Закреплена за кафедрой | Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций |
---|---|
Направление подготовки | 38.04.02. Менеджмент |
Профиль | HR-аналитика и кадровая безопасность |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z38_04_02_Менеджмент_HRАиКБ-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 121 | 121 | 121 | 121 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц., Рудакова О. Ю.
1.1. | Формирование у обучающихся представления о стратегическом управлении человеческими ресурсами, развитие навыков разработки и реализации кадровой стратегии и кадровой политики организации с позиций стратегического управления. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен осуществлять стратегическое и операционное управление персоналом организации |
ПК-1 .1 | Знает социально-экономические организационно-правовые основы стратегического и операционного управления персоналом |
ПК-1 .2 | Умеет разрабатывать проекты функционирования и развития систем стратегического и операционного управления персоналом |
ПК-1 .3 | Решает стратегические и операционные задачи управления персоналом организации на уровне организации и структурного подразделения |
ПК-2 | Способен разрабатывать и реализовывать проекты и решения, направленные на эффективное функционирование системы управления персоналом |
ПК-2.1 | Знает инструменты и технологии разработки и реализации проектов развития системы управления персоналом |
ПК-2.2 | Умеет разрабатывать механизмы реализации программ и проектов развития системы управления персоналом |
ПК-2.3 | Осуществляет администрирование и регламентацию процессов управления персоналом |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1.1. Знает социально-экономические и организационно-правовые основы стратегического и операционного управления персоналом ПК-2.1. Знает инструменты и технологии разработки и реализации проектов развития системы управления персоналом |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1.2. Умеет разрабатывать проекты функционирования и развития систем стратегического и операционного управления персоналом ПК-2.2. Умеет разрабатывать механизмы реализации программ и проектов развития системы управления персоналом |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1.3. Решает стратегические и операционные задачи управления персоналом организации на уровне организации и структурного подразделения ПК-2.3. Осуществляет администрирование и регламентацию процессов управления персоналом |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория стратегического управления персоналом | ||||||
1.1. | Понятие и сущность кадровых концепции, стратегии и политики | Лекции | 1 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Понятие и сущность кадровых концепции, стратегии и политики | Практические | 1 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Понятие и сущность кадровых концепции, стратегии и политики | Сам. работа | 1 | 30 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Методология анализа стратегического развития управления персоналом организации | Лекции | 1 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Методология анализа стратегического развития управления персоналом организации | Практические | 1 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Методология анализа стратегического развития управления персоналом организации | Сам. работа | 1 | 30 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Разработка и реализация стратегических кадровых проектов | ||||||
2.1. | Оценка кадровой ситуации и системы управления персоналом организации | Лекции | 1 | 0 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Оценка кадровой ситуации и системы управления персоналом организации | Практические | 1 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Оценка кадровой ситуации и системы управления персоналом организации | Сам. работа | 1 | 30 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Методы разработки стратегических кадровых проектов | Лекции | 1 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Методы разработки стратегических кадровых проектов | Практические | 1 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Методы разработки стратегических кадровых проектов | Сам. работа | 1 | 31 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1000 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1 : Способен осуществлять стратегическое и операционное управление персоналом организации ПК-2: Способен разрабатывать и реализовывать проекты и решения, направленные на эффективное функционирование системы управления персоналом ВОПРОСЫ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Какие полномочия высшее руководство организации обычно делегирует? а) рутина; б) рисковые задания; в) разработка стратегических целей; г) специализированная работа; д) принятие управленческих решений. Ответ: аг 2. Вероятность наступления предполагаемого неблагоприятного события – это… а) упадок; б) риск; в) кризис. Оответ: б 3. Укажите основные характеристики понятия «риск»: а) неизбежность наступления; г) вероятность наступления; б) неопределенность размера; д) определенность размера; в) негативные последствия; е) положительные последствия. Ответ: гбв 4. Укажите признаки социального риска «высокая текучесть обслуживающего персонала из-за низкой зарплаты и непривлекательности труда» в организации: а) добровольный; г) недобровольный; б) обоснованный; д) необоснованный; в) временный; е) постоянный. Ответ: абе 5. Понятие «стратегия» связано с определением каких целей развития организации? а) долгосрочных; б) среднесрочных; в) краткосрочных. Ответ: а 6. Стратегия предполагает определение двух обязательных элементов: а) краткосрочные цели; г) долгосрочные цели; б) создание возможности реализации; д) способы достижения целей; в) калькуляция затрат; е) распределение ответственности. Ответ: бг 7. Укажите логическую последовательность традиционных этапов стратегического управления: а) оценка и контроль реализации стратегии; г) определение миссии организации; б) формирование стратегии; д) определение стратегических целей и задач; в) анализ внешней и внутренней среды организации; е) реализация стратегии. Ответ: вгдбеа 8. Какая модель стратегического УЧР ориентирована на четкую регламентацию и стимулирование персонала? а) модель управление формированием высокой степени вовлеченности; б) модель управление формированием высокой степени эффективности; в) модель управления формированием высокой степени приверженности. Ответ: б 9. Укажите тезисную характеристику восточной национальной кадровой философии: а) уважение личности и норм; б) коллективизм; в) индивидуализм; г) гармония интересов. Ответ: б 10. Укажите метод разработки стратегии УЧР, основанный на комбинировании вертикального и горизонтального УЧР: а) связывание; б) экспертный метод; в) наилучшей практики; г) лучшего соответствия. Ответ: а 11. Какой анализ позволяет качественно определить характеристики внешней среды стратегического развития УЧР? а) SWOT-анализ; б) SMART-анализ; в) PEST- анализ. Ответ: в 12. Укажите 2 обязательные составляющие при формулировке Миссии организации: а) клиенты; б) конкуренты; в) сфера деятельности; г) стабильность; д) продукт. 13. Какая стратегия УЧР характерна для стабильного роста, долгосрочного планирования и меньшего риска? а) стратегия прибыльности; г) стратегия преобразования; б) стратегия ликвидации; д) стратегия динамического роста. в) предпринимательская стратегия; Ответ: д 14. Укажите направления исследования внутриорганизационного рынка труда: а) возрастная структура населения; б) система профобразования; в) ротация работников; г) имидж организации; д) финансовые ресурсы; е) организация труда и производства. Ответ: вде 15. Нужно ли формировать устойчивый положительный внутриорганизационный имидж организации как работодателя? а) да; б) нет; в) только имидж производителя продукции. Ответ: а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ВОПРОСЫ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. То такое риск? … предполагаемого неблагоприятного события Ответ: вероятность наступления 2. Совокупность социокультурных характеристик и личностно-психологических свойств работников, необходимых для решения долгосрочных и принципиально новых задач управления персоналом организации означает … Ответ: человеческие ресурсы 3. Специфический набор основных принципов, правил и стратегических целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, кадрового потенциала, а также типа кадровой политики – это кадровая … Ответ: стратегия 4. Традиционные этапы стратегического управления: 1. Анализ внешней и внутренней среды организации. 2. Определение миссии организации, стратегических целей и задач. 3. Формирование стратегии. 4. Эффективная реализация стратегии. 5. ... Какой этап пропущен? Ответ: оценка и контроль за ходом реализуемой стратегии 5. Долгосрочная направленность действий по управлению человеческими ресурсами в целях реализации стратегии развития организации – это стратегия … (чего?) Ответ управления человеческими ресурсами 6. Что означает генеральное направление работы с персоналом; совокупность принципов, методов, форм организационного механизма по выработке и реализации долгосрочных целей и задач управления персоналом (формирования, развития и использования кадрового потенциала организации), учитывая рыночные изменения и стратегии развития организации и управления персоналом? Ответ: кадровая политика 7. Под системой теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей и задач, критериев, закономерностей, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организации понимается кадровая … Ответ: концепция 8. В организации совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, воспринимаемых всем персоналом и подчиненная глобальной цели организации называется … Ответ: философия 9. Четкая формулировка предназначения организации, утверждение того, для чего и по какой причине она существует называется … Ответ: миссия 10. Как называется метод анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития УЧР организации? Ответ: SWOT 11. Какая стратегия реализуется в случае высокой степени финансового риска и ограниченности ресурсов, включает характерно быстрое принятие мер; в процессе нанимаются сотрудники, готовые брать на себя риск, но важна стабильность кадров на ведущих позициях; вознаграждение производится на конкурсной основе по результативности? Ответ: предпринимательская 12. Для стратегии динамического роста характерна какая степень риска? (высокая, умеренная, низкая?) Ответ: умеренная 13. Ведется ли набор персонала в организацию, реализующую стратегию прибыльности? Ответ: нет 14. Поэтапное сокращение персонала, упрощение системы стимулирования труда, пересмотр функций персонала, падение лояльности персонала характерны для какой стратегии организации? Ответ: ликвидационная 15. Реализация стратегии преобразований предусматривает ли неблагоприятный психологический климат, резкое сокращение части персонала, оптимизацию функций и снижения расходов на оставшийся персонал? Ответ: да 16. В каком официальном документе сформулированы основные стратегические направления и цели развития страны на конкретный период? Ответ: программа социально-экономического развития 17. Кто признается основоположником концепции научного управления? (фамилия?) Ответ: Тейлор 18. А. Файоль, разработав 14 принципов управления, стал основоположником какой концепции управления: научной, административной, психологической или поведенческой? Ответ: административной 19. В каком национальном документе РФ отражены основные термины и основы стратегического управления персоналом? Ответ: национальный стандарт 20. Назовите основные поля матрицы SWOT-анализа? Ответ: сильные, слабые стороны развития организации, возможности и риски. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1000. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Стратег УЧР Экз ПК-1, ПК-2 маг.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ю. Г. Одегов, С. А. Карташов, М. Г. Лабаджян | Кадровая политика и кадровое планирование в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/A1577E0C-7FC8-4595-A7F5-5D71EA9BAAED |
Л1.2 | Ю. Г. Одегов, С. А. Карташов, М. Г. Лабаджян | Кадровая политика и кадровое планирование в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/76D4001B-E815-4C4E-9CE9-D24BB73579D3 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дейнека, А.В. | Управление персоналом организации: Учебник | М.: Дашков и Ко Дашков и К, 2022 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Стратегическое управление человеческими ресурсами. Курс на образовательном портале АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) Электронная база данных "Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической. Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы). Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике. Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов. Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом: 1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса. 2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу. Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем. 3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях. 4. При подготовке к экзамену студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на экзамен вопросов. 5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины. |