МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Анализ музыкальных произведений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМузыка и Изобразительное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_МиИЗО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., Доцент, Михайлова Олеся Сергеевна

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Черняева Ирина Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
Анализ музыкальных произведений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения музыке и изобразительному искусству
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения музыке и изобразительному искусству
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дисциплину
1.1. Введение. Предмет и задачи курса. Общая классификация музыкальных форм в историческом аспектеОсновы музыкального синтаксиса Лекции 5 2 ПК-1.1 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальных произведений Сам. работа 5 16 ПК-1.1 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Простые музыкальные формы
2.1. Период и его разновидности Практические 5 2 ПК-1.1 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Простая двухчастная и простая трехчастная форма Практические 5 2 ПК-1.1 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальных произведений Сам. работа 5 30 ПК-1.1 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Сложные музыкальные формы
3.1. Сложная двухчастная и сложная трехчастная форма Практические 5 2 ПК-1.1 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Форма рондо Лекции 5 2 ПК-1.1 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Форма рондо Практические 5 2 ПК-1.1 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Сонатная форма Лекции 5 2 ПК-1.1 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.5. Смешанные и свободные формы. Циклические формы. Лекции 5 2 ПК-1.1 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.6. Изучение основной и дополнительной литературы.Анализ музыкальных произведений Сам. работа 5 37 ПК-1.1 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11453

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства
ПК-1: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения музыки и изобразительного искусства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Периодом называется:
А) Одночастная форма изложения законченной музыкальной мысли.
Б) Форма, состоящая из двух частей.
В) Форма, состоящая из трех частей.
Правильный ответ: А.

2.Период, который завершается в другой тональности, называется:
А) Однотональным.
Б) Модулирующим.
В) Период с отклонением.
Правильный ответ: Б.

3.Период, заканчивающийся на тонике, называется:
А) Замкнутым.
Б)Разомкнутым.
В) Полный.
Правильный ответ: А.

4.С точки зрения метрической структуры - периоды разделяются на:
А) Повторные и неповторные.
Б) Квадратные и неквадратные.
В) Симметричные и несимметричные.
Правильный ответ Б.

5.Период повторного строения:
А) Период, в котором второе предложение по тематическому материалу сходно с первым.
Б) Период, в котором два предложения с тематической точки зрения являются разными.
Правильный ответ: А.

6.Период квадратного строения:
А) Период, состоящий из 9, 10, 11 тактов.
Б) Период, состоящий из 4, 8, 16 тактов.
В) период из 6 тактов.
Правильный ответ: Б.

7.Музыкальная форма, состоящая из двух периодов:
А) Простая двухчастная форма.
Б) Сложная двухчастная форма.
Правильный ответ А.

8.Типы простой двухчастной формы:
А) Репризная и безрепризная.
Б) Контрастная и развивающая.
Правильный ответ: А.

10. Простая двухчастная репризная форма:
А) Вторая часть повторяет одно из предложений первой части.
Б) Вторая часть контрастная (или развивающая).
Правильный ответ: А.

11. Схема простой двухчастной безрепризной формы:
А) а + а1 в + а1
Б) а + а1 в + в1
Правильный ответ: Б.

12. Форма, состоящая из трех частей, каждая из которых не сложнее периода:
А) Простая трехчастная форма.
Б) Сложная трехчастная форма.
В) Сложный период.
Правильный ответ: А.

13.Форма, средняя часть которой основана на новой теме, называется:
А) Простая трехчастная форма с контрастирующей серединой.
Б) Простая трехчастная форма с серединой развивающего типа.
Правильный ответ: А.

14.Форма, средняя часть которой представляет собой развитие, называется:
А) Простая трехчастная форма с контрастирующей серединой.
Б) Простая трехчастная форма с серединой развивающего типа.
Правильный ответ: Б.

15. Варьированная реприза:
А) Измененное повторение материала первой части.
Б) Материал первой части повторяется без изменений.
Правильный ответ: А.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение понятию «воспитательная деятельность».
Правильный ответ: Воспитательная деятельность - система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения.

2. Какое содержание имеет понятие эстетическое воспитание детей?
Правильный ответ: Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

3. Что необходимо формировать у обучающихся в процессе эстетического воспитания?
Правильный ответ: Необходимо привить им понимание прекрасного в действительности, наслаждение эстетическим творчеством человека.

4. Какие задачи в формировании личности ставит перед искусством процесс эстетического воспитания?
Правильный ответ: Восприятие образов в искусстве должно органично сочетаться с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Уже старшие дошкольники способны выразить своё суждение о произведении в целом; в их высказываниях появляются сравнения изображенного или прослушанного с увиденным в жизни.

5. Что понимается под базисом личностной культуры человека?
Правильный ответ: Это сочетание духовного, умственного физического начала в человеке.

6. Что является основой в процессе воспитания чувства прекрасного?
Правильный ответ: Основой в процессе воспитания чувства прекрасного можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, кино, театр и другие виды художественного творчества.

7. Какое место на уроках музыки занимает военная тема и в каких формах?
Правильный ответ: Эта тема чрезвычайно многогранна и важна в воспитании учащихся. Здесь применим целый арсенал средств воспитания. Это слушание и исполнение песен Великой Отечественной войны, чтение учебных текстов, посвящённых песням Великой Отечественной войны, обсуждение в классе, ответы на вопросы: какие чувства вызывают песни Великой Победы, почему? Как музыка, песни помогали советскому народу одержать победу в этой войне.

8. Какие основополагающие труды по вопросам эстетического воспитания школьников необходимы для изучения студентами?
Правильный ответ: На то, что период детства благоприятен для общения с искусством, указывали Н.А Ветлугина, Т.С Комарова, С.Д Левин, В.С.Мухина, Е.А Панько.

9. Какова роль повседневной жизни ребенка в воспитании эстетического чувства?
Правильный ответ: В воспитании детей и юношества эстетика повседневной жизни играет важную роль. Окружение человека, обстановка, убранство помещений, одежда –повседневно и ежечасно влияют на эстетический вкус. Поэтому воспитание у детей общей культуры: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость и деликатность, внимательность и предупредительность-является важной стороной эстетического воспитания.

10. Как усваиваются в процессе занятий с детьми основные эстетические категории?
Правильный ответ: Знание и умелое применение основных эстетических категорий-прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического формируют в значительной мере у обучающих эмоционально-эстетические оценки, воспитание художественного вкуса и личности в целом.

11. Как в целом необходимо понимать роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества?
Правильный ответ: Это безусловно связь искусства с всемирной историей и историей Отечества, осознание его роли в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений.

12. Насколько необходимо знание эстетики как науки для педагога ведущего уроки искусства в школе?
Правильный ответ: знание и понимание эстетики позволяет педагогу придать работе необходимую всесторонность.

13. Имеют ли значение психологические науки в построении уроков искусства?
Правильный ответ: Знание психологии для педагога первостепенны, поскольку он в своей работе сталкивается с воспитанниками 5-6 возрастов, которые имеют кардинальные возрастные отличия.

14. Нужно ли педагогу разделять эстетическое и художественное воспитание?
Правильный ответ: Эстетическое и художественное образование неразрывны, поскольку в этом едином подходе воспитывается личность глубокого морального, художественного и гражданского содержания.

15. Что является целью духовно–нравственного развития учащихся на уроках по искусству?
Правильный ответ: Этой целью является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

16. Какие основные задачи духовно-нравственного развития учащихся необходимо решать в области формирования их личностной культуры?
Правильный ответ: Формирование у школьников мотивации универсальной нравственной компетенции-«становиться лучше», активности в учебно-игровой и творческой деятельности, направленной понимание в них нравственного смысла учения.

17. Что является одной из главных задач в воспитании школьников средствами искусства?
Правильный ответ: Здесь главной задачей выступает воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

18. Какова основная цель программы по музыке в школе?
Правильный ответ: Это воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся, в том числе и художественной культуры.

19. Назовите основные виды деятельности в овладении искусством в учебном процессе?
Правильный ответ: Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека, слушание музыки и концентрация на её восприятии, двигательная импровизация под музыку, разучивание, и исполнение песен.

20. Каким образом необходимо расширять кругозор учащихся на уроках искусства?
Правильный ответ: В этом направлении важно воспитание у обучающихся любознательности, интереса к музыкальной и художественной истории России, её регионов, этнических групп, малой родины, а также музыкальной и художественной культуры других стран, культур, времён и народов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Контрольно-измерительный материал для экзамена формируется из практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; нотный текст воспроизведен с максимальной точностью относительно его метроритмических, ладогармонических и структурных параметров; в ходе выполнения задания не допущено ошибок (возможна одна неточность, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, нотный текст воспроизведен с незначительными погрешностями относительно его метроритмических, ладогармонических и структурных параметров (допускается одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки).
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.




6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черная М.Р. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Скребков С.С. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Холопов Ю.Н. Введение в музыкальную форму : Научная литература Директ-Медиа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226054
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Банникова И.И. Гармония и музыкальная форма эпохи барокко: Учебное пособие: Учебное пособие Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276174
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на портале "Цифровой университет АлтГУ" portal.edu.asu.ru
Э2 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
117Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; пианино; дирижерская подставка; дирижерский пюпитр

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины