МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМузыка и Изобразительное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_МиИЗО-2023
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 313
контроль 17
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 2
курсовой проект: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 6 6 18 18
Практические 8 8 4 4 12 12
Сам. работа 224 224 89 89 313 313
Часы на контроль 8 8 9 9 17 17
Итого 252 252 108 108 360 360

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний теоретических основ современной педагогической науки;
формирование умений, необходимых для эффективной организации педагогического процесса;
развитие профессионально-педагогического мышления;
формирование способности осмысливать педагогическую действительность, принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания и обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-1.1 Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации
ОПК-1.2 Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности
ОПК-2Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.1 Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
ОПК-2.2 Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
ОПК-2.3 Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
ОПК-4Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.1 Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни
ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся
ОПК-6.2 Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
ОПК-6.3 Проектирует индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития
ОПК-7Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.1 Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося
ОПК-7.2 Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
ОПК-7.3 Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др.
ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно обоснованные закономерности организации образовательного процесса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-6.1. Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся.
ОПК-4.1. Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.
ОПК-1.1. Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, профессионального обучения, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-6.2. Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся.
ОПК-7.2. Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
ОПК-8.2. Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса.
ОПК-2.2. Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-6.3. Проектирует индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития.
ОПК-7.3. Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др.
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов.
ОПК-1.2: Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Педагогическая деятельность Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Профессиональная культура педагога Сам. работа 2 60 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Общие основы педагогики
2.1. Предмет педагогики и задачи современной педагогической науки Лекции 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Педагогика в системе наук о человеке Сам. работа 2 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Методологические основы педагогики Практические 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Логика и методы научно-педагогического исследования Сам. работа 2 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Лекции 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Сам. работа 2 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Проблема цели воспитания педагогики Лекции 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Проблема цели воспитания педагогики Сам. работа 2 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Целостный педагогический процесс Практические 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Теория воспитания
3.1. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Сам. работа 2 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Принципы воспитания Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Принципы воспитания Сам. работа 2 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Современные концепции воспитания Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Лекции 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Практические 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.8. Формирование мировоззрения учащихся современной школы Сам. работа 2 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.9. Содержание воспитания Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.10. Содержание воспитания Практические 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.11. Коллектив и личность в условиях гуманизации школы Сам. работа 2 24 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Дидактика
4.1. Сущность процесса обучения Лекции 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Сущность процесса обучения Практические 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Современные дидактические концепции Сам. работа 3 17 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Принципы обучения Лекции 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.5. Принципы обучения Практические 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.6. Обновление содержания школьного образования Сам. работа 3 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.7. Общая характеристика методов обучения Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.8. Общая характеристика методов обучения Практические 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.9. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников Сам. работа 3 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.10. Контроль и оценка в обучении школьников Сам. работа 3 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.11. Формы организации обучения в школе Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.12. Урок в современной школе Практические 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.13. Формы организации обучения (помимо урока) Сам. работа 3 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.14. Экзамен Экзамен 3 9 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» -https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3080

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. В каком документе находит отражение характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности:
а) в рабочей программе;
б) в рабочем учебном плане;
в) в профессиональном стандарте;
г) в учебном издании.
Правильный ответ: в

2. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых устанавливаются:
а) федеральным органом исполнительной власти;
б) самостоятельно образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
в) органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования;
г) образцы документов устанавливаются каждым обучающимся индивидуально, а не организациями.
Правильный ответ: а

3. Как называется деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в образовательной организации требованиям ФГОС:
а) государственный контроль качества образования;
б) государственный надзор в сфере образования;
в) выездные проверки, включающие тестирование обучающихся;
г) деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС не имеет отдельного названия.
Правильный ответ: а

4. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается:
а) министерством образования и науки РФ;
б) госдумой РФ;
в) правительством РФ;
г) президентом РФ.
Правильный ответ: в

5. Кем или чем определяется соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года?
а) соответствующим локальным нормативным актом образовательной организации;
б) руководителем образовательной организации;
в) учредителем образовательной организации;
г) министром образования и науки.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся – это …
Правильный ответ: учебный план

2. Методологической основой реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (стандартов второго поколения) является системно-деятельностный …
Правильный ответ: подход

3. Совокупность норм и правил поведения педагога, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а, следовательно, и к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, и к обществу в целом – это …
Правильный ответ: профессиональная этика

4. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности осуществляется один раз в …
Правильный ответ: пять лет

5. Вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования – это образование …
Правильный ответ: общее

6. Ребенком является лицо в возрасте до ….
Правильный ответ: 18 лет

7. Документ, являющийся основой для определения нормативных критериев профессионально-педагогического уровня аттестуемого учителя, – это …
Правильный ответ: квалификационная характеристика

8. Количество категорий, установленных в соответствии с квалификационными требованиями, составляют …
Правильный ответ: 3

9. Одна из главных задач общеобразовательного учреждения – это …
Правильный ответ: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности

10. Что лежит в основе ФГОС?
Правильный ответ: системно-деятельностный подход

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет:
а) цели образовательного процесса;
б) методы образовательного процесса;
в) способы образовательного процесса;
г) аспекты образовательного процесса.
Правильный ответ: а

2. В Российской Федерации образовательные программы бывают:
а) основные;
б) второстепенные;
в) общеобразовательные;
г) внеурочные.
Правильный ответ: в

3. Документ, который обычно определяет цели и задачи изучения учебного предмета, учебной дисциплины, образовательной области, темы, практики, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности обучающихся, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.
а) учебный план;
б) учебная программа;
в) учебное издание;
г) учебно-методическое пособие.
Правильный ответ: б

4. Педагогическая технология – это:
а) набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями;
б) инструментарий достижения цели обучения;
в) совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки;
г) устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.
Правильный ответ: а

5. Документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды и родителей в организации психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ:
а) индивидуальный образовательный маршрут;
б) адаптированная основная общеобразовательная программа развития;
в) специальная индивидуальная программа развития;
г) индивидуальный образовательный план.
Правильный ответ: г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Система знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учащимися, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру – это содержание …
Правильный ответ: образования

2. Совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей – это информационно-коммуникационные …
Правильный ответ: технологии

3. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным …
Правильный ответ: стандартом

4. Фактическое содержание учебного курса, а с другой – документация, определяющая содержание образования (знания, умения, навыки или компетенции), его объём и планируемые результаты обучения – это …
Правильный ответ: образовательная программа

5. Реализуются по уровням общего и профессионального образования, а также по профессиональному обучению – это …
Ответ: основные образовательные программы

6. Персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании – это …
Правильный ответ: индивидуальная образовательная траектория

7. Целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства – это …
Правильный ответ: дополнительное образование

8. Особая педагогическая деятельность, обеспечивающая индивидуальное развитие (саморазвитие) ребенка, исходящая из признания того, что поддерживать можно только то, что уже есть в наличии, но на недостаточном уровне, неразвитое, потенциальное, – это …
Правильный ответ: педагогическая поддержка

9. Акцентирование внимания на врожденных качествах ребенка, его способностях, индивидуальных чертах личности – это принцип …
Правильный ответ: природосообразности

10. Педагогическая технология, при которой учащиеся работают с учебной программой, составленной из модулей – это …
Правильный ответ: модульное обучение

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Всеобщая Декларации прав человека принята Генеральной Ассамблеей ООН:
а) 10 декабря 1948 г.;
б) 10 июня 1948 г.;
в) 28 октября 2000 г.;
г) 20 мая 1999 г.
Правильный ответ: а

2. В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
а) осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
б) готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
в) заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
г) формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.
Правильный ответ: ав

3. Создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях это:
а) социальное воспитание;
б) диссоциальное воспитание;
в) коррекционное воспитание;
г) семейное воспитание.
Правильный ответ: в

4. Трудолюбие может быть сформировано у детей, если:
а) работа, которую необходимо выполнить детям, прописана в программных документах образовательного учреждения;
б) работа, которую необходимо выполнить, задается взрослым, который сам не желает трудиться и не участвует вместе с детьми в процессе выполнения трудового задания;
в) работа, которую необходимо выполнить, приносит детям увлеченность и перспективу «завтрашней радости»;
г) работа, которую необходимо выполнить, предъявляется исключительно в форме требования взрослого.
Правильный ответ: а

5. Чем характеризуют нравственное воспитание?
а) формированием умений выстраивать поведение с учетом общественных требований и норм морали;
б) воздействием на формирование полового сознания и поведения детей;
б) развитием у воспитанников общетрудовых умений;
г) формированием у человека ответственного отношения к семье.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Педагогически организованный процесс формирования личности обучающихся на базе национальных ценностей, освоение учеником системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации – это …
Правильный ответ: духовно-нравственное воспитание

2. Какой документ должна разработать школа в части воспитания в соответствии с требованиями ФГОС ООО?
Правильный ответ: программу воспитания, социализации и развития

3. Установки и ориентиры, выступающие в качестве идеала, эталона должного, которые определяют отношение человека к объектам действительности и регулируют его поведение и деятельность – это духовно-нравственные …
Правильный ответ: ценности

4. Педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности – это …
Правильный ответ: воспитательная работа

5. Принцип, характеризующий совместные усилия семьи, школы, общественности в процессе воспитания – это единства воспитательных …
Правильный ответ: требований

6. Воспитательный метод, к которому относятся следующие приемы: благодарность, одобрение, награда, забота и внимание – это …
Правильный ответ: поощрение

7. Прием, относящийся к методу прямого педагогического требования – это …
Правильный ответ: приказ

8. Совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей – это …
Правильный ответ: гуманизм

9. Что такое разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств?
Правильный ответ: воспитание

10. Автором методики коллективных творческих дел является …
Правильный ответ: И.П. Иванов

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Метод, который предполагает создание проблемной ситуации: генерирование идей, оценку и выбор лучших идей:
а) проблемное изложение;
б) частично поисковый метод;
в) метод мозгового штурма;
г) метод проекта.
Правильный ответ: в

2. Метод, предполагающий организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся, путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного, творческого решения:
а) проблемное изложение;
б) частично поисковый метод;
в) исследовательский метод;
г) метод проекта.
Правильный ответ: в

3. Алгоритм процесса достижения планируемых результатов обучения и воспитания называется педагогической(-им):
а) системой;
б) процессом;
в) концепцией;
г) технологией.
Правильный ответ: г

4. К достоинствам проблемного обучения относится:
а) развитие мышления учащихся;
б) большие затраты времени;
в) слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся;
г) учет индивидуальных особенностей учащихся.
Правильный ответ: а

5. В основе проектной технологии лежит идея:
а) Л.В. Занкова;
б) Д. Дьюи;
в) В.Ф. Шаталова;
г) Т.И. Шамовой.
Правильный ответ: б

6. Движущие силы развития личности – это:
а) деятельность (активная);
б) противоречия (внешние и внутренние);
в) самосознание, саморазвитие;
г) учение, труд, общение.
Правильный ответ: б

7. Личность – это:
а) живое существо, обладающее даром мышления и речи;
б) своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость;
в) человек, как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию;
г) человек, как неповторимый представитель рода, с его психофизиологическими свойствами.
Правильный ответ: в

8. Определите требование личностного подхода:
а) учет индивидуальных особенностей воспитанников;
б) учет возрастных особенностей в воспитании;
в) учет возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников в формировании личности, ее жизненных планов и ценностных ориентаций;
г) участие воспитанников в совместном обсуждении программы воспитания.
Правильный ответ: в

9. Общение является ведущей деятельностью в процессе обучения в:
а) старший школьный возраст (15-17 лет);
б) подростковый возраст (11-15 лет);
в) младший школьный возраст (7-11 лет);
г) юношеский возраст (17-21 год).
Правильный ответ: б

10. Подход, требующий целенаправленной активности личности, как условия ее развития
а) этический;
б) деятельностный;
в) полисубъектный;
г) системный.
Правильный ответ: б

11. Компонентами педагогического процесса являются:
а) цель, содержание, формы, средства, методы и приемы, результат;
б) опыт педагога, его знания, личное воздействие;
в) формирование отдельных качеств личности;
г) мотивы, потребности, стимулы.
Правильный ответ: а

12. Принцип дидактики, требующий учета в обучении личностного и умственного потенциала ученика:
а) субъектности;
б) стимулирования к активности;
в) общественной направленности;
г) учета индивидуальных и половозрастных особенностей;
Правильный ответ: г

13. Правило: «Работая со всем классом, помнить о каждом ученике» относится к принципу:
а) систематически и последовательности;
б) сознательности и активности;
в) учета индивидуальных особенностей детей;
г) прочности и основательности.
Правильный ответ: в

14. Метод обучения, опирающийся на ролевую организацию учебной деятельности:
а) соревнование;
б) деловая игра;
в) ситуация успеха;
г) познавательная игра.
Правильный ответ: б

15. Проблемно-поисковый метод обучения:
а) работа с учебником;
б) взаимопроверка;
в) написание сочинения;
г) ученический проект.
Правильный ответ: г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой.
Правильный ответ: 1) Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать? 2) Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать? 3) Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?

2. Преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка – это …
Правильный ответ: педагогическое взаимодействие

3. Особая наука, которая изучает развитие и закономерности обучения и воспитания детей, имеющих физические или психические отклонения в развитии, называется …
Правильный ответ: специальная педагогика (дефектология)

4. Технология организации воспитательных взаимоотношений, состоящая в целеустремленном отборе и применении внешних факторов развития участников – это …
Правильный ответ: педагогический процесс

5. Кем понятие «зона ближайшего развития» было введено в психологический лексикон?
Правильный ответ: Л.С. Выготский
6. Учитель регламентирует учебный процесс, нагрузку, выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности в соответствии с принципом …
Правильный ответ: учета возрастных особенностей

7. Какова логическая последовательность уровней усвоения информации?
Правильный ответ: понимание -> применение -> решение нетиповых задач -> создание новых идей

8. Что такое ориентировочная основа действий (ООД)?
Правильный ответ: восприятие и самостоятельное формулирование условия задачи; анализ условия; воспроизведение или восполнение необходимых для решения знаний; формулировка гипотезы, прогнозирование процесса и результата; составление плана (проекта, программы решения)

9. Перечислите факторы, оказывающие влияние на выбор оптимальных методов обучения.
Правильный ответ: цели и задачи обучения; содержание и методы определенной науки и темы; принципы обучения и позиция педагога; учебные возможности учеников; время; внешние условия; возможности учителей

10. Что лежит в основе деления уроков на типы?
Правильный ответ: дидактическая цель

11. Какие бывают мотивы по видам деятельности?
Правильный ответ: познавательные; социальные; утилитарные; коммуникативные; самореализации

12. Психолого-педагогические технологии – это …
Правильный ответ: определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленных на решение психологических задач (примером является технология развивающего обучения)

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К взаимообусловленным видам взаимодействий в психолого-педагогической сфере относятся:
а) кооперация, воздействие, контакт;
б) интеграция, ассимиляция, конвергенция, адаптация;
в) опека, наставничество, партнерство, сотрудничество;
г) взаимопомощь, интериоризация, принятие, взаимопонимание.
Правильный ответ: в

2. То, чем руководствуется педагог при организации воспитательной работы:
а) советами более опытных коллег;
б) советами родителей;
в) требованиями школьной администрации;
г) принципами воспитания.
Правильный ответ: г

3. Найдите лишнее в характеристиках сформированного педагогического коллектива:
а) сохранение традиций;
б) наставничество;
в) единство профессиональной деятельности педагога с общей деятельностью всего педагогического коллектива;
г) наличие дружеских связей и привязанностей всех между всеми членами педагогического коллектива.
Правильный ответ: г

4. Взаимодействие педагога с родителями обучающегося направлено на:
а) создание благоприятного психологического климата в образовательной среде;
б) создание единого воспитательного поля в образовательном учреждении и семье;
в) на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе
творческих умений;
г) на функционально-ролевую и личностную стороны общения.
Правильный ответ: б

5. Современное семейное воспитание должно основываться на принципах:
а) авторитарной педагогики;
б) гуманистической педагогики;
в) вальдорфской педагогики;
г) социальной педагогики;
д) технократической педагогики.
Правильный ответ: б

6. Классный руководитель, учащиеся и их родители, педагоги – это:
а) объекты воспитательной системы;
б) субъекты воспитательной системы;
в) признаки системы;
г) компоненты воспитательной системы.
Правильный ответ: б

7. Считал семью естественной средой воспитания детей:
а) В.А. Сухомлинский;
б) П.Ф. Лесгафт;
в) К.Д. Ушинский;
г) А.С. Макаренко.
Правильный ответ: в

8. Придавал особое значение раннему периоду семейного воспитания, считая, что этот период детства имеет большое влияние на человека и оставляет неизгладимый след на его дальнейшем существовании:
а) В.А. Сухомлинский;
б) П.Ф. Лесгафт;
в) А.С. Макаренко;
г) К.Д. Ушинский.
Правильный ответ: б

9. Способ разрешения конфликтов, характеризующийся признанием права детей на собственное мнение, называется:
а) сотрудничеством;
б) принуждением;
в) уклонением;
г) сглаживанием.
Правильный ответ: а

10. А.С. Макаренко к ложным относил такие родительские авторитеты, как авторитеты:
а) подкупа, доброты, подавления;
б) сотрудничества, взаимопомощи;
в) доверия, взаимной ответственности;
г) педантизма, чванства, родства.
Правильный ответ: а

11. Признание самоценности личности, реализация внутренней и внешней свободы – это принцип:
а) демократизации;
б) гуманизма;
в) целостности;
г) непрерывности.
Правильный ответ: б

12. К принципам семейного воспитания не относится:
а) оптимистичность взаимоотношений в семье;
б) ориентация на государственный заказ;
в) гуманность и милосердие;
г) последовательность в требованиях.
Правильный ответ: б

13. Способ разрешения конфликтов, заставляющий детей и подростков принять точку зрения руководителя, называется:
а) компромиссом;
б) сглаживанием;
в) принуждением;
г) уклонением.
Правильный ответ: в

14. Показателем нравственной культуры учителя является:
а) педагогический такт;
б) педагогическая справедливость;
в) педагогический долг;
г) педагогическая ответственность.
Правильный ответ: а

15. Целостный педагогический процесс – это:
а) система взаимодействия учителя, ученика, ученического коллектива, родителей, направленная на развитие личности;
б) совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной воспитательной работы;
в) взаимная активность воспитателя и воспитанников в процессе обучения и воспитания;
г) совокупность педагогического воздействия и ответной реакции воспитанников.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества – это …
Правильный ответ: семейное воспитание

2. Совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемые ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.) – это …
Правильный ответ: воспитательный потенциал семьи

3. Процесс, происходящий между педагогом и обучающимся в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка – это …
Правильный ответ: педагогическое взаимодействие

4. Часть общечеловеческой культуры, где сохраняются духовные, материальные ценности образования и воспитания, способы творческой педагогической деятельности, необходимые для социализации будущих поколений – это …
Правильный ответ: педагогическая культура

5. Заранее спроектированное, целенаправленное субъект-субъектное общение, в результате которого решаются задачи обучения и воспитания – это …
Правильный ответ: педагогический процесс

6. Объединение родителей для содействия педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы в воспитании учащихся класса – это …
Правильный ответ: родительский комитет

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы – это:
а) средства воспитания;
б) метод воспитания;
в) прием воспитания;
г) цель воспитания.
Правильный ответ: г

2. К методу косвенного педагогического требования относится прием:
а) разъяснение;
б) убеждение;
в) совет;
г) наказание.
Правильный ответ: в

3. Двусторонний характер обучения:
а) взаимовлияние семьи и школы;
б) взаимообусловленность самообразования и учения;
в) взаимоотношения ученика и класса;
г) взаимосвязь преподавания и учения.
Правильный ответ: г

4. Противоречие между выдвигаемыми ходом обучения практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся является:
а) педагогической проблемой;
б) движущей силой процесса обучения;
в) условием развития познавательной активности учащихся;
г) сущностью процесса обучения.
Правильный ответ: б

5. Подход, подчеркивающий взаимосвязь и взаимообусловленность элементов процесса обучения:
а) личностный;
б) интегративный;
в) системный;
г) деятельностный.
Правильный ответ: в

6. Дидактика – это раздел педагогики:
а) изучающий основы формирования личности в образовательном процессе;
б) рассматривающий вопросы обучения;
в) изучающий вопросы воспитания;
г) рассматривающий вопросы воспитания, обучения и развития ученика.
Правильный ответ: б

7. Движущие силы развития личности – это:
а) самосознание, саморазвитие;
б) деятельность (активная);
в) противоречия (внешние и внутренние);
г) потребности, склонности, интересы.
Правильный ответ: в

8. Учебный план – это нормативный документ, определяющий:
а) перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;
б) максимальную недельную нагрузку учащихся;
в) количество часов в неделю на изучение каждого предмета;
г) количество времени на изучение тем курса.
Правильный ответ: абв

9. Метод обучения – это:
а) прием организации последовательных действий школьника, направленных на усвоение знаний;
б) средство взаимодействия учителя и ученика по усвоению содержания образования;
в) способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, обеспечивающий усвоение содержания образования;
г) механизм деятельности учителя по формированию у учащихся знаний, умений и навыков.
Правильный ответ: в

10. Признак классификации методов обучения, по которому выделяются словесные, наглядные, практические методы:
а) по логике познания;
б) по дидактическим целям;
в) по характеру познавательной деятельности;
г) по источнику знания.
Правильный ответ: г

11. Метод обучения, опирающийся на ролевую организацию учебной деятельности:
а) соревнование;
б) деловая игра;
в) ситуация успеха;
г) викторина.
Правильный ответ: б

12. Метод, предполагающий стимулирование творческой активности обучающихся, направленной на решение проблемы/задачи посредством поиска и развития разнообразных вариантов/идей в условиях свободного обмена ими по мере возникновения у обучающихся:
а) частично поисковый метод;
б) исследовательский метод;
в) метод проекта;
г) метод мозгового штурма.
Правильный ответ: г

13. Признак классно-урочной системы обучения:
а) постоянный состав учащихся с примерно одинаковым уровнем подготовки;
б) постоянное время работы – 45 минут;
в) наличие триединой цели: научить, воспитать, развить;
г) наличие классной комнаты, учебных пособий и оборудования.
Правильный ответ: а

14. Форма обучения, стимулирующая учебно-исследовательскую работу школьников:
а) предметный кружок;
б) коллоквиум;
в) лабораторные занятия;
г) тематическая конференция.
Правильный ответ: в

15. Дидактическое средство – это:
а) материальный или идеальный объект, облегчающий учение;
б) дневник ученика, классный журнал, тетрадь для контрольных работ;
в) способ организации деятельности ученика на уроке;
г) совокупность методов и форм организации учебного процесса.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Источником формирования содержания образования выступает …
Правильный ответ: социальный опыт (или культура)

2. Документ, в котором зафиксирована цель воспитания – это …
Правильный ответ: закон РФ «Об образовании»

3. Функция обучения, предполагающая формирование определенных взглядов, убеждений, нравственно-эстетических качеств личности – это …
Правильный ответ: воспитательная

4. В основе деления уроков на типы лежит …
Правильный ответ: дидактическая цель

5. Требование: обеспечивать мотивацию, интерес школьников в усвоении учебного материала соответствует принципу …
Правильный ответ: сознательности и активности

6. Система научных знаний и связанные с ними практические умения, которыми необходимо овладеть обучающимся – это …
Правильный ответ: содержание образования

7. Внешняя сторона организации учебного процесса, связанная с количеством обучаемых, временем и местом обучения называется …
Правильный ответ: форма обучения

8. Форма обучения, требующая выхода учеников к месту расположения изучаемого объекта – это …
Правильный ответ: экскурсия

9. Внеурочная форма обучения, обеспечивающая углубление знаний учащихся по предмету – это …
Правильный ответ: факультатив

10. Совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания – это …
Правильный ответ: структура урока

11. Тип урока, посвященный, главным образом, работе над новым материалом – это …
Правильный ответ: усвоения новых знаний, умений

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Методические рекомендации по написанию курсовой работы и критерии оценки приведены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Педагогика»

Студент выбирает одну из тем курсовой работы, приведенную в списке, изменяет ее в соответствии с вариантами, указанными в списке, или формулирует свою тему. В по-следнем случае обязательна консультация и одобрение педагога. Тема курсовой работы должна лежать в рамках содержания изучаемой дисциплины. Приветствуется актуальная практико-прикладная тематика курсовых работ, результаты которых в дальнейшем мо-гут быть использованы в образовательном процессе (при изучении отдельных дисциплин, при проведении воспитательных мероприятий, при представлении работ на различные вы-ставки и конкурсы и т.п.).


Раздел 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
1. Педагогическое исследование как фактор формирования профессиональной компетентности практикующего педагога.
2. Методология педагогики и методы педагогических исследований.
3. Роль истории педагогики и профессионального образования в современном понимании педагогических проблем.
4. Школа и педагогическая мысль в первобытном и рабовладельческом обществах и их значение для современной педагогической науки и практики.
5. Школа и воспитание в феодальном обществе и их значение для современной педагогической науки и педагогической практики.
6. Развитие школы и педагогической мысли в Новое время, их значение для современной педагогики.
7. Педагогические взгляды великого чешского ученого Я.А.Каменского и их значение для современной педагогической науки и практики.
8. Гуманистическая педагогика Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и ее значение для современной педагогики.
9. Педагогическая система И.Ф.Гербарта и ее значение для современной педагогики.
10. Педагогическая система А.Дистервега и ее значение для современной педагогики.
11. Развитие теории и практики образования в новейшее время (ХХ в.) и их значение для современной педагогики.
12. Педагогическая система М.Монтессори и ее значение в современной педагогике.
13. Педагогические взгляды Дж.Дьюи и их значение для современной педагогической науки и практики.
14. Просветительские идеи Ф.Скорины и их значение для современной педагогической науки и практики.
15. Жизнь и педагогическая деятельность Д.К.Ушинского.
16. Педагогические взгляды Л.Н.Толстого и их значение для современной педагогической науки и практики.
17. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко.
18. Жизнь и педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского.
19. История профессионального образования и ее роль в современном понимании проблем системы образования.
20. Система образования Республики Беларусь и пути ее развития.
21. Система профессионального образования в Республике Беларусь и пути ее развития.
22. Принципы государственной политики Республики Беларусь в сфере образования.
23. Педагогика и образование в мировом пространстве: вызовы и ответы на них.
24. Педагогика и образование в современной Западной Европе: вызовы и ответы на них.
25. Педагогика и образование во Франции (можно взять любую страну): вызовы и ответы на них.
26. Значение Болонского процесса в развитии современной системы образования Республики Беларусь.
27. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений.
28. Акмеологический подход в изучении педагогических явлений.
29. Аксиоматический подход в изучении педагогических явлений.
30. Компетентностный подход в изучении педагогических явлений.
31. Субъектный подход в изучении педагогических явлений.
32. Личность как субъект и объект воспитания.
33. Индивидуальные особенности обучающихся различного возраста и их учет в воспитании и обучении.
34. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в процессе обучения и воспитания.
35. Медиадидактика как один из путей развития современной педагогики и образования.
Раздел 2. ДИДАКТИКА
36. Сущность, закономерности и функции процесса обучения и их роль в его организации.
37. Содержание образования и его социально-педагогические функции.
38. Содержание профессионального образования и описание его в учебно-программной документации.
39. Содержание высшего образования и его описание в учебно-программной документации.
40. Учебно-программная документация системы профессионального образования как способ фиксации содержания образования.
41. Учебная программа по дисциплине (предмету): формы фиксации информации и пути их совершенствования.
42. Проектирование системы занятий по дисциплине: сущность и формы фиксации информации.
43. Проектирование и организация проведения занятия в системе профессионально-технического образования (можно взять любую систему образования): сущность и формы фиксации информации.
44. Целеполагание в системе образования.
45. Методы и формы обучения.
46. Методы обучения в современном образовании.
47. Методы обучения и их использование педагогом в организации процесса обучения.
48. Средства обучения и их роль в научно-методическом обеспечении учебного процесса.
49. Формы организации учебной деятельности учащихся и их использование педагогом в организации процесса обучения.
50. Классно-урочная система обучения: особенности, достоинства и недостатки, пути развития.
51. Лекционно-семинарская система обучения: особенности, достоинства и недостатки, пути развития.
52. Роль самостоятельной работы в учебно-познавательной деятельности обучающихся.
53. Педагогическая работа с неуспевающими учащимися профессиональных училищ
54. Контроль и оценка результатов обучения.
55. Виды и методы контроля результатов процесса обучения.
56. Современные подходы к диагностике процесса обучения.
57. Тестовый контроль и его реализация в процессе обучения.
58. Учебное занятие и его методическое обеспечение.
59. Потенциал неформального образования для развития пространства образовательных возможностей.
60. Музейное пространство как эффективный образовательный ресурс учебно-воспитательного процесса в учреждении образования.
61. Электронное средство обучения: сущность, способы создания и использования в процессе обучения.
62. Учебно-методический комплекс по дисциплине (предмету) и его роль в организации процесса обучения.
63. Электронный учебно-методический комплекс: способы создания, виды интерфейса, порядок создания и использования в процессе обучения.
64. Электронный ресурс по учебной дисциплине БГУИР как современное средство учебно-методического обеспечения.
Раздел 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
65. Педагогические технологии и их роль в организации процесса обучения.
66. Педагогические технологии в современных условиях: сущность, классификация, использование педагогами в обучении учащихся и студентов.
67. Сущность, цели, формы развивающего обучения.
68. Технология проблемного обучения и ее реализация в современных условиях.
69. Технология модульного обучения и ее реализация в современных условиях.
70. Технология программированного обучения и ее реализация в современных условиях.
71. Технологии личностно-ориентированного обучения и их реализация в современных условиях.
72. Технология проектного обучения и ее использование в современных условиях.
73. Технология проблемного обучения (можно взять любую технологию) и ее использование в преподавании дисциплины (предмета) «Радиотехника» (можно взять любую дисциплину или предмет).
74. Технология проблемного обучения (можно взять любую технологию) и ее использование в обучении будущих педагогов системы профессионального образования.
75. Технология модульного обучения (на примере дисциплины «Педагогика» специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)»).
76. Игра как средство моделирования условий профессиональной деятельности и профессионального развития обучающихся.
77. Информационно-коммуникационные технологии в современном образовательном процессе.
78. Использование информационно-коммуникационных технологий педагогом: принципы, средства, возможности.
Раздел 4. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
79. Воспитательная среда учреждения профессионального образования.
80. Влияние воспитательной среды учреждения образования на личностные качества обучающихся.
81. Социокультурное пространство университета: система отношений и ценностные ориентации.
82. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение обучающихся профессиональной школы.
83. Компетентностно-ориентированная программа воспитательной деятельности в учреждении образования.
84. Профилактика асоциального поведения в образовательной среде учреждения образования.
85. Методы, формы и средства воспитания.
86. Социализация детей и подростков.
87. Воспитание подростков и молодежи.
88. Факторы риска социализации подрастающих поколений.
89. Содержание, формы и методы внеурочной воспитательной работы с обучающимися.
90. Реализация основных направлений государственной политики в сфере защиты прав и интересов детей.
91. Основные составляющие воспитания детей и учащейся молодежи.
92. Предупреждение асоциального поведения обучающихся: профилактика, ресоциализация, реабилитация.
93. Пути и способы реабилитации воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений в Республике Беларусь.
94. Толерантность и духовность в современном обществе: возможности системы образования.
95. Духовно-нравственное воспитание обучающихся: целевые ориентиры нормативных правовых актов и проблемные аспекты их реализации.
96. Воспитание гражданственности и патриотизма в полиэтнической образовательной среде учреждения образования.
97. Поликультурность как принцип моделирования воспитательного пространства учреждения образования.
98. Воспитание патриотизма, национальной гордости средствами художественного творчества.
99. Авторская песня как эффективное средство поликультурного воспитания детей и подростков.
100.Социализация как основа социальной адаптации подростков из семей мигрантов.
101. Профилактическая работа с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета.
102. Особенности совладающего поведения интернет-зависимых подростков.
103. Формирование экологической культуры через организацию кружковой работы.
104. Информационная открытость системы образования как ресурс профилактики асоциального поведения.
105. Профилактика ВИЧ-инфекции и других социально значимых заболеваний в образовательной среде.
106. Формирование ценности здоровья и профилактика ВИЧ-инфекции в системе образования.
107. Формирование жизнестойкости и ценности здорового и безопасного образа жизни.
108. Средства, формы и методы формирования ценностного отношения к здоровью.
109. Формирование ценностного отношения к здоровью: проблемы и пути их решения.
110. Формирование основ культуры питания – история и современные модели воспитания.
111. Профилактическая работа по проблеме ВИЧ/СПИД с подростками и молодыми людьми групп риска.
112. Первичная профилактика по проблеме ВИЧ/СПИД с подростками и молодыми людьми.
113. Практики первичной профилактики по проблеме ВИЧ/СПИД с подростками и молодыми людьми.
114. Воспитание в коллективе: роль куратора учебной группы.
115. Профессиональные функции куратора учебной группы учреждения профессионального образования.
116. Профессиональные функции куратора учебной группы учреждения высшего образования.
117. Воспитательная работа с учебной группой в учреждении профессионального образования.
118. Воспитательная работа с учебной группой в учреждении высшего образования.
119. Средства, формы и методы воспитания подростков старшего возраста и молодежи ответственному поведению в семье.
120. Семейное воспитание как основа формирования личности учащегося.
121. Гендерное воспитание как основа формирования устойчивых семейных отношений.
122. Техники и технологии формирования здорового образа жизни.
123. Профилактика суицидального поведения подростков и учащейся молодежи.
124. Профилактика наркомании как условие формирования ценностного отношения к здоровью у подростков и учащейся молодежи.
125. Профилактика асоциального поведения через формирование здоровой картины мира с помощью технологии Мозартика.
126. Роль внеаудиторной воспитательной работы в условиях образовательной среды для будущих педагогов системы профессионального образования.
127. Содержание и формы воспитательной работы по профилактике наркопотребления среди учащихся учреждений профессионального образования.
128. Содержание и формы воспитательной работы по профилактике наркопотребления среди студентов.
129. Содержание и формы воспитательной работы по профилактике торговли людьми (можно взять любую из актуальных проблем) среди учащихся учреждений образования.
130. Содержание и формы воспитательной работы по профилактике торговли людьми (можно взять любую из актуальных проблем) среди студентов.
131. Формирование гендерной компетентности учащихся в условиях учреждений образования.
132. Создание воспитывающей среды в условиях общежития учреждения образования.
133. Воспитательная работа по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся учреждений образования.
134. Модели воспитания ценностного отношения к семейной жизни у учащихся учреждений образования.
135. Деятельность преподавателя по изучению личностных особенностей учащихся.
136. Социометрия как метод исследования состава учебной группы педагогом-куратором.
Раздел 5. ОРГАНИЗАЦИЯ, РЕАЛИЗАЦИЯ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОТДЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
137. Инклюзивное образование как тенденция развития прогрессивных систем образования.
138. Эффективные практики волонтерского движения в работе с подростками с особыми потребностями в развитии.
Раздел 6. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
139. Педагогическая профессия: профессиональные качества педагога и пути формирования педагогического опыта.
140. Репрезентации карьерной готовности студентов: проблема профессиональной идентичности.
141. Профессиональная деятельность преподавателя и куратора учебной группы по воспитанию учащихся: проектирование воспитательных мероприятий и их самооценка.
142. Профессиональная деятельность преподавателя: проектирование и проведение занятий, их самооценка и оценка коллегами.
143. Учреждение образования: структура, штатный состав, управление, взаимодействие, должности педагогических работников.
144. Педагог профессиональной школы: должностной состав, функции, порядок аттестации.
145. Проблемные зоны личностно-профессионального развития студентов.
146. Методика организации педагогического фриланса как новой формы сетевого взаимодействия.
147. Формирование профессиональной компетентности педагогов для обучения учащихся с особенностями психофизического развития.
148. Образовательные блоги как средства обобщения и распространения положительного педагогического опыта.
149. Модели формирования профессиональной компетентности педагога профессиональной школы посредством информационно-коммуникационных технологий.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра Зачета (экзамена). Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет (экзамен) автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет (экзамен) по результатам текущей успеваемости, организуется зачет (экзамен) в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Сластенина В.А. ПЕДАГОГИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Пидкасистый П.И. - Отв. ред. ПЕДАГОГИКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коджаспирова Г. М. ПЕДАГОГИКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Moodle "Педагогика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (экзамена) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.