МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы российской государственности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильАрт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план51_03_01_Культурология_Арт-менеджмент-2023
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 18
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 18 18 18 18
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Капустян Л.А.

Рецензент(ы):
д.э.н., Заведующий кафедрой, Мищенко В.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы российской государственности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мищенко Виталий Викторович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Мищенко Виталий Викторович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся системы знаний, навыков и компетенций, а также ценностей, правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формированием духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности, осознающей особенности исторического пути российского государства, самобытность его политической организации и сопряжение индивидуального достоинства и успеха с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.


3.2.Уметь:
3.2.1.УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Что такое Россия
1.1. Современная Россия: цифры и факты, достижения и герои Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.2. Многообразие российских регионов Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.3. Испытания и победы России Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.4. Герои страны, герои народа Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.5. Современная Россия: цифры и факты, достижения и герои Сам. работа 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Российское государство- цивилизация
2.1. Цивилизационный подход: возможности и ограничения Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
2.2. Философское осмысление России как цивилизации Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
2.3. Применимость и альтернативы цивилизационного подхода Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
2.4. Российская цивилизация Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
2.5. Российское государство- цивилизация Сам. работа 1 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации
3.1. Мировоззрение и идентичность Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
3.2. Мировоззренческие принципы (константы) российской цивилизации Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
3.3. Ценностные вызовы современной политики Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
3.4. Концепт мировоззрения в социальных науках Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
3.5. Системная модель мировоззрения Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
3.6. Ценности российской цивилизации Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
3.7. Мировоззрение и государство Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
3.8. Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации Сам. работа 1 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Политическое устройство России
4.1. Конституционные принципы и разделение властей Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
4.2. Стратегическое планирование: национальные проекты и государственные программы Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
4.3. Власть и легитимность в конституционном преломлении Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
4.4. Уровни и ветви власти Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
4.5. Планирование будущего: государственные стратегии и гражданское участие Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
4.6. Политическое устройство России Сам. работа 1 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
Раздел 5. Вызовы будущего и развитие страны
5.1. Актуальные вызовы и проблемы развития России Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
5.2. Сценарии развития российской цивилизации Лекции 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
5.3. Россия и глобальные вызовы Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
5.4. Внутренние вызовы общественного развития Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
5.5. Образы будущего России Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
5.6. Ориентиры стратегического развития Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
5.7. Сценарии развития российской цивилизации Практические 1 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1
5.8. Вызовы будущего и развитие страны Сам. работа 1 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА


Вопрос 1
Действующая Конституция Российской Федерации была принята...

А) …в 2020 году
Б) … в 2000 году
В) …в 1993 году
Г) …в 1995 году

Вопрос 2
Этап «цветущей сложности» в цивилизационном развитии выделял…

А) …Константин Леонтьев
Б) … Арнольд Тойнби
В) …Уильям Макнил
Г) …Вадим Цымбурский

Вопрос 3
Какой (какие) из этих органов государственной власти РФ не входит (не входят) ни в одну из её ветвей?

А) Счетная Палата
Б) Федеральное агентство по делам
молодёжи
В) Совет Федерации
Г) Президент

Вопрос 4
«Система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности» - это…

А) …закон
Б) … государственный бюджет
В) …государственная программа
Г) …местное самоуправление


Правильные ответы
1 - в
2 - а
3 - а, г
4 - в


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. ВЛАСТЬ – это

способность и право осуществить свою волю и реализовать свое
намерение в рамках отношений с другими людьми, на чем бы такая
способность ни была основана.
2. ГОСУДАРСТВО – это
уникальный ансамбль общественных институтов,
обладающий легальной, легитимной и публичной верховной властью над
любыми другими общественными институтами и обеспечивающий
устойчивое воспроизводство такого верховенства для достижения социально
значимых целей.
3. ГОСУДАРСТВО-ЦИВИЛИЗАЦИЯ – это
исторически устойчивое и культурно
преемственное сообщество, выработавшее собственную ценностную модель и
обладающее значительным социально-политическим влиянием на мировую
политику.
4. ГРАЖДАНСКИЙ МИР – это
бесконфликтное и основанное на сотрудничестве и
солидарности разрешение и преодоление социальных противоречий,
стремление к консолидации общества, социальному компромиссу и
консенсусу.
5 ДЕМОКРАТИЯ – это
следование принципу народовластия в организации
общественно-политической жизни, основанное на представлениях о народе
как единственном источнике власти, равенстве людей между собой, а также
естественности прав и свобод человека, гарантируемых государством.
6. ДОВЕРИЕ – это
основанное на значимости социальной консолидации и
политической солидарности представление о добровольном, сознательном и
конструктивном идеале гражданской взаимопомощи, милосердия и
подвижничества, добровольчества и бескорыстного человеколюбия.
7. КОММУНИТАРИЗМ (КОММУНИТАРНОСТЬ) – это
система культурноценностных представлений о социокультурной обусловленности
человеческой личности и неразрывности индивидуального и общественного
развития.
8. ЛЕГИТИМНОСТЬ – это
добровольное и свободное признание гражданами
правильности решения, процесса принятия такого решения или системы,
ответственной за процесс принятия решения.
9 ЛИЧНОСТЬ – это
самостоятельный и обладающий соответствующей степенью
ответственности человек как субъект общественных отношений и социальных
взаимодействий.
10 МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это
система основополагающих для социальной
идентичности человека схем и образов, включающих в себя познавательные,
смысловые и эмоциональные компоненты восприятия в их неразрывном
единстве.
11 МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД – это
сообщество свободных равноправных граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной,
социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием.
12. МНОГООБРАЗИЕ – это
основанное на историческом опыте межкультурного и
межрелигиозного взаимодействия, сохранении и сбережении исторического и
культурного наследия всех народов Российской Федерации представление о
равных правах на общественное развитие и равном доступе к социальным и
культурным ценностям, необходимым для достижения целей и решении задач
общественного развития.
13. ПАТРИОТИЗМ – это
значимое чувство принадлежности и привязанности к
истории России, ее передаваемых из поколения в поколение ценностям и
культуре, готовность защищать, сохранять и преумножать достижения
соотечественников, представление о неразрывной связи личностного развития
и преуспевания всего российского общества.
14 ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА – это
высшая ценность равных и неотъемлемых возможностей личностного развития, определяющая
внимание к достоинству человека и гражданина, обязательности учета его
интересов и создание условий для его самореализации.
15. РОССИЙСКИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МИР – это
единство (пространственное,хозяйственное, социальное, политическое, духовное), созданное русским
народом в сотворчестве с другими народами России.
16. РЕСПУБЛИКА – это
представление об обязательном характере избираемости,
публичности и подотчетности органов государственной власти народу, а
также ее ориентации на общественное благо и вовлечение граждан в процесс
выявления и реализации общих интересов.
17 РУССКАЯ ЗЕМЛЯ – это
духовно-политический феномен, объединяющий многонациональный российский народ вокруг идеи общего дела по развитию
своей страны и общей культуры, освоению исторической территории России
и защите ее традиционных духовно-нравственных ценностей.
18 СОГЛАСИЕ – это
базирующееся на принципе единства правового пространства,
этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации
представление о значимости сохранения и поддержания культурноценностной солидарности российского общества, особого характера ее духовного развития и добродетельного признания, принятия и терпимого
отношения к различным особенностям этнической, религиозной, социальной
и иной принадлежности.
19 СОЗИДАНИЕ – это
основанное на свойственных российской цивилизации
идеалах свободы и первопроходчества представление о значимости
творческого начала человеческой личности, уважительного отношения к
трудовой деятельности и поддержки конструктивной деятельности во имя
общественного блага.
20 СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – это
направленность деятельности структур публичной власти на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие личности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: учебник М.: Проспект, 2007
Л1.2 Городилов, А. А. Государственное устройство и право: учебник Москва : Директ-Медиа, 2023 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=696159
Л1.3 Замалеев А.Ф. - Отв. ред. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Т. А. Яшкова. Сравнительная политология: учебник Москва : Дашков и К°, 2023 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козырев М. С. Принятие и исполнение государственных решений: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 О. Б. Истомина. Основы российской государственности: учебно-методическое пособие Иркутск : ИГУ,, 2023 e.lanbook.com
Л2.3 В. В. Орлова [и др.] Основы российской государственности : учебно-методическое пособие Москва : ТУСУР, 2023 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Едином образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);

Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);

Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);

7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);

AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);

ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);

LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);

Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);

Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);

Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Преподавание дисциплины «Основы российской государственности» должно быть ориентировано не столько на существующие компетентностные рамки образовательного стандарта или привычные образовательные технологии, сколько на глубокое и интерактивное погружение обучающихся в ключевые вопросы современных социальных наук, связанные с ценностно мировоззренческой составляющей общественного развития и государственной политики.
Одна из ключевых задач внедрения курса в образовательные программы высшего образования – инициировать создание полноценной научнообразовательной экосистемы, призванной поддерживать междисциплинарный диалог для обеспечения нового импульса к развитию российских общественных наук. Для создания подобного социального капитала должны
быть сформированы механизмы свободной академической коммуникации, обеспечивающей, среди прочего, межпоколенческий диалог и доверие, а также воспроизводство общего для преподавателей и студентов культурного пространства.
При освоении программы дисциплины рекомендуется прибегать к интерактивным и диалоговым формам образовательного процесса, не оставлять острые вопросы без ответов. Целесообразно применять в преподавании не только подход «субъект – объект», но и «субъект – субъект», то есть шире использовать обсуждения, дискуссии, создавать пространство диалога. Традиционные и новые образовательные технологии позволяют «прошивать» и развивать, настраивать и перенастраивать систему коммуникации для максимальной включенности студентов в освоение материала. Надо быть готовым к сложным вопросам, давать на них честные ответы и приводить научные доводы. Общественные науки в целом и каждый преподаватель должны быть готовы к работе в новых меняющихся условиях.
Качество преподавания может и должно позитивно изменить пространство – и вуза, и региона, и страны в целом.
Важно при этом поддерживать и другие направления развития научнообразовательной экосистемы. Речь в данном случае идет, во-первых, о привлечении к преподаванию лидеров общественного мнения и практиков из рядов экспертного сообщества, а во-вторых, об активном стимулировании коммуникации внутри самой преподавательской среды. Обсуждение
содержание и структуры дисциплины «Основы российской государственности» может стать отправной точкой для обмена
образовательными технологиями, совершенствования используемой методологии, категориально-понятийного аппарата.
Предполагаемым средне- и долгосрочным результатом внедрения дисциплины «Основы российской государственности» в образовательные программы высшего образования, равно как и результатом действия упомянутой ранее научно-образовательной экосистемы, является качественное развитие существующих форм социализации и политической социализации обучающихся. При объективно присутствующей потребности страны в деятельных, ответственных, созидательных гражданах,поддерживающих не только порядок государственной системы, но и практики гражданского согласия и общественной консолидации, в преподавании
«Основ российской государственности» важны не только формальные показатели успешного освоения программы, указывающие на эрудицию и мнемонические навыки. Ценностный ракурс обсуждения большей части разделов дисциплины повышает значимость творческого подхода к работе с обучающимися, а также развитию у них критического мышления и коммуникативных навыков. Для этого в преподавании дисциплины, помимо классических решений по организации лекционных и практических занятий,
необходимо активно обращаться к форматам модерируемых дискуссий,дебатов, открытых обсуждений проблемных вопросов и самостоятельной проектной работы студентов, посвященной основам российской государственности, цивилизационному развитию, ценностным и мировоззренческим проблемам.
Изучение российской государственности раскрывает историю и культуру, ценности и традиции, отмечает успехи, достижения, но не замалчивает ни трудности, ни ошибки. В рамках изучения дисциплины важно обращать внимание на исторические примеры. Вероятно, не только история России, но и история региона, города, семьи подскажет необходимые и значимые для образовательного процесса примеры.
Модальность (смысловое содержание, основной коммуникативный аспект, отношение авторов к объекту исследования – государственности) данного УМК состоит в том, что наша российская государственность – данность, она нужна нам. Мы такие и не можем быть другими. Не отстающие,не догоняющие, самодостаточные! В рамках изучения данной дисциплины и в дальнейшем надо ответить на главный вопрос: ЧТО НУЖНО ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ И ПРОЦВЕТАНИЯ СТРАНЫ?
В рамках преподавания дисциплины, наряду с классическими
образовательными методиками, предполагающими обращение к таким формам
работы, как лекции, семинары и коллоквиумы, возможно использовать и
следующие образовательные технологии:
- обращение к мультимедийному образовательному порталу «ДНК
России»;
- открытые лекции, проблемные лекции и публичные дискуссии по
разделам дисциплины и отдельным тематическим рубрикам её содержания;
- проведение сопроводительных научных конференций и олимпиад,
связанных с тематикой дисциплины;
- прикладные мастер-классы для совершенствования конкретных и
специализированных навыков, в т.ч. в области политической грамотности,
развития коммуникативных способностей, овладения переговорными техниками
и пр.;
- деловые игры, работа с кейсами (кейс-стади) и техники сценарного
моделирования;
- квесты, квизы, иные формы интерактивной работы по принципу
викторины и интеллектуального конкурса;
- студенческие дебаты, «печа-куча»;
- анализ литературы и правовых актов, работа с источниками;
- доклады, «мозговой штурм» и проектная деятельность студентов;
- иммерсивные и интерактивные мероприятия, в т.ч. за пределами
образовательных учреждений и организаций, - при содействии институтов
культуры, просвещения, науки и образования;
- просмотр актуальных обучающих и художественных видеоматериалов,
в т.ч. специально спроектированных для преподавательских целей
квалифицированными профессионалами в области социального знания.