МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегическое управление человеческими ресурсами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильHR-аналитика и кадровая безопасность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz38_04_02_Менеджмент_HRАиКБ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 121
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 121 121 121 121
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Ануфриева И.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Рудакова О.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Стратегическое управление человеческими ресурсами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доц., Рудакова О. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц., Рудакова О. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучающихся представления о стратегическом управлении человеческими ресурсами, развитие навыков разработки и реализации кадровой стратегии и кадровой политики организации с позиций стратегического управления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять стратегическое и операционное управление персоналом организации
ПК-1 .1 Знает социально-экономические организационно-правовые основы стратегического и операционного управления персоналом
ПК-1 .2 Умеет разрабатывать проекты функционирования и развития систем стратегического и операционного управления персоналом
ПК-1 .3 Решает стратегические и операционные задачи управления персоналом организации на уровне организации и структурного подразделения
ПК-2Способен разрабатывать и реализовывать проекты и решения, направленные на эффективное функционирование системы управления персоналом
ПК-2.1 Знает инструменты и технологии разработки и реализации проектов развития системы управления персоналом
ПК-2.2 Умеет разрабатывать механизмы реализации программ и проектов развития системы управления персоналом
ПК-2.3 Осуществляет администрирование и регламентацию процессов управления персоналом
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает социально-экономические и организационно-правовые основы стратегического и операционного управления персоналом
ПК-2.1. Знает инструменты и технологии разработки и реализации проектов развития системы управления персоналом
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет разрабатывать проекты функционирования и развития систем стратегического и операционного управления персоналом
ПК-2.2. Умеет разрабатывать механизмы реализации программ и проектов развития системы управления персоналом
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Решает стратегические и операционные задачи управления персоналом организации на уровне организации и структурного подразделения
ПК-2.3. Осуществляет администрирование и регламентацию процессов управления персоналом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория стратегического управления персоналом
1.1. Понятие и сущность кадровых концепции, стратегии и политики Лекции 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие и сущность кадровых концепции, стратегии и политики Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Понятие и сущность кадровых концепции, стратегии и политики Сам. работа 1 30 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Методология анализа стратегического развития управления персоналом организации Лекции 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Методология анализа стратегического развития управления персоналом организации Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Методология анализа стратегического развития управления персоналом организации Сам. работа 1 30 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Разработка и реализация стратегических кадровых проектов
2.1. Оценка кадровой ситуации и системы управления персоналом организации Лекции 1 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Оценка кадровой ситуации и системы управления персоналом организации Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Оценка кадровой ситуации и системы управления персоналом организации Сам. работа 1 30 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Методы разработки стратегических кадровых проектов Лекции 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Методы разработки стратегических кадровых проектов Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Методы разработки стратегических кадровых проектов Сам. работа 1 31 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1 .1, ПК-1 .2, ПК-1 .3, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1000

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1 : Способен осуществлять стратегическое и операционное управление персоналом организации
ПК-2: Способен разрабатывать и реализовывать проекты и решения, направленные на эффективное функционирование системы управления персоналом

ВОПРОСЫ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какие полномочия высшее руководство организации обычно делегирует?
а) рутина; б) рисковые задания;
в) разработка стратегических целей; г) специализированная работа;
д) принятие управленческих решений.
Ответ: аг

2. Вероятность наступления предполагаемого неблагоприятного события – это…
а) упадок;
б) риск;
в) кризис.
Оответ: б

3. Укажите основные характеристики понятия «риск»:
а) неизбежность наступления; г) вероятность наступления;
б) неопределенность размера; д) определенность размера;
в) негативные последствия; е) положительные последствия.
Ответ: гбв

4. Укажите признаки социального риска «высокая текучесть обслуживающего персонала из-за низкой зарплаты и непривлекательности труда» в организации:
а) добровольный; г) недобровольный;
б) обоснованный; д) необоснованный;
в) временный; е) постоянный.
Ответ: абе

5. Понятие «стратегия» связано с определением каких целей развития организации?
а) долгосрочных;
б) среднесрочных;
в) краткосрочных.
Ответ: а

6. Стратегия предполагает определение двух обязательных элементов:
а) краткосрочные цели; г) долгосрочные цели;
б) создание возможности реализации; д) способы достижения целей;
в) калькуляция затрат; е) распределение ответственности.
Ответ: бг

7. Укажите логическую последовательность традиционных этапов стратегического управления:
а) оценка и контроль реализации стратегии; г) определение миссии организации;
б) формирование стратегии; д) определение стратегических целей и задач;
в) анализ внешней и внутренней среды организации; е) реализация стратегии.
Ответ: вгдбеа

8. Какая модель стратегического УЧР ориентирована на четкую регламентацию и стимулирование персонала?
а) модель управление формированием высокой степени вовлеченности;
б) модель управление формированием высокой степени эффективности;
в) модель управления формированием высокой степени приверженности.
Ответ: б

9. Укажите тезисную характеристику восточной национальной кадровой философии:
а) уважение личности и норм;
б) коллективизм;
в) индивидуализм;
г) гармония интересов.
Ответ: б

10. Укажите метод разработки стратегии УЧР, основанный на комбинировании вертикального и горизонтального УЧР:
а) связывание; б) экспертный метод;
в) наилучшей практики; г) лучшего соответствия.
Ответ: а

11. Какой анализ позволяет качественно определить характеристики внешней среды стратегического развития УЧР?
а) SWOT-анализ; б) SMART-анализ; в) PEST- анализ.
Ответ: в

12. Укажите 2 обязательные составляющие при формулировке Миссии организации:
а) клиенты; б) конкуренты; в) сфера деятельности;
г) стабильность; д) продукт.

13. Какая стратегия УЧР характерна для стабильного роста, долгосрочного планирования и меньшего риска?
а) стратегия прибыльности; г) стратегия преобразования;
б) стратегия ликвидации; д) стратегия динамического роста.
в) предпринимательская стратегия;
Ответ: д

14. Укажите направления исследования внутриорганизационного рынка труда:
а) возрастная структура населения; б) система профобразования;
в) ротация работников; г) имидж организации;
д) финансовые ресурсы; е) организация труда и производства.
Ответ: вде

15. Нужно ли формировать устойчивый положительный внутриорганизационный имидж организации как работодателя?
а) да; б) нет; в) только имидж производителя продукции.
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ВОПРОСЫ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. То такое риск? … предполагаемого неблагоприятного события
Ответ: вероятность наступления

2. Совокупность социокультурных характеристик и личностно-психологических свойств работников, необходимых для решения долгосрочных и принципиально новых задач управления персоналом организации означает …
Ответ: человеческие ресурсы

3. Специфический набор основных принципов, правил и стратегических целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, кадрового потенциала, а также типа кадровой политики – это кадровая …
Ответ: стратегия

4. Традиционные этапы стратегического управления:
1. Анализ внешней и внутренней среды организации.
2. Определение миссии организации, стратегических целей и задач.
3. Формирование стратегии.
4. Эффективная реализация стратегии.
5. ... Какой этап пропущен?
Ответ: оценка и контроль за ходом реализуемой стратегии

5. Долгосрочная направленность действий по управлению человеческими ресурсами в целях реализации стратегии развития организации – это стратегия … (чего?)
Ответ управления человеческими ресурсами

6. Что означает генеральное направление работы с персоналом; совокупность принципов, методов, форм организационного механизма по выработке и реализации долгосрочных целей и задач управления персоналом (формирования, развития и использования кадрового потенциала организации), учитывая рыночные изменения и стратегии развития организации и управления персоналом?
Ответ: кадровая политика

7. Под системой теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей и задач, критериев, закономерностей, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организации понимается кадровая …
Ответ: концепция

8. В организации совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, воспринимаемых всем персоналом и подчиненная глобальной цели организации называется …
Ответ: философия
9. Четкая формулировка предназначения организации, утверждение того, для чего и по какой причине она существует называется …
Ответ: миссия

10. Как называется метод анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития УЧР организации?
Ответ: SWOT

11. Какая стратегия реализуется в случае высокой степени финансового риска и ограниченности ресурсов, включает характерно быстрое принятие мер; в процессе нанимаются сотрудники, готовые брать на себя риск, но важна стабильность кадров на ведущих позициях; вознаграждение производится на конкурсной основе по результативности?
Ответ: предпринимательская

12. Для стратегии динамического роста характерна какая степень риска? (высокая, умеренная, низкая?)
Ответ: умеренная

13. Ведется ли набор персонала в организацию, реализующую стратегию прибыльности?
Ответ: нет

14. Поэтапное сокращение персонала, упрощение системы стимулирования труда, пересмотр функций персонала, падение лояльности персонала характерны для какой стратегии организации?
Ответ: ликвидационная

15. Реализация стратегии преобразований предусматривает ли неблагоприятный психологический климат, резкое сокращение части персонала, оптимизацию функций и снижения расходов на оставшийся персонал?
Ответ: да

16. В каком официальном документе сформулированы основные стратегические направления и цели развития страны на конкретный период?
Ответ: программа социально-экономического развития

17. Кто признается основоположником концепции научного управления? (фамилия?)
Ответ: Тейлор

18. А. Файоль, разработав 14 принципов управления, стал основоположником какой концепции управления: научной, административной, психологической или поведенческой?
Ответ: административной

19. В каком национальном документе РФ отражены основные термины и основы стратегического управления персоналом?
Ответ: национальный стандарт

20. Назовите основные поля матрицы SWOT-анализа?
Ответ: сильные, слабые стороны развития организации, возможности и риски.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1000. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Г. Одегов, С. А. Карташов, М. Г. Лабаджян Кадровая политика и кадровое планирование в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A1577E0C-7FC8-4595-A7F5-5D71EA9BAAED
Л1.2 Ю. Г. Одегов, С. А. Карташов, М. Г. Лабаджян Кадровая политика и кадровое планирование в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/76D4001B-E815-4C4E-9CE9-D24BB73579D3
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник М.: Дашков и Ко Дашков и К, 2022 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Стратегическое управление человеческими ресурсами. Курс на образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к экзамену студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на экзамен вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.