МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обработка и интерпретация данных научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология публичной и деловой сферы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_СПиДС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 31
индивидуальные консультации 24
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 31 31 31 31
Консультации 24 24 24 24
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Суртаева О.В.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Обработка и интерпретация данных научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечение знаниями, умениями, владениями, необходимыми для корректной статистической обработки баз данных для прикладной части магистерского исследования, в том числе преобразования данных, проверки статистических гипотез, изучения взаимозависимостей между переменными, построения многомерных моделей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения социологической экспертизы и консалтинга
ОПК-4.1 Знает специфику социологической экспертизы и консалтинга
ОПК-4.2 Умеет разрабатывать конкретные предложения для проведения социологической экспертизы и консалтинга
ОПК-4.3 Владеет навыками разработкирекомендаций для проведения социологической экспертизы и консалтинга
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает специфику социологической экспертизы и консалтинга.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет разрабатывать конкретные предложения для проведения социологической экспертизы и консалтинга.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками разработки рекомендаций для проведения социологической экспертизы и консалтинга.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выбор исследовательской стратегии и ее обоснование
1.1. Выбор исследовательской стратегии и ее обоснование Лекции 4 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Выбор исследовательской стратегии и ее обоснование Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Выбор исследовательской стратегии и ее обоснование Сам. работа 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Отбор и модификация данных
2.1. Отбор и модификация данных количественного исследования Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Отбор и модификация данных количественного исследования Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Отбор и модификация данных количественного исследования Сам. работа 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Первичные описательные статистики и
3.1. Первичные описательные статистики и частотный анализ Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Первичные описательные статистики и частотный анализ Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Первичные описательные статистики и частотный анализ Сам. работа 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Двумерный анализ и выбор метода статистического
4.1. Двумерный анализ и выбор метода статистического вывода Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
4.2. Двумерный анализ и выбор метода статистического вывода Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
4.3. Двумерный анализ и выбор метода статистического вывода Сам. работа 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Многомерные методы и основы математического моделирования
5.1. Многомерные методы и основы математического моделирования Лекции 4 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
5.2. Многомерные методы и основы моделирования Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
5.3. Многомерные методы и основы математического моделирования Сам. работа 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Анализ данных качественного исследования
6.1. Анализ данных качественного исследования Практические 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
6.2. Анализ данных качественного исследования Сам. работа 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Подготовка аналитического отчета по результатам магистерского исследования
7.1. Подготовка аналитического отчета по результатам магистерского исследования Практические 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
7.2. Подготовка аналитического отчета по результатам магистерского исследования Сам. работа 4 7 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.1
7.3. Консультации Консультации 4 24 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1641.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4
Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения социологической экспертизы и консалтинга

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. На выбор исследовательской стратегии НЕ влияют:
а. Теоретическая ориентация исследователя.
б. Ожидания заказчика исследования.
в. Имеющиеся в наличии ресурсы.
г. Индивидуальные особенности исследователя.
д. Целевая установка исследования.
е. Предпочтение одной из генеральных исследовательских стратегий — стратегии описания, объяснения или понимания социальной реальности.
ж. Политическая ситуация в стране.
ОТВЕТ: бж

2. Какие четыре базовых типа триангуляции выделил Норман Денцин?
а. Теоретическая триангуляция.
б. Практическая триангуляция.
в. Триангуляция данных.
г. Методологическая триангуляция.
д. Эмпирическая триангуляция.
е. Исследовательская триангуляция.
ж. Триангуляция заказчика.
ОТВЕТ: авге

3. В каких формах может осуществляться триангуляция?
а. Как доказательство преимущества одного метода над другим.
б. Как сопоставление данной ситуации с аналогичными результатами, полученными в других исследованиях.
в. Как способ выбора лучшего заказчика исследования.
г. Как сопоставление разных интерпретаций различных исследований.
д. Как повторение результатов на том же объекте через определенный промежуток времени.
е. Как способ получения абсолютно достоверных и неопровержимых результатов исследования.
ж. Как сравнение интерпретаций с позиций разных методов.
ОТВЕТ: бгдж

4. Какие методолого-научные парадигмы включают в себя социальные науки, по мнению зарубежных исследователей?
а. Качественная.
б. Факторная.
в. Субъективная.
г. Количественная.
д. Объективная.
е. Смешанная.
ОТВЕТ: аге

5. Какие выделяются варианты интеграции результатов качественных и количественных методов?
а. Качественные и количественные результаты исследования могут быть функционально зациклены.
б. Качественные и количественные результаты исследования могут комплементарно соотноситься друг с другом.
в. Качественные и количественные результаты исследования могут быть конвергентны.
г. Качественные и количественные результаты исследования могут контрарно соотноситься друг с другом.
д. Качественные и количественные результаты исследования могут быть дивергентны.
е. Качественные и количественные результаты исследования не могут быть интегрированы.
ОТВЕТ: бвд

6. Что предполагает конвергенция качественных и количественных результатов исследования?
а. Достижение различными методами разных исследовательских задач.
б. Выстраивание цепочки преемственности между данными: результаты одного метода послужат данными для «входа» к следующему метод.
в. Опровержение результатов применения одного метода результатами применения другого метода.
г. Сравнение результатов различных методов, отвечающих на один вопрос.
ОТВЕТ: г

7. Что делают с научной гипотезой в процессе применения научного метода?
а. Доказывают.
б. Проверяют.
в. Опровергают.
г. Операционализируют.
ОТВЕТ: б

8. Какие две статистические гипотезы образуют, в терминах теории вероятности, «полную группу несовместных событий»?
а. Основная (нулевая) гипотеза (Н0).
б. Первичная гипотеза (Н1).
в. Альтернативная гипотеза (Н1).
г. Вторичная гипотеза (Н2).
ОТВЕТ: ав

9. Уровень значимости при прочих равных условиях выше (значение р-уровня меньше), если:
а. Проверяется очень много статистических гипотез одновременно.
б. Величина связи (различия) больше.
в. Величина связи (различия) меньше.
г. Объем выборки (выборок) меньше.
д. Объем выборки (выборок) больше.
е. Изменчивость (дисперсия) признака (признаков) меньше.
ОТВЕТ: бде

10. В результате проверки статистической гипотезы вы получили уровень значимости р=0,034. Какой статистический вывод из этого следует?
а. Статистически значимые различия не обнаружены.
б. Различия обнаружены на уровне статистической тенденции.
в. Обнаружены статистически значимые различия.
г. Различия обнаружены на высоком уровне статистической значимости.
ОТВЕТ: в

11. В результате проверки статистической гипотезы вы получили уровень значимости р=0,0034. Какой статистический вывод из этого следует?
а. Статистически значимые различия не обнаружены.
б. Различия обнаружены на уровне статистической тенденции.
в. Обнаружены статистически значимые различия.
г. Различия обнаружены на высоком уровне статистической значимости.
ОТВЕТ: г

12. В результате проверки статистической гипотезы вы получили уровень значимости р=0,34. Какой статистический вывод из этого следует?
а. Статистически значимые различия не обнаружены.
б. Различия обнаружены на уровне статистической тенденции.
в. Обнаружены статистически значимые различия.
г. Различия обнаружены на высоком уровне статистической значимости.
ОТВЕТ: а

13. Что такое число степеней свободы (degrees of freedom, df)?
а. Теоретическое распределение для условия, когда верна нулевая гипотеза.
б. Количество возможных направлений изменчивости признака.
в. Значение вероятности того, что нулевая статистическая гипотеза верна.
г. Инструмент определения уровня статистической значимости.
ОТВЕТ: б

14. Что включает в себя статистический критерий?
а. Теоретическое распределение для данного числа степеней свободы.
б. Правила формулировки статистических гипотез.
в. Правило (формулу) определения числа степеней свободы.
г. Формулу расчета эмпирического значения критерия по выборочным статистикам.
д. Формулу расчета коэффициента конвергенции признаков.
е. Правило соотнесения эмпирического значения критерия с теоретическим распределением для определения вероятности того, что нулевая гипотеза верна.
ОТВЕТ: авге

15. Когда в результате исследования принимается нулевая гипотеза, какой содержательный вывод должен сделать исследователь?
а. Различия отсутствуют.
б. Мера связи равна нулю.
в. Получено свидетельство в пользу содержательной гипотезы.
г. Никакого содержательного вывода сделать нельзя.
ОТВЕТ: г

16. Какие условия одновременно должны выполняться, чтобы можно было утверждать, что явление А есть причина явления В (то есть, делать вывод о причинно-следственной связи между явлениями)?
а. Отсутствует альтернативная интерпретация появления В помимо А (отсутствует общая причина С совместной изменчивости А и В).
б. Явления А и В происходят одновременно.
в. Явления А и В статистически связаны.
г. Явление А происходит раньше явления В.
ОТВЕТ: авг

17. На выбор метода статистической проверки гипотезы НЕ влияет:
а. Предпочтения самого исследователя (насколько он знаком с технологией применения того или иного метода).
б. Типы шкал, в которых измерены изучаемые признаки.
в. Количество сравниваемых подгрупп.
г. Зависимость или независимость сравниваемых выборок.
ОТВЕТ: а

18. Переменная Х – возраст респондента в годах, переменная У – доход респондента в рублях. Какой метод двумерного анализа необходимо применить для выявления взаимосвязи между переменными?
а. Один из непараметрических методов сравнения.
б. Анализ номинативных данных.
в. Корреляционный анализ.
г. Критерий хи-квадрат.
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется стратегия исследования, которая предполагает проверку гипотез, выдвинутых до начала сбора данных?
Ответ: Дедуктивная стратегия.

2. Как называется стратегия исследования, которая применяется в случаях, когда необходимо изучить закрытые общности людей, а также сензитивные проблемы?
Ответ: Индуктивная стратегия.

3. Как называется использование разносторонних методов в анализе одних и тех же эмпирических событий?
Ответ: Триангуляция.

4. Как называются социологические методы, которые ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых социальных явлений?
Ответ: Качественные (неформализованные) методы.

5. Какой термин предложила Г Татарова для описания ситуации растерянности исследователей перед обилием социологических теорий, методологий, методов в процессе принятия решений о выборе средств познавательной деятельности?
Ответ: Социологическая травма.

6. Как называют исследования, объединяющие качественные и количественные методы, в отечественной академической школе?
Ответ: Комплексные исследования.

7. В чем выражается комплементарность качественных и количественных результатов исследования?
Ответ: В том, что при изучении одного и того же объекта качественные методы позволяют дополнить полученную информацию количественными методами, и наоборот.

8. Как называют утверждение относительно неизвестного параметра генеральной совокупности, которое формулируется для проверки надежности связи и которое можно проверить по известным выборочным статистикам — результатам исследования?
Ответ: Статистическая гипотеза.

9. Отклонение нулевой гипотезы неизбежно влечет за собой принятие _____________ гипотезы.
Ответ: Альтернативной.

10. Что является основным результатом проверки статистической гипотезы?
Ответ: Статистическая значимость (Significant level, Sig.), или р-уровень значимости (р-level).

11. Вы предположили, что чем старше водитель, тем реже он будет демонстрировать агрессивное вождение, собрали необходимые данные и приступили к статистической обработке. Были сформулированы следующие статистические гипотезы: Н0 -- между возрастом водителя и частотой проявления агрессивного вождения нет взаимосвязи, Н1 -- возраст водителя и частота проявления агрессивного вождения взаимосвязаны. В результате применения статистического критерия уровень значимости (р) составил 0,84, что означает, что вы должны принять Н0. По результатам исследования вы делаете содержательный вывод о том, что возраст водителя никаким образом не влияет на проявления агрессивного вождения и публикуете результаты своего исследования в журнале. Верно ли вы поступили? Аргументируйте свой ответ.
Ответ: нет, не верно. Принятие Н0 не означает, что различия отсутствуют или мера связи равна нулю; из этого следует только то, что статистически значимые результаты не обнаружены.

12. Если мы хотим проанализировать, существуют ли значимые различия между мужчинами и женщинами по уровню образования, который измерялся следующим образом: 1 Начальное общее (3–4 класса), 2 Основное общее (8–9 классов), 3 Среднее (полное) общее (10–11 классов), 4 Начальное профессиональное (ПУ, ПТУ), 5 Среднее профессиональное (техникум, колледж), 6 Неполное высшее (3 курса ВУЗа), 7 Высшее профессиональное (в том числе два и более высших образования; аспирантура, ординатура; ученая степень), какой статистический критерий лучше использовать для решения этой задачи?
Ответ: U-критерий Манна — Уитни, критерий серий.

13. Если мы хотим проанализировать, существуют ли значимые различия между мужчинами и женщинами по количеству лет, затраченных ими на получение образования, какой статистический критерий нужно использовать для решения этой задачи?
Ответ: t-критерий Стьюдента для независимых выборок.

14. Если каждому испытуемому одной выборки поставлен в соответствие по определенному критерию испытуемый из другой выборки, как называются такие выборки?
Ответ: Зависимые выборки.

15. Что такое эмпирические математические модели?
Ответ: Это описательные математические модели, применяемые для представления исходных (эмпирических) данных в доступном для интерпретации виде.

16. Какой многомерный метод анализа дает возможность определить вид связи между переменными и дает возможность для прогнозирования значения одной зависимой переменной, отталкиваясь от значения одной или нескольких независимых переменных?
Ответ: Регрессионный анализ.

17. С помощью какого многомерного метода можно исследовать зависимость дихотомических переменных от независимых переменных, имеющих любой вид шкалы?
Ответ: Бинарная логистическая регрессия.

18. Какой многомерный метод анализа дает возможность на основании некоторых признаков (независимых переменных) причислить наблюдения из выборки к одной из двух (или к одной из нескольких) заданных заранее групп?
Ответ: Дискриминантный анализ.

19. В результате применения этого многомерного метода анализа при помощи предварительно заданных переменных формируются группы наблюдений. Под наблюдениями здесь понимаются отдельные личности (респонденты) или любые другие объекты. Члены одной группы должны обладать схожими проявлениями переменных, а члены разных групп различными. О каком методе идет речь?
Ответ: Кластерный анализ.

20. Как называется процедура, с помощью которой большое число переменных, относящихся к имеющимся наблюдениям, сводится к меньшему количеству независимых влияющих величин, которые как можно более полно объясняют наблюдаемые связи между переменными, имеющимися в наличии?
Ответ: Факторный анализ.

21. Целью какого многомерного метода выступает поиск и интерпретация латентных переменных, дающих возможность пользователю объяснить сходства между объектами, заданными точками в исходном пространстве признаков?
Ответ: Многомерное шкалирование.

22. Как называется вид глубинного интервью, который представляет собой свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий (удивление или одобрение), для стимулирования и поддержания нити рассказа?
Ответ: Нарративное интервью.

23. _______________ интервью является разновидностью полуструктурированного, где тематические блоки соответствуют последовательности жизненных циклов индивида: «Детство», «Юность», «Учеба», «Женитьба», «Дети» и т.д. Интервьюер только направляет разговор на определенную тему и умело подводит к следующему блоку, когда, по его мнению, рассказ о данном периоде жизни исчерпан.
Ответ: Биографическое.

24. Перечислите пять подходов к анализу интервью.
Ответ: Конденсация смыслов, категоризация значений, нарративное структурирование, интерпретация смысла, продуцирование смысла посредством ситуативных приемов.

25. Перечислите смысловые этапы аналитического описания результатов качественного исследования, предложенные А. Страусом.
Ответ: Открытое кодирование, осевое кодирование, выборочное кодирование.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 вопроса: 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1.Особенности описаний объектов, явлений, изучаемых в социальных исследованиях; их отличия от описаний объектов естественных наук.
2.Событие, классификация событий; примеры событий в социальных исследованиях.
3.Объект и предмет математической статистики. Адекватность аппарата математической статистики для планирования и обработки социологических данных. Описательная и индуктивная статистика.
4.Распределение случайных величин. Формы представления распределений.
5.Построение гистограммы полученных в эксперименте данных.
6.Числовые характеристики распределения одной случайной величины.
7.Типы данных. Четыре типа шкал. Примеры из социальных исследований.
8.Меры взаимосвязи двух случайных величин.
9.Числовые характеристики парной взаимосвязи. Коэффициент линейной корреляции Пирсона, его вывод и характеристика.
10.Числовые характеристики парной взаимосвязи. Коэффициент детерминации, его вывод и характеристика.
11.Числовые характеристики парной взаимосвязи. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена, его характеристика.
12.Коэффициент парной сопряженности, его характеристика.
13.Нормальное распределение, его роль в статистике и в социологических исследованиях. Z – преобразование и таблица единичного нормального распределения.
14.Нормализация данных, назначение и процедура.
15.Проверка статистических гипотез.
16.Параметрические и непараметрические критерии, их сравнительная характеристика.
17.t–критерий Стьюдента, его использование для измерения уровня достоверности различия средних значений признака.
18.χ2- критерий, его расчет и применение.
19.Непараметрические критерии, общая характеристика.
20.Связанные и несвязанные выборки, адекватные им статистические критерии.
21.Статистические критерии для связанных выборок: критерий знаков G, критерий Вилкоксона, метод МакНемара.
22.Несвязанные выборки, критерий Манна-Уитни U, тест Мозеса, тесты Колмогорова Смирнова, Уальда-Вольфовица.
23.Линейная регрессия, ее применение в социальных исследованиях. Возможности и ограничения.
24.Логистическая регрессия: математические основы, алгоритм применения, основные результаты и их интерпретация.
25.Факторный анализ, основные понятия: фактор, ротация, факторный вес. Итоговая таблица, интерпретация факторов.
26.Кластерный анализ, его характеристика. Иерархический кластерный анализ. Анализ методом K-means.
27.Многомерное шкалирование.
28.Дисперсионный анализ, его характеристика. Однофакторный и многофакторный дисперсионный анализ.
29.Моделирование структурными уравнениями (SEM): конфирматорный факторный анализ.
30.Обработка данных социологического исследования с помощью языка программирования, среды для вычисления и создания графики R.
31.Глубинное интервью как метод.
32.Правила оформления транскрипта (расшифровки) интервью.
33.Этические вопросы оформления транскрипта (расшифровки) интервью.
34.Стратегии анализа интервью.
35.Подходы к анализу интервью.
36.Правила первичного кодирования качественных данных.
37.Тактика аналитического описания А. Страуса: открытое, осевое и выборочное кодирование.
38.Категоризация как метод обработки качественных данных: выделение категорий и субкатегорий.
39. Проблема надежности данных качественного исследования.
40.Триангуляция как метод повышения надежности результатов при исследовательской интерпретации данных качественного исследования.
41.Основные требования к этапу описания результатов качественного исследования.
42.Представление результатов интервью и принципы цитирования интервью в отчете.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Подготовить итоговый отчет, демонстрирующий владение навыками обработки, интерпретации и описания данных научного исследования, и представить на экзамене презентацию основных результатов с использованием современных средств визуализации данных.
Студентам, у которых уже есть результаты магистерского исследования, следует создать и анализировать свою базу данных. Тем студентам, у которых нет своих данных, нужно выбрать одну из предоставленных преподавателем баз данных. Одна и та же база данных может быть выбрана не более чем 2 студентами. Повтор в описании данных не допускается.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Крыштановский, А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: учеб. пособие для вузов Москва, 2007 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=445561
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ Статистический анализ данных: учеб.-метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» www.ecsocman.edu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э3 Сайт научной библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э4 Сайт Института социологии РАН www.isras.ru
Э5 Единый архив социологических и экономических данных sophist.hse.ru
Э6 База социологических данных ВЦИОМ wciom.ru
Э7 Архив данных Фонда «Общественное мнение» fom.ru
Э8 Сайт Европейского социального исследования в России www.ess-ru.ru
Э9 Коллекция синтаксиса, макросов, скриптов и советов, созданная в помощь решению задач управления данными и анализа данных в IBM SPSS Statistics www.spsstools.ru
Э10 Ресурс по анализу и визуализации данных в среде R r-analytics.blogspot.ru
Э11 Курс в Moodle "Обработка и интерпретация данных научного исследования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для освоения курса обучающимся необходимо посетить все лекции и лабораторные занятия, выполнить задания преподавателя по обработке данных магистерского исследования, предоставить по каждому разделу дисциплины выполненную работу в виде файлов вывода, синтаксиса, скрипта в программах SPSS, транскриптов качественного интервью, итогового кодирования, предоставить итоговый отчет по обработке и интерпретации данных магистерского исследования, подготовить презентацию основных результатов с использованием современных средств визуализации данных. Во время прослушивания курса и подготовки студент может обращаться помимо аудиторных занятий за разъяснениями на консультациях преподавателя, поощряется использование виртуальной обучающей среды Moodle.
Для сдачи экзамена по курсу необходимо не только ответить на теоретические вопросы в экзаменационном билете, но и представить для оценивания итоговый отчет, демонстрирующий владение навыками обработки, интерпретации и описания данных количественного исследования. В систему Moodle загружаются файл вывода, содержащий результаты обработки по основным этапам и файл в текстовом редакторе MS Word, содержащий таблицы и графики, описание получившихся результатов.
Методические рекомендации по написанию аналитического отчета по курсу «Обработка и интерпретация данных научного исследования»
1. Студентам, у которых уже есть результаты магистерского исследования, следует создать и анализировать свою базу данных. Тем, студентам, у которых нет своих данных, нужно выбрать одну из предоставленных преподавателем баз данных. Одна и та же база данных может быть выбрана не более чем 2 студентами. Повтор в описании данных не допускается.
2. Провести одномерный анализ ПЯТИ имеющихся в базе переменных. По каждой переменной предоставить таблицу частот и график (выбор способа визуализации – на выбор студента), соответствующий типу и уровню измерения переменной (гистограмма, столбчатые диаграммы и др.).
3. Провести двумерный анализ по ключевым вопросам (не менее 5) по трем параметрам (из имеющихся в базе данных) на выбор студента. Например, в качестве параметров сравнения могут быть выбраны пол, возраст респондента, место проживания и др. При двумерном анализе обязательно использование соответствующих статистических критериев проверки значимости различий. Включение результатов расчетов по критериям и их интерпретация ОБЯЗАТЕЛЬНЫ.
4.Применить один из многомерных методов анализа (на выбор студента): многомерного дисперсионного анализа, логистической регрессии, факторного анализа, кластерного анализа. Выбор метода обусловливается структурой данных, гипотезами и предпочтениями студента.
По всем этапам помимо иллюстративных и графических материалов приводятся описание данных и выводы.