МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Человек в современном мире

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план50_03_03_История искусств_ДиСИ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 40 40 40 40
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Котванов Михаил Викторович

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Человек в современном мире

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Шваков Евгений Евгеньевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Шваков Евгений Евгеньевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование знаний об основных сферах жизнедеятельности человека и роли в них экономики, формирование умений и навыков умений и навыков поиска необходимой информации для изучения проблем и практических ситуаций, с которыми сталкивается человек в своей жизнедеятельности, на основе системного подхода, умений и навыков их анализа (включая проведение необходимых экономических расчетов) и выстраивание коммуникаций при их обсуждении с учетом культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества. Каждый из разделов курсов предполагает приобретение знаний, а также формирование умений и навыков умений и навыков поиска необходимой информации для изучения проблем и практических ситуаций, с которыми сталкивается человек в следующих сферах своей жизнедеятельности:
- в системе хозяйствования как первичной сфере жизнедеятельности человека;
- в сфере экономики;
- в системе права;
- в системе политических и властных отношений;
- в сфере культуры в части ее влияние на экономическое поведение человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаци системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связ осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
УК-10Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
УК-10.1 Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за подобные нарушения
УК-10.2 Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы
УК-3.2 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
УК-9Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-9.1 Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения экономических агентов; основные виды финансовых институтов и финансовых инструментов, основы функционирования финансовых рынков; ресурсные ограничения экономического развития, источники повышения производительности труда, особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ и роль государства в их обеспечении
УК-9.2 Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере личных финансов; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для личных финансов; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием
УК-9.3 Владеет методами личного финансового планирования, оценки будущих доходов и расходов, сравнение условий различных финансовых продуктов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-3.1. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
УК-9.1. Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды.
УК-10.1. Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений,
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-3.2. Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
УК-9.2. Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования.
УК-10.2. Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-3.3. Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками.
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
УК-9.3. Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах.
УК-10.3. Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Жизнедеятельность человека и хозяйствование: исторические аспекты Лекции 2 2 Л2.6, Л1.2, Л1.8, Л1.4
1.2. Жизнедеятельность человека и хозяйствование: исторические аспекты Практические 2 2 Л2.14, Л1.8
1.3. Потребности и блага в жизни человека Лекции 2 2 Л2.14, Л1.8, Л1.3
1.4. Потребности и блага в жизни человека Практические 2 2 Л2.5, Л1.8, Л1.3, Л1.1
1.5. Жизнедеятельность человека и хозяйствование: исторические аспекты Сам. работа 2 5 Л2.3, Л2.15, Л1.8, Л1.3, Л1.1
1.6. Потребности и блага в жизни человека Сам. работа 2 5 Л2.13, Л1.3, Л1.1
1.7. Модели формирования личного и семейного бюджета Лекции 2 2 Л1.8, Л1.3, Л2.4, Л2.9
1.8. Модели формирования личного и семейного бюджета Практические 2 2 Л1.3, Л2.4, Л2.7
1.9. Модели доходов и расходов домохозяйств: Фридмена, жизненный цикл Модильяни Лекции 2 2 Л1.3, Л1.1
1.10. Модели доходов и расходов домохозяйств: Фридмена, жизненный цикл Модильяни Практические 2 4 Л1.8, Л1.3
1.11. Модели доходов и расходов домохозяйств: Фридмена, жизненный цикл Модильяни 4 2 Сам. работа 2 5
Раздел 2. ПОВЕДЕНИЕ И ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
2.1. Поведение человека на рынке товаров и услуг Лекции 2 2 Л1.8, Л1.3, Л2.4, Л2.7
2.2. Спрос и предложение на рынке товаров и услуг Лекции 2 2 Л1.8, Л1.3
2.3. Спрос и предложение на рынке товаров и услуг Практические 2 4 Л1.8, Л1.3
2.4. Спрос и предложение на рынке товаров и услуг Сам. работа 2 15 Л1.8, Л1.3, Л2.4, Л2.7
2.5. Спрос и предложение на рынке труда Лекции 2 2 Л1.8, Л1.3
2.6. Спрос и предложение на рынке труда Практические 2 2 Л1.8, Л1.3
2.7. Спрос и предложение на рынке труда Сам. работа 2 15 Л1.3, Л1.1
Раздел 3. ФИРМА КАК СУБЪЕКТ В МИРЕ ЭКОНОМИКИ И ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ
3.1. Доходы и расходы физического лица и организации: основные различия Лекции 2 2 Л1.8, Л2.7
3.2. Доходы и расходы физического лица и организации: основные различия Практические 2 4 Л1.3, Л1.1
3.3. Основные экономические показатели организации: прибыль, рентабельность, точка безубыточности Лекции 2 6 Л1.3, Л1.1, Л2.4, Л2.7
3.4. Доходы и расходы физического лица и организации: основные различия Сам. работа 2 30 Л1.3, Л2.4, Л2.7
3.5. Основные экономические показатели организации: прибыль, рентабельность, точка безубыточности Сам. работа 2 30 Л1.3, Л1.1, Л2.10, Л2.8
3.6. Основные экономические показатели организации: прибыль, рентабельность, точка безубыточности Практические 2 6
Раздел 4. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
4.1. Система макроэкономических показателей Лекции 2 2 Л1.8, Л1.3, Л2.7, Л2.16
4.2. Система макроэкономических показателей Практические 2 2 Л1.3, Л1.1, Л2.7, Л2.9
4.3. Влияние расходов домохозяйств, инвестиций, государственных расходов и внешнеторговых операций на ВВП Лекции 2 4 Л1.8, Л1.3, Л2.7, Л2.9
4.4. Влияние расходов домохозяйств, инвестиций, государственных расходов и внешнеторговых операций на ВВП Практические 2 2 Л1.8, Л1.3
4.5. Влияние расходов домохозяйств, инвестиций, государственных расходов и внешнеторговых операций на ВВП Сам. работа 2 5 Л1.8, Л1.3
Раздел 5. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
5.1. Человек и власть государства Лекции 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.5, Л1.7
5.2. Человек в системе хозяйственного права Лекции 2 4 Л1.6, Л1.9, Л2.11, Л2.12
5.3. Человек и власть государства Сам. работа 2 2
5.4. Человек в системе хозяйственного права Сам. работа 2 2
Раздел 6. КУЛЬТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
6.1. Влияние культуры на экономическое поведение человека Лекции 2 2 Л1.1, Л2.7
6.2. Культурные ценности как объект купли-продажи. Факторы формирования ценностей Лекции 2 2 Л1.3, Л1.1
6.3. Культурные ценности как объект купли-продажи. Факторы формирования ценностей Практические 2 2
6.4. Культурные ценности как объект купли-продажи. Факторы формирования ценностей Сам. работа 2 3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК – 1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (направления подготовки бакалавриата)/ УК – 1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (направления подготовки специалитета)

1. Если функция спроса на товар описывается уравнением QD = 80–2Р, а предложения – QS = 10+3Р, то равновесная цена составит ______. (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 14

2. Если функция спроса на товар описывается уравнением QD = 80–2Р, а предложения – QS = 10+3Р, то равновесный объем продаж составит ____. (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 52

3. Если функция спроса на землю описывается уравнением QD = 1000–4R, где R – рента, то при предложении земли в 500 га величина ренты будет составлять ________. (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 125

4. К безработным, охваченным циклической безработицей, относится…
1) молодая неработающая женщина, ведущая домашнее хозяйство
2) архитектор на пенсии, ищущий работу в фирме в связи с желанием получить больший заработок
3) инженер-конструктор в связи с переездом на новое место жительства
4) молодой безработный бухгалтер, находящийся в процессе поиска места работы не по специальности (правильный ответ)

5. Ниже приведенное утверждение: «Банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации» описывает функцию денег, как средства ____________.
Ответ: платежа

6. Ниже приведенное утверждение: «Банки предлагают множество продуктов, позволяющих вкладчику не только управлять своими финансами, но и получить от этого выгоду» описывает функцию денег, как средства ____________..
Ответ: накопления.

7. Ниже приведенное утверждение: «Плохой альтернативой денежным расчетам является бартер» описывает функцию денег, как средства ____________..
Ответ: обращения.

8. Эмиссионная ценная бумага, доля владения компанией, закрепляющая права её владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов – это ___________.
Ответ: акция

9. Доходом по акциям является ________________.
Ответ: дивиденд

10. Полгода назад Иван заложил в ломбарде золотые часы. В этих отношениях ломбард выдал Ивану ___________
Ответ: заем.


УК – 3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

1. Стратегия поведения, наиболее выгодная в игре «Дилемма заключенных» называется ________________.
Ответ: солидарной

2. В игровой модели индивид обладает чертами «экономического человека», поскольку:
1) действует в условиях неопределенности
2) взаимодействует с большим количеством игроков
3) максимизирует целевой показатель (правильный ответ)
4) подвергается воздействию «невидимой руки»

3. Работник просит у директора материальной помощи в связи с непредвиденными семейными обстоятельствами, а директор тут же сообщает, что фирме требуется сотрудник, который дежурил бы в офисе в ближайшие выходные. Работник соглашается остаться на дежурство. Такая реакция работника определяется эффектом ____________.
Ответ: якоря

4. Межличностные отношения, в которые человек вступает в процессе трудовой деятельности – это __________ отношения.
Ответ: деловые

5. Стратегия урегулирование межличностного конфликта путем взаимных уступок – это _______________.
Ответ: компромисс

6. Человек, работающий удаленно с одним или несколькими заказчиками по гражданско-правовому договору или на основе других договоренностей в рамках фриланса – это________________.
Ответ: фрилансер

7. Человек, работающий в организации по трудовому договору является __________________ работником.
Ответ: наемным

8. С сотрудником, работающим в организации по основному месту работы и на условиях постоянной занятости заключается _____________________договор.
Ответ: трудовой.

9. Выпускнику вуза, впервые ищущему работу и признанному безработным, назначается минимальное пособие сроком на _________ месяца (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 3.

10. К безработным, охваченным фрикционной формой безработицы, и имеющим право на получение пособия по безработице, относится:
1) инженер-конструктор, ищущий работу в связи с переездом на новое место жительства (правильный ответ);
2) архитектор на пенсии, ищущий работу в другой фирме в связи с желанием получить больший заработок
3) молодой безработный бухгалтер, находящийся в процессе поиска места работы не по специальности
4) молодая неработающая женщина, ведущая домашнее хозяйство


УК – 5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (направления подготовки бакалавриата)/УК – 5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (направления подготовки специалитета)

1. В традиционной экономике проблема экономического выбора при ограниченных ресурсах зависит от …
1) традиций и обычаев (правильный ответ)
2) воли правящей элиты
3) количества денег
4) рыночной конъюнктуры

2. Командно-административная система экономики основывается на …
1) традициях
2) конкуренции
3) частной собственности
4) централизованном распределении благ (правильный ответ)

3. Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Совокупность социальных качеств характеризует человека как _______________.
Ответ личность.

4. Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Пол человека характеризует его как _______________.
Ответ: индивид.

5. Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Характер человека определяет его _______________.
Ответ: индивидуальность.

6. Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Трудовая деятельность человека определяет его _______________.
Ответ: индивидуальность

7. Основными понятиями, характеризующими человека, являются индивид, индивидуальность и личность. Религия человека характеризует его как _______________.
Ответ: индивидуальность.

8. Религия, нормы которой положены в основу исламского банкинга, как способа ведения банковской деятельности – это _______________.
Ответ: ислам.

9. В исламском банкинге, как способе ведения банковской деятельности, запрещено получение дохода в виде_____________.
Ответ: процента

10. Государство, в котором система пожизненного найма, как форма трудовых отношений с наемными работниками, является основной – это _____________.
Ответ: Япония


УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах (для отдельных образовательных программ)

1. Инвалиды с детства в соответствии с законодательством РФ получают денежную выплату, которая называется___________
Ответ: пенсия

2. Пенсия, которую получают инвалиды с детства, является ……. ?
1) страховой пенсией по инвалидности
2) государственной пенсией по инвалидности
3) государственной социальной пенсией (правильный ответ)

3. Работник организации со стажем более 1 года получил трудовое увечье, повлёкшее инвалидность. Какой вид пенсии ему будет назначен?
1) страховая пенсия по инвалидности (правильный ответ)
2) государственная пенсия по инвалидности
3) государственная социальная пенсия

4. Военнослужащий в результате ранения получил увечье, повлёкшее инвалидность.
1) страховая пенсия по инвалидности
2) государственная пенсия по инвалидности (правильный ответ)
3) государственная социальная пенсия

5. Какой минимальный трудовой стаж, исчисляемый в днях, необходим для получения страховой пенсии по инвалидности? (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 1.

6. Требовании о выделении рабочих мест предприятиями и организациями РФ в соответствии с федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для трудоустройства инвалидов – это _________.
Ответ: квота

7. В соответствии с трудовым кодексом РФ и федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов I и II групп рабочее время в неделю составляет _____ часов (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 35

8. Какой из налогов в соответствии с налоговым законодательством РФ не предусматривает льгот для инвалидов?
1) НДФЛ,
2) налог на имущество физических лиц,
3) земельный налог
4) транспортный налог
5) акциз (правильный ответ).

9. В рамках льготного налогообложения НДФЛ инвалидам предусмотрен расширенный перечень налоговых вычетов, относящихся к:
1) стандартным (правильный ответ)
2) профессиональным
3) социальным
4) имущественным
5) инвестиционным.

10. Обслуживание инвалидов, или решение их проблем, осуществляемое в рамках предпринимательской деятельности – это _____________ предпринимательство.
Ответ: социальное


УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности (для отдельных образовательных программ данная компетенция имеет код УК-9)

1. Банк России установил официальный курс доллара США 64 руб. В банке «Выгодный» установлены следующие курсы: покупка — 64,5 руб., продажа — 65,5 руб., комиссия банка за осуществление операции составляет 200 руб. независимо от суммы сделки. Вам необходимо приобрести 100 долларов США. Для приобретения 100 долларов США в данном банке у Вас должно быть ________________ рублей (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 6750 руб.

2. При продаже моторной лодки (если вы не освобождены от налогообложения) в соответствии с российским законодательством Вы должны оплатить ____________.
Ответ: НДФЛ.

3. Если вы являетесь владельцем моторной лодки, то в соответствии с российским законодательством Вы являетесь плательщиком _________________ налога.
Ответ: транспортного

4. Если вы являетесь владельцем легкового автомобиля, то в соответствии с российским законодательством Вы должны оплатить транспортный налог до _______________ следующего года.
Ответ: 1 декабря

5. Заёмщик решил погасить часть долга досрочно, но не может определиться, что ему выбрать: уменьшить платеж или уменьшить срок. Для уменьшения при прочих равных общей переплаты по кредиту заемщику необходимо уменьшить ___________.
Ответ: срок.

6. Полгода назад Иван заложил взял заём в ломбарде под залог золотых часов. Дела у него в это время шли не очень хорошо, и долг отдать не получалось. Спустя полтора месяца после истечения срока займа Ивану позвонили из ломбарда и сообщили, что большая часть долга погашена за счет реализации часов, ему осталось заплатить лишь небольшой остаток долга и проценты. Прав ли ломбард:
а) да, Ивану придется заплатить всю требуемую сумму;
б) нет, Иван должен заплатить только остаток долга;
в) нет, Иван должен заплатить только проценты;
г) нет, Иван ничего не должен ломбарду.

7. На оборотной стороне вашей пластиковой карты указывается код, который обозначается как ______
Ответ^ CVV или CVC

8. Вы нашли в зимней куртке купюру достоинством 500 руб., которая окрасилась после стирки. После того как ее не приняли у вас в магазине, вы для ее обмена обратитесь в ________.
Ответ: банк

9. Вы купили годовой абонент в фитнес-центр. С целью оптимизации своих расходов решили получить налоговый ______________.
Ответ: вычет.


10. Вы купили годовой абонент в фитнес-центр. С целью оптимизации своих расходов решили получить налоговый вычет. Срок, в течение которого вы можете подать декларацию по форме 3-НДФЛ на получение налогового вычета, исчисляемый в последующих годах составляет _________года (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 3


УК-11. Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности (для отдельных образовательных программ данная компетенция имеет код УК-10)

1. Реквизиты вашей карты, которые могут позволить мошенникам получить доступ ко всем хранящимся на счете средствам:
а) номер карты и имя владельца;
б) номер карты, имя владельца, срок действия и CVC/CVV-код;
в) номер карты, имя владельца и CVC/CVV-код;
г) мошенники не могут получить доступ к средствам по написанным на карте реквизитам.

2. Перейдя дорогу в неположенном месте, вы нарушили правила дорожного движения. Ваше действие является основанием для привлечения вас к ___________________ ответственности.
Ответ: административной

3. За ложное сообщение о террористическом акте установлена _____________ ответственность.
Ответ: уголовная

4. Под термином «коррупция» понимается правонарушение в виде ……..
1) получения взятки
2) получения и дачи взятки (правильный ответ)
3) дачи взятки

5. Глава муниципальной администрации назначил руководителем подведомственного учреждения своего близкого родственника. В соответствии с Федеральным законом РФ «О противодействии коррупции» он создал ситуацию, которая называется _________
Ответ: конфликт интересов

6. Как называется заинтересованность государственного служащего, возникающая в рамках конфликта интересов?
Ответ: личная

7. Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма распространяется на несовершеннолетних лиц, достигшие возраста ____ лет (ответ введите в виде целого числа).
Ответ: 14

8. Приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности –это ____________.
Ответ: экстремизм

9. Наказание, назначаемое за совершение проступка, виде денежного взыскания, как правило, в пользу государства – это ______.
Ответ: штраф.

10. Принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или бездействие) – это ____________.
Ответ: взятка
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Пример типового задания 1. Есть две противоположные по смыслу поговорки. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и «Труд не волк – в лес не убежит». Каково, на Ваш взгляд, действительное значение труда в жизни людей. Как Вы оцениваете нетрудовой образ жизни?
Пример типового задания 2. Какие возможности открываются для человека в системе глобальной экономики?
Пример типового задания 3. Какие заповеди в различных религиях отражают принципы организации и ведения хозяйственной жизни?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. Ф. Борисов Экономическая теория: учебник М.: Высш. образование, 2008
Л1.2 О. И. Волков, В. К. Скляренко Экономика предприятия: курс лекций М.: ИНФРА-М, 2008
Л1.3 под ред. М. И. Плотницкого Экономическая теория. Общие основы: учеб. пособие Минск: Современная школа, 2006
Л1.4 Е. Ф. Борисов Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб. пособие М.: Проспект, 2011
Л1.5 Современное государство и право: , 2006
Л1.6 Н. Ю. Круглова Хозяйственное право: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011
Л1.7 Современное государство и право: , 2007
Л1.8 С. С. Носова Экономическая теория. Элементарный курс: учеб. пособие для вузов М.: КноРус, 2008
Л1.9 Под ред. А. Г. Чепурной, Н. Д Эриашвили. Хозяйственное право: Учебное пособие М.:Юнити-Дана,, 2012.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. В. Бошно Правоведение. Основы государства и права: учеб. пособие М.: Эксмо, 2007
Л2.2 Бошно С.В. Правоведение: основы государства и права: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2017
Л2.3 Н. Л. Зайцев Экономика промышленного предприятия: учебник М.: ИНФРА-М, 2008
Л2.4 под ред. В. Д. Камаева Экономическая теория: учеб. для вузов М.: ВЛАДОС, 2007
Л2.5 Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин Региональная экономика и управление: учебник М.: ИНФРА-М, 2008
Л2.6 И. А. Дубровина, А. Р. Есина, И. П. Стуканова Экономика и организация производства: учеб. пособие М.: Дашков и К, 2007
Л2.7 Лобачева Е.Н. Экономическая теория: учебник М.: Юрайт, 2010
Л2.8 Носова С.С. Экономическая теория: учебное пособие М.:КноРус, 2008
Л2.9 Под ред. Н.Л. Шагас, Е.А.Тумановой Макроэкономическая теория и анализ конкретных ситуаций: , 2000
Л2.10 Рощин С.Ю. , Разумова Т.О Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие М.: ИНФРА-М, , 2010
Л2.11 Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: учеб. пособие для вузов М.: РДЛ, 2006
Л2.12 Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011
Л2.13 Вощанова Г.П., Годзина Г.С. Экономическая история: учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 2007
Л2.14 науч. ред. О. Ю. Мамедов Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учеб. пособие Ростов н/Д: Феникс, 2006
Л2.15 Н. Л. Зайцев Экономика, организация и управление предприятием: учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 2008
Л2.16 Елецкий, Н.Д. Общая экономическая теория (политическая экономия): , 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/),
(бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины