МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование и разработка веб-приложений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.07. специальность Информационные системы и программирование
Разработчик веб и мультимедийных приложений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план09_02_07_ИнфСистемыПрогр_веб-2023_9кл
Часов по учебному плану 270
в том числе:
аудиторные занятия 226
самостоятельная работа 36
индивидуальные консультации 2
контроль 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
диф. зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 17 16,5 5,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 50 50 40 40 18 18 108 108
Лабораторные 52 52 50 50 16 16 118 118
Сам. работа 16 16 14 14 6 6 36 36
Консультации 0 0 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 0 0 6 6 6 6
Итого 118 118 104 104 48 48 270 270

Программу составил(и):
Препод., первая категория, Чебан Олег Олегович

Рецензент(ы):
Препод., первая категория, Плешков Максим Геннадьевич

Рабочая программа дисциплины
Проектирование и разработка веб-приложений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
Информационные системы и программирование. Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.эконом.наук, доцент, Глубокова Л.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формировать умения проектировать и разрабатывать веб-приложение

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 9.1. Разрабатывать техническое задание на веб-приложение в соответствии с требованиями заказчика.
ПК 9.2. Разрабатывать веб-приложение в соответствии с техническим заданием.
ПК 9.3. Разрабатывать интерфейс пользователя веб-приложений в соответствии с техническим заданием.
ПК 9.4. Осуществлять техническое сопровождение и восстановление веб-приложений в соответствии с техническим заданием.
ПК 9.5. Производить тестирование разработанного веб-приложения.
ПК 9.6. Размещать веб-приложения в сети в соответствии с техническим заданием.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.языки программирования и разметки для разработки клиентской и серверной части веб-приложений;
принципы проектирования и разработки информационных систем
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать программный код клиентской и серверной части веб-приложений;
разрабатывать и проектировать информационные системы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования специальных готовых технических решений при разработке веб-приложений;
выполнения разработки и проектирования информационных систем;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Разработка сетевых приложений
1.1. Введение Лекции 6 2 ОК 01., ОК 02. Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Основы PHP Лекции 6 4 ОК 02., ОК 03., ОК 04. Л1.1, Л2.1
1.3. Формы Лекции 6 2 ОК 05., ОК 06. Л1.1, Л2.1
1.4. Cookie. HTTP-заголовки ответа сервера. Сессии Лекции 6 2 ОК 05., ОК 06. Л1.1, Л2.1
1.5. Работа с файловой системой Лекции 6 2 ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
1.6. Основы работы с базами данных Лекции 6 6 ПК 9.1. Л1.1, Л2.1
1.7. Связь с базами данных MySQL Лекции 6 6 ПК 9.1., ПК 9.2. Л1.1, Л2.1
1.8. Объектно-ориентированное программирование на PHP Лекции 6 14 ОК 07., ОК 08., ОК 09. Л1.1, Л2.1
1.9. PHP и XML Лекции 6 2 ПК 9.1., ПК 9.2., ПК 9.3. Л1.1, Л2.1
1.10. PHP и XML Web-services Лекции 6 2 ПК 9.1., ПК 9.2. Л1.1, Л2.1
1.11. Сокеты и сетевые функции Лекции 6 4 ПК 9.6. Л1.1, Л2.1
1.12. Работа с графикой Лекции 6 2 ОК 08., ОК 09., ПК 9.1. Л1.1, Л2.1
1.13. Язык сценариев JavaScript. Объектно-ориентированное программирование Лекции 6 2 ПК 9.1., ПК 9.2. Л1.1, Л2.1
1.14. Язык сценариев JavaScript. Объектно-ориентированное программирование Лекции 7 2 ПК 9.1., ПК 9.2. Л1.1, Л2.1
1.15. jQuery Лекции 7 8 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05. Л1.1, Л2.1
1.16. AJAX Лекции 7 16 ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 9.1. Л1.1, Л2.1
1.17. PHP фреймворки Лекции 7 14 ОК 09., ПК 9.1. Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.18. CMS Лекции 8 10 ОК 08., ОК 09., ПК 9.1. Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Размещение Web-сайта на сервере Лекции 8 8 ОК 05., ОК 07., ПК 9.1., ПК 9.2. Л1.1, Л2.1
1.20. Лабораторная работа «Создание серверных сценариев с использованием технологии PHP» Лабораторные 6 2 ПК 9.1., ПК 9.2., ПК 9.3., ПК 9.4., ПК 9.5., ПК 9.6. Л1.1, Л2.1
1.21. Лабораторная работа «Обработка данных на форме» Лабораторные 6 4 ПК 9.1., ПК 9.2., ПК 9.3., ПК 9.4., ПК 9.5., ПК 9.6. Л1.1, Л2.1
1.22. Лабораторная работа «Организация файлового ввода-вывода» Лабораторные 6 4 ПК 9.1., ПК 9.2., ПК 9.3., ПК 9.4., ПК 9.5., ПК 9.6. Л1.1, Л2.1
1.23. Лабораторная работа «Организация поддержки базы данных в PHP» Лабораторные 6 8 ПК 9.1., ПК 9.2., ПК 9.3. Л1.1, Л2.1
1.24. Лабораторная работа «Отслеживание сеансов (session)» Лабораторные 6 2 ПК 9.4., ПК 9.5. Л1.1, Л2.1
1.25. Лабораторная работа «Создание проекта «Регистрация»» Лабораторные 6 8 ПК 9.5., ПК 9.6. Л1.1, Л2.1
1.26. Лабораторная работа «Создание проекта «Интернет магазин»» Лабораторные 6 16 ПК 9.4., ПК 9.5., ПК 9.6. Л1.1, Л2.1
1.27. Лабораторная работа «Составление схем XML-документов» Лабораторные 6 2 ПК 9.6. Л1.1, Л2.1
1.28. Лабораторная работа «Отображение XML-документов различными способами» Лабораторные 6 2 ПК 9.1., ПК 9.2., ПК 9.3., ПК 9.4. Л1.1, Л2.1
1.29. Лабораторная работа «Разработка Web-приложения с помощью XML» Лабораторные 6 4 ПК 9.2., ПК 9.3., ПК 9.4. Л1.1, Л2.1
1.30. Лабораторная работа «Использование языка сценариев JavaScript при создании web-сайта» Лабораторные 7 12 ПК 9.5., ПК 9.6. Л1.1, Л2.1
1.31. Лабораторная работа «Применение технологии AJAX» Лабораторные 7 8 ПК 9.2., ПК 9.3. Л1.1, Л2.1
1.32. Лабораторная работа «Использование библиотеки jQuery» Лабораторные 7 6 ПК 9.3., ПК 9.4. Л1.1, Л2.1
1.33. Лабораторная работа «Использование фреймворка для создания сайта» Лабораторные 7 6 ПК 9.5., ПК 9.6. Л1.1, Л2.1
1.34. Лабораторная работа «Создание сайта на CMS» Лабораторные 7 18 ПК 9.3., ПК 9.4. Л1.1, Л2.1
1.35. Лабораторная работа «Администрирование сайта» Лабораторные 8 8 ПК 9.1., ПК 9.2., ПК 9.3., ПК 9.4., ПК 9.5., ПК 9.6. Л1.1, Л2.1
1.36. Лабораторная работа «Публикация сайта на бесплатном хостинге» Лабораторные 8 8 ПК 9.3., ПК 9.4. Л1.1, Л2.1
1.37. Работа с графикой Сам. работа 6 8 ПК 9.1. Л1.1, Л2.1
1.38. PHP и XML Сам. работа 6 8 ПК 9.3. Л1.1, Л2.1
1.39. Язык сценариев JavaScript. Объектно-ориентированное программирование Сам. работа 7 8 ПК 9.4., ПК 9.5. Л1.1, Л2.1
1.40. jQuery Сам. работа 7 6 ПК 9.3., ПК 9.4. Л1.1, Л2.1
1.41. AJAX Сам. работа 8 6 ПК 9.3. Л1.1, Л2.1
1.42. Консультации 8 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 08., ОК 09., ПК 9.1., ПК 9.2., ПК 9.3., ПК 9.4., ПК 9.5., ПК 9.6. Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО: Тест.

Вопрос 1. Укажите правильный вариант определения изо6ражения в качестве гиперссылки.
а. <а HREF="адрес файла"> IМG SRC="imаgе.gif">
b. <а HREF="imаgе.gif">
с. <а HREF="адрес файла"> <IМG="imаgе.gif">

Вопрос 2. Найдите ошибочное определение гиперссылки.
а. <а HREF="аlехfinе.htm" ТАRGЕТ="lеft"> аlехfinе
b. <а ТАRGЕТ="аlехfinе.htm" HREF="nеw"> аlехfinе
с. <а HREF="аlехfinе.htm"> аlехfinе

3. В какой таблице ширина промежутков между ячейками составит 20 пикселей?
а. <tаblе сеllsрасing="20">
b. <tаblе gridsрасing="20">
с. <tаblе сеllраdding="20">

4. Как указать выравнивание текста в ячейке таблицы?
а. с помощью атрибута CELLPАDDING
b. с помощью атрибута VАLIGN
с. с помощью атрибута АLIGN

5. Какой атрибут элемента FОRМ определяет список кодировок для водимых данных?
а. аltb. ассерt-сhаrsеt
с. еnсtyре-сhаrsеt

6. Что определяет атрибут CELLSPАCING у элемента разметки ТАBLE?
а. расстояние от содержания до границы ячейки
b. расстояние между ячейкамис. ширину границы
d. ширину ячейки

7. Какой атрибут тэга BОDY позволяет задать цвет фона страницы?
а. сolor
b. bасkground
с. sеt
d. bgсolor

8. Какой атрибут тега <iМg> задает горизонтальное расстояние между вертикальной границей страницы и изображением?
а. BОRDER
b. HSPАCE
с. VSPАCE

9. Какой из приведенных тегов позволяет создавать нумерованные списки?
а. ОL
b. DL
с. UL
d. DТ

10. Какой полный URL будет сформирован для ссылки в приведенном фрагменте? <bАse href=""<а">httр://аlехfinе.ru"> <ВОDY> <А HRЕF="dос1.html">Документ 1
а. httр://аlехfinе.ru/dосs/doс1.html
b. httр://аlехfinе.ru/dос1.html
с. правильный URL не может быть сформирован

11. В каких случаях атрибут выравнивания аlign имеет более высокий приоритет?
а. <ТН аlign="lеft">
b. <СОL аlign="lеft">
с. <ТАВIЕ аlign="lеft">

12. Какой атрибут принадлежит тегу <АREА>?
а. SRC
b. SHАPE
с. CIRCLE

13. Какай тэг определяет заголовок документа HТМL?
а. НТМL
b. ISINDEX
с. ВОDY
d. HEАD

14. Какой из приведенных примеров задает гипертекстовую ссылку из документа 1.html на другой документ?
а. <А HREF="#m1">ссылка
b. <А HREF=m1>ссылка
с. <А HREF="2.html#m1">ссылка

15. Выберите вариант корректного описания синтаксиса тега SCRIPТ.
а. <sСripТ Тype="тип_языка_программирования">текст программы
b. <sСripТ nАМЕ="язык_программирования">текст программы
с. <sСripТ ТУРЕ="тип_документа">текст программы

Правильные ответы:
1. а.
2. b.
3. a.
4. b, c.
5. b.
6. b.
7. d.
8 b.
9. a.
10. b.
11. a.
12. b.
13. d.
14. c.
15. a.

Критерии оценивания:
85-100 баллов
(оценка «отлично») 85-100% правильных ответов
70-84 баллов
(оценка «хорошо») 70-84% правильных ответов
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») 50-69% правильных ответов
0-49 баллов
(оценка «неудовлетворительно») 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ
1. Форма проведения промежуточной аттестации: дифференцированный зачёт в 6 семестре и экзамен в 7 семестре.
2. Процедура проведения:
Основную часть работы студенты выполняют за компьютером. Также отвечают устно на дополнительные вопросы.
Студент допускается к дифференцированному зачёту (экзамену), если имеет семестровый рейтинг не менее 50 баллов. Примечание: Студенты, выполнившие на положительную оценку все обязательные виды запланированных учебных заданий, могут автоматически получить оценку в соответствии с набранными баллами.
Повышение оценки на зачете возможно только на 1 балл. Основная часть дифференцированного зачёта состоит из двух заданий, заключающихся в написании компьютерных программ. Устная часть предполагает ответы два вопроса по прослушанным в рамках лекций темам, а также вопросам, предлагавшимся для изучения в рамках самостоятельной работы.
Пример заданий из основной части дифференцированного зачёта (экзамена):
Номер задания Задача
1 Разработать программу, которая работает с базой данных Библиотека.
2 Разработать графический интерфейс для программы, выполненной по заданию 1.

Примерный перечень вопросов для подготовки к устной части
дифференцированного зачёта (экзамена)
1 Назначение и область применения языка PHP. Режимы работы PHP-приложений. Консольные приложения, аргументы командной строки. Запуск приложения с правами пользователя wwwrun, основные проблемы доступа к каталогам и файлам. Расширенные списки доступа ACL. Пояснить на примерах.
2 Основы синтаксиса языка PHP. Структура простейшей программы. Переменные. Константы. Предопределенные константы. Ссылки в php, примеры. Элементы структурного программирования (ветвление, организация циклов, передача управления).
3 Использование массивов в PHP. Способы создания/удаления массива. Индексные массивы (списки), правило вычисление индекса, переиндексация, обращение к элементу массива. Ассоциативные массивы, обращение к элементу массива. Обращение к элементу массива внутри строки. Цикл foreach.
4 Функции в PHP. Синтаксис описания функций. Порядок определения и вызова. Способы передачи аргументов, значения по умолчанию. Список агрументов переменной длины. Переменные внутри функции: локальные, глобальные, статические. Стек вызовов функций, функции вывода стека. Пояснить на примерах. Средства PHP для отправки/принятия HTTP-сообщений. Использование HTTP-контекста.
5 Схема работы Web-приложения, архитектура клиент-сервер. Протокол HTTP. Типы HTTP-соединений. Общая структура HTTP-сообщений (запрос, ответ). Выбор метода: GET или POST? Кодирование в URL.
6 Обработка данных HTML-форм. Способы передачи параметров сценарию PHP. Обращение к параметру, переданному из формы. Обработка списка с множественным выбором (<select>), параметр-массив. Обработка специальных случаев: якоря (#), имена с точкой (name=picture.gif), магические кавычки. Обработка <input type="image"..., доступ к координатам.
7 Cookie-наборы, назначение, время жизни. Схема обмена заголовками между клиентом и сервером (Cookie - в запросе, Set-Cookie - в ответе). Способы установки cookie в php-скрипте. Установка/изменение/удаления cookie-набора с помощью setcookie (пример). Доступ к значениям cookie-набора в php-скрипте.
8 Сессии (сеансы) PHP, основная идея использования сессий, начало сеанса, завершение сеанса. Идентификатор сессии, способ передачи идентификатора от страницы к странице. Переменные сессии. HTTP-аутентификация, способы, защита одной страницы, защита нескольких страниц.
9 Многофайловые сценарии PHP. Включение файлов, принцип работы include, include_once, require, require_once. Загрузка файлов на сервер (upload). Запуск приложений из PHP. Выделение статичной информации, способы. Область использования .htaccess.
10 Создание класса, синтаксис описания. Создание объекта, представление объекта по ссылке. Клонирование, метод __clone. Область видимости private, protected, public. Конструктор класса, передача параметров в конструктор, вызов родительского конструктора. Деструктор класса, вызов родительского деструктора. Константы класса, определение, обращение внутри класса, обращение вне класса. Пояснить на примерах.
11 Статические свойства и методы класса. Наследование, модель одиночного наследования. Синтаксис описания класса-потомка. Перегрузка метода класса, предпочтение локального (self) конструктора. Управление наследованием с помощью final. Абстрактный метод, абстрактный класс. Интерфейсы, назначение, синтаксис описания, реализация. Пояснить на примерах.
12 Архитектура MVC, описание, назначение основных компонентов. Преимущества MVC. Что такое Smarty? Принцип работы Smarty. Назачение переменных и массивов в php (assign), обращение к ним в шаблоне. Пример использования встроенной функции {foreach}. Переменная {$smarty}. Работа с конфигурационными файлами Smarty, загрузка скрытых секций. Пояснить на примерах.
13 Основные принципы организации реляционных БД. Связь PHP и MySQL в контексте LAMP. Создание БД, права суперпользователя. Создание, удаление, изменение таблиц, получение информации. Работа с СУБД MySQL из PHP. Mysqli, процедурный и ООП-синтаксис, SQL-запросы, использование функций в запросах. Кодировки клиента, соединения, результата и базы. Примеры.
14 Модель обработки ошибок в PHP 5. Типы ошибок. Алгоритм обработки ошибок. Стандартные обработчик ошибок. Подавление ошибок. Обработка исключений в PHP 5. Особенности создания собственного обработчика. Способы отладки сценариев. Оптимизация php-программ.
15 Отладка сценариев PHP. Средства языка, используемые для отладки. Трассировка. Журналирование. Использование утверждений (assert).
16 Настройки безопасности Apache, права и расширение возможностей Web-сервера, сокрытие PHP. Безопасность файлововой системы, контроль доступа к ресурсам, проверка входных данных. Безопасность и аутентификация. Опасность подключаемых файлов. Проверка данных, вставляемых в html-код.

Система оценивания отдельных заданий и зачетной / экзаменационной работы в целом

85-100 баллов (оценка «отлично»)
Представлен развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. Студент ориентируется в излагаемом материале, отвечает на дополнительные вопросы, связанные демонстрирует глубокие теоретические знания, знание первоисточников.

70-84 баллов (оценка «хорошо»)
Представлен достаточно развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. В решении практического задании могут быть допущены вычислительные ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма Студент уверенно отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует достаточно высокий уровень теоретических знаний, знание первоисточников.

50-69 баллов (оценка «удовлетворительно»)
Представлен не полный ответ на теоретический вопрос, В решении практического задании могут быть допущены вычислительные ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний, однако затрудняется отвечать на отдельные вопросы.

0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно»)
Теоретический вопрос не раскрыт, в решении практического задания допущены существенные ошибки, ввиду незнания алгоритмов решения. Либо дан ответ только на один из вопросов билета. Студент затрудняется отвечать на дополнительные вопросы, в том числе непосредственно относящиеся к сути теоретического и практического вопросов билета.
Приложения
Приложение 1.   Контроль_ПиРвебприл.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тузовский А. Ф. Проектирование и разработка web-приложений: учебное пособие для среднего профессионального образования Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Полуэктова Н. Р. Разработка веб-приложений: учебное пособие для среднего профессионального образования Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Заяц А. М., Васильев Н. П. Проектирование и разработка WEB-приложений. Введение в frontend и backend разработку на JavaScript и node.js : учебное пособие для вузов : Санкт-Петербург : Лань, 2021 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "Проектирование и разработка веб-приложений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
OC Linux
Приложения MS Office
Приложения LibraOffice
7-Zip
Стандартное специализированное ПО в соответствии с наименованием кабинетов
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
410Н лаборатория информационно-ком-муникационных технологий; лаборатория информационных систем в профессиональной деятельности; лаборатория учебная бухгалтерия; лаборатория информатики; лаборатория систем электронного документооборота; лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория технических средств обучения - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного овладения профессионального модуля необходимо выполнять следующие требования:
-посещать все лекционные и лабораторные занятия
-все рассматриваемые на лекциях и лабораторных занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
-обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или лабораторных занятиях;
-в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
При изучении дисциплины обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями, учебниками и учебными пособиями. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе.
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
При подготовке к лабораторному занятию следует:
-внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
-определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе;
-изучить конспект лекций по данной теме.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует закреплением материала, с использованием при необходимости соответствующих программных продуктов.
При реализации дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении лабораторных занятий: работа в малых группах, моделирование производственных процессов и ситуаций.