Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Музыка и Изобразительное искусство |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_05_Педобразование_МиИЗО-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 83 | 83 | 83 | 83 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева Ирина Валерьевна
1.1. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.08 |
ПК-1 | Способен осуществлять обучение музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.1 | Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения музыке и изобразительному искусству |
ПК-1.3 | Владеет технологиями обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-3 | Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства |
ПК-3.1 | Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения музыке и изобразительному искусству |
ПК-3.2 | Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в дисциплину | ||||||
1.1. | Введение. Предмет и задачи курса. Общая классификация музыкальных форм в историческом аспектеОсновы музыкального синтаксиса | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.2. | Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальных произведений | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-1.1 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 2. Простые музыкальные формы | ||||||
2.1. | Период и его разновидности | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.2. | Простая двухчастная и простая трехчастная форма | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.3. | Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальных произведений | Сам. работа | 5 | 30 | ПК-1.1 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 3. Сложные музыкальные формы | ||||||
3.1. | Сложная двухчастная и сложная трехчастная форма | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.2. | Форма рондо | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.3. | Форма рондо | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.4. | Сонатная форма | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.5. | Смешанные и свободные формы. Циклические формы. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.6. | Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальных произведений | Сам. работа | 5 | 37 | ПК-1.1 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11453 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства ПК-1: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения музыки и изобразительного искусства ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Периодом называется: А) Одночастная форма изложения законченной музыкальной мысли. Б) Форма, состоящая из двух частей. В) Форма, состоящая из трех частей. Правильный ответ: А. 2.Период, который завершается в другой тональности, называется: А) Однотональным. Б) Модулирующим. В) Период с отклонением. Правильный ответ: Б. 3.Период, заканчивающийся на тонике, называется: А) Замкнутым. Б)Разомкнутым. В) Полный. Правильный ответ: А. 4.С точки зрения метрической структуры - периоды разделяются на: А) Повторные и неповторные. Б) Квадратные и неквадратные. В) Симметричные и несимметричные. Правильный ответ Б. 5.Период повторного строения: А) Период, в котором второе предложение по тематическому материалу сходно с первым. Б) Период, в котором два предложения с тематической точки зрения являются разными. Правильный ответ: А. 6.Период квадратного строения: А) Период, состоящий из 9, 10, 11 тактов. Б) Период, состоящий из 4, 8, 16 тактов. В) период из 6 тактов. Правильный ответ: Б. 7.Музыкальная форма, состоящая из двух периодов: А) Простая двухчастная форма. Б) Сложная двухчастная форма. Правильный ответ А. 8.Типы простой двухчастной формы: А) Репризная и безрепризная. Б) Контрастная и развивающая. Правильный ответ: А. 10. Простая двухчастная репризная форма: А) Вторая часть повторяет одно из предложений первой части. Б) Вторая часть контрастная (или развивающая). Правильный ответ: А. 11. Схема простой двухчастной безрепризной формы: А) а + а1 в + а1 Б) а + а1 в + в1 Правильный ответ: Б. 12. Форма, состоящая из трех частей, каждая из которых не сложнее периода: А) Простая трехчастная форма. Б) Сложная трехчастная форма. В) Сложный период. Правильный ответ: А. 13.Форма, средняя часть которой основана на новой теме, называется: А) Простая трехчастная форма с контрастирующей серединой. Б) Простая трехчастная форма с серединой развивающего типа. Правильный ответ: А. 14.Форма, средняя часть которой представляет собой развитие, называется: А) Простая трехчастная форма с контрастирующей серединой. Б) Простая трехчастная форма с серединой развивающего типа. Правильный ответ: Б. 15. Варьированная реприза: А) Измененное повторение материала первой части. Б) Материал первой части повторяется без изменений. Правильный ответ: А. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Дайте определение понятию «воспитательная деятельность». Правильный ответ: Воспитательная деятельность - система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения. 2. Какое содержание имеет понятие эстетическое воспитание детей? Правильный ответ: Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. 3. Что необходимо формировать у обучающихся в процессе эстетического воспитания? Правильный ответ: Необходимо привить им понимание прекрасного в действительности, наслаждение эстетическим творчеством человека. 4. Какие задачи в формировании личности ставит перед искусством процесс эстетического воспитания? Правильный ответ: Восприятие образов в искусстве должно органично сочетаться с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Уже старшие дошкольники способны выразить своё суждение о произведении в целом; в их высказываниях появляются сравнения изображенного или прослушанного с увиденным в жизни. 5. Что понимается под базисом личностной культуры человека? Правильный ответ: Это сочетание духовного, умственного физического начала в человеке. 6. Что является основой в процессе воспитания чувства прекрасного? Правильный ответ: Основой в процессе воспитания чувства прекрасного можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, кино, театр и другие виды художественного творчества. 7. Какое место на уроках музыки занимает военная тема и в каких формах? Правильный ответ: Эта тема чрезвычайно многогранна и важна в воспитании учащихся. Здесь применим целый арсенал средств воспитания. Это слушание и исполнение песен Великой Отечественной войны, чтение учебных текстов, посвящённых песням Великой Отечественной войны, обсуждение в классе, ответы на вопросы: какие чувства вызывают песни Великой Победы, почему? Как музыка, песни помогали советскому народу одержать победу в этой войне. 8. Какие основополагающие труды по вопросам эстетического воспитания школьников необходимы для изучения студентами? Правильный ответ: На то, что период детства благоприятен для общения с искусством, указывали Н.А Ветлугина, Т.С Комарова, С.Д Левин, В.С.Мухина, Е.А Панько. 9. Какова роль повседневной жизни ребенка в воспитании эстетического чувства? Правильный ответ: В воспитании детей и юношества эстетика повседневной жизни играет важную роль. Окружение человека, обстановка, убранство помещений, одежда –повседневно и ежечасно влияют на эстетический вкус. Поэтому воспитание у детей общей культуры: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость и деликатность, внимательность и предупредительность-является важной стороной эстетического воспитания. 10. Как усваиваются в процессе занятий с детьми основные эстетические категории? Правильный ответ: Знание и умелое применение основных эстетических категорий-прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического формируют в значительной мере у обучающих эмоционально-эстетические оценки, воспитание художественного вкуса и личности в целом. 11. Как в целом необходимо понимать роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества? Правильный ответ: Это безусловно связь искусства с всемирной историей и историей Отечества, осознание его роли в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений. 12. Насколько необходимо знание эстетики как науки для педагога ведущего уроки искусства в школе? Правильный ответ: знание и понимание эстетики позволяет педагогу придать работе необходимую всесторонность. 13. Имеют ли значение психологические науки в построении уроков искусства? Правильный ответ: Знание психологии для педагога первостепенны, поскольку он в своей работе сталкивается с воспитанниками 5-6 возрастов, которые имеют кардинальные возрастные отличия. 14. Нужно ли педагогу разделять эстетическое и художественное воспитание? Правильный ответ: Эстетическое и художественное образование неразрывны, поскольку в этом едином подходе воспитывается личность глубокого морального, художественного и гражданского содержания. 15. Что является целью духовно–нравственного развития учащихся на уроках по искусству? Правильный ответ: Этой целью является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения. 16. Какие основные задачи духовно-нравственного развития учащихся необходимо решать в области формирования их личностной культуры? Правильный ответ: Формирование у школьников мотивации универсальной нравственной компетенции-«становиться лучше», активности в учебно-игровой и творческой деятельности, направленной понимание в них нравственного смысла учения. 17. Что является одной из главных задач в воспитании школьников средствами искусства? Правильный ответ: Здесь главной задачей выступает воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. 18. Какова основная цель программы по музыке в школе? Правильный ответ: Это воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся, в том числе и художественной культуры. 19. Назовите основные виды деятельности в овладении искусством в учебном процессе? Правильный ответ: Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека, слушание музыки и концентрация на её восприятии, двигательная импровизация под музыку, разучивание, и исполнение песен. 20. Каким образом необходимо расширять кругозор учащихся на уроках искусства? Правильный ответ: В этом направлении важно воспитание у обучающихся любознательности, интереса к музыкальной и художественной истории России, её регионов, этнических групп, малой родины, а также музыкальной и художественной культуры других стран, культур, времён и народов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Контрольно-измерительный материал для экзамена формируется из практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Осуществляются по следующим показателям: • Полнота и правильность выполнения задания; • Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий); • Самостоятельность выполнения задания. Оценивание выполнения практических заданий: 5 «отлично» (зачтено) • Задание выполнено полностью самостоятельно; нотный текст воспроизведен с максимальной точностью относительно его метроритмических, ладогармонических и структурных параметров; в ходе выполнения задания не допущено ошибок (возможна одна неточность, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала). 4 «хорошо» (зачтено) • Задание выполнено полностью самостоятельно, нотный текст воспроизведен с незначительными погрешностями относительно его метроритмических, ладогармонических и структурных параметров (допускается одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки). 3 «удовлетворительно» (зачтено) • Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок. 2 «неудовлетворительно» (не зачтено) • Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Черная М.Р. | АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Скребков С.С. | АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Холопов Ю.Н. | Введение в музыкальную форму : Научная литература | Директ-Медиа, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226054 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Банникова И.И. | Гармония и музыкальная форма эпохи барокко: Учебное пособие: Учебное пособие | Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276174 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс на портале "Цифровой университет АлтГУ" | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Международная библиотека музыкальных партитур | imslp.org | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
117Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя; пианино; дирижерская подставка; дирижерский пюпитр |