квалифицированные виды убийства.
47. Понятие, виды причинения вреда здоровью.
48. Побои. Истязания (ст.ст. 116, 117 УК РФ).
49. Изнасилование (ст. 131 УК РФ).
50. Насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ).
51. Понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ).
52. Нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ).
53. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ).
54. Нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ).
55. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста (ст. 144.1 УК РФ). Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ).
56. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ).
57. Кража (ст. 158 УК РФ).
58. Мошенничество (ст. 159 УК РФ).
59. Грабеж (ст. 161 УК РФ).
60. Разбой (ст. 162 УК РФ).
61. Присвоение. Растрата (ст. 160 УК РФ).
62. Вымогательство (ст. 163 УК РФ).
63. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ).
64. Террористический акт (ст. 205 УК РФ).
65. Бандитизм (ст. 209 УК РФ).
66. Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст. 210 УК РФ).
67. Массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ).
68. Хулиганство. Вандализм (ст.ст. 213, 214 УК РФ).
69. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 228 УК РФ).
70. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 228.1 УК РФ).
71. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ).
72. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ).

Для проверки умений студента в билете содержится одна практическая задача из следующих.

1. Широков, следуя на тракторе, нарушил правила дорожного движения и опрокинул трактор. В результате аварии трактор был приведен в технически неисправное состояние, а пассажиру П. был причинен легкий вред здоровью.
Имеются ли в действиях Широкова признаки состава преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ.
Определите вид состава, содержащегося в норме ст.264 УК РФ по структуре и конструкции.

2. Кокорев, находившийся в состоянии опьянения, поджег входную дверь в квартиру С., в результате чего часть обшивки входной двери была уничтожена и потерпевшей С. причинен материальный ущерб.
Суд не признал причиненный материальный ущерб значительным и оправдал Кокорева за отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 167 УК РФ.
Правильно ли решение суда?
Ознакомьтесь с признаками состава преступления, предусмотренного ст.167 УКУ. Определите вид состава: по степени общественной опасности, по структуре и по конструкции.
Какое значение имеет признак «значительный материальный ущерб» для уголовной ответственности?

3. Сторож склада Ефимов пришел на дежурство в нетрезвом состоянии, включил электрочайник, а затем заснул. Ефимов проснулся, когда пожар охватил значительную часть здания. Вызванная им пожарная команда не сразу справилась с огнем. В результате было уничтожено имущество на сумму более 30 тысяч рублей. Ефимов возместил причиненный ущерб.
Имеются ли в деянии Ефимова признаки состава преступления, предусмотренного ст.168 УК?
Определите вид состава по конструкции.

4. Скобина оставила своего восьмидесятилетнего больного отца Касимова одного в нетопленой комнате, без пищи и уехала из поселка на 5 дней. Соседка Брускова слышала просьбу отца Скобиной о помощи, но не оказала ее, не желая, как она объяснила впоследствии, «вмешиваться в чужие дела». Касимов умер от переохлаждения и голода.
Имеются ли основания для привлечения Скобиной и Брускиной к уголовной ответственности по ст.125 УК РФ?
Определите вид состава, предусмотренного ст. 125 УК РФ по структуре и конструкции.

5. Галин и Ветров, встретив около полуночи на окраине города Елина, сняли с него верхнюю одежду и сапоги, угрожая ножом. Температура воздуха в эту ночь была около 25 градусов мороза, а расстояние до ближайшего жилого помещения составило более 500 метров. Пробежав его, Елин получил переохлаждение и обморозил ноги. На восстановление здоровья Елина потребовалось лечение в течение двух месяцев, часть из которых он находился в больнице.
Можно ли Галина и Ветрова привлечь к уголовной ответственности по ст.162 УК РФ? Если да, то по какой части?
Определите вид составов, предусмотренных ст.162 УК: по степени общественной опасности, по структуре и по конструкции.

6. Минин признан виновным в незаконном хранении финских ножей в целях их последующего сбыта и осужден по ч.4 ст.222 УК РФ.
Правильно ли осужден Минин?
Какими объективными признаками характеризуется преступление, предусмотренное ч.4 ст.222УК РФ?
Какое значение в данном случае имеет предмет преступления?
Сравните все части статьи 222 УК РФ.

7. Находясь в нетрезвом состоянии, 16-летний Зуев подошел к Сизову и потребовал у него сигарету. Когда Сизов стал объяснять Зуеву, что не курит, последний без видимого повода нанес ему несколько ударов кулаком в лицо и ногой в живот. Защитник ходатайствовал об освобождении Зуева от уголовной ответственности на основании ч.3 ст.20 УК РФ, так как судебно-психиатрическая экспертиза констатировала у него ряд эмоционально-волевых отклонений от психической нормы, вследствие чего он не в полной мере осознавал фактический характер и общественную опасность своих действий.
Подлежит ли заявленное ходатайство удовлетворению?
Можно ли состояние Зуева определить, как «возрастную невменяемость»?
Можно ли заявить ходатайство о применении в отношении Зуева ст.22 УК РФ?

8. Пятнадцатилетняя Лоскутова обвинялась в краже. Как было установлен по делу, Лоскутова психическими расстройствами не страдала. В возрасте 10 лет она перенесла тяжелое инфекционное заболевание. После этого стала плохо успевать в школе, с трудом окончила восемь классов. Психическое развитие Лоскутовой не соответствует ее паспортному возрасту, интеллект снижен, суждения поверхностны, примитивны. Также было установлено, что из-за отставания в психическом развитии Лоскутова в момент совершения общественно-опасного деяния не могла в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего поведения и руководить им.
Подлежит ли Лоскутова уголовной ответственности?
Может ли суд назначить Лоскутовой принудительные меры медицинского характера?

9. Не умеющий плавать Портов плыл на надувном матрасе по середине глубокой реки. К нему подплыл незнакомый Орехов и стал пытаться залезть на матрас. Портов попросил не делать этого, т.к. опасается, что матрас перевернется, а он не умеет плавать. Не взирая на это Орехов продолжил попытку влезть на матрас. В результате матрас перевернулся и оба оказались в воде. Орехов, не обращая внимания на крики о помощи Портова, поплыл дальше. Портова сумели спасти, вытащив его, уже захлебнувшегося водой, со дна реки.
В чем проявилось общественно опасное бездействие Орехова?
Почему на Орехове лежала обязанность оказать помощь Портову?

10. Старшеклассники Ч. И Б. толкали друг друга на перемене. В результате одного из толчков Б. наткнулся на ржавый гвоздь и поранил руку. Через несколько дней на руке появилась опухоль, Б. был госпитализирован с диагнозом «гангрена», и рука была ампутирована.
Проанализируйте объективную сторону случившегося. Можно ли говорить о наличии причинно-следственной связи между поведением Ч. и наступившими последствиями – ампутацией руки Б.

11. Дудник встретил своего зятя Салахова, находившегося в сильной степени алкогольного опьянения на автобусной остановке, пытался увести его домой. Однако Салахов стал сопротивляться, вырвался, затем споткнулся и упал, увлекая за собой Дудника, на асфальт. Дудник (вес 130 кг) падая, попал коленом в область груди и живота Салахова. Затем Дудник и Салахов встали и пошли к дому Салахова. Вскоре Салахов почувствовал себя плохо и по дороге в больницу умер. Смерть его наступила от острого малокровия, развившегося вследствие разрыва ткани печени. Данное повреждение возникло от воздействия с большой силой твердого тупого предмета и относится к тяжкому вреду здоровья, опасному для жизни человека и повлекшему смерть Салахова.
Может ли Дудник нести ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью?
Может ли Дудник нести ответственность за неосторожное лишение жизни?
Есть ли основания для оценки описанной ситуации как казуса?

12. Несовершеннолетние И. и К. проникли в аптеку с целью похитить наркотикосодержащие препараты. Однако по ошибке в спешке забрали коробку с аспирином.
Как должен решиться вопрос об их ответственности?

13. Дегтярев, подыскивая объект для разбойного нападения, узнал от знакомого о Степкине, который, занимаясь продажей валюты, постоянно имел дома крупные суммы денег. Дегтярев предложил еще нескольким лицам совершить нападение на квартиру Степкина, на что те согласились. По разработанному плану преступления Дегтярев позвонил в квартиру Степкина и с целью проникновения в нее попросил последнего обменять доллары США. Степкин, открывая замки, в дверной глазок увидел, что один из находившихся за дверью надевает маску, поэтому дверь не открыл, а стал кричать, что вызовет полицию. Испугавшись, соучастники убежали.
На какой стадии пресечены преступные действия?
14. Судом установлено, что М., зная о том, что в помещении поликлиники находятся компьютеры, имея умысел на хищение чужого имущества, организовал совершение кражи. С этой целью М. сообщил С. и А. данные о номерах кабинетов поликлиники, где установлены компьютеры, и передал мешок для выноса похищенного имущества. Впоследствии С. и А. с целью кражи по предварительному сговору между собой путем взлома проникли в помещение поликлиники и похитили компьютеры.
Указанные действия осужденного М. судом квалифицированы по ч.3, 4,5 ст.33, п. «а», «в» ч.2 ст.158 УК РФ (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003г.) как организация, подстрекательство, пособничество в тайном хищении чужого имущества, совершенные группой лиц по предварительному сговору с незаконным проникновением в помещение.
Осужденный М., полагая, что его действия квалифицированы неправильно, обратился с надзорной жалобой в Президиум Верховного Суда РФ.
Каким должно быть решение по результатам проверки жалобы М. и приговора суда?

15. Юмашев осужден за участие в банде по ч.2 ст.209 УК РФ на восемь лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Его вина подтверждалась только собственным признанием. В судебном заседании было установлено, что признание им своей вины явилось результатом применения незаконных методов следствия.
Какой признак наказания не нашел подтверждения в суде?

4. Критерии оценивания экзаменационных заданий
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов
(оценка «отлично») Представлен развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. Студент ориентируется в излагаемом материале, отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует глубокие теоретические знания, знание источников уголовного законодательства.
70-84 баллов
(оценка «хорошо») Представлен достаточноразвернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. В решении практического задании могут быть допущены незначительные ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент уверенно отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует достаточно высокий уровень теоретических знаний, знание источников уголовного законодательства.
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») Представлен не полный ответ на теоретический вопрос. В решении практического задании могут быть допущены ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний, однако затрудняется отвечать на отдельные вопросы.
0-49 баллов
(оценка «неудовлетвори-
тельно») Теоретический вопрос не раскрыт, в решении практического задания допущены существенные ошибки, ввиду незнания алгоритмов решения. Либо дан ответ только на один из вопросов билета. Студент затрудняется отвечать на дополнительные вопросы, в том числе непосредственно относящиеся к сути теоретического и практического заданий билета.
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9125

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боровиков, В.Б. Уголовное право. Общая и особенная части. : Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Сверчков, В.В. Уголовное право: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ЯНИ Павел Сергеевич Уголовное право: научно-практический журнал АНО "Юридические программы", 2023 https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9189
Л2.2 И.А. Подройкина [и др.] ; под редакцией И. А. Подройкиной, С. И. Улезько Уголовное право. Общая часть. : Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/490131
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Курс в Moodle "Уголовное право СПО (для Колледжа АлтГУ)" portal.edu.asu.ru
Э4 научно-практический журнал " Уголовное право" ores.su
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
412Н кабинет трудового права; кабинет права социального обеспечения; кабинет основ экологического права; лаборатория учебная канцелярия (служба документационного обеспечения управления) – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Уголовное право» используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы дисциплины.
В ходе лекционных занятий студенту необходимо вести конспектирование учебного материала, а также обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт.
Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Семинарские (практические) занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.
Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
- План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
- Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
- Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. ·
- Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Ввиду трудоемкости подготовки к семинару преподавателю следует предложить студентам алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д.
Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.
Особое внимание следует обратить на дискуссионные теоретические вопросы: изучить различные точки зрения ведущих ученых, обозначить противоречия современного законодательства. Для систематизации основных положений по теме занятия рекомендуется составление конспектов. Обратить внимание на:
- Составление списка нормативных правовых актов и учебной и научной литературы по изучаемой теме.
- Изучение и анализ выбранных источников.
- Изучение и анализ судебной практики по данной теме, представленной в информационно-справочных правовых электронных системах «КонсультантПлюс», «Гарант» или других.
- Выполнение предусмотренных программой заданий в соответствии с тематическим планом.
- Выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями кафедры на их еженедельных консультациях.
- Проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по дисциплине «Уголовное право» может выполняться в библиотеке Алтайского государственного университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал учебной дисциплины «Уголовное право», предусмотренный рабочим учебным планом для усвоения студентом в процессе самостоятельной работы, выносится на промежуточный контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий.
Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
− конспектирование (составление тезисов) лекций;
− выполнение контрольных работ;
− решение задач;
− работу со справочной и методической литературой;
− работу с нормативными правовыми актами;
− выступления с докладами, сообщениями на семинарских занятиях;
− защиту выполненных работ;
− участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины;
− участие в собеседованиях, деловых (ролевых) играх, дискуссиях, круглых столах, конференциях;
− участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
− повторения лекционного материала;
− подготовки к семинарам (практическим занятиям);
− изучения учебной и научной литературы;
− изучения нормативных правовых актов (в т.ч. в электронных базах данных);
− решения задач, выданных на практических занятиях;
− подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
− подготовки к семинарам устных докладов (сообщений);
− подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя;
− выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций;
− проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
Формой поиска необходимого и дополнительного материала по дисциплине с целью доработки знаний, полученных во время лекций, есть индивидуальные задания для студентов. Выполняются отдельно каждым студентом самостоятельно под руководством преподавателей. Именно овладение и выяснения студентом рекомендованной литературы создает широкие возможности детального усвоения данной дисциплины. Индивидуальные задания студентов по дисциплине осуществляются путем выполнения одного или нескольких видов индивидуальных творческих или научно-исследовательских задач (ИНДЗ), избираемых студентом с учетом его творческих возможностей, учебных достижений и интересов по согласованию с преподавателем, который ведет лекции или семинарские занятия, или по его рекомендации. Он предоставляет консультации, обеспечивает контроль за качеством выполнения задания и оценивает работу.
Индивидуальные задания должны быть представлены преподавателю и (при необходимости) защищены до окончания учебного курса, но не позднее, чем за две недели до экзаменационной сессии. По результатам выполнения и обсуждения индивидуального задания студенту выставляется соответствующее количество баллов, которые учитываются при выставлении итоговой оценки по учебной дисциплине.
4. При реализации учебной дисциплины «Уголовное право» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекции, в ходе которых возникают дискуссии.
При проведении практических занятий: устный опрос, решение ситуационных задач.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении конспектов, эссе, творческих заданий.
5. Экзамен по дисциплине «Уголовное право».
Экзамен сдается в устной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины. Для проверки умений студентов экзаменационный билет включает практическую задачу.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, конспектом лекций.