МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Противодействие терроризму и экстремизму

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
СпециализацияУголовно-правовая
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_01_Правовое обеспечение нацбезопасности-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 6

Распределение часов по курсам

Курс 6 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Мазуров Валерий Анатольевич

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Противодействие терроризму и экстремизму

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1138)

составлена на основании учебного плана:
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Анисимова Ирина Анатольевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Анисимова Ирина Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Противодействие экстремизму и терроризму» является овладение теоретическими знаниями, навыками, необходимыми в профессиональной деятельности по противодействию таким социально негативным и общественно-опасным явлениям, как эксремизм и терроризм, а также по профилактике этих явлений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять правотворческую деятельность на основе знаний о механизме правового регулирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика экстремизма и терроризма. Состояние, структура и динамика преступности экстремистской и террористической направленности.
1.1. Общая характеристика экстремизма и терроризма. Состояние, структура и динамика преступности экстремистской и террористической направленности. Лекции 6 1 ПК-1 Л1.3, Л2.2
1.2. Общая характеристика экстремизма и терроризма. Состояние, структура и динамика преступности экстремистской и террористической направленности. Практические 6 1 ПК-1 Л1.3, Л2.2
1.3. Общая характеристика экстремизма и терроризма. Состояние, структура и динамика преступности экстремистской и террористической направленности. Сам. работа 6 15 ПК-1 Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Уголовно-правовая регламентация ответственности за преступления экстремистской и террористической навправленности.
2.1. Уголовно-правовая регламентация ответственности за преступления экстремистской и террористической навправленности. Практические 6 1 ПК-1 Л1.3, Л2.2
2.2. Уголовно-правовая регламентация ответственности за преступления экстремистской и террористической навправленности. Сам. работа 6 15 ПК-1 Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Характеристика личности преступника в преступлениях экстремистской и террористческой направленности
3.1. Характеристика личности преступника в преступлениях экстремистской и террористческой направленности Лекции 6 1 ПК-1 Л1.3, Л2.2
3.2. Характеристика личности преступника в преступлениях экстремистской и террористческой направленности Практические 6 1 ПК-1 Л1.3, Л2.2
3.3. Характеристика личности преступника в преступлениях экстремистской и террористческой направленности Сам. работа 6 15 ПК-1 Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Причины и условия преступности экстремистской и террористической направленности.
4.1. Причины и условия преступности экстремистской и террористической направленности. Лекции 6 1 ПК-1 Л1.3, Л2.2
4.2. Причины и условия преступности экстремистской и террористической направленности. Практические 6 1 ПК-1 Л1.3, Л2.2
4.3. Причины и условия преступности экстремистской и террористической направленности. Сам. работа 6 15 ПК-1 Л1.3, Л2.2
Раздел 5. Проблемы противодействия экстремистским и террористическим проявлениям: уголовно-правовое воздействие и общесоциальная профилактика.
5.1. Проблемы противодействия экстремистским и террористическим проявлениям: уголовно-правовое воздействие и общесоциальная профилактика. Лекции 6 1 ПК-1 Л1.3, Л2.2
5.2. Проблемы противодействия экстремистским и террористическим проявлениям: уголовно-правовое воздействие и общесоциальная профилактика. Практические 6 1 ПК-1 Л1.5, Л1.3, Л2.2
5.3. Проблемы противодействия экстремистским и террористическим проявлениям: уголовно-правовое воздействие и общесоциальная профилактика. Сам. работа 6 15 ПК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 6. Современные проявления экстремистской и терроирстической преступности в России и за рубежом, тенденции и перспективы противодействия им.
6.1. Современные проявления экстремистской и терроирстической преступности в России и за рубежом, тенденции и перспективы противодействия им. Лекции 6 0 ПК-1 Л1.3, Л2.2
6.2. Современные проявления экстремистской и терроирстической преступности в России и за рубежом, тенденции и перспективы противодействия им. Практические 6 1 ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.2
6.3. Современные проявления экстремистской и терроирстической преступности в России и за рубежом, тенденции и перспективы противодействия им. Сам. работа 6 19 ПК-1 Л1.3, Л2.2, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Типовые оценочные средства, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине:
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11419
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) / ПРАКТИКЕ
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-1: Теоретические вопросы
1. Цель: Контроль усвоения учебного материала по каждой теме курса
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
5. Пример оценочного средства:
Тема 1. Общая характеристика экстремизма и терроризма. Состояние, структура и динамика преступности экстремистской и террористической направленности.
1. Понятие экстремизма и терроризма в теоретической науке.
2. Нормативно-правовое закрепление терминов "экстремизм" и "терроризм" на международном и национальном уровнях.
3. Основные показатели преступности экстремистского характера в России.
4. Основные показатели преступности террористического характера в России.
Тема 2. Уголовно-правовая регламентация ответственности за преступления экстремистской и террористической направленности.
1. Перечень преступлений экстремитстской направленности в УК РФ, подзаконных НПА и актах судебной практики.
2. Уголовная ответственность за совершение преступлений экстремитстской направленности по УК РФ.
3. Перечень преступлений террористической направленности в УК РФ, подзаконных НПА и актах судебной практики.
4. Уголовная ответственность за совершение преступлений террористической направленности по УК РФ.
Тема 3. Характеристика личности преступника в преступлениях экстремистской и террористческой направленности.
1. Понятие личности преступника. Соотношение социального и биологического в личности преступника.
2. Личность преступника- организатора экстремистского сообщества/экстремистской организации.
3. Личность преступника- участника экстремистского сообщества/экстремистской организации.
4. Личность экстремиста-одиночки.
5. Личность преступника- организатора террористического сообщества/террористической организации.
6. Личность преступника- участника террористического сообщества/террористической организации.
7. Личность террориста-одиночки.
Тема 4. Причины и условия преступности экстремистской и террористической направленности.
1. Понятие причин и условий преступности.
2. Причины и условия преступности экстремистской направленности, осуществляемой с использованием сети "Интернет".
3. Причины и условия преступности экстремистской направленности среди несовершеннолетних и молодежи.
4. Причины и условия преступности экстремистской направленности, осуществляемой в местах лишения свободы.
5. Причины и условия преступности террористической направленности, осуществляемой с использованием сети "Интернет".
6. Причины и условия преступности террористической направленности среди несовершеннолетних и молодежи.
7. Причины и условия преступности террористической направленности, осуществляемой в местах лишения свободы.
Тема 5. Проблемы противодействия экстремистским и террористическим проявлениям: уголовно-правовое воздействие и общесоциальная профилактика.
1. Понятие профилактики, противодействия и предупреждения преступлений.
2. Система противодействия экстремистским проявлениям на федеральном и региональном уровнях.
3. Субъекты противодействия экстремистским проявлениям в сети "Интернет".
4. Субъекты противодействия экстремистским проявлениям в системе образования.
5. Субъекты противодействия экстремистским проявлениям в уголовно-исполнительной системе.
6. Система противодействия террористическим проявлениям на федеральном и региональном уровнях.
7. Субъекты противодействия террористическим проявлениям в сети "Интернет".
8. Субъекты противодействия террористическим проявлениям в системе образования.
9. Субъекты противодействия террористическим проявлениям в уголовно-исполнительной системе.
Тема 6. Современные проявления экстремистской и террористической преступности в России и за рубежом, тенденции и перспективы противодействия им.
1. Социально-политические санкции как факторы роста экстремистских и террористических проявлений на территории России.
2. Специальная военная операция как фактор роста экстремистских и террористических проявлений.
3. Деструктивные молодежные экстремистские и террористические субкультуры как исполнители преступлений экстремистской и терроористической направленности.
4. Международное сотрудничество в области расследования и раскрытия экстремистских и террористических преступлений.
5. Состояние, структура и динамика преступности экстремистской и террористической направленности в странах СНГ и БРИКС.

6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения теоретических вопросов
4-балльная шкала
Критерии
Отлично
выполнено 27-30 элементов предложенного опроса, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
Хорошо
выполнено 22-26 элементов предложенного вопроса, а дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно
выполнено 19-21 элементов предложенного вопроса, дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетвори-тельно
выполнено 1-18 элементов предложенного вопроса, ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-2: Тест 1
1. Цель: Проверка знаний по темам
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
5. Пример оценочного средства:
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
Перечень заданий /вопросов
1. Согласно ст. 205 УК РФ за терроризм предусмотрено наказание:
а) лишение свободы на срок от 6 до 15 лет и более лет, а также пожизненное заключение +
б) административный штраф и конфискация имущества
в) наложение ареста на недвижимость и заключение под стражу

2. Как называется вид революционного терроризма, в основе которого идея перестроить общество на основе сформированной доктрины:
а) религиозный
б) идеологический +
в) индивидуальный

3. При захвате самолета или автобуса следует:
а) выдвигать требования и протестовать
б) обращаться к террористам с просьбами
в) не привлекать внимание террористов +

4. Кто чаще всего является жертвой террористов:
а) жертвами могут быть любые, ни в чем не повинные люди +
б) представители финансовой элиты
в) чиновники разного уровня

5. Один из методов террористов:
а) обещание материальных благ населению
б) обещание материальных льгот населению
в) взрывы и поджоги мест массового нахождения людей, захват больниц и др. +

6. Терроризм относится к:
а) государственным проблемам
б) глобальным проблемам человечества +
в) техногенным проблемам

7. Один из методов террористов:
а) правовое урегулирование проблемных ситуаций
б) обещание материальных льгот населению
в) демонстрация катастрофических результатов террора +

8. Самолет захватили террористы, в салоне только террористы и заложники. Где лучше стараться расположиться:
а) около прохода, легче будет выходить +
б) ближе к террористам, для привлечения внимания
в) в середине, там все лучше видно

9. Один из методов террористов:
а) правовое урегулирование проблемных ситуаций
б) обещание материальных благ населению
в) использование бактериальных, химических и радиоактивных средств поражения населения +

10. Вы оказались в заложниках, на что нужно обратить внимание:
а) только на действия преступников
б) действия преступников и свое месторасположение +
в) только на свое удобное месторасположение

11. Удельный вес разных видов преступлений в общем их числе – это…преступности.
Ответ: структура.

12. Незарегистрированная преступность именуется … преступностью.
Ответ: латентной

13. Наука о жертве преступления – это …
Ответ: виктимология.

14. Предметом криминологии выступает…
Ответ: преступность.

15. Количественно-качественная характеристика преступности – это … преступности.
Ответ: уровень.

6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения тестов
4-балльная шкала Критерии
Отлично выполнено 76-100% заданий предложенного теста.
Хорошо выполнено 51-75% заданий предложенного теста.
Удовлетворительно выполнено 26-50% заданий предложенного теста.
Неудовлетвори-тельно выполнено мене 25% заданий предложенного теста.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-3: Задание 1
1. Цель: Проверка знаний по темам
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
5. Пример оценочного средства:
Задание 1.
1. Составьте схему на тему: «Виды преступлений экстремисткой направленности по
УК РФ».
2. Составить таблицу «Законодательные основы борьбы с экстремизмом и
терроризмом».
3. Составить таблицу «Изменения в антитеррористическом законодательстве».
4. Составить схему «Опыт правового регулирования системы противодействия
терроризму»
5. Составить сравнительную таблицу «Способы вовлечение молодежи в
экстремистскую и террористическую деятельность».
6. Ответить на письменно на вопрос: Содержание экстремистского мотива?
7. Составить таблицу «Критерии разграничения заведомо ложного сообщения об акте
терроризма и террористического акта, совершенного путем угрозы».
8. Составить сравнительную таблицу «Соотношение понятий «террористическое
сообщество» и «террористическая организация».
9. Составить таблицу «Соотношение терроризма, экстремизма и насильственной
преступности, политической преступности, организованной преступности»
6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-4: Задание 2
1. Цель: Проверка знаний по темам
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
5. Пример оценочного средства:
1. Основываясь на умении действовать в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами,
регулирующими процесс противодействия экстремистской деятельности и терроризму,
установите, критерии отграничения захвата заложника от похищения человека и от
незаконного лишения свободы.
2. Используя умение обобщать и анализировать в пределах компетенции практику
применения законодательства Российской Федерации, по противодействию экстремистской
деятельности и терроризму и разработки мер по его совершенствованию, поясните, как
следует квалифицировать действия лица в случае захвата потерпевшего и предъявления его
родственнику требования уплаты определенной денежной суммы как условия освобождения
потерпевшего?
3. Основываясь на умении соблюдать в процессе юридической деятельности
требования правовых актов в области защиты правопорядка, безопасности личности,
общества и государства и противодействия экстремистской деятельности и терроризму,
составить таблицу критериев разграничения заведомо ложного сообщения об акте
терроризма и террористического акта, совершенного путем угрозы.
4. Используя умение организовывать расследование преступлений и иных
правонарушений с целью противодействия экстремистской деятельности и терроризму,
составьте структурно-логическую схему, показывающую соотношение понятий
«террористическое сообщество» и «террористическая организация»
5. Составить таблицу «Факторы, обуславливающие возникновение терроризма».
6. Составить схему «История терроризма и его предпосылки».
6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-5: Задание 3
1. Цель: Проверка знаний по темам
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
5. Пример оценочного средства:
Задание 3. В 2020 г. зарегистрировано 2893,8 тыс. преступлений, выявлено 1222,5 тыс. лиц, совершивших преступления. Рассчитайте коэффициент зарегистрированной преступности.
6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-6: Задание 4
1. Цель: Проверка знаний по темам
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
5. Пример оценочного средства:
В одном из районов города, где проживают 179 486 человек (из них: 91 373 — женщины, 17 526 — несовершеннолетних), за год было зарегистрировано 1675 преступлений, из них:
а) раскрыто 1485 преступлений;
б) на долю ранее судимых лиц приходится 212 преступлений;
в) мужчинами всех возрастов совершено 1405 преступлений;
г) взрослыми совершено 1095 преступлений.
Определите удельный вес в структуре преступности преступлений, совершенных несовершеннолетними, женщинами, рецидивистами, и рассчитайте коэффициенты преступности, преступной активности среди несовершеннолетних и лиц мужского пола.
6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-7: Задание 5
1. Цель: Проверка знаний по темам
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
5. Пример оценочного средства:
Студентам необходимо написать творческую работу по теме: Психологический портрет террориста/экстремиста на основе анализа художественного произведения
6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-8: Задание 6
1. Цель: Проверка знаний по темам
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
5. Пример оценочного средства:
Р. создал в сети «Интернет» сайт, на котором разместил фотографии погибших в
результате боевых действий чеченских детей, а также фотографии с последствиями
террористических актов, осуществленными чеченскими боевиками. Содержится ли в
действиях Р. состав преступления, предусмотренного ст. 205.2 УК РФ? Вариант: фотографии
сопровождались высказываниями Р. о том, что любая смерть невинных детей должна быть
наказуема, при этом все средства хороши.
6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-9: Задание 7
1. Цель: Проверка знаний по темам
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
5. Пример оценочного средства:
1. Приговоренный к длительному сроку лишения свободы Петров потребовал от
начальника колонии немедленно выпустить его, угрожая в противном случае взорвать
административные здания учреждения. Начальник отказался, не приняв всерьез угроз
Петрова. Однако ночью в кабинете начальника колонии произошел взрыв. Никто не
пострадал, но часть помещения была разрушена. Оперативным путем установлено, что взрыв
подготовлен Петровым по сговору с его адвокатом. Квалифицируйте действия лиц,
участвующих в деле. Владея формами организации расследования преступлений и иных
правонарушений с целью противодействия экстремистской деятельности и терроризму,
укажите меры по соблюдению законодательства, регулирующего деятельность сотрудников
колонии.
2. Полькина прибыла в город с целью совершения террористического акта. В метро
при попытке пройти через турникет она была остановлена сотрудниками полиции. При
личном досмотре на ней был обнаружен пояс «шахида». Как впоследствии было
установлено, взрывное устройство было очень большой мощности и приводилось в действие
дистанционно. Взрыв при досмотре не произошел только из-за неисправности механизма.
Квалифицируйте действия Полькиной. Изменится ли квалификация, если будет установлено,
что Полькина сама должна была привести механизм в действие? Используя умение обобщать
и анализировать в пределах компетенции практику применения законодательства
Российской Федерации, по противодействию экстремистской деятельности и терроризму и
разработки мер по его совершенствованию, предложите комплекс профилактических
мероприятий, способствующий предупреждению подобных преступлений в будущем.
3. Комаров и Хасанов с целью срыва выборов в орган местного самоуправления
установили около входа в здание администрации района взрывное устройство и привели его
в действие в восемь часов утра за день до выборов. По счастливой случайности от взрыва
никто не пострадал. Через полчаса после взрыва Комаров позвонил в редакцию местной
газеты и сообщил, что, если выборы не будут отменены, здание администрации «взлетит на
воздух». В ходе оперативно-розыскных мероприятий Комаров и Хасанов были задержаны.
Квалифицируйте действия лиц. Основываясь на умении использовать полномочия,
закрепленные законодательством в процессе выполнения должностных обязанностей для
защиты прав и свобод личности в процессе противодействия экстремистской деятельности и
терроризму, охарактеризуйте причины и условия (в т.ч. недостатки в деятельности
сотрудников ОВД) способствующие совершению данного преступления?
4. Освободившись из мест лишения свободы, Запевалов решил отомстить
начальнику местного отделения полиции за то, что он способствовал привлечению его к
уголовной ответственности. С этой целью Запевалов подложил дистанционное взрывное
устройство под служебный автомобиль начальника отделения полиции, припаркованный
около УМВД, и, дождавшись, когда тот сядет в машину, со словами «Чтоб не повадно было»
привел взрывное устройство в действие. Погибли начальник отделения полиции, шофер и
пять полицейских, находившихся рядом с УМВД. Используя умение квалифицировать и
разграничивать различные виды преступлений и правонарушений с целью противодействия
экстремистской деятельности и терроризму, поясните, к какому типу относится данное
преступление? Какие основные факторы (условия) способствовали совершению данного
преступления? Какие меры индивидуальной профилактики можно предложить для
предупреждения преступлений в дальнейшем со стороны задержанных лиц?


6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-10: Задание 8
1. Цель: Проверка знаний по темам
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
5. Пример оценочного средства:
Задание 8. Назовите причины и условия преступления, используя данные уголовных дел.
1. В сентябре 2011 года Волкова приняла ислам, в социальных сетях вела переписку
с людьми из различных регионов, писала, что готова встать на путь смертницы и совершить
террористический акт путем самоподрыва. В разговорах она сообщала, что познакомилась в
Интернете с действующим членом незаконного вооруженного формирования, сама выезжала
в лагерь боевиков, расположенный в горах на территории Чечни, где обучалась взрывному
делу и готовилась к совершению террористического акта. Волкова настойчиво предлагала
своим собеседникам примкнуть к членам бандформирований, действующих на территории
Северо-Кавказского региона, принять участие в борьбе с «неверными» и «встать на путь
джихада». Под влияние девушки попали три молодых человека, проживающих в городах
Волжском, Москве и Астрахани. Поддавшись на ее уговоры и убеждения, двое из них
выехали в Чеченскую Республику, намереваясь примкнуть к бандформированиям для
участия в преступлениях террористической направленности. Дайте уголовно-правовую
оценку действиям Волковой. Владея способами реализации мероприятий по получению
юридически значимой информации, анализу, проверке, оценке и использованию ее в
интересах противодействия экстремистской деятельности, и терроризму, рассмотрите
возможные общесоциальные способы профилактики террористических преступлений.
2. Свистунов обвинялся в том, что с августа по октябрь 2022 года в социальной сети
«ВКонтакте» размещал адресованные неограниченному кругу лиц текстовые сообщения,
оправдывающие терроризм. В них высказывал недовольство существующим порядком
управления и оправдание насильственного способа его изменения. Кроме того, он рассуждал
о том, что на территории Северного Кавказа, возможно, действует национальноосвободительное движение, которое не могло там появиться в период существования СССР.
Дайте уголовно-правовую оценку действиям Свистунова. Владея методами действия в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, регулирующими процесс противодействия
экстремистской деятельности и терроризму, поясните, какие меры уголовно-правового
характера применимы к предотвращению преступлений террористического характера.


6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-11: Задание 9
1. Цель: Проверка знаний по темам
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
5. Пример оценочного средства:
Травилов, лидер одной из крайне правых организаций, будучи в ДК им. Горбунова
на концерте рок-группы «Сломанные колеса», использовал агрессивно настроенных
поклонников этого стиля музыки в своих целях. В конце выступления группы он взобрался
на сцену и, схватив микрофон, начал выкрикивать лозунги типа «Направь свою энергию в
нужное русло!», «Ломай, жги все на пути!», «Нам нет преград!» Несколько десятков человек,
воодушевленных призывами Травилова, с криками выбежали из здания, перевернули 2
коммерческие палатки, разбили витрину магазина, избили проходивших мимо Слонова и
Медведева. С большим трудом сотрудники полиции восстановили должный порядок. При
задержании Травилова выяснилось, что он до концерта, заплатил по 50-60 рублей шестерым
учащимся техникума, дал им задание первыми проявить «активность», мобилизуя
поклонников изнутри, что они с успехом выполнили. Квалифицируйте действия Травилова.
Используя умение соблюдать в процессе юридической деятельности требования правовых
актов в области защиты правопорядка, безопасности личности, общества и государства и
противодействия экстремистской деятельности и терроризму, назовите и дайте
характеристику криминологическим способам противодействия организованным
совершениям преступлений, личности организаторов и иных соучастников.
6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-12: Тест 2
1. Цель: Проверка знаний по темам
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
5. Пример оценочного средства:
Перечень заданий /вопросов
Тест 2
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
1. В какой стране впервые появилось понятие «терроризм»:
а) Франция +
б) Великобритания
в) США

2. Как можно утолить жажду при затяжном оказании в заложниках или в разрушенном здании:
а) потерпеть и поспать
б) взять в рот мокрую тряпку или гладкий камешек +
в) потребовать у кого-нибудь

3. Назовите орган управления или структурное подразделение министерств и ведомств РФ, задача которого- предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности с корыстными целями:
а) Федеральная служба безопасности РФ +
б) Министерство внутренних дел РФ
в) Министерство обороны РФ

4. Терроризм сегодня многообразен и многонационален, сегодня он перестал быть государственной проблемой, он стал международным бедствием, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +

5. Что не является главной целью террористов:
а) уничтожение противника +
б) способ достижения цели
в) самореклама

6. Антитеррористическая защита конкретных объектов (зданий, сооружений, транспортных средств) никак не помогает в случае террористической атаки, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти

7. Что является главной целью террористов
а) уничтожение противника
б) оба варианта верны
в) психологическое воздействие +

8. Политический терроризм – это насильственное преступное поведение, предназначенное в первую очередь для того, чтобы вызвать страх в обществе или его части в политических целях, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти

9. Контртеррористическая операция проводится в том случае если:
а) имеется недостоверная информация о намерениях террористов
б) необходимо провести войсковые учения
в) имеется достаточная информация о намерениях террористов +

10. Националистический терроризм — преследует сепаратистские или национально-освободительные цели, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти

11. Соотношение числа совершенных преступлений и численности населения – это … преступности.
Ответ: коэффициент.

12. Изменение преступности во времени – это … преступности.
Ответ: динамика.

13. Пространственно-временное распределение преступлений, обусловленное спецификой регионов — это … преступности.
Ответ: география

14. Лицо, наделенное признаками, повышающими вероятность совершения им преступления, является … типом личности.
Ответ: криминогенным.

15. Криминологическая теория, объясняющая преступность отсутствием солидарности между членами общества, называется теория социальной … общества.
Ответ: дезорганизации

6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения тестов

4-балльная шкала Критерии
Отлично выполнено 76-100% заданий предложенного теста.
Хорошо выполнено 51-75% заданий предложенного теста.
Удовлетворительно выполнено 26-50% заданий предложенного теста.
Неудовлетвори-тельно выполнено мене 25% заданий предложенного теста.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-13: Тест 3
1. Цель: Проверка знаний по темам
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
5. Пример оценочного средства:
Перечень заданий /вопросов
Тест 3
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
1. Контртеррористическая операция проводится в том случае если:
а) террористический акт уже был совершен +
б) необходимо провести войсковые учения
в) имеется недостоверная информация о намерениях террористов

2. К какому виду терроризма относится взрыв здания фанатиком определенной конфессии:
а) государственный терроризм
б) религиозный терроризм +
в) социальный терроризм

3. При освобождении заложников возникла перестрелка. Что нужно сделать, чтобы пуля не попала в тебя:
а) можно укрыться за ближайшем автомобилем
б) оглядеться в поисках укрытия
в) сразу лечь +

4. Что может помочь в борьбе с терроризмом:
а) социально-экономическая стабильность
б) разумная государственная политика
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

5. Какие причины терроризма не являются политическими:
а) столкновение интересов двух государств
б) недовольство деятельностью правительства
в) возрастание социальной дифференциации +

6. Вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица:
а) подлежит возмещению
б) не подлежит возмещению +
в) нет однозначного ответа

7. Термин «террор» в переводе с латыни означает:
а) война +
б) убийство
в) ненависть

8. Могут ли Вооруженные Силы Российской Федерации применятся для пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации:
а) нет
б) зависит от страны
в) да +

9. Что относится к одной из организационных основ противодействия терроризму Президента Российской Федерации:
а) определение основных направлении государственной политики в области противодействия терроризму +
б) организация реализации государственной политики в области противодействия терроризму на территории субъекта Российской Федерации
в) организация разработки и осуществления мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма

10. Состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта:
а) Контртеррористическая операция
б) Антитеррористическая защищенность объекта +
в) Предупреждение террористического акта

11. Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам?
Ответ: теория аномии.

12. Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это… преступности.
Ответ: предупреждение.

13. Повторное совершение не однородного преступления – это общий … преступлений.
Ответ: рецидив.

14. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни?
Ответ: Карл Маркс.

15. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это … криминологических исследований.
Ответ: методика.

6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения тестов

4-балльная шкала Критерии
Отлично выполнено 76-100% заданий предложенного теста.
Хорошо выполнено 51-75% заданий предложенного теста.
Удовлетворительно выполнено 26-50% заданий предложенного теста.
Неудовлетвори-тельно выполнено мене 25% заданий предложенного теста.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-14: Задание 10
1. Цель: Проверка знаний по темам
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
5. Пример оценочного средства:
Задание 10. Проанализируйте судебное решение. С помощью юридических платформ
«Гарант», «Консультант Плюс» составьте подборку аналогичной судебной практики и разместите подборку на интерактивной доске Jamboard
Биглова, желая отомстить мужу-полицейскому, которого подозревала в
супружеской неверности, в течение одного месяца произвела 11 звонков с угрозами о
взрывах в Москве, Санкт - Петербурге и Владикавказе. При этом женщина говорила
мужским гортанным голосом, использовала разные симкарты и телефоны. Квалифицируйте
содеянное Бигловой. Владея реализовывать мероприятия по получению юридически
значимой информации, анализу, проверке, оценке и использованию ее в интересах
противодействия экстремистской деятельности, и терроризму, назовите и дайте
характеристику криминологическим способам противодействия организованным
совершениям преступлений, личности организаторов и иных соучастников.
6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-15: Кейс №1
1. Цель: Проверка знаний по темам
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
5. Пример оценочного средства:
Определение психологического профиля потенциального кибертеррориста и оформление его в виде ментальной карты в сервисе MindMeister.
Темы: «Личность преступника», «Механизм индивидуального преступного поведения», «Социальное и биологическое в личности преступника», «Преступность экстремистской и террористической направленности», «Организованная преступность»,
«Трансформация личности преступника в цифровой среде», «Латентная преступность», «Профилактика, предупреждение и противодействие актам кибертерроризма».
Реализуемые цифровые компетенции:
‒ Студенты будут знать программное обеспечение для составления ментальной карты; особенности подготовки отчетов по составлению психологического профиля в цифровом формате, и использования ИКТ для командной работы и общения, создания и редактирования нового контента, решения возникающих проблем
‒ Студенты будут уметь использовать интернет-браузеры для просмотра,
поиска, фильтрации, организации, хранения, извлечения и анализа данных,
информации и цифрового контента и офисные приложения
‒ Студенты будут владеть навыками использования электронной почты,
файловых менеджеров и облачных сервисов для просмотра, поиска,
фильтрации, организации, хранения, извлечения и анализа данных,
информации и цифрового контента.
Источники: Курс лекций по дисциплине «Криминология», цикл учебных фильмов, разработанный и снятый кафедрой уголовного права и криминологии.
Типы данных: текстовые.
Прикладной кейс
Описание.
А. является куратором суицидального сообщества в социальной сети «ВКонтакте» «Тихий дом.21». Программу работы «группы смерти» он разработал совместно с К. – участником националистической организации «Национальное единство Украины», находящимся на территории Украины. Подростков, попадающих в «игру», А. подвергает психологической обработке, а затем передает их на попечение К. За два года работы трое подростков совершили самоубийства, чем А. недоволен. Ему нужно, чтоб подростки подчинялись ему и К. беспрекословно, а не прыгали с крыш высотных зданий. А. планирует усовершенствовать принцип работы своей организации, и в скором времени выйти на крупную базу тренировки боевиков ВСУ, чтобы присоединиться к ним для совершения актов психологического насилия. Свои мысли он регулярно публикует на своей странице в сети «ВКонтакте». Так как А. работает с фейковой страницы, он твердо уверен, что не подлежит уголовной ответственности и может действовать, не оглядываясь на закон.
Цель кейса: сформировать навыки составления психологического профиля личности на основе имеющихся данных.
Задачи:
1. Применять цифровые технологии в указанном контексте на рабочем месте.
2. Использовать цифровые технологии для получения практических результатов.
3. Работать в онлайн-приложениях и цифровых сервисах (социальных сетях,
мессенджерах, информационных порталах).
4. Создать цифровой контент и работать с информацией (сбор, структурирование,
обмен, хранение данных, ответы на вопросы, взаимодействие с участниками команды).
5. Решить сложную профессиональную задачу в цифровой среде.
Выполнение кейса направлено на формирование следующих
профессиональных компетенций:
Студенты будут знать:
‒ условия создания и работы суицидальных сообществ по типу «групп смерти»;
‒ основные принципы вербовки в суицидальные, националистические и террористические сообщества;
‒ общие сведения о цифровых системах управления террористической сетью;
‒ методику психологического профилирования, анализа данных о личности без непосредственного контакта с объектом изучения;
‒ общую теорию противодействия терроризму и кибертерроризму.
Студенты будут уметь:
‒ выявлять в социальных сетях потенциально экстремистский и террористический контент;
‒ проводить базовую экспертизу обнаруженной информации;
‒ работать с опубликованными в профиле личности текстами, проводить анализ содержательного наполнения аудио и визуальных элементов профиля в социальной сети, и на основе полученных данных формировать представление о психологическом профиле личности;
‒ взаимодействовать с информационными порталами правоохранительных органов, уполномоченных работать в сфере информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе, сети «Интернет»;
‒ проводить полный анализ психологического профиля личности.
Студенты будут владеть:
‒ навыками работы с ментальной картой в сервисе MindMeister;
‒ навыками анализа содержания профиля в социальной сети;
‒ навыками работы с правоохранительными органами;
‒ навыками работы со справочной литературой при составлении психологического профиля личности;
‒ навыками выполнения отчета по выполнению задания и защиты командного проекта.
Условия выполнения кейса:
Кейс выполняется в группах (4-5 человек), каждый из которых выполняет
(отвечает) за выполнение определенной задачи.
Перечень шагов для выполнения заданий кейса:
1. Сбор и структурирование информации для ментальной карты в сервисе MindMeister.
2. Обмен информацией между участниками команды и проверка на
достоверность (взаимодействие с участниками команды).
3. Составление ментальной карты в сервисе MindMeister.
4. Выбор основных параметров личности потенциального кибертеррориста.
5. Подготовка отчёта.
6. Защита проекта в формате командного выступления с презентацией. Отчет и
презентация должны быть загружены в Google Drive.
Задания, выполняемые в рамках кейса:
‒ проведите анализ имеющейся информации по данным страницы А. в социальной сети;
‒ составьте психограмму А.;
‒ раскройте схему взаимодействия между А. и К.;
‒ изучите технические требования по составлению ментальной карты;
‒ отметьте, какие данные вам необходимы для составления качественного психологического профиля;
‒ проведите поиск недостающей информации в сети «Интернет»;
‒ используя методы прогнозирования, предложите варианты
раскрытия сети взаимдействия суицидальных и националистических сообщдеств как тренировочных баз террористов и кибертеррористов;
‒ подготовьте отчёт-презентацию вашего проекта (ментальную карту);
‒ * задание повышенной сложности: смоделируйте схему контртеррористической операции по захвату тренировочной базы боевиков.
6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения кейса

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-16: Задание 11
1. Цель: Проверка знаний по темам
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
5. Пример оценочного средства:
Задание 11. Решите задачу. С помощью юридических платформ «Гарант», «Консультант Плюс» составьте подборку аналогичной судебной практики и разместите подборку на интерактивной доске Jamboard.
Банкир П. периодически перечислял денежные средства на счет благотворительной
организации «Мир против войны». Руководитель этой организации Н., являясь членом одной
из террористических группировок, после очередного получения денежных средств приобрел
у неустановленных лиц взрывное устройство и подложил его у здания администрации
города. В результате взрыва часть здания была разрушена. Подлежат ли П. и Н. уголовной
ответственности? Варианты: 1) П. был знаком с Н. и знал, на какие цели перечисляет
денежные средства; 2) П. денежные средства не перечислял, а только рассказал Н., где лучше
приобрести взрывное устройство и как доехать до администрации города.
6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-17: Разработка программы криминологического исследования
1. Цель: Проверка знаний по темам разделов
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): все разделы
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
5. Пример оценочного средства:
Студентам необходимо составить развернутую программу криминологического исследования и предоставить результаты исследования в форме аналитической справки.
6. Критерии оценивания:
Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Критерии
Отлично
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе решения нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе способа решения; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
Студентом задание не решено.

7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Перечень вопросов к семинарским занятиям
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Понятие экстремизма и терроризма. Их взаимосвязь.
2. Проблемы квалификации преступлений экстремистской и террористической направленности по УК РФ.
3. Состояние, структура и динамика террористической преступности в России и за рубежом.
4. Характеристика личности преступника в преступлениях экстремистской и террористической направленности.
5. Экстремизм как одна из основных предпосылок терроризма: характеристика взаимодействия явлений.
6. Возможности государственно-правовых институтов по противодействию экстремизму и терроризму.
7. Роль гражданского общества в противодействии проявлениям экстремизма и терроризма.
8. Ранняя профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде: общая характеристика и значение.
9. Международный терроризм как феномен современности: общая характеристика, причины и условия, основы противодействия.
10. Характеристика отдельных проявлений международного терроризма современности (ИГИЛ, Аль-Каида и др.).
11. Участие России в мероприятиях по противодействию международному терроризму.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) / ПРАКТИКЕ
1. Форма проведения промежуточной аттестации: зачет
2. Процедура проведения: зачет проводится в форме собеседования
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1
4. Индикаторы достижения (только для ФГОС3++):
ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
5. Пример оценочного средства:
Перечень вопросов
1. Понятие экстремизма и терроризма. Их взаимосвязь.
2. Преступления экстремистской направленности в уголовном праве России: состояние законодательства, тенденции, проблемы, перспективы.
3. Террористические преступления в уголовном праве России: состояние законодательства, новеллы, тенденции, проблемы, перспективы.
4. Проблемы квалификации преступлений экстремистской и террористической направленности по УК РФ.
5. Характеристика нормативно-правовой основы противодействия экстремизму.
6. Характеристика нормативно-правовой основы противодействия терроризму.
7. Организационно-управленческие основы противодействия терроризму и экстремизму в России.
8. Международно-правовой опыт противодействия экстремизму и терроризму.
9. Состояние, структура и динамика экстремистской преступности в России и за рубежом.
10. Состояние, структура и динамика террористической преступности в России и за рубежом.
11. Характеристика личности преступника в преступлениях экстремистской и террористической направленности.
12. Причины и условия экстремистской преступности.
13. Причины и условия преступности терроиристической направленности.
14. Экстремизм как одна из основных предпосылок терроризма: характеристика взаимодействия явлений.
15. Общие принципы противодействия экстремисткой преступности.
16. Общие принципы противодействия террористической преступности.
17. Возможности государственно-правовых институтов по противодействию экстремизму и терроризму.
18. Роль гражданского общества в противодействии проявлениям экстремизма и терроризма.
19. Ранняя профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде: общая характеристика и значение.
20. Международный терроризм как феномен современности: общая характеристика, причины и условия, основы противодействия.
21. Характеристика отдельных проявлений международного терроризма современности (ИГИЛ, Аль-Каида и др.).
22. Участие России в мероприятиях по противодействию международному терроризму.

6. Критерии оценивания:
Оценивание ответа на зачете
Бинарная шкала
Критерии
Зачтено Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Не зачтено Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

7. Организация выполнения и защиты курсовой работы (или проекта): не предусмотрено

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фоменко, Е. В. Правовые основы противодействия терроризму. Уголовно-правовой и криминологический аспекты : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 А. В. Мартыненко [и др.] ; под общей редакцией А. В. Мартыненко, Л. А. Потаповой. Профилактика экстремизма в молодежной среде : учебное пособие для вузов : Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.3 Под общ. ред. Капинус О.С. Криминология : учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.4 Анненкова В. Г., Кабанов П. А., Райков Г. И., Чирков Д. К. Политическая криминология : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.5 Далгалы, Т. А. Преступления против общественной безопасности. Криминологический, международный и сравнительно-правовой аспекты : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бычков, В. В. Противодействие организованной преступности : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 Афанасьева, О. Р. Криминология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.3 Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Учет особенностей преступности несовершеннолетних в профилактической деятельности полиции: Статья Вестник Томского государственного университета. Право. 2023. № 47. С. 68-81, 2023 cyberleninka.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательный портал Юридическая Россия http://law.edu.ru law.edu.ru
Э2 Информационный ресурс Право.Ру http://pravo.ru pravo.ru
Э3 Электронный курс "Противодействие терроризму и экстремизму" в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
Adobe ReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

4.1. Методика проведения семинарского (практического) занятия

Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения семинарских / практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной работы в виде подготовки к таким занятиям. На семинарских / практических занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины (казусов).
Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки.
На практических занятиях формируется навык по квалификации уголовно-значимой деятельности в сфере преступлений против здоровья населения.
Семинарские / практические занятия обеспечивают должное знание вопросов дисциплины, успешный ответ на текущей аттестации и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (зачёта).
Непосещение семинарских / практических занятий расценивается, как невыполнение студентом рабочей программы дисциплины и студент к промежуточной аттестации по данной дисциплине может быть не допущен.
В процессе подготовки к семинарским / практическим занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в информационных справочных системах, в частности в Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или семинарские / практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Наркоконтроль», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённым в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Полезными могут быть открытые библиотечные системы: Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка», Юридический сайт Канал Юристы 2007-2013. Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
3. Изучение экстремизма и терроризма невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех контрольных заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, докладов, эссе, рефератов).
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/.
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-ресурсов. К ним относятся Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/), Сайт РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/) и Сайт судебные и нормативные акты РФ (режим доступа: http://sudact.ru/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации.
4. При подготовке к семинарскому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.
Методика проведения зачета
Формой промежуточной аттестации по дисциплине является зачет. Зачет, как правило, в соответствии с локальными актами Алтайского государственного университета, выставляется по итогам практических занятий. При невозможности выставления проводится в устной форме по билетам, составленным из вопросов, представленных в ФОСе. В билете содержится 2 вопроса.
В период подготовки студент должен привести в систему все знания, полученные при изучении данного предмета. При этом надо руководствоваться рабочей программой и методическими материалами дисциплины, определяющими объем и содержание материала, который необходимо изучить и освоить для прохождения аттестации.
На зачете студент должен предельно кратко, но вместе с тем содержательно изложить основной материал вопроса, определив в ответе главное. При ответе важно указать, как данный вопрос рассматривается в литературе, какие подходы сложились в судебной практике, какие по этому поводу существуют точки зрения, какие имеются проблемы, и каковы их возможные пути решения.