МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Выполнение работ по профессии рабочего Лаборант химического анализа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки20.02.01. специальность Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Форма обученияОчная
Учебный план20_02_01_РацИспПрирКомплексов-2021_11кл
Часов по учебному плану 224
в том числе:
аудиторные занятия 150
самостоятельная работа 74
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 72 72 72 72
Лабораторные 24 24 24 24
Практические 54 54 54 54
Сам. работа 74 74 74 74
Итого 224 224 224 224

Программу составил(и):
Горовая М.В

Рецензент(ы):
Функ Т.В

Рабочая программа дисциплины
Выполнение работ по профессии рабочего Лаборант химического анализа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ (приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 г. № 351)

составлена на основании учебного плана:
Направление 20.02.01 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование навыков выполнения лабораторных анализов, испытаний, измерений и оформления их результатов

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.1 Проводить мониторинг окружающей природной среды.
ПК 1.3 Организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязненных территорий.
ПК 2.1 Осуществлять мониторинг и контроль входных и выходных потоков для технологических процессов в организациях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– назначение и классификацию химической посуды;
– правила обращения с химической посудой, хранения, сушки;
– правила мытья химической посуды;
– назначение и устройство лабораторного оборудования;
– основы метрологии;
– правила взвешивания осадков на аналитических весах и проведения необходимых расчетов по результатам анализов;
– стандарты и технические условия на проводимые анализы;
– способы и приемы безопасного выполнения работ;
–требования техники безопасности и охраны труда при работе с химическими реактивами и при выполнении химических операций;
3.2.Уметь:
3.2.1.– мыть химическую посуду, обращаться с лабораторной химической посудой;
– проводить первичную и математическую обработку экспериментальных данных;
– взвешивать анализируемые материалы на аналитических весах;
– производить оформление и расчет результатов анализов;
– осуществлять контроль качества на соответствие требованиям государственных стандартов и технических условий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– использования лабораторной посуды различного назначения, мытья и сушки посуды в соответствии с требованиями химического анализа;
– расчета результатов измерений согласно методикам выполнения анализа, расчета погрешности результата анализа;
– оформления протоколов анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение Устройство и оснащение лабораторий.Требования к помещению лаборатории. Лаборатории: назначение, классификация, требования. Оборудование лаборатории. Требования к организации рабочего места. Лабораторная мебель. Водоснабжение. Вентиляция. О работе в лаборатории. Лабораторный рабочий стол. Дистиллированная и деминерализованная вода. Назначение и устройство лабораторного оборудования и коммуникаций. Лекции 5 6 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования
2.1. Химическая посуда Назначение и классификация химической посуды. Правила обращения, хранения химической посуды. Стеклянная посуда: посуда общего назначения, специального назначения, мерная посуда. Фарфоровая и высокоогнеупорная посуда. Кварцевая посуда Лекции 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.2. Лабораторная работа: Проверка вместимости мерной посуды. Калибрование мерной посуды Сам. работа 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.3. Подготовка к лабораторной работе – изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы. Подготовить и заполнить лабораторную тетрадь, оформить отчет по лабораторной работе, ответить на вопросы, описать все наблюдаемые изменения, выполнить расчеты и статистическую обработку результатов. Сам. работа 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.4. Лабораторное оборудование и реактивы Назначение и устройство лабораторного оборудования и коммуникаций. Правила сборки лабораторных установок для анализов и синтезов. Правила подготовки к работе основного и вспомогательного оборудования. Металлическое оборудование. Лабораторный инструментарий. Пробки и обращение с ними. Техника работы с посудой и пробками. Свойство реактивов Лекции 5 2 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.5. Составление опорного конспекта - Требования, предъявляемые к реактивам. Учет реактивов. Правила обращения с реактивами и правила их хранения. Опрос Практические 5 2 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.6. Подготовка к опросу. Проработка лекционного материала, подготовить ответы на вопросы для самоподготовки. Сам. работа 5 2 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
2.7. Мытье и сушка химической посуды Механические, физические, химические методы очистки посуды. Смешанные способы мытья посуды. Методы холодной сушки химической посуды, методы сушки при нагревании. Лекции 5 2 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 8, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Основные операции лабораторных исследований
3.1. Нагревание и прокаливание Нагревательные приборы: электронагревательные приборы, газовые нагревательные приборы, жидкостные горелки, другие средства нагревания. Нагревание в атмосфере инертных и других газов, нагревание полупроводниковыми пленками, нагревание в посуде из электропроводящего стекла, нагревание газов и паров, нагревание при микро- и полумикрохимических работах, прокаливание. Лекции 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.2. Весы и взвешивание Весы для грубого взвешивания, весы для точного взвешивания. Специальные весы: квадрантные весы, пробирные весы, торзионные весы, термовесы и вакуумные весы Лекции 5 2 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.3. Составление опрного конспекта - Аналитические весы: периодического качания, апериодического качания, полуавтоматические, для быстрого взвешивания. Полумикровесы. Микрохимические весы. Практические 5 2 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.4. Измерение температуры Приборы для измерения температуры: дилатометрические термометры, манометрические термометры, электрические термометры, пирометры, термохимический метод измерения температуры. Автоматизация контроля температуры. Терморегуляторы. Термостаты. Лекции 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.5. Измерение давления Приборы для измерения давления. Приборы для измерения атмосферного и близкого к нему давления. Приборы для измерения давления больше атмосферного, ниже атмосферного, способы измерения вакуума. Регуляторы давления, моностаты Лекции 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.6. Составление опрного конспекта - Получение вакуума Современная техника, виды вакуума. Создание обычного, среднего и глубокого вакуума Практические 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.7. подготовка к практическому занятию, изучить теоретическое содержание изучаемых вопросов Сам. работа 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.8. Измельчение и смешивание Измельчение: ручное и механическое измельчение. Смешивание твердых веществ, перемешивание жидкостей Лекции 5 2 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.9. Фильтрование Общие понятия. Фильтрующие материалы. Способы фильтрования. Отжим. Ультрафильтрование и ультрафильтры. Центрифугирование. Фильтрование и очистка газов. Лекции 5 2 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.10. Составление опрного конспекта - Фильтрование при обычном давлении. Фильтрование под вакуумом. Фильтрование при охлаждении, нагревании, в атмосфере инертного газа, с использованием центрифуги, под давлением. Отделение трудноотфильтровываемых осадков. Фильтрование легколетучих жидкостей. Автоматическое фильтрование. Промывание осадков. Практические 5 2 ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.11. Дистилляция Общие понятия. Перегонка под обыкновенным давление. Вакуум-перегонка. Перегонка с водяным паром. Сублимция, или возгонка Лекции 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.12. Экстракция Общие понятия. Экстрагирование твердых веществ. Холодное, горячее экстрагирование. Экстрагирование жидкостей. Автоматическое экстрагирование из непрерывного тока. Экстрагирование расплавами твердых органических веществ Лекции 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.13. Выпаривание и упаривание Общие понятия. Проведение выпаривания Лекции 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.14. Кристаллизация Общие понятия. Проведение кристаллизации. Охлаждение. Лекции 5 2 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.15. Высушивание Общие понятия, высушивание газов, высушивание органических жидкостей, высушивание твердых веществ, освобождение от остатков органических растворителей Лекции 5 2 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.16. Специальные методы очистки веществ Диализ, осаждение малорастворимых веществ, комплексообразование, образование летучих соединений, зонная плавка, хроматография и ионный обмен Лекции 5 2 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.17. Составление опрного конспекта - Определение плотности Практическое занятие: Плотность вещества, выражение плотности, размерность. Определение относительной плотности ареометром, пикнометрами, при помощи гидростатических весов, методом уравновешивания, валюмометрами Практические 5 2 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.18. подготовка к практическому занятию, изучить теоретическое содержание изучаемых вопросов Сам. работа 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.19. Составление опрного конспекта - Определение температуры кипения Практическое занятие: Температура кипения жидкости, показания термометра, барометра, вычисление поправки, приборы для определения температуры кипения Практические 5 2 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.20. подготовка к практическому занятию, изучить теоретическое содержание изучаемых вопросов Сам. работа 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.21. Составление опрного конспекта - Определение температуры плавления Практическое занятие: Температура плавления твердых веществ, приборы для определения температуры плавления Практические 5 2 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.22. Составление опрного конспекта, презентация, доклад - Газовые баллоны и обращение с ними Практическое занятие: Устройство газовых баллонов, хранение и окраска баллонов, работа с газовыми баллонами. Практические 5 2 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.23. Поиск студентами информации по теме, обработка имеющейся информации, её оценивание, анализ, подведение итогов. Сам. работа 5 8 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Растворы
4.1. Растворение Понятие о растворах и процессах растворения. Классификация растворов. Концентрация растворов, способы выражения концентрации растворов. Рациональные величины. Растворение жидкостей, газов. Индикаторы. Автоматическое титрование. Неводные растворы. Растворение в органических растворителях. Обесцвечивание растворов Лекции 5 6 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.2. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации Техника приготовления растворов. Способы и техника определения концентрации растворов. Растворы солей, щелочей, кислот. Фиксаналы. Приготовления растворов точной и приблизительной концентрации Титрование и точные растворы Лекции 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.3. Составление алгоритма решения задач. Расчет концентраций. Расчеты при приготовлении водных растворов. Расчеты при титровании с помощью весовых бюреток Практические 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.4. Решение задач-упражнений Сам. работа 5 8 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
4.5. Лабораторная работа: Приготовление рабочего раствора гидроксида натрия. Установка титра рабочего раствора гидроксида натрия Лабораторные 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.6. Подготовка к лабораторной работе – изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы. Подготовить и заполнить лабораторную тетрадь, оформить отчет по лабораторной работе, ответить на вопросы, описать все наблюдаемые изменения, выполнить расчеты и статистическую обработку результатов. Сам. работа 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
4.7. Решение задач по разделу "Растворы". Доклад-презентация Практические 5 14 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.8. Поиск студентами информации по теме, обработка имеющейся информации, её оценивание, анализ, подведение итогов. Сам. работа 5 2 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Общие вопросы анализа. Обработка и учет результатов химических анализов
5.1. Подготовка пробы к анализу Свойства пробируемых материалов, сырья и готовой продукции. Правила и способы отбора, транспортирования и хранения проб в различных складских и производственных условиях. Требования, предъявляемые к качеству проб. Устройство оборудования для отбора проб. Способы и техника разделки проб. Правила учета проб и оформления соответствующей документации Лекции 5 0 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
5.2. Основы аналитической химии и технического анализа Показатели качества продукции. ГОСТы и ТУ на выполняемые анализы и товарные продукты. Технология проведения качественного, количественного анализа веществ химическими, физическими и физико-химическими методами. Качественный анализ. Количественный анализ. Инструментальные методы анализа Лекции 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
5.3. Основы метрологии Практическое занятие: Принцип действия и правила эксплуатации контрольно-измерительных приборов. Методика проведения необходимых расчетов, снятия показаний приборов, расчета результатов измерений согласно методикам выполнения анализа, расчета погрешности результата анализа, оформления протоколов анализа Практические 5 8 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
5.4. Лабораторная работа: Определение кислотности муки, продуктов кондитерского производства, хлеба, пива, молока Лабораторные 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
5.5. Подготовка к лабораторной работе – изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы. Подготовить и заполнить лабораторную тетрадь, оформить отчет по лабораторной работе, ответить на вопросы, описать все наблюдаемые изменения, выполнить расчеты и статистическую обработку результатов. Сам. работа 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
5.6. Лабораторная работа: Определение аскорбиновой кислоты во фруктовых напитках, определение глюкозы в вине Лабораторные 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
5.7. Подготовка к лабораторной работе – изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы. Подготовить и заполнить лабораторную тетрадь, оформить отчет по лабораторной работе, ответить на вопросы, описать все наблюдаемые изменения, выполнить расчеты и статистическую обработку результатов. Сам. работа 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
5.8. Лабораторная работа: Определение солей кальция и магния в молоке, в вине, в сахарных растворах Лабораторные 5 8 ПК 2.1, ПК 1.1, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
5.9. Подготовка к лабораторной работе – изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы. Подготовить и заполнить лабораторную тетрадь, оформить отчет по лабораторной работе, ответить на вопросы, описать все наблюдаемые изменения, выполнить расчеты и статистическую обработку результатов. Сам. работа 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
5.10. Лабораторная работа: Определение сульфатов в водном растворе или минеральной воде, определение белков в молоке Лабораторные 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
5.11. Подготовка к лабораторной работе – изучить теоретическое и экспериментальное содержание выполняемой работы. Подготовить и заполнить лабораторную тетрадь, оформить отчет по лабораторной работе, ответить на вопросы, описать все наблюдаемые изменения, выполнить расчеты и статистическую обработку результатов. Сам. работа 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
5.12. Решение задач по разделу и по модулю. Выполнение тестов Практические 5 8 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
5.13. Подготовка к тестированию. Проработка лекционного материала, подготовить ответы на вопросы для самоподготовки, выучить формулы расчета концентраций. Сам. работа 5 6 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Правила техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности
6.1. Работа с вредными и ядовитыми веществами. Охрана труда Работа с газообразными, жидкими, твердыми ядовитыми веществами. Работа с радиоактивными веществами. Организация проведения химического анализа с соблюдением безопасных условий труда. Правила охраны окружающей микросреды, порядок сдачи химических реактивов Лекции 5 4 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 8, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
6.2. Медицинская помощь в лаборатории Вещества, вызывающие отравление, и применяемые противоядия. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в лаборатории: термические ожоги, химические ожоги, порезы, кровотечение, отравление, потеря сознания Лекции 5 2 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 8, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
6.3. Пожарная безопасность в лаборатории. Проверочная работа Лекции 5 2 ПК 2.1, ПК 1.1, ОК 8, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
6.4. Подготовка к проверочной работе. Проработка лекционного материала, подготовить ответы на вопросы для самоподготовки. Сам. работа 5 2 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
6.5. Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов, углубление и расширение теоретических знаний; использование материала, собранного и полученного в ходе практических и лабораторных занятий, для эффективной подготовки к итоговому зачёту Сам. работа 5 6 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 8, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
6.6. Промежуточная аттестация. Зачёт. Практические 5 2 ПК 2.1, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, практические работы, информационные сообщения) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10630
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме зачета по итогам освоения дисциплины:
1. Какие инструкции должны находиться на рабочих местах?
а. Инструкции по безопасности по всем видам работ, проводимых в лаборатории
б. ГОСТы
в. Нормативно-технические документы
г. Должностные инструкции

2. Каким требованиям безопасности должны соответствовать системы снабжения лаборатории топливным газом?

а. Требованиям безопасности в газовом хозяйстве
б. Требованиям безопасности в нефтегазовом хозяйстве
в. Требованиям безопасности в нефтяном хозяйстве
г. Требованиям безопасности в нефтеперерабатывающих производств

3. Куда необходимо сливать все отработанные химические реактивы и вредные вещества?

а. В специально предназначенные для этого маркированные емкости
б. Запрещается слив указанных продуктов в раковины
в. В специально предназначенные для этого ракавины
г. Запрещается слив указанных продуктов в маркированные емкости

4. Где фиксируется количество селективных растворителей, необходимое для работы в течение смены?

а В журнале расхода растворителей
б. В журнале сдачи смены
в. В рабочей тетради
г.- В ежедневнике заведующей лаборатории

5. Чем должны быть оборудованы вытяжные шкафы?

а. Водопроводом
б. Канализацией
в. Стеклом
г. Стенками

6. Как следует поступать при разбавлении серной кислоты водой?

а. Кислоту следует медленно наливать в воду
б. Наливать воду в кислоту не допускается
в. В кислоту следует медленно наливать воду
г. Наливать в воду кислоту не допускается

7. Где должны устанавливаться емкости со сжатыми, сжиженными и растворенными горючими газами под давлением?

а. В здании лаборатории в металлических шкафах с прорезями для проветривания
б. Вне здания лаборатории в металлических шкафах с прорезями или жалюзийными решетками для проветривания
в. В коридоре в металлических шкафах с прорезями или жалюзийными решетками для проветривания
г. На улице в металлических шкафах с прорезями или жалюзийными решетками для проветривания

8. Что должно быть в помещении лабораторий, в соответствии с требованиями к лабораториям?

а. Водопровод и канализация
б. Освещение
в. Специальная лабораторная мебель
г. Полы и стены из плиточного материала
д. Все перечисленное должно быть

9. Вытяжной шкаф – это оборудование лаборатории, предназначенное для создания рабочего места лаборанта:

а. С освещением
б. С отоплением
в. С вентиляцией
г. С охлаждением

10. Какие виды газов разрешается использовать в помещении лаборатории?

а. Химически активные
б. Газы, растворяющиеся в воде
в. Инертные
г. Горючие

11. С каким веществом не допускается работать в помещениях, где имеются горелки, открытые электроприборы, искрящее оборудование и другие источники воспламенения?

а. С жидким кислородом
б. С жидким азотом
в. С концентрированной азотной кислотой
г. С концентрированной серной кислотой

12. Какие вещества не разрешается хранить в одном помещении с легковоспламеняющимися веществами, жирами и маслами или переносить их совместно?
а. Жидкий азот
б. Жидкий кислород
в. Соляную кислоту
г. Серную кислоту

13. Что необходимо сделать по окончании работ?

а. Закрыть газовые и водяные краны и общие вентили ввода газа и воды в лабораторию
б. Закрыть банки с реактивами и материалами пробками
в. Выключить освещение, вентиляцию и нагревательные приборы
г. Расставить химическую посуду в шкафах

14. Как называется закон, определяющий правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов?

а. Федеральный закон «О безопасности в промышленности производственных объектов"
б. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
в. Федеральный закон «О безопасности опасных производственных объектов"
г. Федеральный закон « Об охране труда опасных производственных объектов"

15. Какие вещества относятся к ЛВЖ?

а. Метан и пентан
б. Бензин и керосин
в. Сероводород и углекислый газ
г Метан и азот

Правильные ответы:


3а,б

5а,б
6а,б



10в
11а
12а,б
13 а,б,в
14б
15б
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов





5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения зачета
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10630
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 40 тестовых задания. На выполнение теста отводится 40 минут При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49


Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никольский А. Б., Суворов А. В. Химия : учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.: Издательство ЮРАЙТ, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анфиногенова И. В., Бабков А. В., Попков В. А. Химия : учебник и практикум для СПО: Гриф Умо СПО М.: Издательство ЮРАЙТ, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс в moodle "Выполнение работ по профессии рабочего Лаборант химического анализа" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Сайт Института химии и химико-фармацевтических технологий АлтГУ http://www.chem.asu.ru
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
510К весовая комната Весовой стол, весы технические, весы аналитические, шкафы для хранения посуды
508К лаборатория методов молекулярной спектрометрии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжной шкаф, технические весы, квантометр, генератор, набор ареометров, фотоэлектроколориметры КФК-2, кюветы для образцов, спектрофотометр Spekol-10, аналитические весы, наборы химической посуды, наборы химических реактивов, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы
308Н кабинет географии туризма; кабинет турагентской и туроператорской деятельности; кабинет информационно-экскурсионной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении междисциплинарного курса используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данного междисциплинарного курса. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем.
2. Лабораторные работы и практические занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, решаются задачи, происходит практическое освоение студентами содержания и методологии изучаемого междисциплинарного курса при использовании специальных средств. Посещаемость лабораторных и практических занятий входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу.
3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студентов по междисциплинарному курсу предполагает:
– выполнение домашних заданий, оформление отчетов по лабораторным работам, самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
– систематическая проработка учебной литературы, составление опорных конспектов, изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к занятиям, подготовка к лабораторным работам;
– проработка лекционного материала, подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой междисциплинарного курса.
Этапы самостоятельной работы студентов:
– поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
– анализ полученной информации из основной и дополнительной литературы;
– запоминание терминов и понятий;
– составление плана ответа на каждый вопрос;
– оформление отчетов по лабораторным занятиям.
4. Зачёт по междисциплинарному курсу.
Зачёт проводится в традиционной форме после выполнения и сдачи всех лабораторных работ, сдается в устной форме.
Для подготовки к зачёту следует воспользоваться учебной литературой, своими конспектами лекций, практических и лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами.
Для успешного овладения междисциплинарным курсом необходимо выполнять следующие требования:
– посещать все лекционные, практические и лабораторные занятия;
– все рассматриваемые на лекциях темы и вопросы фиксировать в тетради;
– выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или лабораторных занятиях;
– в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.

Подготовка к лабораторным занятиям
Лабораторное занятие – одна из основных форм организации учебного процесса, направленная на творческое усвоение теоретических основ учебного междисциплинарного курса и получение практических навыков исследования путем постановки, проведения, обработки и представления результатов эксперимента на основе практического использования различных средств (наблюдения, измерения, контроля, вычислительной техники), приобретения навыков опыта творческой деятельности.
Лабораторная работа – конкретное учебное задание по изучаемому междисциплинарному курсу, выполняемое на лабораторном занятии.
Цель лабораторного занятия – практическое освоение студентами содержания и методологии изучаемого междисциплинарного курса при использовании специальных средств.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к лабораторным работам, оформлению отчетов и защите лабораторных работ включает проработку и анализ теоретического материала, описание проделанной экспериментальной работы с приложением графиков, таблиц, расчетов, а также самоконтроль знаний по теме лабораторной работы с помощью контрольных вопросов и заданий.
Каждый студент ведет рабочую тетрадь.
Все первичные записи необходимо делать в тетради по ходу эксперимента.
Проведение лабораторных работ включает в себя следующие этапы:
- постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы;
- определение порядка лабораторно-практической работы или отдельных ее этапов;
- непосредственное выполнение лабораторной/практической работы студентами и контроль за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;
- подведение итогов лабораторно-практической работы и формулирование основных выводов.
При подготовке к лабораторным занятиям необходимо заранее изучить методические рекомендации по его проведению. Обратить внимание на цель занятия, на основные вопросы для подготовки к занятию, на содержание темы занятия.
К лабораторно-практическим работам студент допускается только после инструктажа по технике безопасности. Положения техники безопасности изложены в инструкциях, которые должны находиться на видном месте в лаборатории.

Требования к оформлению лабораторной тетради
Лабораторная тетрадь предназначена для выполнения лабораторных работ и практических заданий по междисциплинарному курсу.
Лабораторная тетрадь – это отчетный документ по учебно-исследовательской работе студентов, выполняемой в рамках лабораторных/практических занятий по данному междисциплинарному курсу. Студенты должны усвоить, что лабораторная тетрадь ведется в строгом соответствии с определенными требованиями, что контролируется преподавателем. Таким образом, у них формируются первоначальные умения ведения научной документации и представления информации в форме таблиц и рисунков.
Записи в тетради должны вестись по следующей схеме:
1. Дата
2. Тема занятия
3. Номер лабораторной работы (задания)
4. Цель и задачи лабораторной работы (задания)
5. Краткое описание теории по заданной теме
6. Порядок выполнения лабораторной работы
7. Результаты выполнения в предусмотренной методическими указаниями форме (таблица, рисунок и т.д.)
8. Подробные расчеты изучаемых параметров
9. Выводы в соответствии с целью и задачами.

Подготовка к зачёту
Подготовка к зачёту способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения. Готовясь к зачёту, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачёте студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретному междисциплинарному курсу.

При реализациии МДК 04.01 "Лаборант химического анализа" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: леция-беседа, мультимедиалекции.
При проведении практических занятий: лабораторные работы в малых группах, моделирование рабочего процесса.